Объектами определенной группы личных неимущественных прав выступают неотделимые от личности блага, которые не являются связанными с имущественными. Именно к этой группе личных неимущественных прав, не связанных с имущественными, относится право на честь, достоинство и деловую репутацию.
По мнению одного из современных исследователей проблемы М.Л. Гаскаровой, право на достоинство и честь выступает, с одной стороны, как общечеловеческая ценность, а с другой, как одна из основных прав человека, защита которого имеет два аспекта:
а) защита чести и достоинства от посягательств со стороны государства как предотвращение вторжения государства в личную сферу индивида;
б) защита чести и достоинства человека как конституционное требование вмешательства государства в случае нарушения достоинства личности со стороны общества [5, с. 10].
В юридической литературе идет острая полемика по поводу природы и содержания прав на честь, достоинство и деловую репутацию. Особое разногласие возникает в связи с отнесением их к субъективным гражданским правам.
Согласно мнению профессора В.Ф. Чигира право на честь, достоинство и деловую репутацию по своей юридической природе относится к субъективным гражданским правам. Его содержание состоит в праве лица претендовать на то, чтобы его общественная оценка соответствовала его поведению, а в отношении деловой репутации – его деловым и профессиональным качествам [9, c. 424].
Однако в некоторых других источниках указывается на то, что субъективные права на такие нематериальные блага, как честь и достоинство отсутствуют. На их существование не оказывает влияния тот факт, предусматриваются ли они нормами права и какой его отрасли [35, c. 382].
Если назвать право на честь и достоинство субъективным правом, то сразу же окажется, что для него неприменимо наиболее распространенное определение субъективного права, как возможности и обеспеченности известного поведения носителя права в границах, установленных нормой права. В то же время, подавляющее большинство исследователей проблемы (А.В. Белявский, Н.А. Придворов, А.Л. Анисимов, И.В. Локов, М.Л. Шелютто) относят право на честь и достоинство к числу субъективных прав. Так, А.В. Белявский, выявив некоторое несоответствие, все-таки склонен полагать, что «право на честь и достоинство является одним из видов субъективных прав, хотя и не может быть охарактеризовано с объективной стороны» [2, c. 32].
Еще одним аргументом в пользу утверждения, что субъективного права на честь и достоинство не существует без нарушения такого рода благ, является тот факт, что пользование ими не носит юридического характера. Тем самым одна из основных возможностей субъективного права – возможность пользования социальными благами – не находит в данном случае применения [37, c. 24].
Между тем обеспечение права на честь, достоинство и деловую репутацию имеет свои специфические особенности. До момента нарушения чести, достоинства, репутации гражданское право охраняет эти нематериальные блага посредством установления всеобщей обязанности воздерживаться от их нарушения, вытекающей из абсолютного характера рассматриваемых правоотношений [1, с.20]. Это означает то, что обеспечению права на честь, достоинство и деловую репутацию корреспондирует обязанность всех других лиц воздерживаться от нарушения этого права. Таким образом, только с момента посягательства на указанные нематериальные блага нормы гражданского права осуществляют регулирование путем установления конкретных мер (способов) защиты, выступающих важным звеном всего охранительного механизма.
Поэтому, право на честь и достоинство все же следует рассматривать как особое субъективное право, ибо его сущность заключается в праве каждого гражданина на неприкосновенность его чести и достоинства и в возможности требовать от всех других физических и юридических лиц воздержания от нарушения этого права. Честь и достоинство не предпосылка того, что может возникнуть в будущем вследствие возможного правонарушения, а наличные блага человека, существующие и в повседневном его состоянии, без каких-либо нарушений. То есть существование права на честь и достоинство не зависит от того, будет ли оно нарушено. В момент нарушения возникает лишь необходимость защиты этого права, а не само право [1, с. 20].
Возможность защиты (притязание) выступает одной из возможностей, составляющих содержание субъективного права, и означает возможность использования механизма государственного принуждения. Возможность защиты, отмечает Н.И. Матузов, выступает как неотъемлемое качество всякого субъективного права, потенциально присущее любой его разновидности, на любой стадии и готовое проявить себя немедленно в случае нарушения интересов управомоченного. Возможность защиты отличает субъективное право от всякой иной правовой возможности, например правоспособности [17, c. 115].
Таким образом, специфика субъективного права на защиту чести, достоинства, репутации заключается в том, что в самой формулировке делается акцент на защиту, возможность применения которой появляется с момента посягательства на нематериальные блага.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 212.