Взаимодействие государств Латинской Америки с третьими странами и другими интеграционными группировками
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В настоящее время следует отметить активно разви­вающуюся тенденцию латиноаме­риканских стран к так назы­ваемой трансконтинентальной региональной либерализации. Так в 2000 г. было подписано Согла­шение о свободной торговле меж­ду ЕС и Мексикой, которое при­звано способствовать региональ­ной диверсификации мексикан­ской внешней торговли. В настоящее время доля стран ЕС в мексиканском импорте составляет лишь 9%, а в экспорте - 4%. С 2000 г. более половины промыш­ленных товаров, экспортируемых странами ЕС в Мексику, не обла­гается таможенными пошлинами, а мексиканский промышленный экспорт в страны ЕС полностью освобожден от пошлин. Подобное соглашение заключено также между ЕС и Чили.

Ведутся переговоры о созда­нии зоны свободной торговли между ЕС и "Меркосур". Этот альянс, как считают эксперты, мог бы помешать усилиям США занять доминирующее положение в латиноамериканском регионе, и в частности созданию зоны сво­бодной торговли в Америке.

По мнению экономистов, пер­спективы заключения соглашения между ЕС и "Меркосур" пред­ставляются достаточно реальны­ми. В этих двух регионах про­живает в общей сложности более 580 млн. человек, а их совокуп­ный валовой продукт превышает 9 трлн. долл. Европейские госу­дарства уже являются главными торговыми партнерами указанной группы стран. Их взаимный това­рооборот в конце 90-х годов при­ближался к 50 млрд. долл. Стра­ны ЕС являются источником 43% всех прямых иностранных инве­стиций, поступающих в "Мерко­сур". В свою очередь, латиноаме­риканские страны представляют собой наиболее динамично разви­вающийся рынок для сбыта про­изводимых в ЕС товаров.

Объясняя причины притяга­тельности стран - членов "Меркосур" для европейских компаний, эксперты Института европейско- латиноамериканских отношений ("IRELA") отмечают, что большая часть инвестиций, осуществленных ЕС в этом ре­гионе в 90-е годы, была рыночно-ориентированной и простимулирована высокими пошлинами на импорт, позволяющими европей­ским фирмам поставлять свою продукцию на внутренний рынок этих государств. К числу от­раслей, в которые направляется основная часть средств, относят связь, добычу природного газа, информационные технологии, электротехнические средства произ­водства, туризм, энергетику, страхование, пищевую и горнодобывающую промышленность.

Полагают, что соглашение принесет крупные выгоды обеим сторонам. Неограниченный торго­вый обмен между двумя блоками должен увеличить ежегодные доходы стран ЕС на 6,5 млрд. долл. и "Меркосур" - на 1,5 млрд. благодаря дополнительному рас­ширению экспорта в ЕС на 1,3 -1,4% в год, а в обратном направ­лении - на 2,4 - 3,4%.

Специалисты "IRELA" счита­ют, что соглашение о свободной торговле с "Меркосур" поможет европейским компаниям в про­движении на интегрированные многонациональные рынки лати­ноамериканских стран и будет способствовать повышению уров­ня занятости в ЕС. Для стран - членов "Меркосур" основное пре­имущество будет заключаться в свободном доступе на европей­ские рынки их продовольствен­ных и агропромышленных това­ров, что дало бы им возможность сократить дефицит в торговле с государствами ЕС, достигавший в конце 90-х годов 41% всего внеш­неторгового дефицита этой груп­пы стран. Более того, есть воз­можности для развития стратеги­ческого альянса с европейскими кампаниями, способствующими совершенствованию технологии производства и становлению мел­ких и средних компаний.

Переговоры между "Мерко­сур" и ЕС пока не дали конкрет­ных результатов, и предстоит весьма длительный период поис­ка взаимоприемлемых решений. Однако это не связано с экономи­ческими трудностями стран "Меркосур", а отражает долго­срочные и глубинные проблемы либерализации международной торговли.

Трудности в переговорах ЕС - "Меркосур" представляются ча­стным случаем более общей про­блемы регулирования междуна­родных потоков товаров. После "Уругвайского раунда" перегово­ров в рамках ГАТТ, завер­шившегося в 1994 г. созданием ВТО, наступила явная пауза. По­пытки начать новый раунд пере­говоров в ноябре 1999 г. в Сиэтле закончились провалом. Очевидно, что традиционные методы либе­рализации торговли, связанные с ликвидацией нетарифных огра­ничений и снижением тамо­женных пошлин, в значительной мере исчерпали свой потенциал. Требуются принципиально новые механизмы, к внедрению которых пока не готовы ни развитые стра­ны, ни государства "третьего ми­ра". Данное обстоятельство яв­ляется дополнительным свиде­тельством неравномерности раз­вития процесса глобализации.

