Курсовая работа
Дисциплина: Государственное регулирование экономики
Тема:
«Государственное стимулирование экспорта в России»
Рубцовск 2008
Содержание
Введение
Глава 1. Развитие системы стимулирования экспорта в России
1.1 Финансовые аспекты содействия экспорту
1.2 Стимулирование экспорта в рамках налогового и таможенно-тарифного регулирования
1.3 Содействие в продвижении отечественной продукции на внешние рынки
Глава 2. Действующая в РФ система поддержки экспорта
2.1 Финансовая поддержка экспорта
2.2 Банк развития
2.3 Поддержка выставочно-ярмарочной деятельности в РФ
2.4 Информационно-консультационная поддержка экспортеров
Глава 3. Российский экспорт в 2007 году
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Важной задачей, стоящей в данный момент перед Россией, является проведение целенаправленной политики по стимулированию экспорта в целом и в особенности высокотехнологичной продукции. Это возможно только в том случае, если будут приняты комплексные меры по созданию условий реализации экспортного потенциала страны и проведению продуманной структурной и промышленной политики.
С начала 90-х Правительство РФ практически отказалось от приоритетной поддержки наиболее развитых отраслей промышленности. Наиболее развитые отрасли, как правило, были связаны с оборонно-промышленным комплексом: авиастроение, ракетостроение, судостроение, производство простого вооружения, атомная энергетика, отдельные подотрасли химии и нефтехимии, а также определенные виды машиностроения и некоторые другие. Однако без поддержки правительственных структур предприятия указанных отраслей с трудом находят возможности для реализации своей продукции на внешнем рынке, а на внутреннем спроса на их продукцию мало. Декларируя программу конверсии предприятий, правительство не может обеспечить крупные оборонные заводы ни кредитные ресурсы, ни сбыт их продукции в случае удачной конверсионной реструктуризации. Внутри России с малой выгодой для государства используются современные формы международного сотрудничества.[1]
Объектом исследования курсовой работы является – Государственное стимулирование экспорта в России.
Предмет исследования – российский экспорт.
Целью курсовой работы является обозначение методов государственного стимулирования и поддержки российского экспорта.
Методологической основой написания курсовой работы являются научные труды таких ученых как: В.А. Ачкасова, В.В.Мищенко, В.В.Покровская, Е.Ф. Прокушев, и др.
Долгосрочное экспортное кредитование
Концепцией развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации предусмотрено экспортное кредитование за счет (с участием) средств федерального бюджета.
Согласно Концепции экспортные кредиты за счет (с участием) средств федерального бюджета предполагается предоставлять как правительствам иностранных государств, так и импортерам российской промышленной продукции или их банкам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако в настоящее время данный механизм финансовой поддержки экспорта не используется и выделение средств на экспортное кредитование Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год» не предусмотрено.[8]
Банк развития
В мае 2007 г. Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон "О Банке развития". Документ устанавливает правовое положение, принципы организации, цели создания и деятельности государственной корпорации.
Банк развития действует в целях обеспечения повышения конкурентоспособности экономики РФ путем осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, консультационной и иной предусмотренной законом деятельности по реализации проектов в России и за рубежом. Банк развития будет создан за счет имущества РФ, и будет полностью контролироваться государством на всех этапах его формирования и функционирования.
В соответствии с законом, капитал банка формируется в размере не менее 70 млрд. рублей и может быть увеличен по решению правительства РФ, принимаемому по предложению наблюдательного совета Банка развития за счет дополнительного имущественного взноса РФ или за счет прибыли Банка развития. Уставный капитал при его создании должен быть сформирован в течение шести месяцев со дня государственной регистрации банка.
Капитал Банка развития формируется, в том числе, посредством внесения в качестве имущественного взноса РФ находящихся в федеральной собственности акций ОАО "Российский банк развития" и ЗАО "Российский экспортно-импортный банк". Согласно закону, Банк развития вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, если это служит достижению целей, установленных законом.
Банк осуществляет следующие банковские операции: привлекает во вклады денежные средства юридических лиц, участвующих в реализации проектов банка, открывает и ведет банковские счета юридических лиц, включая корреспондентские, осуществляет куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах, выдает банковские гарантии и гарантии юридическим лицам, также осуществляет инкассацию денежных средств, платежных и расчетных документов юридических лиц, участвующих в проектах банка.
Кроме того, банк вправе выпускать облигации и ценные бумаги. Также банк осуществляет права и выполняет обязанности агента валютного контроля, установленные для уполномоченных банков.
Высшим органом управления Банка развития является наблюдательный совет, в который входят восемь членов и председатель Банка развития. Члены наблюдательного совета назначаются правительством РФ сроком на 5 лет, За исключением председателя Банка развития, члены совета не работают в банке на постоянной основе.
Наблюдательный совет банка принимает решения об одобрении сделок или нескольких взаимосвязанных между собой сделок по отчуждению или приобретению имущества, балансовая стоимость которого составляет 10% и более размеров его собственного капитала.
