Реформы, прошедшие в Великобритании и США в 80-х - 90-х годах обнажили кажущуюся непримиримой дихотомию, которая всегда латентно присутствовала в современных системах государственного управления. А именно: согласовать требования законности и результата, основных конституционных прав и эффективности управления чрезвычайно трудно и возможно лишь путем таких политических компромиссов, которые, в конечном счете, ведут к ущемлению обоих принципов. В результате размываются ценностные основы госсектора, его моральные императивы, а наряду с этим подрывается вера общества в контролируемость, подотчетность государственных чиновников, в их нравственную чистоту и "прозрачность" их действий.
При нехватке или отсутствии общественного доверия уменьшается (или вообще исчезает) возможность создания учреждений, действующих на неформальной, неиерархичной, саморегулируемой основе, которые становятся дополнением официальных правительственных учреждений по урегулированию отношений внутри общества с высоким уровнем социального доверия.
Особое внимание вопросу общественного доверия уделяется сторонниками теории политических сетей, поскольку последние представляют собой набор относительно стабильных взаимоотношений неиерархичных и взаимозависимых участников сети, преследующих общие политические интересы и использующих кооперативные способы деятельности.
Контроль за бюрократией - неотложная, но далеко не простая задача. Неотложная, ибо при демократии бесконтрольная власть разъедает основные нормы политической системы с непредсказуемыми политическими последствиями. Не простая, так как, во-первых, рыночные механизмы поощрения и наказания в полном объеме неприменимы к регулированию всей государственной службы, а со многих точек зрения и нежелательны; во-вторых, не существует того комплексного, универсального контрольного механизма, который охватывал бы все стороны процесса принятия управленческих решений.
В коммерческих сферах из-за суровых условий конкурентной борьбы любая идея, сулящая значительные прибыли, мгновенно запускается в производство, но риск за неудачу несет конкретный человек или определенный круг лиц, которые являются инициаторами данной идеи. Госслужба не может позволить себе роскошь спешки. Принятие любой новой идеи проходит через множество уровней, на которых рассматривается ее целесообразность, практичность, эффективность, стоимость и т.д. Риск неоправданного решения может обернуться гораздо более серьезными последствиями для граждан, ради которых существует госслужба.
Акцентируя внимание на проблемах реформирования госслужбы США, следует отметить, что:
а) юридические принципы перестройки приходит в острое противоречие с положениями законов о государственной гражданской службе и многочисленными инструкциями, а также с функциями надзора и руководства со стороны Конгресса США;
б) возрастание роли политических назначенцев входит в противоречие с требованиями к ним и фактическими способностями реальных лиц, которые не удовлетворяют предъявляемым критериям;
в) роль политической сферы в выполнении реформ ограничена сроками пребывания политиков на руководящих постах;
г) увеличение количества политических назначенцев сопровождается снижением качества отбора;
д) на низовых уровнях обостряется проблема протекционизма и "потолстение" правительства;
е) увеличение роли аппарата президента в деле реформирования госслужбы и контроля за чиновниками обостряет вопрос о равновесии между президентом и Конгрессом по отношению к чиновничеству.
Пока неясно, приведет ли реформирование госслужбы в США к чему-то действительно новому или просто станет в ряд многих реформ, направленных лишь на обновление фасада.
Что касается Великобритании, то ее политически нейтральная госслужба исчезает в ходе превращения в "единую, но не единственную". Идет отказ от единообразия шкалы зарплаты, разрядности, системы аттестации (под предлогом неэффективности управления); отказ от концепции "карьеры", т.е. профессиональной и постоянной работы в единой госслужбе (под предлогом не имеющей значения для большинства госслужащих); отказ от обязательного централизованного подбора кадров. Превращение устоявшейся административной системы из иерархической в более сложную по структуре и полурыночную по принципам функционирования, в частности, из-за упразднения прежней единой тарифной сетки и пенсионной схемы, нанесло ущерб репутации государства как идеального работодателя и, тем самым, репутации государства вообще.
К основным проблемам, нерешенным в полном объеме в ходе проводимых в Великобритании и США реформ можно отнести следующие:
обеспечение централизованного политического руководства проведением реформ; создание единой команды реформаторов и органов управления реформированием;
проведение серьезной подготовительной работы в предреформенный период и достижение по этому вопросу общественного консенсуса;
достижение совместимости рыночных и демократических механизмов в государственном управлении и обеспечение ответственности и подотчетности государства его гражданам, а также участия граждан в процессе выработки и осуществления политики;
обеспечение открытости госслужбы и ее профессионализма, в том числе профессионализма политических назначенцев.
Заключение
Выбор модели реформирования госслужбы непосредственно связан с выбором модели государства, в которой зафиксированы базовые принципы отношений между государством, обществом и рынком. Не существует никаких исторических доказательств того, что рынок во всех ситуациях эффективнее государства. Более того, именно существование государства является непременным условием создания и функционирования цивилизованной рыночной экономики. В этой связи необходимо отметить, что для России возможности реформирования, базирующегося только на рыночных основаниях, ограничены, впрочем, как и для других стран.
Государственная служба держится на ряде принципов, разрушая которые, можно разрушить и само государство. Ясное понимание этого особенно актуально в нынешних российских условиях.
Как бы ни была подвижна граница между управлением в частном и государственном секторах, она существует, как существуют принципы беспристрастности, объективности, карьерного продвижения чиновников на основе критерия "заслуг", парламентской ответственности министров и многие другие, заложенные в веберовской модели бюрократии.
Вне поля зрения западных исследователей остался тот факт, что модель М. Вебера эффективно работает только в условиях соблюдения баланса между развитой системой внутреннего контроля и наличием соответствующих материальных стимулов. В результате произошедших в последние десятилетия фундаментальных изменений в экономике и обществе в целом этот баланс был нарушен. Экономическое стимулирование оказалось недостаточным, а количественное и качественное усиление контрольных органов было не в состоянии предотвратить рост бюрократизма во всех его проявлениях.
