Место и роль малого бизнеса в рыночной экономике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.

Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, и это, пожалуй, самое главное, без чего рыночная экономика невозможна.

Как убедительно показала мировая практика, именно малые предприятия позволяют в кратчайшие сроки осуществить структурную перестройку экономики, решительный ее поворот к потребностям людей и одновременно сформировать надежную социальную базу реформ – массовый слой предпринимателей-собственников.

Предприятия малого бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Предприятия малого бизнеса порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных фирм. Малые предприятия оживляют инвестиционную деятельность, поскольку перелив ресурсов в сферу малой экономики влечет за собой кардинальные перемены во всей структуре хозяйственного оборота. Наиболее существенным образом они связаны с возникновением региональной экономики как единого комплекса работающих, в основном, на местный рынок промышленных и сельскохозяйственных производств, строительных организаций, звеньев производственной и социальной инфраструктуры.

Малый бизнес способен быстро реагировать на изменение спроса. Небольшие размеры малых предприятий, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно отвечать на изменяющуюся конъюнктуру рынка путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки номенклатуры и ассортимента продукции. Узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, отсутствие управленческих иерархий, возможность начать дело с относительно небольшим стартовым капиталом – все эти черты малого бизнеса также являются его достоинствами, повышающими его устойчивость на внутреннем рынке.

Однако малый бизнес имеет также и определенные недостатки. Так, относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность применения дополнительных ресурсов. Это ведет также к определенной экономической неустойчивости малых предприятий, способствует их банкротству и разорению.

Поэтому перечисленное выше, требует разработки государственной поддержки малого предпринимательства в масштабе всей страны и на региональном уровне в качестве серьезного шага к экономическому и социальному процветанию общества.

Важно и то, что в условиях активных трансформационных процессов в обществе и экономике практика государственной поддержки малого предпринимательства, как и его правовая и институционально-инструментальная система, не может иметь застывшего характера. Эта система должна постоянно развиваться и совершенствоваться, отражая собой как новые тенденции и потребности развития самих малых предприятий, так и все более зрелый, сложившийся характера самой рыночной системы хозяйствования и интегрированных в нее рычагов государственного регулирования.

Актуальность данного исследования обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах.

Целью исследования данного дипломного проекта является изучение малого предпринимательства, его роли в развитии рыночной экономики и исследование динамики развития малого предпринимательства на примере МО г. Тихорецк.

Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:

проанализировать состояние, условия развития малого предпринимательства и его роли в экономике страны;

оценить возможность нахождения и использования источников финансирования малых предпринимателей;

исследовать проблемы малого предпринимательства;

проанализировать стратегию развития малого предпринимательства в МО г. Тихорецк.

Объектом исследования данного дипломного проекта являются малые предприятия и частные предприниматели МО г. Тихорецк. Предмет исследования – место и роль малого бизнеса в рыночной экономике.

Информационной базой для исследования являются нормативные документы в области государственной поддержки малого бизнеса, учебная литература по исследуемой тематике (работы таких авторов, как Архипов А.И., Иоффе А., Лапуста М.Г.,Орлов А.В., Райзберг Б.А.), а также периодические и электронные источники.

Заключение

В развитых странах со сложившейся рыночной экономикой малое предпринимательство пользуется государственной поддержкой, поскольку оно обеспечивает необходимую для нормального функционирования народного хозяйства конкурентную среду, способствует росту промышленной продукции, совершенствованию технологических процессов, снижению безработицы. Государственная поддержка особенно нужна малому предпринимательству в условиях перехода плановой экономики к рыночной, когда предприниматели вступают в конкурентную борьбу со сложившимися за долгие годы монопольными структурами, главенствующими на внутреннем и внешнем рынке, обладающими большими финансовыми, материальными и людскими ресурсами и, как правило, базирующихся на наиболее эффективных источниках сырья.

