Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации профессионально-педагогической деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации (см. п. З.1.). О внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т. д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, со всех точек зрения более эффективны и более желательны, чем внешние отрицательные мотивы.
Измерение мотивации
Инструкция
Прочитайте перечисленные ниже мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для Вас по пятибалльной шкале.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
В очень незначительной мере | В достаточно незначительной мере | В не большой, но и в не маленькой мере | В достаточно большой мере | В очень большой мере |
1. Денежный заработок _____________________________________________________
2. Стремление к продвижению по работе ______________________________________
3. Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег _____________
4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей ________________
5. Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других __________________________________________________________________________
6. Удовлетворение от самого процесса и результата работы _______________________
7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности _________________________________________________________________________
Обработка
Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (BПM) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами:
Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 ( в том числе, возможно, и дробное).
Интерпретация
На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.
К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетаний:
ВМ>ВПМ>ВОМ и ВМ = ВПМ>ВОМ.
Наихудшим мотивационным комплексом является тип
ВОМ>ВПМ>ВМ
Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эффективности иные мотивационные комплексы.
При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.
Например, нельзя два нижеприведенных мотивационных комплекса считать абсолютно одинаковыми.
ВМ | ВПМ | ВОМ | |
1. | 1 | 2 | 5 |
2. | 2 | 3 | 4 |
И первый и второй мотивационный комплекс относятся к одному и тому же неоптимальному типу
ВОМ > ВПМ > ВМ
Однако видно, что в первом случае мотивационный комплекс личности значительно негативнее, чем во втором. Во вто-
ром случае по сравнению с первым имеет место снижение показателя отрицательной мотивации и повышение показателей внешней положительной и внутренней мотивации.
По нашим данным, удовлетворенность профессией имеет значимые корреляционные связи с оптимальностью мотивационного комплекса педагога (положительная значимая связь, r = +0,409). Иначе говоря, удовлетворенность педагога избранной профессией тем выше, чем оптимальнее у него мотивационный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий — внешней отрицательной.
Кроме того, нами установлена и отрицательная корреляционная зависимость между оптимальностью мотивационного комплекса и уровнем эмоциональной нестабильности личности педагога (связь значимая, r = -0,585).
Чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность педагога мотивирована самим содержанием педагогической деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем более деятельность педагога обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием «не попасть впросак» (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой педагогической деятельности, а также над внешней положительной мотивацией), тем выше уровень эмоциональной нестабильности.
Литература к главе 1
1. CattellR. В ., Abilities: Their Structure, Growth and Action, Boston: Houghton Mifflin Co., 1971.
2. Абульханова-Славская К. А. Личностные тины мышления личности // Когнитивная психология. М.: Наука, 1986. С. 154-172.
3. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегия исследования // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 4. С. 39-55.
4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
5. Аладжалова Н. А. Психофизиологические аспекты сверхмедленной ритмической активности головного мозга. М.: Наука, 1979.
6. Аминев Г. А., Кудашев А. Р. Соотношение скоростных параметров процесса решения задач и биоэлектрических индикаторов лабильности // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 4. С. 150-155.
7. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980.
8. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. М.: Педагогика, 1982.
9. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3-18.
10. Анцыферова Л. И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 1. С. 6-19.
11. Аронсон Э. Теория диссонанса: прогресс и проблемы // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 111- 126.
12. Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. — М.: Изд-во МГУ, 1981.
13. Бандура А., Уолтере Р. Принципы социального научения // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М: Изд-во МГУ, 1984. С. 55-60.
14. Бехтерева Н. П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л.: Медицина, 1974.
15. Биопотенциалы мозга человека: математический анализ / Под ред. В. С. Русинова. М: Медицина, 1987.
16. Богданов В. А. Системологическое моделирование личности в социальной психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.
17. Борисова Е. М., Гуревич К. М. Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопросы психологии. 1988. № 1.
18. Борисова Е. М., Логинова Г. П., Мдивани М. О. Диагностика управленческих способностей // Вопросы психологии. 1997. № 2. С. 112-121.
19. Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии //Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 3-19.
20. Брушлинский А. В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 6. С. 3-15.
21. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика личности. Киев: Здоровье, 1989.
22. Вартанова И. И. К проблеме диагностики мотивации // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. 1998. №2. С. 80-87.
23. Василевский Н. Н. Современные проблемы экологической физиологии. Л.: 1984.
24. Величковский Б. М. Об уровнях когнитивной организации: неоконченный сценарий Бернштейна // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1999. № 1. С. 3-13.
25. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987.
26. Вилюнас В. К. Психологические механизмы биологической мотивации. М: Изд-во МГУ, 1986.
27. Водопьянова И. Е. Активная жизненная позиция личности и профессиональная адаптация в условиях социально-экономического кризиса // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2. СПб.: Изд- во СПбГУ, 1998. С. 144-153.
28. Георгиевский А. Б. Эволюция адаптации (историко-методологическое исследование). Л.: Наука, 1989.
29. Данч И. Изменение профессиональной установки молодых рабочих // Вопросы психологии. 1985. № 4.
