Современное состояние ЛАСТ и КАРИФТА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экономическая интеграция го­сударств Латинской Америки и Карибского бассейна претерпела в истекшие десятилетия суще­ственные изменения. Две перво­начальные группировки - Лати­ноамериканская ассоциация сво­бодной торговли (ЛАСТ) и Карибская ассоциация свободной торговли ("Карифта", создана в 1965 г.) сменили назва­ние и ориентацию. От принятой первоначально стратегии, наце­ленной на замещение импорта продукцией внутреннего произ­водства ради решения проблемы платежного баланса, пришлось отказаться ввиду малой емкости национальных рынков латино­американских стран.

ЛАСТ и "Карифта" по форме интеграции были зонами свобод­ной торговли. Причиной их реор­ганизации стало отсутствие сти­мулов к региональному сотруд­ничеству. Оба интеграционных объединения торговали больше с США, чем со странами региона.

На основе ЛАСТ в 1980 г. была создана Латиноамериканская ас­социация интеграции (ЛАИ). Вместо формальной отмены по­граничных таможенных тарифов ЛАИ создала более гибкую си­стему региональных льготных таможенных пошлин и других форм экономического сотрудни­чества. Однако ЛАИ не разрабо­тала точного графика перехода к общему рынку. ЛАИ, как и ЛАСТ, почти на 90% ориентиру­ется на торговлю с третьими странами, и, прежде всего с США. На долю внутрирегиональной торговли приходится лишь 11% суммарного товарооборота стран - членов ЛАИ.

Андская субрегиональная груп­па, созданная в 1969 г. в рамках ЛАСТ, предусматривала введе­ние единых внешних тарифов, согласование экономической по­литики в отношении иностранного капитала посредством совместно­го программирования развития производственных отраслей и инфраструктуры, мобилизацию внутренних и внешних финансо­вых ресурсов, предоставление специальных льгот менее разви­тым членам союза - Боливии и Эквадору и др.

Однако региональные полити­ческие и экономические пробле­мы не позволили группе восполь­зоваться в полной мере преимуществами интеграции, поскольку на внутрирегиональную торговлю приходилось лишь 5% суммарного товарооборота стран - членов группы.

Карибское сообщество ("Кариком") было создано в 1973 г. на основании Договора Чагуарамос. Он предусматривает политиче­ское и экономическое сотрудни­чество суверенных членов сооб­щества, согласование их позиций по важнейшим международным политическим и экономическим вопросам, совместные выступле­ния на международной арене. В экономической области намечено обеспечить хозяйственное сбли­жение членов "Кариком" путем либерализации взаимной торгов­ли, установления совместного внешнего таможенного режима (достижение общего рынка), про­ведение координации политики в области сельского хозяйства, ин­фраструктуры, туризма, валют­ной и кредитной сферах. В рам­ках "Кариком" действует ряд самостоятельных организаций: по торговому сотрудничеству - Ка­рибский общий рынок (КОР); кредитному -Карибский банк развития и Карибская корпора­ция развития и др.

90-е годы качественно измени­ли характер латиноамериканской интеграции, в частности благода­ря восприятию принципов "откры­того регионализма" и широкого партнерства в отношениях между интеграционными группировками. Процесс либерализации торговли внутри новых объединений ("Меркосур" в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая) заметно опережал общерегио­нальный итог.

Бразилия, Мексика и Чили (и в меньшей мере Аргентина) предпринимали серьезные шаги для развития новых форм орга­низации технологического про­странства. Начали действовать региональные и межрегиональ­ные программы содействия тех­ническому перевооружению ла­тиноамериканских предприятий. Параллельно стимулировался рост производства и экспорта высоко­технологичной продукции.

Некоторые страны смогли притормозить характерную для 80-х годов тенденцию к усилению неравномерности в распределе­нии доходов. Например, в Уруг­вае доля лиц, живущих за чертой бедности снизилась с 15% в 1986 г. до 6 % десятилетие спустя. Сходные процессы наблюдались в Бразилии и Чили.

Обобщение практики интегра­ционных процессов в странах Ла­тинской Америки показывает, что ориентация на более высокие формы интеграции в отрыве от созревания объективной основы для перехода к ним не ведет к появлению подлинных интегра­ционных отношений. Именно по­этому не выдержали испытания практикой и временем и оказа­лись малоэффективными такие известные в 70 - 80-е годы груп­пировки, как ЛАЭС, ЛАИ и дру­гие, созданные без должной про­работки взаимных интересов и реальных возможностей партне­ров.

Следует также отметить, что интеграционное сотрудничество стран Латинской Америки носит скорее экстенсивный, чем интен­сивный характер. Практически ни одна из существующих ныне ор­ганизационных форм интеграции пока не играет ощутимой роли в решении социально-экономичес­ких задач, стоящих перед лати­ноамериканскими государствами. Размер интеграционных объеди­нений весьма скромен. Реальный вклад континентальных и субре­гиональных банков еще невелик. | 4 |

Дата: 2019-04-23, просмотров: 218.