Мотивация профессиональной деятельности ( методика К . Замфир в модификации А . Реана )
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации профессионально-педагогической деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации (см. п. З.1.). О внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т. д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, со всех точек зрения более эффективны и более желательны, чем внешние отрицательные мотивы.

Измерение мотивации

Инструкция

Прочитайте перечисленные ниже мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для Вас по пятибалльной шкале.

 

1 2 3 4 5
В очень незначительной мере В достаточно незначительной мере В не большой, но и в не маленькой мере В достаточно большой мере В очень большой мере

1. Денежный заработок _____________________________________________________

2. Стремление к продвижению по работе ______________________________________

3. Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег _____________

4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей ________________

5. Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других __________________________________________________________________________

6. Удовлетворение от самого процесса и результата работы _______________________

7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности _________________________________________________________________________

 

Обработка

 

Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (BПM) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами:

 

 

 

 

Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 ( в том числе, возможно, и дробное).

Интерпретация

 

На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.

К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетаний:

ВМ>ВПМ>ВОМ        и      ВМ = ВПМ>ВОМ.

Наихудшим мотивационным комплексом является тип

ВОМ>ВПМ>ВМ

Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эффективности иные мотивационные комплексы.

При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.

Например, нельзя два нижеприведенных мотивационных комплекса считать абсолютно одинаковыми.

  ВМ ВПМ ВОМ
1. 1 2 5
2. 2 3 4

И первый и второй мотивационный комплекс относятся к одному и тому же неоптимальному типу

ВОМ > ВПМ > ВМ

Однако видно, что в первом случае мотивационный комплекс личности значительно негативнее, чем во втором. Во вто-

ром случае по сравнению с первым имеет место снижение показателя отрицательной мотивации и повышение показателей внешней положительной и внутренней мотивации.

По нашим данным, удовлетворенность профессией имеет значимые корреляционные связи с оптимальностью мотивационного комплекса педагога (положительная значимая связь, r = +0,409). Иначе говоря, удовлетворенность педагога избранной профессией тем выше, чем оптимальнее у него мотивационный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий — внешней отрицательной.

Кроме того, нами установлена и отрицательная корреляционная зависимость между оптимальностью мотивационного комплекса и уровнем эмоциональной нестабильности личности педагога (связь значимая, r = -0,585).

Чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность педагога мотивирована самим содержанием педагогической деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем более деятельность педагога обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием «не попасть впросак» (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой педагогической деятельности, а также над внешней положительной мотивацией), тем выше уровень эмоциональной нестабильности.

Литература к главе 1

1. CattellR. В ., Abilities: Their Structure, Growth and Action, Boston: Houghton Mifflin Co., 1971.

2. Абульханова-Славская К. А. Личностные тины мышления личности // Когнитивная психология. М.: Наука, 1986. С. 154-172.

3. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегия исследования // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 4. С. 39-55.

4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

5. Аладжалова Н. А. Психофизиологические аспекты сверхмедленной ритмической активности головного мозга. М.: Наука, 1979.

6. Аминев Г. А., Кудашев А. Р. Соотношение скоростных параметров процесса решения задач и биоэлектрических индикаторов лабильности // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 4. С. 150-155.

7. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980.

8. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. М.: Педагогика, 1982.

9. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3-18.

10. Анцыферова Л. И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 1. С. 6-19.

11. Аронсон Э. Теория диссонанса: прогресс и проблемы // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 111- 126.

12. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. — М.: Изд-во МГУ, 1981.

13. Бандура А., Уолтере Р. Принципы социального научения // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М: Изд-во МГУ, 1984. С. 55-60.

14. Бехтерева Н. П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л.: Медицина, 1974.

15. Биопотенциалы мозга человека: математический анализ / Под ред. В. С. Русинова. М: Медицина, 1987.

16. Богданов В. А. Системологическое моделирование личности в социальной психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.

17. Борисова Е. М., Гуревич К. М. Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопросы психологии. 1988. № 1.

18. Борисова Е. М., Логинова Г. П., Мдивани М. О. Диагностика управленческих способностей // Вопросы психологии. 1997. № 2. С. 112-121.

19. Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии //Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 3-19.

20. Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 6. С. 3-15.

21. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика личности. Киев: Здоровье, 1989.

22. Вартанова И. И. К проблеме диагностики мотивации // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. 1998. №2. С. 80-87.

23. Василевский Н. Н. Современные проблемы экологической физиологии. Л.: 1984.

24. Величковский Б. М. Об уровнях когнитивной организации: неоконченный сценарий Бернштейна // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1999. № 1. С. 3-13.

25. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987.

26. Вилюнас В. К. Психологические механизмы биологической мотивации. М: Изд-во МГУ, 1986.

27. Водопьянова И. Е. Активная жизненная позиция личности и профессиональная адаптация в условиях социально-экономического кризиса // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2. СПб.: Изд- во СПбГУ, 1998. С. 144-153.

28. Георгиевский А. Б. Эволюция адаптации (историко-методологическое исследование). Л.: Наука, 1989.