30. Дикая Л. Г., Махнач А. В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования // Психологический журнал. 1996. Т. 17. №3. С. 137-148.
31. Ермолаева Е. П. Преобразующие и идентификационные аспекты профессиогенеза // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 4. С. 80-87.
32. Журавлев А. Л. Социально-психологическая динамика в изменяющихся экономических условиях // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 3. С. 3-16.
33. Завалишина Д. И. Пространство проблем в практической деятельности // Психология и практика. Вып. 1. Ярославль, 1998. С. 55-56.
34. Илюхина В. А. Нейрофизиология функциональных состояний человека. Л.: Наука, 1986.
35. История зарубежной психологии: Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. II. Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1986.
36. Казначеев В. П. Современные проблемы адаптации. — Новосибирск, 1980.
37. Карпов А. В. Психология менеджмента. М.: Гардарика, 1999.
38. Климов Е. А. Как выбирать профессию. М., 1984.
39. Кудрявцев В. Т. Историзм в психологии развития: от принципа к проблеме // Психологический журнал. 1996. Т. 17. Ms 1. С. 5-18.
40. Кудрявцев Т. В., Сухарев А. В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения // Вопросы психологии. 1985. № 1.
41. Куликов Л. В. Психология настроения личности: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. СПб., 1997.
42. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личности: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. 1997. Ms 1. С. 20-27.
43. Лепский В. Е. Гармония субъективного и нормативного в условиях компьютеризации управленческой деятельности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 4. С. 43-56.
44. Ливанов М. Н. Пространственная организация процессов головного мозга. М.: Наука, 1972.
45. Личность: определение и описание // Вопросы психологии. 1992. № 3-4. С. 34-42.
46. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: 1984.
47. Лоренц К. Агрессия. М.: Педагогика, 1994.
48. МаслоуА. X. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1998.
49. Милнер П. Физиологическая психология. М.: Мир, 1973.
50. Мильруд Р. П. Зависимость зрительных иллюзий от уровня познавательного развития // Вопросы психологии. 1997. М 1. С. 114-120.
51. Найссер У. Познание и реальность. М.: Прогресс, 1981.
52. Нартова-Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 5. С. 20-30.
53. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столица. М.: Изд-во МГУ, 1987.
54. Осницкий А. К., Чуйкова Т. С. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы // Вопросы психологии. 1999. № 1. С. 92-104.
55. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.
56.Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
57. Плюснин Ю. М., Путилов А. А. Биоритмологические корреляты личностных черт // Психологический журнал. 1990. Т. 11. № 6. С. 47-50.
58. Профессионализм в системе государственной службы / Игнатов В. Г., Белолипецкий В. К., Понеделков А. В. и др. Ростов-н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 1997.
59. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности: Пособие для специалистов, работающих с персоналом). Под ред. А. А. Деркача. М.: Изд. дом «Красная площадь», 1996.
60. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 5. С. 3-18.
61. Реан А. А. Акмеология личности // Психологический журнал. Т. 1. № 3. 2000. С. 88-95.
62. Реан А. А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ. Сер. 6., 1995. Вып. 3. С. 74-79.
63. Реан А. А. Психология изучения личности: Учебное пособие. СПб., 1999.
64. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер Ком, 1999.
65. Рогов М. Г. Структура мотивации учения в системе непрерывного профессионального образования // Психология и практика. Т. 4. Вып. 2. Ярославль, 1998. С. 174-175.
66. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.
67. Свенцицкий А. Л. Социальная психология управления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.
68. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960.
69. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979.*
70. Слободчиков В. И., Исаева Н. А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога // Вопросы психологии. 1996. № 4. С. 72-80.
71. Слуцкий В. М., Моррис А. К. Когнитивные механизмы способности рассуждать у подростка: вклад культурных и образовательных факторов // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 2. С. 79-96.
72. Собчик Л. Н., Лобанова Т. Н. Психодиагностические критерии руководящих кадров // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 1. С. 42-48.
73. Степанова С. И. Актуальные проблемы космической биоритмологии. М.: Наука, 1977.
74. Степанова С. И. Биоритмологические аспекты проблемы адаптации. М.: Наука, 1986.
75. Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.
76. Таранов Е. В. Адаптация молодого рабочего па промышленном предприятии // Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. С. 83-88.
77. Франки В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
78. Фромм Э. Иметь или быть / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.
79. Харрисон Дж. и др. Биология человека. М.: Мир, 1979.
80. Чугунова Э. С. Формирование и развитие технического творчества молодых рабочих. М: Высш. школа, 1979.
81. Чудновский В. Э. Смысл жизни: проблемы относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» // Психологический журнал. 1995. Т. 16. №2. С. 15-26.
82. Шапкин С. А., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегии адаптации // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 1. С. 19-34.
83. Шварцер Р., Еруселем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р. Шварцера и М. Еруселема // Иностранная психология. 1996. № 7. С. 71-76.
84. Швырков В. Б. Нейрофизиологическое изучение структуры психики // Мозг и психическая деятельность. М.: Наука, 1984.
2. Стресс и стрессоустойчивость личности
Дата: 2019-04-23, просмотров: 1476.