Недавно состоялся визит в США министра экономики и внешней торговли АРЕ Ю. Гали, по окончании которого было объявлено о том, что в начале текущего года должны начаться переговоры между США и Египтом о создании зоны свободной торговли (ЗСТ). Пересмотр содержания сотрудничества между США и АРЕ будет происходить с учетом ключевой роли Египта в регионе и новых инициатив, направленных на ослабление напряженности на Ближнем Востоке.
В специальном докладе, подготовленном Египетским центром экономических исследований, отмечается, что в 1997 г. Египет дал согласие на предложение американской администрации изучить целесообразность заключения двустороннего соглашения о свободной торговле. Позже были проведены встречи экспертов из обеих стран, а в 1999 г. - подписано соглашение, регулирующее взаимное сотрудничество в торговой и инвестиционной сфере. Именно оно послужило базой для начала официальных переговоров по вопросу о создании ЗСТ. Предполагается подписание специального двустороннего соглашения, предусматривающего либерализацию в сфере торговли и услуг, которое будет способствовать продвижению египетских товаров на рынок США и притоку американских инвестиций в экономику АРЕ. В результате станет возможным сохранить высокие темпы прироста ее ВВП, который в настоящее время составляют 6,5% при годовом уровне инфляции 2,2%.
Размеры грантов, предоставляемых США Египту, скорее всего, сократятся, поэтому составители доклада считают необходимым изыскать альтернативные финансовые механизмы для реализации национальной программы экономических реформ.
В докладе сообщается, что по объему полученной от США финансовой помощи Египет занимает 2-е место в мире: в 1979 -2000 гг. от Соединенных Штатов поступило 54,5 млрд. долл. Экономическая помощь США (без военной) в пересчете на год достигает в среднем 815 млн. долл., однако четко прослеживается тенденция к ее сокращению. Предполагается, что к 2010 г. она уменьшится на 40%.
Масштабы инвестиционной деятельности США в Египте характеризуются специалистами указанного исследовательского центра как "незначительные". Так, в 1999 г. объем поступивших из Соединенных Штатов прямых инвестиций не превышал 2,3 млрд. долл. (по сравнению с 39 млрд. и 28 млрд. долл., полученными соответственно Бразилией и Мексикой). Большая часть американских капиталовложений (68%) приходилась на нефтяную отрасль.
Авторы доклада обращают внимание на относительную конкурентоспособность товаров египетского производства - готовой одежды, тканей, стального проката, керамических изделий, нефтепродуктов, химикатов - на рынке США. Экспорт из АРЕ в США на протяжении последних 10 лет характеризовался сравнительной стабильностью. В то же время поставки из Соединенных Штатов в АРЕ постоянно росли, соответственно дефицит Египта в двусторонней торговле достиг 2,5 млрд. долл. В то время как для США эта величина крайне незначительна для Египта она эквивалентна 3% его ВВП. Если для США АРЕ остается средним по масштабам сотрудничества партнером, то для Египта Соединенные Штаты на протяжении многих лет - основное государство-контрагент. | 3 |
Бразилия
Бразильская экономика, обладая высокоразвитым сельским хозяйством, добывающей промышленностью и сектором услуг, является самой мощной в регионе и оказывает существенное влияние на мировые рынки. До принятия стабилизационного плана в середине 1994 г., инфляция в стране достигала просто стратосферных высот и иностранные инвесторы боялись вкладывать средства в национальную экономику. Строгая денежная политика принесла свои плоды: рост цен на потребительские товары в 1998 г. составил 2% против 1000% в 1994г. В тоже время рост ВВП сократился с 5,7% в 1994г. до 3,0% в 1997 г. из-за более жесткой кредитной политики. В 1998 г. экономика страны столкнулась с серьезным испытанием: всемирный финансовый кризис привел к оттоку инвестиций из страны. Приблизительно 30 млрд. дол. ушло за август и сентябрь 1998 г. Наиболее серьезным последствием для Бразилии, после российского отказа выплат по долгам, стало принятие решения об изменение процентной годовой ставки (она достигла 50%). После корректировки налоговой программы и принятия новых принципов структурных преобразований, Международный Валютный Фонд выдал кредиты стране в размере 41,5 млрд. дол. В январе 1999 г. Центральный Банк Бразилии объявил об одноразовой 8% девальвации реала и отказе в дальнейшем искусственно поддерживать курс национальной валюты. Правительство надеется на начало экономического роста к концу 1999 г. и по прежнему заявляет о приверженности строгому антиинфляционному курсу.
Таблица 3.4.
Дата: 2019-04-23, просмотров: 212.