Согласно закону, Банк развития осуществляет страхование экспортных кредитов от политических и коммерческих рисков в порядке, определяемом правительством РФ.
На него не распространяются положение законодательства о банках и банковской деятельности, регулирующее порядок государственной регистрации кредитных организаций и выдачи им лицензий на осуществление банковских операций, положение о ликвидации или реорганизации кредитных организаций, а также положение о предоставлении информации о деятельности кредитной организации.[9]
Заключение
Главной составляющей в ВЭД Российской Федерации является внешняя торговля. Государство регулирует внешнюю торговлю с помощью таможенных тарифов, лицензирования, квотирования товаров, введения специальных режимов в экспортировании и т.п. Правительство может осуществлять прямое или косвенное субсидирование экспорта.
С 90-х гг. в России происходит резкое сокращение применения административных методов регулирования внешней торговли. Взятый курс либерализации ВЭД соответствует тенденциям мирового сотрудничества, и он должен проводиться в стране с учетом сжатия российского рынка для большинства ранее экспортируемой продукции, ведущего к остановке и банкротству значительного числа передовых предприятий обрабатывающей промышленности. Необходимо либо временное сохранение старых, либо введение новых соответствующих мер по защите российских товаропроизводителей.
Самыми крупными партнерами РФ в настоящее время являются: по экспорту – Германия, Италия, Беларусь; по импорту – Германия, Беларусь, Украина, США. Увеличивающийся спрос на сырьевые товары и продукты с невысокой долей добавленной стоимости обеспечил огромный рост в России экспорта по расчетам, 10-12 млрд. долл. Но слабая диверсификация отечественного экспорта обусловливает опасность его снижения из-за возможного падения цен на нефть.
Российская экономика должна учитывать опыт внешнеэкономических связей, который накоплен в развитых странах, и эффективно применять мероприятия по организационно-экономическому и политико-правовому стимулированию экспорта, радикальному изменению структуры импорта.
Правительство Российской Федерации должно иметь долгосрочные цели ВЭД и более четко спрашивать за осуществление мероприятий по стимулированию экспорта. [13]
Список использованной литературы
1. Ачкасова В.А. Мировая политика и международные отношения / В.А. Ачкасова, С.А. Ланцов. - М.: 2000. - 384 с.
2. Выжитович А. М. Налоговый климат и развитие экономики / А.М. Выжитович. А.В. Терешин // ЭКО. 2008. - №8. – С. 154 – 166. – Приведены таблицы.
3. Герчикова И.Н. Международные экономические организации / И.Н. Герчикова. – М.: «Консалтинг» 2006. – 69 с.
4. Гришин П. Путин завоевывает Азию: [О визитах президента в Сеул и Ханой] / П. Гришин // Эхо планеты. 2001. - №11(март). – С. 14 – 15.
5. Гурвич В. Экспорт, который гуляет сам по себе / В. Гурвич // Политический журнал. 2005. - №26 – С. 38 – 40.
6. Гурова И.П. Диверсификация российского экспорта / И.П. Гурова // ЭКО. 2007. - №9. – С. 29 – 42.
7. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Экспортные возможности России: [О государственной поддержки экспорта] / МЭРТ // Информационно-поисковая система. – Режим доступа: http: // www.exsportsupport.ru
8. Мищенко В.В. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие / В.В.Мищенко. - Барнаул: АГУ, 2000. - 309 с.
9. Мищенко В.В. Государственное регулирование экономики: учебное пособие / В.В. Мищенко. – Барнаул: АГУ 2000. – 309 с.
10. Медведев П. Зарубежные исследования эффективности экспорта / П. Медведев // Маркетинг. 2001. - №4. – С. 35 – 39.
11. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики / В.П. Орешин. – М.: Юристъ 2006. – 40 с.
12. Оболенский В. Внешнеэкономическая политика России на пороге нового века / В. Оболенский // МЭиМО. 2000. №2. – С. 51 – 61.
13. Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: учебник / В.В.Покровская. – М.: Юристъ 2000. – 456 с.
14. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник для вузов / Е.Ф. Прокушев. – М.: Дашаков и К 2006. – 447 с.
15. Разумова Л. Россия – ВТО: [интересы российских экспортеров] / Л. Разумова // Политический журнал. 2005. - №10. – С. 17 - 23.
16. Соколов В. Евросоюз в торговле машинами и оборудованием / В. Соколов // МЭиМО. 2008. - №6. – С. 93 – 99.
17. Семенов К.А. Международные экономические отношения: Курс лекций / К.А. Семенов. - М.: Гардарики 2004. – 111 с.
18. Сотников А. Некоторые проблемы внутрирегиональной торговли СНГ / А. Сотников // МЭиМО. 2000. №6. – С. 34 – 39.
