Международно-правовой механизм защиты прав беженцев представляет собой одну из частей всего механизма международной защиты прав человека. Такой механизм защиты работает в следующих направлениях:
разработка деклараций и конвенций. Они закрепляют международные обязательства в сфере прав беженцев;
деятельность международных органов по контролю за соблюдением международных обязанностей по правам человека всеми государствами.
Первое направление представляет собой правотворческое направление.
Международные документы лишь дают ориентацию государству на выработку законодательных норм в соответствии с конвенционными положениями либо же дают конкретизацию принципов и критериев, которыми должны руководствоваться все государства. Беженцы не имеют защиты со стороны собственного государства. Именно это увеличивает такую важность защиты прав беженцев со стороны международных организаций.
Важнейшей областью деятельности ООН, а также её специализированных учреждений является защита права на труд. Одно из этих учреждений – это Международная организация труда (сокращённо – МОТ). Главный её орган представляет собой ежегодно созываемую Международную конференцию труда. Они устанавливают непосредственно международные стандарты в этой сфере с помощью разработки и принятия конкретных рекомендаций и конвенций. Конвенции и рекомендации МОТ являются наиболее всеобъемлющими и полными из всех остальных правовых норм, которые разработаны в рамках международных организаций для регулирования положения трудящихся-мигрантов государствами. Всего в настоящее время МОТ приняла около 181 конвенции и около 188 рекомендации. Указанные конвенции имеют обязательный характер для государств, ратифицировавших их. Также государства раз в два года обязаны представлять доклады о принятых в государстве мерах по выполнению положений данной Конвенции. Правительства обязаны сообщать в МОТ о состоянии работы над законодательством и практики по исследуемым в конвенции вопросам, даже если решение о ратификации не принято[16].
На сегодняшний день разработана целая система международных норм по различным сферам трудовой деятельности от политики занятости, производственных отношений, а также условий труда вплоть до защиты прав человека на рабочем месте и защиты прав особых категорий работников, к примеру трудящихся-мигрантов. Одной из главных целей МОТ, которая была провозглашена этой организацией с момента создания в 1919 г., являлась защита иностранных трудящихся. Именно это нашло своё отражение в преамбуле Устава МОТ, в которой говорится о том, что необходимо срочно улучшать условия труда. Также это нужно делать с помощью защиты интересов трудящихся, которые работают за границей.
Политико-правовая ценность международных стандартов в сфере прав человека, которые касаются миграционных процессов, стала особенно очевидна в 21 столетии. Именно в 21 веке большинство государств унифицируют собственные правовые системы, признавая в качестве основных прав человека право каждого человека на свободное передвижение и выбор своего места жительства в пределах каждого государства, а также право искать убежище от преследования в других странах. В условиях современной России вопрос о том, соответствует ли российское миграционное законодательство и практика его применения международным стандартам, весьма актуален[17].
Согласно действующей Конституции весь массив российского законодательства, регулирующего право каждого на свободное передвижение, правового статуса беженцев и лиц, ищущих убежище, должен соответствовать не только конституционным принципам демократического республиканского устройства, но и общепризнанным принципам и нормам международного права. Это следует из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, где закреплено положение о том, что частью правовой системы РФ являются общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры Российской Федерации. Если иные правила установлены международным договором Российской Федерации, чем те, которые предусмотрены в законе, тогда применяются правила международного договора.
Базовые принципы и нормы правового регулирования положения различных категорий мигрантов определены действующим законодательством Российской Федерации. Однако есть все основания заявить, что действующая правовая база обеспечения эффективной миграционной политики не адекватна тем проблемам, с которыми столкнулась в этой сфере Россия.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 176.