Другим и, может быть, самым серьезным недостатком, заложенным в модель М. Вебера, являлась значительная дистанцированность госслужбы от общества.
Недостаточное осознание этих моментов выразилось в отрицании веберовской модели в целом и разработке иных моделей. Предложенные западными специалистами подходы к модернизации или замене модели М. Вебера, обозначают скорее направление усилий, чем конкретный механизм реформирования, поскольку в той или иной степени сохраняют указанные выше недостатки веберовской модели.
В то же время, конкретные методики и техники финансово-бюджетного менеджмента и административного контроллинга, апробированные в ходе реформ в Великобритании и США, могут быть использованы при адаптации существующей отечественной модели госслужбы, важнейшей проблемой реформирования которой становится действенный контроль, под которым понимается как внутриорганизационный контроль - контроль за бюрократией со стороны государства, так и контроль со стороны общества и за бюрократией, и, что еще более важно, за деятельностью государства по реформированию госслужбы и пересмотру своих взаимоотношений с обществом.
В этой связи более актуальным представляется не столько создание структуры, отвечающей за реформирование госслужбы (что само по себе является позитивным фактором реформ), сколько создание структуры, наделенной контрольными функциями и, в то же время, представляющей собой максимальное участие граждан в реформировании государства и общества. Речь идет о возрождении в модернизированном виде системы контроля, построенного на сочетании государственных и общественных начал в своей деятельности.
Список использованной литературы
1. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. - М.: Экономика, 2003. - 386 с.
2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. - М.: Изд-во "Омега-Л", 2004. - 282 с.
3. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. - М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 438 с.
4. Государственная служба: Учебник / Отв. ред.В.Г. Игнатов. - М.: Изд-во "МарТ", 2004. - 326 с.
5. Государственная служба (комплексный подход) / Отв. ред. А.В. Оболонский. - М.: Дело, 2003. - 522 с.
6 Государственное и муниципальное управление. - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем". Издательство "ЭКМОС", 2003 - 304 с.
7. Государственное и муниципальное управление: Введение в специальность. Основы теории и организации: Учебное пособие. - М.: ИКЦ "МарТ", 2005. - 448 с.
8. Гриценко Н.С. Институты парламентской демократии в условиях российского и германского федерализма (сравнительный анализ) // Актуальные проблемы политологии. Сборник научных работ студентов и аспирантов Российского университета дружбы народов. - М.: АКС Пресс, 2001. - С.142-148.
9. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления: Курс лекций. - М.: Изд-во "МарТ", 2005. - 218 с. Зерчанинова Т.Е. Социальные аспекты реформирования государственной службы // Тезисы докладов I Всероссийской научной конференции "Сорокинские чтения - 2004: Российское общество и вызовы глобализации". М.: Альфа-М, 2005.
10. Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление как специальность и система научных знаний: Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2004. - 432 с.
11. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Зарубежный опыт местного самоуправления и его реформирования: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2004. - 430 с.
12. Клименко А.В. Механизмы нового государственного управления и модернизированной бюрократии в концепции административной реформы // "ЧиновникЪ". 2005. №5.
13. Кнорринг В.М. Основы государственного и муниципального управления: Учебник. М.: Изд-во "Экзамен", 2004. - 326 с.
14. Литвинцева Е.А. Государственная служба в зарубежных странах. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - 226 с.
15. Митин А.Н. О необходимости системного подхода в процессе развития государственной гражданской службы субъекта РФ // Реформирование государственного управления на уровне регионов: отечественный и зарубежный опыт: Материалы международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 25-26 мая 2005 г. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2005. С.112-116.
16. Мэнинг М., Парисон Н. Реформа государственного управления: международный опыт / Пер. с англ. - М.: Изд-во "Весь Мир", 2003. - 431 с.
17. Оболонский А.В. Государственная служба в России и в мире: тенденции последних десятилетий / Реформирование государственного управления на уровне регионов: отечественный и зарубежный опыт: Материалы международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 25-26 мая 2005 г. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2005. С.78-84.
18. Пикулъкин А.В. Система государственного управления: Учебник для вузов.2-е изд. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 382 с.
19. Радченко АЛ. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: Учебник для вузов.2-е изд. - Ростов н/Д: Ростов. кн. изд-во, 2005. - 293 с.
20. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. СПб.: Питер, 2003. - 419 с.
21. Старцев Я.Ю. Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах. Курс лекций // http://humanities.edu.ru.
22. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие. М.: Изд-во "ЭКМОС", 2004. - 382 с.
23. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. - М.: Юристъ, 2004. - 320 с.
24. Шамхалов Ф.И. Основы теории государственного управления. - М.: Экономика, 2003. - 394 с.
25. Шапсугов Д.Ю. Проблемы теории и истории власти, права и государства. - М.: ИБ "Юрист", 2003. - 328 с.
26. Якобсон Л.И. Реформа государственной гражданской службы // Реформа государственной службы. Материалы семинара "Стратегия развития" от 17 марта 2003 г. С.24.
[1] (21 апреля 1864, Эрфурт — 14 июня 1920, Мюнхен) — немецкий социолог, историк и экономист.
[2] родился 5 ноября 1922 г. в Сент-Менеул, Франция; создал теорию бюрократии и методологию анализа организованных систем коллективного действия был в числе основателей Центра социологии организаций в Париже.
[3]« Мировая революция государственного управления»
[4] (1987-1993)
[5] Как пишут Г.Уомслей и Дж. Вольф
Дата: 2019-05-29, просмотров: 304.