Беседа, переходящая в дискуссию, в качестве основной формы преподавания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Так при проведении беседы очень важно добиться того, чтобы обмен мнениями о романе М.А. Булгакова проходил в форме дискуссии, что позволяет развивать навыки грамотной полемики, умение свободно обмениваться мыслями.

Так на первом ознакомительном уроке можно подготовить путешествие «По страницам книг писателя». С целью его организации создаётся совет, который определяет круг произведений М.А. Булгакова, с которыми будет знакомиться класс, определяется форма подачи материала, создаются творческие группы. Каждая из групп изучает рекомендованные для чтения произведения и готовит своё сообщение о них в соответствии с избранной формой: или это будет сообщение одного ученика, дополненное чтением отдельных эпизодов в лицах, или же готовятся литературные инсценировки отрывков из произведений и так далее. Подготовкой каждой творческой группы руководят консультанты по литературе из числа учеников. Урок предваряется лекцией учителя об историческом положении в России.

После отчётов каждой творческой группы учитель подводит итоги путешествия и отмечает наиболее интересные сообщения.

Затем организуется беседа с учениками о том, какое воздействие оказала на них книга. Используются следующие вопросы:

— Какое впечатление оставил у вас роман «Мастер и Маргарита»? Как вы его поняли?

— Какие страницы вам понравились?

— При чтении каких эпизодов романа вам трудно было удержаться от смеха?

— Какие эпизоды вам показались драматичными и даже трагическими?

— Как вы оцениваете фигуру Мастера? Удался ли писателю его образ?

— Кто из других персонажей романа вам запомнился?

— Каких героев в нём больше — положительных или отрицательных? Почему?

— Что затрудняет восприятие хода событий в романе?

— Какие основные сюжетные линии вы можете назвать?

В конце беседы учитель не опровергает высказанные суждения, не отдаёт предпочтения ни одному из них, но отмечает самые интересные и содержательные выступления, приглашает задуматься над романом, чтобы на последнем уроке сравнить первоначальные впечатления с тем, что получится в результате анализа.

Затем учитель переходит к проблемам художественного творчества, которые затронуты в книге. Необходимо сразу обратить внимание учащихся на то, как сатирически остро изобразил М.Булгаков литературную и писательскую среду. Для анализа используются вопросы:

— О чём спорят Воланд и Берлиоз в 1-й главе? Чем вызвано обращение к подобной теме?

— Почему Берлиоз и Иван Бездомный не понимают Воланда?

— Каким было “седьмое доказательство”?

— С чем довелось столкнуться Ивану Бездомному, преследовавшему Воланда?

— Как описывает М.Булгаков дом, где находится МАССОЛИТ? Прочитайте выразительно вслух это описание.

— Какими проблемами заняты члены МАССОЛИТа?

— Как вёл себя Иван Бездомный в ресторане? Как он позднее охарактеризовал Рюхина? Какие мысли пробудились у Рюхина под воздействием слов Бездомного?

— Выразительно прочитайте комической диалог Коровьева и Бегемота о писателях перед поджогом ресторана в доме Грибоедова из главы 28. Почему М.Булгаков вложил слова обличения в уста нечистой силы?

— Расскажите историю Мастера. Почему он изложил её именно Ивану Бездомному?

— Кто организовал травлю Мастера?

— Как отомстила Маргарита его гонителям?

— О ком написал свой роман Мастер? Чем продиктован выбор сюжета и героев?

— Что свело героя с ума? Как он попал в клинику?

— Какие выводы сделал для себя Иван Бездомный после встреч с Воландом и Мастером?

— Чем заканчиваются в романе истории Мастера и Ивана Бездомного?

Подводя итоги работы, учитель говорит о том, что нравы, царящие в писательской среде, подвергаются в романе особенно острой и беспощадной критике. Как ни парадоксально, но литераторы, призванные размышлять о самом высоком в жизни — о назначении человека, о месте его в окружающем мире, о путях развития общества, озабочены у Булгакова совсем иным: они добиваются выгодных командировок, высоких гонораров, расширения жилплощади, получения садово-огородных участков и так далее. Никто из них никогда не размышляет о литературе, исключая самый первый разговор Берлиоза с Иваном Бездомным. Члены МАССОЛИТа — бездарные и бездуховные мещане и обыватели, мечтающие о льготах и материальных благах и ради них готовые любого оболгать и очернить. Так и произошло с Мастером: критики Латунский, Ариман и иже с ними ошельмовали его книгу ещё до выхода её из печати и довели автора до психиатрической лечебницы, до душевного надлома, когда он своими руками уничтожил собственное детище.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 177.