Роль и значение малого предпринимательства в экономике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Особую роль в развитии рыночной экономики, как свидетельствует мировой опыт, играет малое предпринимательство.

Становление МП в современной России является необходимым условием решения комплекса сложнейших социально-экономических проблем, вовлечения в предпринимательский сектор значительной части незанятого населения, переориентации кредитной и налоговой политики на стимулирование развития производства, переход к инновационному типу экономического развития и т.д.

Во-первых, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность.

Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться.

В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции.

В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. [7]

Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

На мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции.

О значительном потенциале малого бизнеса свидетельствует тот факт, что за годы реформ - с конца 80-х до середины 90-х гг. XX в. - это был самый быстрорастущий сектор экономики, причем формирование его происходило в сложнейших условиях.

Эффективность малых предприятий определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупными предприятиями:

малое предприятие обеспечивает потребности рынка в тех товарах и услугах, которые средним и крупным фирмам производить и оказывать нецелесообразно по экономическим и иным причинам, например из-за ограниченных потребностей местных рынков;

более высокая оборачиваемость капитала;

малые предприятия часто проявляют себя как новаторы.

В частности, из 61 крупного открытия в XX в. 48 были сделаны на малых и средних предприятиях.[8] При этом, как показывает практика, 80 - 85% разработок малых фирм внедряются в течение одного - двух лет; [9]

относительно невысокие расходы на организацию и ведение предпринимательской деятельности, в первую очередь на управление;

- высокая приспособляемость к изменениям рынка;

близость к местным рынкам и приспосабливание к запросам клиентуры и другие преимущества. [10]

Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование 500 значительных технологических нововведений и изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего двадцатилетия в Германии и США, обнаружило важную роль небольших фирм даже в воплощении в жизнь существенных технологических нововведений.

Успех малого бизнеса в этой области можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего, с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства. [11]

Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами. [12]

Эффективное функционирование экономики возможно лишь при оптимальном соотношении количества крупных, средних и малых предприятий. В нашей стране количество малых предприятий по сравнению с крупными предприятиями гораздо меньше, чем в развитых странах. В США 97% предприятий - малые, а в России - 28% . [13]

МП в России обладает рядом отличительных особенностей, не характерных для малого бизнеса в развитых странах. Среди них:

Таблица 3 – Малый бизнес в разных странах

Страны Количество предприятий(тыс.) Количество занятых (млн.) Доля малого бизнеса в ВВП (%) Количество занятых на одном предприятии
Германия 2290 18,5 50 - 52 8,0
Италия 3920 16,8 57 - 60 4,2
США 7300 70,2 50 - 52 9,6
Япония 6450 39,5 52 - 55 6,0
Россия 952 11,5 12,5 9,9

высокий уровень диверсификации (многопрофильности) малых предприятий. Нестабильная российская экономика заставляет предпринимателей искать любые источники дохода, занимаясь различными видами деятельности, порой не связанными между собой ни организационно, ни технологически;

стремление к максимальной самостоятельности. В странах с развитой рыночной экономикой значительная часть малых предприятий работает на условиях субподряда, в системе франчайзинга и т.п.;

высокая доля "теневого" сектора (по различным оценкам, от 30 до 50% реального оборота субъектов МП не задействованы в решении

общегосударственных задач);

низкий технологический и управленческий уровень деятельности.[14]

В 2006 г. России зарегистрировано 952 тыс. малых предприятий и 4,7 млн. индивидуальных предпринимателей. По данным Госкомстата РФ, на 1 января 2005 г. число зарегистрированных малых предприятий достигло 890,9 тыс., что на 1% больше, чем на 1 января 2004 г. По состоянию на 1 января

2004 г. в России было зарегистрировано 882,3 тыс. малых предприятий. В целом же общее количество занятых в малом бизнесе россиян составляло около 18%, что в 2 - 3 раза ниже показателей развитых стран.

Структура уставного капитала малых предприятий выглядит следующим образом. Наибольшая его доля приходится на физические лица (70% от всего уставного капитала малых предприятий). Второй по значимости категорией акционеров-учредителей являются малые предприятия (25,3%). В то же время доли федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти незначительны - всего 0,2%, а участие иностранных юридических и физических лиц не превышает 0,4%.[15]

В настоящее время наиболее привлекательными для малого бизнеса являются отрасли, не требующие значительных капитальных вложений, - торговля, общественное питание, строительство гражданских объектов, мелкий ремонт техники и др. В частности, в торговой сфере работает почти каждое второе предприятие и трудится каждый третий из числа работающих на малых предприятиях. Пока в России данный сектор экономики дает лишь 10 - 11% ВВП . [16]

Вместе с тем о большом, хотя и не реализованном потенциале отечественного МП свидетельствует, например, тот факт, что российские малые предприятия, имея в своем распоряжении всего 3% основных фондов, дают пятую часть всей прибыли, формируя устойчивую базу для сбора налогов. Как показал опыт прошедших лет, МП может бурно развиваться при самой незначительной поддержке, не сравнимой с затратами сил и средств, необходимых для возрождения крупного производства. [17]

Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что малый бизнес воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений, прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования. За последние годы сектор МП упрочил свои позиции. Однако на сегодняшний день потенциал МП реализуется пока лишь частично. Становление его тормозится многочисленными проблемами, среди которых не последнее место занимают проблемы финансирования и кредитования. От решения их зависит не только судьба малого бизнеса, но и рыночных реформ в целом. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.

2 Проблемы малого бизнеса ( на примере МО г. Тихорецк)

Дата: 2019-05-29, просмотров: 163.