В настоящее время следует отметить активно развивающуюся тенденцию латиноамериканских стран к так называемой трансконтинентальной региональной либерализации. Так в 2000 г. было подписано Соглашение о свободной торговле между ЕС и Мексикой, которое призвано способствовать региональной диверсификации мексиканской внешней торговли. В настоящее время доля стран ЕС в мексиканском импорте составляет лишь 9%, а в экспорте - 4%. С 2000 г. более половины промышленных товаров, экспортируемых странами ЕС в Мексику, не облагается таможенными пошлинами, а мексиканский промышленный экспорт в страны ЕС полностью освобожден от пошлин. Подобное соглашение заключено также между ЕС и Чили.
Ведутся переговоры о создании зоны свободной торговли между ЕС и "Меркосур". Этот альянс, как считают эксперты, мог бы помешать усилиям США занять доминирующее положение в латиноамериканском регионе, и в частности созданию зоны свободной торговли в Америке.
По мнению экономистов, перспективы заключения соглашения между ЕС и "Меркосур" представляются достаточно реальными. В этих двух регионах проживает в общей сложности более 580 млн. человек, а их совокупный валовой продукт превышает 9 трлн. долл. Европейские государства уже являются главными торговыми партнерами указанной группы стран. Их взаимный товарооборот в конце 90-х годов приближался к 50 млрд. долл. Страны ЕС являются источником 43% всех прямых иностранных инвестиций, поступающих в "Меркосур". В свою очередь, латиноамериканские страны представляют собой наиболее динамично развивающийся рынок для сбыта производимых в ЕС товаров.
Объясняя причины притягательности стран - членов "Меркосур" для европейских компаний, эксперты Института европейско- латиноамериканских отношений ("IRELA") отмечают, что большая часть инвестиций, осуществленных ЕС в этом регионе в 90-е годы, была рыночно-ориентированной и простимулирована высокими пошлинами на импорт, позволяющими европейским фирмам поставлять свою продукцию на внутренний рынок этих государств. К числу отраслей, в которые направляется основная часть средств, относят связь, добычу природного газа, информационные технологии, электротехнические средства производства, туризм, энергетику, страхование, пищевую и горнодобывающую промышленность.
Полагают, что соглашение принесет крупные выгоды обеим сторонам. Неограниченный торговый обмен между двумя блоками должен увеличить ежегодные доходы стран ЕС на 6,5 млрд. долл. и "Меркосур" - на 1,5 млрд. благодаря дополнительному расширению экспорта в ЕС на 1,3 -1,4% в год, а в обратном направлении - на 2,4 - 3,4%.
Специалисты "IRELA" считают, что соглашение о свободной торговле с "Меркосур" поможет европейским компаниям в продвижении на интегрированные многонациональные рынки латиноамериканских стран и будет способствовать повышению уровня занятости в ЕС. Для стран - членов "Меркосур" основное преимущество будет заключаться в свободном доступе на европейские рынки их продовольственных и агропромышленных товаров, что дало бы им возможность сократить дефицит в торговле с государствами ЕС, достигавший в конце 90-х годов 41% всего внешнеторгового дефицита этой группы стран. Более того, есть возможности для развития стратегического альянса с европейскими кампаниями, способствующими совершенствованию технологии производства и становлению мелких и средних компаний.
Переговоры между "Меркосур" и ЕС пока не дали конкретных результатов, и предстоит весьма длительный период поиска взаимоприемлемых решений. Однако это не связано с экономическими трудностями стран "Меркосур", а отражает долгосрочные и глубинные проблемы либерализации международной торговли.
Трудности в переговорах ЕС - "Меркосур" представляются частным случаем более общей проблемы регулирования международных потоков товаров. После "Уругвайского раунда" переговоров в рамках ГАТТ, завершившегося в 1994 г. созданием ВТО, наступила явная пауза. Попытки начать новый раунд переговоров в ноябре 1999 г. в Сиэтле закончились провалом. Очевидно, что традиционные методы либерализации торговли, связанные с ликвидацией нетарифных ограничений и снижением таможенных пошлин, в значительной мере исчерпали свой потенциал. Требуются принципиально новые механизмы, к внедрению которых пока не готовы ни развитые страны, ни государства "третьего мира". Данное обстоятельство является дополнительным свидетельством неравномерности развития процесса глобализации.