29. Данч И. Изменение профессиональной установки молодых рабочих // Вопросы психологии. 1985. № 4.

30. Дикая Л. Г., Махнач А. В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования // Психологический журнал. 1996. Т. 17. №3. С. 137-148.

31. Ермолаева Е. П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессиогенеза // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 4. С. 80-87.

32. Журавлев А. Л. Социально-психологическая динамика в изменяющихся экономических условиях // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 3. С. 3-16.

33. Завалишина Д. И. Пространство проблем в практической деятельности // Психология и практика. Вып. 1. Ярославль, 1998. С. 55-56.

34. Илюхина В. А. Нейрофизиология функциональных состояний человека. Л.: Наука, 1986.

35. История зарубежной психологии: Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. II. Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1986.

36. Казначеев В. П. Современные проблемы адаптации. — Новосибирск, 1980.

37. Карпов А. В. Психология менеджмента. М.: Гардарика, 1999.

38. Климов Е. А. Как выбирать профессию. М., 1984.

39. Кудрявцев В. Т. Историзм в психологии развития: от принципа к проблеме // Психологический журнал. 1996. Т. 17. Ms 1. С. 5-18.

40. Кудрявцев Т. В., Сухарев А. В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения // Вопросы психологии. 1985. № 1.

41. Куликов Л. В. Психология настроения личности: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. СПб., 1997.

42. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личности: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. 1997. Ms 1. С. 20-27.

43. Лепский В. Е. Гармония субъективного и нормативного в условиях компьютеризации управленческой деятельности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 4. С. 43-56.

44. Ливанов М. Н. Пространственная организация процессов головного мозга. М.: Наука, 1972.

45. Личность: определение и описание // Вопросы психологии. 1992. № 3-4. С. 34-42.

46. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: 1984.

47. Лоренц К. Агрессия. М.: Педагогика, 1994.

48. МаслоуА. X. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1998.

49. Милнер П. Физиологическая психология. М.: Мир, 1973.

50. Мильруд Р. П. Зависимость зрительных иллюзий от уровня познавательного развития // Вопросы психологии. 1997. М 1. С. 114-120.

51. Найссер У. Познание и реальность. М.: Прогресс, 1981.

52. Нартова-Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 5. С. 20-30.

53. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столица. М.: Изд-во МГУ, 1987.

54. Осницкий А. К., Чуйкова Т. С. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы // Вопросы психологии. 1999. № 1. С. 92-104.

55. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.

56.Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.

57. Плюснин Ю. М., Путилов А. А. Биоритмологические корреляты личностных черт // Психологический журнал. 1990. Т. 11. № 6. С. 47-50.

58. Профессионализм в системе государственной службы / Игнатов В. Г., Белолипецкий В. К., Понеделков А. В. и др. Ростов-н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 1997.

59. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности: Пособие для специалистов, работающих с персоналом). Под ред. А. А. Деркача. М.: Изд. дом «Красная площадь», 1996.

60. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 5. С. 3-18.

61. Реан А. А. Акмеология личности // Психологический журнал. Т. 1. № 3. 2000. С. 88-95.

62. Реан А. А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ. Сер. 6., 1995. Вып. 3. С. 74-79.

63. Реан А. А. Психология изучения личности: Учебное пособие. СПб., 1999.

64. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер Ком, 1999.

65. Рогов М. Г. Структура мотивации учения в системе непрерывного профессионального образования // Психология и практика. Т. 4. Вып. 2. Ярославль, 1998. С. 174-175.

66. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.

67. Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.

68. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960.

69. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979.*

70. Слободчиков В. И., Исаева Н. А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога // Вопросы психологии. 1996. № 4. С. 72-80.

71. Слуцкий В. М., Моррис А. К. Когнитивные механизмы способности рассуждать у подростка: вклад культурных и образовательных факторов // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 2. С. 79-96.

72. Собчик Л. Н., Лобанова Т. Н. Психодиагностические критерии руководящих кадров // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 1. С. 42-48.

73. Степанова С. И. Актуальные проблемы космической биоритмологии. М.: Наука, 1977.

74. Степанова С. И. Биоритмологические аспекты проблемы адаптации. М.: Наука, 1986.

75. Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.

76. Таранов Е. В. Адаптация молодого рабочего па промышленном предприятии // Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. С. 83-88.

77. Франки В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

78. Фромм Э. Иметь или быть / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.

79. Харрисон Дж. и др. Биология человека. М.: Мир, 1979.

80. Чугунова Э. С. Формирование и развитие технического творчества молодых рабочих. М: Высш. школа, 1979.

81. Чудновский В. Э. Смысл жизни: проблемы относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» // Психологический журнал. 1995. Т. 16. №2. С. 15-26.

82. Шапкин С. А., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегии адаптации // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 1. С. 19-34.

83. Шварцер Р., Еруселем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Еруселема // Иностранная психология. 1996. № 7. С. 71-76.

84. Швырков В. Б. Нейрофизиологическое изучение структуры психики // Мозг и психическая деятельность. М.: Наука, 1984.

 

2. Стресс и стрессоустойчивость личности

Дата: 2019-04-23, просмотров: 1433.