Экономическая интеграция государств Латинской Америки и Карибского бассейна претерпела в истекшие десятилетия существенные изменения. Две первоначальные группировки - Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ) и Карибская ассоциация свободной торговли ("Карифта", создана в 1965 г.) сменили название и ориентацию. От принятой первоначально стратегии, нацеленной на замещение импорта продукцией внутреннего производства ради решения проблемы платежного баланса, пришлось отказаться ввиду малой емкости национальных рынков латиноамериканских стран.
ЛАСТ и "Карифта" по форме интеграции были зонами свободной торговли. Причиной их реорганизации стало отсутствие стимулов к региональному сотрудничеству. Оба интеграционных объединения торговали больше с США, чем со странами региона.
На основе ЛАСТ в 1980 г. была создана Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ). Вместо формальной отмены пограничных таможенных тарифов ЛАИ создала более гибкую систему региональных льготных таможенных пошлин и других форм экономического сотрудничества. Однако ЛАИ не разработала точного графика перехода к общему рынку. ЛАИ, как и ЛАСТ, почти на 90% ориентируется на торговлю с третьими странами, и, прежде всего с США. На долю внутрирегиональной торговли приходится лишь 11% суммарного товарооборота стран - членов ЛАИ.
Андская субрегиональная группа, созданная в 1969 г. в рамках ЛАСТ, предусматривала введение единых внешних тарифов, согласование экономической политики в отношении иностранного капитала посредством совместного программирования развития производственных отраслей и инфраструктуры, мобилизацию внутренних и внешних финансовых ресурсов, предоставление специальных льгот менее развитым членам союза - Боливии и Эквадору и др.
Однако региональные политические и экономические проблемы не позволили группе воспользоваться в полной мере преимуществами интеграции, поскольку на внутрирегиональную торговлю приходилось лишь 5% суммарного товарооборота стран - членов группы.
Карибское сообщество ("Кариком") было создано в 1973 г. на основании Договора Чагуарамос. Он предусматривает политическое и экономическое сотрудничество суверенных членов сообщества, согласование их позиций по важнейшим международным политическим и экономическим вопросам, совместные выступления на международной арене. В экономической области намечено обеспечить хозяйственное сближение членов "Кариком" путем либерализации взаимной торговли, установления совместного внешнего таможенного режима (достижение общего рынка), проведение координации политики в области сельского хозяйства, инфраструктуры, туризма, валютной и кредитной сферах. В рамках "Кариком" действует ряд самостоятельных организаций: по торговому сотрудничеству - Карибский общий рынок (КОР); кредитному -Карибский банк развития и Карибская корпорация развития и др.
90-е годы качественно изменили характер латиноамериканской интеграции, в частности благодаря восприятию принципов "открытого регионализма" и широкого партнерства в отношениях между интеграционными группировками. Процесс либерализации торговли внутри новых объединений ("Меркосур" в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая) заметно опережал общерегиональный итог.
Бразилия, Мексика и Чили (и в меньшей мере Аргентина) предпринимали серьезные шаги для развития новых форм организации технологического пространства. Начали действовать региональные и межрегиональные программы содействия техническому перевооружению латиноамериканских предприятий. Параллельно стимулировался рост производства и экспорта высокотехнологичной продукции.
Некоторые страны смогли притормозить характерную для 80-х годов тенденцию к усилению неравномерности в распределении доходов. Например, в Уругвае доля лиц, живущих за чертой бедности снизилась с 15% в 1986 г. до 6 % десятилетие спустя. Сходные процессы наблюдались в Бразилии и Чили.
Обобщение практики интеграционных процессов в странах Латинской Америки показывает, что ориентация на более высокие формы интеграции в отрыве от созревания объективной основы для перехода к ним не ведет к появлению подлинных интеграционных отношений. Именно поэтому не выдержали испытания практикой и временем и оказались малоэффективными такие известные в 70 - 80-е годы группировки, как ЛАЭС, ЛАИ и другие, созданные без должной проработки взаимных интересов и реальных возможностей партнеров.
Следует также отметить, что интеграционное сотрудничество стран Латинской Америки носит скорее экстенсивный, чем интенсивный характер. Практически ни одна из существующих ныне организационных форм интеграции пока не играет ощутимой роли в решении социально-экономических задач, стоящих перед латиноамериканскими государствами. Размер интеграционных объединений весьма скромен. Реальный вклад континентальных и субрегиональных банков еще невелик. | 4 |
Дата: 2019-04-23, просмотров: 218.