В дипломном проекте изучено малое предпринимательство, определена его роль, как имманентного элемента системы экономических отношений индустриальной экономики рыночного типа, обеспечивающей ее инновационную активность и поддержание конкурентной среды. Кроме того, в дипломном проекте исследовано развитие и проблемы малого предпринимательства в МО г. Тихорецк.

Для достижения данной цели были решены следующие задачи:

проанализировано современное состояние и условия развития малого предпринимательства, при этом было установлено, что малое предпринимательство – это наиболее демократичный и достаточно весомый сегмент национального хозяйства, что его игнорирование зачатую приводит к дестабилизации и нарастанию кризисов в национальной экономике;

установлены возможности нахождения и использования источников финансирования малых предпринимателей, выявлено, что на сегодняшний день финансирование малого предпринимательства в России далеко не идеально, что законодательная база в этой области до конца не проработана;

разработана программа поддержки малого предпринимательства в МО г. Тихорецк, выявлены приоритетные области деятельности малых предприятий на территории муниципального образования, такие как общественное питание, служба проката и комиссионная служба, рекламная и выставочно-информационная деятельность, экологически ориентированные предприятия, предприятия по переработке отходов и др.;

Кроме того, в ходе дипломного проектирования были сделаны следующие выводы: необходимо конкретизировать правовые акты и инструкции, призванные помочь развитию малого предпринимательства, а полный и комплексный анализ структуры и динамики малого предпринимательства поможет разработать четкую и слаженную программу помощи малым предпринимателям.

Отношение к предпринимательству в российском обществе хотя и противоречиво, но ориентировано на его дальнейшее развитие и в целом доброжелательно. Более того, именно предприниматели выступают сегодня для большинства россиян социально-политическим лидером. Несмотря даже на безусловно существующее на бытовом уровне негативное отношение к отдельным сторонам его развития, россияне оценивают малых предпринимателей как новую реальную силу.

Список литературы

Баженов Ю.К. Малое предпринимательство. – М.: ВЛАДОС, 2005

О предприятиях и предпринимательской деятельности Федеральный Закон от 20.07.1993 №5462-1

Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебное пособие для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2002

Муравьев А.И. Малый бизнес: экономика, организация, финансы. – М.: Бизнес и банки, 2004

Блинов А.О. Региональные фонды и другие финансовые инструменты поддержки предпринимательства. Вопросы экономики – 1994.-№11

Колесов В.П. Экономика зарубежных стран. М.: 2004

Горбунов Э.П. Малая экономика как фактор формирования общесоюзного рынка. – М.: Экономика, 2005

Калинин В.В. Справочное пособие: Кооперативы по производству товаров и оказанию услуг. М.: 2004

Игнатов В.Г. Органы власти и поддержка малого бизнеса. Игнатов В.Г., Бородина О.Ю. М.:2005

Крапивин О.М. Особенности правового положения малого предприятия: ответы на вопросы. М.: 2005

Табататдзе Р.В. Организационно-экономический механизм воздействия на эффективность малого бизнеса. – М., 2002

Бахмудов М.М. Система государственной поддержки малых предприятий в регионе. – М., 2006

Аргументы и факты 2005. - №12

Экономический журнал 2007. - №2

Экономический журнал 2005. - №10

Экономический журнал 2006. - №5

Шулятива Н.А. Малый бизнес в условиях рынка. Деньги и кридит. – 2006. - №1

Бэтстоуна В.М. Российское обозрение малых и средних предприятий Бэтстоуна В.М., Широнина Г.И. – М., 2007

Шестоперов О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России. Вопросы экономики. – 2005 - №4

Экономический журнал 2007. - №4

Мягков П. Малое предпринимательство: государственная поддержка обязательна. Мягков П., Фесенко Е. – М., 2004

Блинов А.О. Экономика и организация малого предпринимательства. Блинов А.О., Бутенко О.В., Кестер Я.М. – М.: ФОН, 2005

Иоффе А.И. Только развитие предпринимательства обеспечит ускорение роста экономики. Бизнес для всех. - №10-2005

О государственной поддержке малого предпринимательства на территории Краснодарского края Закон Краснодарского края от 23.07.2003 г. №604

