Подведомственность дел о защите чести, достоинства и деловой репутации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

При определении подведомственности дел о защите чести, достоинства и деловой репутации, встает вопрос о разграничении компетенции по их рассмотрению разрешению между общими и хозяйственными судами.

В соответствии со ст. 38 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь при объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны общему суду, а другие – хозяйственному, все требования подлежат рассмотрению в общем суде, если иное не предусмотрено актами законодательства [ 8]. Как разъясняет п.6 постановления Пленума Верховного Суда от 23 декабря 1999 г. №15, дела о защите деловой репутации подведомственны общим судам в том случае, если одной из сторон выступает гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем [26]. До принятия новой редакции Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь для разграничения компетенции между общими и хозяйственными судами по рассматриваемой категории дел использовалось два критерия – субъектный состав участников спора и характер спорного материального правоотношения. Исходя из этого, в тех случаях, например, когда субъектный состав участников спора указывал на подведомственность дела о защите деловой репутации хозяйственному суду, но спор не носил экономического характера, дело подлежало рассмотрению в общем суде [33, c. 52].

В качестве примера можно привести следующее дело.

В хозяйственный суд г. Минска в 2001г. поступило исковое заявление общественного объединения о защите деловой репутации к редакции одной из газет. Истец просил опровергнуть распространенные ответчиком сведения, касающиеся деятельности общественного объединения в предвыборной агитационной кампании. Ошибочно приняв исковое заявление, хозяйственный суд впоследствии прекратил производство по делу на том основании, что дело неподведомственно хозяйственному суду, поскольку спор не связан с осуществлением истцом предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности [ 28].

С принятием новой редакции ХПК Республики Беларусь от 6 августа 2004 г. (вступил в силу с 7 марта 2005 года) правовое регулирование подведомственности дел указанной категории претерпело некоторые изменения. В частности, ст. 47 ХПК Республики Беларусь установила в отношении споров о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности специальную подведомственность, суть которой состоит в том, что указанные споры рассматриваются хозяйственными судами независимо от того, кто является участниками правоотношений, из которых возник спор: юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, индивидуальные предприниматели или граждане. Иными словами, такие споры, согласно ныне действующему ХПК Республики Беларусь, рассматриваются хозяйственными судами независимо от субъектного состава [33, c. 52]. Анализ ст. 47 ХПК Республики Беларусь позволяет сделать вывод о том, что для разграничения компетенции дел о защите деловой репутации между общими и хозяйственными судами необходимо в настоящее время использовать только один критерий – характер спорного материального правоотношения. Применительно к рассматриваемой категории дел выяснить характер спорного материального правоотношения – означает проанализировать те сведения, которые распространены, с точки зрения их направленности: в случае, когда сведения касаются предпринимательской, иной хозяйственной (экономической) деятельности, дело подлежит рассмотрению в хозяйственном суде, даже если одной из сторон спора будет физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем; во всех других случаях рассмотрение спора относится к компетенции общих судов, причем и в том случае, когда сторонами такого спора будут юридические лица или индивидуальные предприниматели.

Такой подход вместе с тем оставляет открытой проблему разграничения судебной компетенции по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации граждан-предпринимателей. Как следует из ст. 47 ХПК Республики Беларусь, указанные субъекты вправе обращаться в хозяйственный суд только тогда, когда распространенная порочащая информация напрямую связана с осуществлением ими предпринимательской деятельности, то есть когда в качестве объекта защиты выступает их деловая репутация в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности. При распространении сведений, порочащих честь и достоинство граждан-предпринимателей, защита указанных благ должна осуществляться судами общей юрисдикции [33, c. 54].

В современных условиях актуальной является проблема определения подсудности дел с участием иностранного элемента, иными словами международной подсудности. В соответствии со ст. 53 ГПК Республики Беларусь подсудность судам Республики Беларусь гражданских дел по спорам, по которым хотя бы одной из сторон является гражданин или юридическое лицо другого государства, определяется ст. 544—549 ГПК Республики Беларусь. В частности, ст. 544 ГПК Республики Беларусь устанавливает, что подсудность судам Республики Беларусь гражданских дел по спорам, в которых участвуют иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, а также по спорам, по которым хотя бы одна из сторон проживает за границей, определяется законодательством Республики Беларусь, если иное не установлено международными договорами Республики Беларусь или письменным соглашением сторон [8, ст. 546]. В ст. 235 ХПК Республики Беларусь в качестве критерия определения международной подсудности впервые в национальном законодательстве названо нахождение истца по спору о защите деловой репутации на территории Республики Беларусь. При этом не исключаются и иные критерии определения компетенции хозяйственных судов по рассматриваемой категории дел, перечисленные в ст. 235 ХПК Республики Беларусь [36]. Так, хозяйственные суды Республики Беларусь компетентны рассматривать спор о защите деловой репутации:

а) если ответчик находится или проживает на территории Республики Беларусь либо на территории Республики Беларусь находится его имущество;

б) если орган управления, филиал или представительство иностранного лица находятся на территории Республики Беларусь;

в) в иных случаях при наличии тесной связи спорного правоотношения с территорией Республики Беларусь.

В настоящее время правила подсудности по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации установлены в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в Минске 22 января 1993 г. (ст. 20), и Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в Кишиневе 7 октября 2002 г. (ст. 22 п. 2). Указанные Конвенции признают компетенцию по рассмотрению споров о защите чести, достоинства и деловой репутации суда той Договаривающей Стороны, на территории которой имеет постоянное местожительство или местонахождение истец.

При отсутствии международного договора или письменного соглашения сторон при определении международной подсудности дела о защите чести, достоинства и деловой репутации применяется ст. 545 ГПК Республики Беларусь, в соответствии с которой юрисдикция судов Республики Беларусь по делам с иностранным элементом определяется по признаку местонахождения (местожительства) ответчика [32, c. 85].



Дата: 2019-05-29, просмотров: 211.