Однако следует отметить, что если переговоры между ЕС и "Меркосур" увенчаются успехом (даже позже первоначально определенного срока), то впервые в мире будет достигнуто межрегиональное соглашение о свободной торговле между двумя крупнейшими географически отдаленными региональными экономическими объединениями. В результате возникнет, с одной стороны, прецедент, означающий в принципе возможность развития более тесного межрегионального экономического сотрудничества по пути к глобальному сотрудничеству, а с другой - у ВТО появится необходимость добиваться, чтобы новое, самое крупное экономическое объединение не препятствовало развитию внешней торговли всех стран - членов этой организации.
В настоящее время ведется проработка детального плана вхождения Чили в "Меркосур" на правах полноправного участника. Созданы три комиссии. Первая занимается юридической поддержкой планируемого интеграционного процесса. Вторая вырабатывает меры, направленные на либерализацию торговли стран - участников блока. Работа третьей посвящена самому сложному вопросу - созданию единого уровня импортных пошлин. Комиссии собирались в сентябре 2001 г. в Бразилии и в октябре того же года в Уругвае. Страны "Меркосур" намечают завершить подготовку программы вхождения Чили в блок во второй половине 2002 г.
Иначе видят ситуацию в самой Чили. Импортные пошлины там составляют 9%, а к 2003 г. власти намерены установить их на уровне 6 % . Таким образом, экономика Чили является более открытой, чем государств "Меркосур", где ввозные пошлины составляют в среднем 14%. Поэтому пока не удастся договориться о едином уровне пошлин, Чили оставляет за собой право вести переговоры с другими торгово-экономическими группировками, такими как ЕС и НАФТА, а также с отдельными странами.
Такая позиция нравится далеко не всем в "Меркосур", и там раздаются голоса о том, что "речь идет не о вступлении блока в Чили, а о вступлении Чили в блок". С другой стороны, экономика Чили пока ничего не теряет от того, что страна не вошла в блок. Объединение, в свою очередь, безусловно окрепло бы при присоединении к нему Чили. Речь идет не о чилийском экономическом потенциале, который не так велик. Через Чили страны "Меркосур" получили бы больше возможностей для торговли с государствами азиатско-тихоокеанского региона.
В целом по поводу возможности вхождения Чили в "Меркосур" все еще не существует единого мнения. Однако, несмотря на "чилийскую историю", в последнее время "Меркосур" смог продвинуться на пути к достижению торговых соглашений с Китаем, Японией, Республикой Корея, Россией, а также Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ), включающей Швейцарию, Норвегию, Исландию и Лихтенштейн.
Ведутся переговоры "Меркосур" с Андской группой. Однако очевидно, что переговоры о формировании зоны свободной торговли между двумя объединениями теряют практический смысл в свете проблем, вставших перед участниками обеих группировок. Нельзя полностью исключать возможности того, что события последних лет подтолкнут к процессу постепенного расформирования Андского сообщества с последующим включением его отдельных членов в состав "Меркосур". При всех обстоятельствах, объявление Эквадором о начале "долларизации" своей экономики ставит на повестку дня вопрос о коренном пересмотре условий функционирования Андского сообщества.
В конце 2000 г. страны "Меркосур" подписали рамочное соглашение о свободной торговле с ЮАР. Соглашение с ЮАР может придать региональному интеграционному проекту новое трансатлантическое измерение.
Бразилия, Мексика и Чили (в меньшей мере Аргентина) предприняли в последнее время серьезные шаги для развития новых форм организации технологического пространства, в том числе бизнес-инкубаторов и технопарков. Начали действовать региональные (например, "Программа Боливар") и межрегиональные ("Ибероэка" совместно с Испанией) программы содействия техническому перевооружению латиноамериканских предприятий.
Для ибероамериканского сообщества программа "Ибероэка" является своеобразным аналогом известной европейской программы "Эврика". Соглашение о реализации программы "Ибероэка" было подписано официальными представителями 21 страны в 1984 г. В качестве наблюдателей в ней участвуют ЮНЕСКО, ЭКЛАК, ОАГ и МБР. В 1988 г. началась реализация подпрограммы содействия технологическому развитию ибероамериканских стран, а в 1991 г. - осуществление проектов технологического обновления предприятий на основе прямого сотрудничества между ними. | 6 |
Дата: 2019-04-23, просмотров: 232.