19. Ярцун С.В. Актуальные проблемы реструктуризации экономики России на рубеже XXI века. / С.В. Ярцун, В.А. Коваленко. // Экономическая газета. - 2007. - № 12.
[1] Мищенко В.В. Государственное регулирование экономики. М., 2002. С. 451.
[2] Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. М., 2000. С. 316.
[3] Ярцун С.В. Актуальные проблемы реструктуризации экономики России на рубеже XXI века. 2007. - №12
[4] Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики. М., 2006. С. 40.
[5]Ярцун С.В. Актуальные проблемы реструктуризации экономики России на рубеже XXI века. 2007. М., №12
[6] Гурова И.П. Диверсификация российского экспорта. 2007. №9. С. 29.
[7] Семенов К.А. Международные экономические отношения. 2004. М., С. 111.
[8] МЭРТ. Экспортные возможности России. Режим доступа: http: // www.exsportsupport.ru
[9] Герчикова. И.Н. Международные экономические организации. 2006. М., С. 69
[10] Семенов К.А. Международные экономические отношения. 2004. М., С. 113.
[11] Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики. 2006. М., С. 40.
[12] МЭРТ. Экспортные возможности России. Режим доступа: http: // www.exsportsupport.ru
[13] Мищенко В.В. Государственное регулирование экономики. М., 2002. С. 451.
Курсовая работа
Дисциплина: Государственное регулирование экономики
Тема:
«Государственное стимулирование экспорта в России»
Рубцовск 2008
Содержание
Введение
Глава 1. Развитие системы стимулирования экспорта в России
1.1 Финансовые аспекты содействия экспорту
1.2 Стимулирование экспорта в рамках налогового и таможенно-тарифного регулирования
1.3 Содействие в продвижении отечественной продукции на внешние рынки
Глава 2. Действующая в РФ система поддержки экспорта
2.1 Финансовая поддержка экспорта
2.2 Банк развития
2.3 Поддержка выставочно-ярмарочной деятельности в РФ
2.4 Информационно-консультационная поддержка экспортеров
Глава 3. Российский экспорт в 2007 году
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Важной задачей, стоящей в данный момент перед Россией, является проведение целенаправленной политики по стимулированию экспорта в целом и в особенности высокотехнологичной продукции. Это возможно только в том случае, если будут приняты комплексные меры по созданию условий реализации экспортного потенциала страны и проведению продуманной структурной и промышленной политики.
С начала 90-х Правительство РФ практически отказалось от приоритетной поддержки наиболее развитых отраслей промышленности. Наиболее развитые отрасли, как правило, были связаны с оборонно-промышленным комплексом: авиастроение, ракетостроение, судостроение, производство простого вооружения, атомная энергетика, отдельные подотрасли химии и нефтехимии, а также определенные виды машиностроения и некоторые другие. Однако без поддержки правительственных структур предприятия указанных отраслей с трудом находят возможности для реализации своей продукции на внешнем рынке, а на внутреннем спроса на их продукцию мало. Декларируя программу конверсии предприятий, правительство не может обеспечить крупные оборонные заводы ни кредитные ресурсы, ни сбыт их продукции в случае удачной конверсионной реструктуризации. Внутри России с малой выгодой для государства используются современные формы международного сотрудничества.[1]
Объектом исследования курсовой работы является – Государственное стимулирование экспорта в России.
Предмет исследования – российский экспорт.
Целью курсовой работы является обозначение методов государственного стимулирования и поддержки российского экспорта.
Методологической основой написания курсовой работы являются научные труды таких ученых как: В.А. Ачкасова, В.В.Мищенко, В.В.Покровская, Е.Ф. Прокушев, и др.
Глава 1. Развитие системы стимулирования экспорта в России
В условиях существовавшей в бывшем СССР государственной монополии внешней торговли необходимость организации специализированной системы поддержки экспорта практически отсутствовала, поскольку все затраты, связанные с осуществлением экспорта (как средства зарабатывания свободно-конвертируемой валюты) покрывались за счет бюджета страны. При этом практически весь российский экспорт, с одной стороны, нес в себе элементы субсидирования и осуществлялся через уполномоченные государственные внешнеторговые объединения, с другой стороны, осуществлялся на фоне разницы внутренних и экспортных цен.
С началом радикальных экономических преобразований в 1992 году ситуация качественно изменилась. Политика либерализации предполагала использование преимущественно рыночных механизмов для развития и совершенствования структуры российского экспорта. В марте 1993 года была создана Межведомственная комиссия по стимулированию промышленного экспорта, а в июле того же года принято решение об образовании Российского экспортно-импортного банка.
Активное формирование государственной политики содействия экспорту началось со второй половины 1995 года под влиянием существенного ухудшения динамики экспорта. В это же время началась разработка первых программных документов по поддержке машинотехнической продукции.
Содействие экспорту формально включало в себя меры в области финансового, налогового и таможенно-тарифного регулирования, а также механизмы организационной поддержки экспортеров.[2]
Дата: 2019-05-29, просмотров: 221.