Международное сотрудничество государства в области урегулирования проблем беженцев и вынужденных переселенцев представляет собой такое урегулирование, которое включает в себя большой диапазон связей и на двусторонней основе, и на многосторонней основе. Международное сотрудничество государства в сфере регулирования проблем беженцев и вынужденных переселенцев подразумевает и сотрудничество с разными международными организациями, кроме этого и сотрудничество общественными организациями и религиозными фондами и организациями, с международными неправительственными организациями[1].
Главными функциями такого сотрудничества являются: помощь в регулировании проблем в политической сфере, в социально – экономической сфере, а также в правовой. Такие проблемы в разных сферах связаны с разрешением вопросов вынужденной миграции; распространение, учёт международного опыта для разрешения проблем вынужденной миграции. При этом привлекаются международные эксперты; предотвращение всех потоков вынужденных мигрантов; участие в разработке, реализации программ деятельности международных организаций; контроль за деятельностью общественных и религиозных организаций и фондов, российских, зарубежных, международных государственных и частных структур, которые заинтересованы в помощи в реализации миграционных программ.
Присоединяясь к Протоколу 1967 г., государства берут на себя обязанность по применению основных положений «Конвенции 1951 г. о статусе беженцев»[2]. Все страны, которые являются участниками «Конвенции 1951 г. о статусе беженцев» и Протокола 1967 г. к ней, обязаны соблюдать нормы международных документов.
Практика применения понятия «беженец» в различных международных региональных актах, а также в актах законодательства различных зарубежных стран и нескольких стран СНГ, свидетельствует о признании данного понятия, которое используется в Конвенции о статусе беженцев 1951г.
Cложившиеся основы международно-правового подхода к определению понятия «беженец» были закреплены в Уставе Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев[3]. Устав подчиняет компетенции УВКБ переселенцев, которые подпадают под действие различных ранее заключённых договоров и соглашений. Помимо этого, Устав относит к беженцам лиц, которые не могут вернуться. Хотя перестали существовать обстоятельства, которые стали основанием для предоставления им статуса беженцев. Это связано, прежде всего, с тем, что отказ вернуться домой обычно вызван психической травмой. Эта травма является следствием пережитых преследований[4].
Также следует сказать, что определение вынужденных переселенцев не охватывает лиц, мигрирующих по экономическим причинам, как и в случае с беженцами. Очевидно, что лица, которые вынуждены покидать свои дома из-за маргинализации и экономической несправедливости, равносильных систематическому нарушению их экономических прав, могли бы подпадать под указанное выше определение. Но в большинстве случаев экономической миграции недостаточно очевиден элемент принуждения к перемещению.
Таким образом, на сегодняшний день Конвенция ООН 1951 г. о статусе беженцев вместе с Протоколом 1967 г., касающимся статуса беженцев, остается самым важным и универсальным международно-правовым актом в отношении беженцев. За свою более чем полувековую историю Конвенция доказала собственную "жизнеспособность" в условиях изменения характера преследования людей. В основе всей совокупности положений указанных документов лежат права беженцев на безопасность и личную неприкосновенность[5].
Для реализации политики государства по регулированию потоков беженцев и вынужденных переселенцев РФ требуется активное участие Российской Федерации в работе таких международных организаций, как УВКБ, МОМ (Международная организация по миграции), Международной организации труда и других международных организаций. В настоящее время открыто Бюро МОМ кроме регионального представительства УВКБ в Москве. Указанное выше Бюро представляет МОМ в Российской Федерации во всех направлениях её деятельности. Это также включает разработку и осуществление программ по разрешению вопросов внутренней и международной миграции, как указано в Соглашении о сотрудничестве между Российской Федерацией и Международной организацией по миграции от 13.03.1992г.
Россия активно сотрудничает с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев, а также является одним из пятидесяти членов Исполнительного комитета фонда помощи беженцам ООН, который создан в 1958 году Экономическим и Социальным Советом (ЭКОСОС). В функции ЭКОСОС входит надзор за осуществлением программ помощи, которые финансировал фонд.
В обеспечении программ помощи беженцам участвуют и другие международные организации, членами которых является и Россия. Среди них можно выделить такие международные организации, как ФАО - Продовольственная и сельскохозяйственная организация, ЮНИСЕФ - Детский фонд Организации Объединенных Наций, который был создан в 1946 году, ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения, Международный комитет Красного Креста и другие международные организации.
Предполагается, что в будущем будет развиваться сотрудничество с различными государствами бывшего СССР. Это сотрудничество будет, в том числе, и в договорно-правовой сфере. Например, данное сотрудничество будет заключаться в общей разработке с данными странами процедур и механизмов контроля за регулированием процессов миграции, а также в проведении консультаций между государствами по этим вопросам. Эти вопросы во многом регулируются межгосударственным Соглашением о помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Указанное Соглашение было подписано на встрече глав государств - участников СНГ 24.09.1993г.[6]. Соглашение является основой для единообразного определения правового статуса вынужденных переселенцев и беженцев, а также оно содержит обязанности сторон по оказанию всесторонней помощи этой категории мигрантов. Эта помощь предполагает компенсацию за оставленное жилье и иное имущество, взаиморасчеты и т.д.
Следует отметить, что также межправительственные соглашения заключены по вопросу регулирования процессов переселения и по вопросам защиты прав переселенцев с такими республиками, как Таджикистан, Латвия, Эстония, Туркменистан, Грузия и др. для регулирования между государствами таких миграционных процессов. Главное предназначение таких соглашений – обеспечение прав граждан бывшего СССР на добровольный выбор места своего проживания.
Также в указанном Соглашении устанавливается возможность свободного распоряжения собственным жильем и имуществом на территории государства выезда. Она включает в себя продажу, сдачу на условиях найма и т.д. а также освобождение от пошлин, налогов и сборов, связанных с этим, имущества, денег и вкладов при пересечении границы. Никакое движимое и недвижимое имущество власти государства выезда не могут отчуждать на основании того, что собственником этого имущества является лицо, которое постоянно проживает за пределами государства или которое не является гражданином государства выезда. Все указанные обстоятельства позволяют успешно и самостоятельно решить вопросы обустройства на новом месте жительства за счет собственных средств. При этом государство оказывает вынужденным мигрантам минимальную финансовую помощь[7].
Дата: 2019-05-29, просмотров: 172.