Архипова А.И. Экономика. – М.: Проспект, 2005

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2

Об основах налоговой системы в Российской Федерации Федеральный закон от 27.12.1991 г. №2118-1

О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности Федеральный Закон от 31.07.1998 г. №148

О государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации Федеральный закон от 14.06.1995 г. №88

О государственной поддержке малого предпринимательства на территории Краснодарского края Закон Краснодарского края от 23.07.2003 г. №604

Об утверждении краевой целевой программы государственной поддержки малого предпринимательства в Краснодарском крае на 2006 – 2008гг постановление Законодательного собрания края от 14.12.2005 г. №1891-п

 

Введение

В настоящее время в экономике России ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства.

Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, и это, пожалуй, самое главное, без чего рыночная экономика невозможна.

Как убедительно показала мировая практика, именно малые предприятия позволяют в кратчайшие сроки осуществить структурную перестройку экономики, решительный ее поворот к потребностям людей и одновременно сформировать надежную социальную базу реформ – массовый слой предпринимателей-собственников.

Предприятия малого бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Предприятия малого бизнеса порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных фирм. Малые предприятия оживляют инвестиционную деятельность, поскольку перелив ресурсов в сферу малой экономики влечет за собой кардинальные перемены во всей структуре хозяйственного оборота. Наиболее существенным образом они связаны с возникновением региональной экономики как единого комплекса работающих, в основном, на местный рынок промышленных и сельскохозяйственных производств, строительных организаций, звеньев производственной и социальной инфраструктуры.

Малый бизнес способен быстро реагировать на изменение спроса. Небольшие размеры малых предприятий, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно отвечать на изменяющуюся конъюнктуру рынка путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки номенклатуры и ассортимента продукции. Узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, отсутствие управленческих иерархий, возможность начать дело с относительно небольшим стартовым капиталом – все эти черты малого бизнеса также являются его достоинствами, повышающими его устойчивость на внутреннем рынке.

Однако малый бизнес имеет также и определенные недостатки. Так, относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность применения дополнительных ресурсов. Это ведет также к определенной экономической неустойчивости малых предприятий, способствует их банкротству и разорению.

Поэтому перечисленное выше, требует разработки государственной поддержки малого предпринимательства в масштабе всей страны и на региональном уровне в качестве серьезного шага к экономическому и социальному процветанию общества.

Важно и то, что в условиях активных трансформационных процессов в обществе и экономике практика государственной поддержки малого предпринимательства, как и его правовая и институционально-инструментальная система, не может иметь застывшего характера. Эта система должна постоянно развиваться и совершенствоваться, отражая собой как новые тенденции и потребности развития самих малых предприятий, так и все более зрелый, сложившийся характера самой рыночной системы хозяйствования и интегрированных в нее рычагов государственного регулирования.

Актуальность данного исследования обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах.

Целью исследования данного дипломного проекта является изучение малого предпринимательства, его роли в развитии рыночной экономики и исследование динамики развития малого предпринимательства на примере МО г. Тихорецк.

Для достижения этой цели предполагается решить следующие задачи:

проанализировать состояние, условия развития малого предпринимательства и его роли в экономике страны;

оценить возможность нахождения и использования источников финансирования малых предпринимателей;

исследовать проблемы малого предпринимательства;

проанализировать стратегию развития малого предпринимательства в МО г. Тихорецк.

Объектом исследования данного дипломного проекта являются малые предприятия и частные предприниматели МО г. Тихорецк. Предмет исследования – место и роль малого бизнеса в рыночной экономике.

Информационной базой для исследования являются нормативные документы в области государственной поддержки малого бизнеса, учебная литература по исследуемой тематике (работы таких авторов, как Архипов А.И., Иоффе А., Лапуста М.Г.,Орлов А.В., Райзберг Б.А.), а также периодические и электронные источники.

Место и роль малого бизнеса в рыночной экономике

Дата: 2019-05-29, просмотров: 205.