Однако следует отметить, что если переговоры между ЕС и "Меркосур" увенчаются успехом (даже позже первоначально определенного срока), то впервые в мире будет достигнуто межре­гиональное соглашение о свобод­ной торговле между двумя круп­нейшими географически отдален­ными региональными экономиче­скими объединениями. В резуль­тате возникнет, с одной стороны, прецедент, означающий в прин­ципе возможность развития более тесного межрегионального эконо­мического сотрудничества по пу­ти к глобальному сотрудничеству, а с другой - у ВТО появится не­обходимость добиваться, чтобы новое, самое крупное экономиче­ское объединение не препятство­вало развитию внешней торговли всех стран - членов этой органи­зации.

В настоящее время ведется проработка детального плана вхождения Чили в "Меркосур" на правах полноправного участника. Созданы три комиссии. Первая занимается юридической под­держкой планируемого интегра­ционного процесса. Вторая выра­батывает меры, направленные на либерализацию торговли стран - участников блока. Работа третьей посвящена самому сложному во­просу - созданию единого уровня импортных пошлин. Комиссии собирались в сентябре 2001 г. в Бразилии и в октябре того же года в Уругвае. Страны "Мерко­сур" намечают завершить подго­товку программы вхождения Чи­ли в блок во второй половине 2002 г.

Иначе видят ситуацию в самой Чили. Импортные пошлины там составляют 9%, а к 2003 г. власти намерены установить их на уров­не 6 % . Таким образом, экономика Чили является более открытой, чем государств "Меркосур", где ввозные пошлины составляют в среднем 14%. Поэтому пока не удастся договориться о едином уровне пошлин, Чили оставляет за собой право вести переговоры с другими торгово-экономическими группировками, такими как ЕС и НАФТА, а также с отдель­ными странами.

Такая позиция нравится дале­ко не всем в "Меркосур", и там раздаются голоса о том, что "речь идет не о вступлении блока в Чи­ли, а о вступлении Чили в блок". С другой стороны, экономика Чи­ли пока ничего не теряет от того, что страна не вошла в блок. Объ­единение, в свою очередь, безус­ловно окрепло бы при присоеди­нении к нему Чили. Речь идет не о чилийском экономическом по­тенциале, который не так велик. Через Чили страны "Меркосур" получили бы больше возможно­стей для торговли с государства­ми азиатско-тихоокеанского ре­гиона.

В целом по поводу возмож­ности вхождения Чили в "Меркосур" все еще не существу­ет единого мнения. Однако, не­смотря на "чилийскую историю", в последнее время "Меркосур" смог продвинуться на пути к до­стижению торговых соглашений с Китаем, Японией, Республикой Корея, Россией, а также Евро­пейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ), включающей Швейцарию, Норвегию, Ислан­дию и Лихтенштейн.

Ведутся переговоры "Меркосур" с Андской группой. Однако оче­видно, что переговоры о форми­ровании зоны свободной торговли между двумя объединениями те­ряют практический смысл в свете проблем, вставших перед участ­никами обеих группировок. Нель­зя полностью исключать возмож­ности того, что события послед­них лет подтолкнут к процессу постепенного расформирования Андского сообщества с после­дующим включением его отдель­ных членов в состав "Меркосур". При всех обстоятельствах, объяв­ление Эквадором о начале "долларизации" своей экономики ставит на повестку дня вопрос о коренном пересмотре условий функционирования Андского со­общества.

В конце 2000 г. страны "Меркосур" подписали рамочное соглашение о свободной торговле с ЮАР. Соглашение с ЮАР мо­жет придать региональному инте­грационному проекту новое трансатлантическое измерение.

Бразилия, Мексика и Чили (в меньшей мере Аргентина) пред­приняли в последнее время се­рьезные шаги для развития но­вых форм организации техноло­гического пространства, в том числе бизнес-инкубаторов и технопарков. Начали действовать региональные (например, "Прог­рамма Боливар") и межрегио­нальные ("Ибероэка" совместно с Испанией) программы содействия техническому перевооружению латиноамериканских предприятий.

Для ибероамериканского сооб­щества программа "Ибероэка" является своеобразным аналогом известной европейской програм­мы "Эврика". Соглашение о реа­лизации программы "Ибероэка" было подписано официальными представителями 21 страны в 1984 г. В качестве наблюдателей в ней участвуют ЮНЕСКО, ЭКЛАК, ОАГ и МБР. В 1988 г. началась реализация подпро­граммы содействия технологи­ческому развитию ибероамериканских стран, а в 1991 г. - осу­ществление проектов технологи­ческого обновления предприятий на основе прямого сотрудни­чества между ними. | 6 |

 

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 232.