ИНСТИТУТ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА, УПРАВЛЕНИЯ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ИНСТИТУТ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА, УПРАВЛЕНИЯ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Факультет СУиМК

 

Курсовой Работа

Социальная защита от безработицы

 

Специальность Социальное управление

Группа СУ 05-1

Руководитель ______________________ доцент Н.П. Гуляева

проекта (работы)(подпись, дата)

Разработал студент______________________ Е.Н. Лобзина

(подпись, дата)

 

 

Красноярск, 2008 г.



Содержание

Введение. 2

1. Безработица: общая характеристика. 4

1.1 Сущность и причины безработицы.. 4

1.2 Виды безработицы.. 5

1.3 Социально-экономические последствия безработицы.. 9

1.3.1 Экономические последствия безработицы.. 10

1.3.2 Социальные последствия безработицы.. 10

2. Механизм социальной защиты от безработицы.. 12

2.1 Социальная поддержка безработных граждан. 12

2.1.1 Выплата пособий по безработице. 13

2.1.2 Материальная помощь безработным. 14

2.1.3 Компенсационные выплаты безработным. 15

2.2 Профессиональная ориентация, профессиональное обучение и переквалификация безработного населения. 16

2.3 Содействие развитию предпринимательской деятельности и самозанятости 17

2.4 Организация общественных работ и временная занятость. 18

2.5 Содействие трудоустройству в другой местности. 20

3. Социальная защита молодежи от безработицы.. 22

3.1 Характеристика молодежи, как социально-демографической группы.. 23

3.2 Причины низкой конкурентоспособности молодежи на рынке труда. 24

3.3 Комплекс мер социальной защиты молодежи от безработицы.. 25

3.3.1 Программа «Молодежная практика». 26

3.3.2 Организация и проведение ярмарок вакансий. 27

3.3.3 Программа «Первое рабочее место». 28

3.3.4 Молодежные биржи труда. 29

Заключение. 31

Список литературы.. 33

 

Введение

 

В настоящее время перед российским обществом достаточно остро стоит проблема безработицы трудоспособного населения, решить которую, по определению, невозможно. Однако на нее можно повлиять посредством эффективных мер социальной политики, проводимой государством в отношении защиты различных категорий граждан от безработицы. Политика занятости ставится в один ряд с бюджетной, налоговой и других областей социальной политики (образования, здравоохранения и т.д.).

Центральной проблемой в рассмотрении данного вопроса является разработка новых и совершенствование старых подходов в решении проблем обеспечения занятости населения (главным образом, незащищенных категорий граждан: женщин, молодежи, инвалидов, военных, вышедших в отставку) от безработицы.

В соответствии с проблемой, обозначенной выше, можно сформулировать цель данной работы - на основе теоретического и практического анализа сложившейся в стране ситуации, связанной с ростом уровня безработицы, выяснить, какие именно механизмы социальной защиты используются в настоящее время и каким образом они влияют на изменение статуса и уровня благосостояния безработных граждан.

Цель работы обусловила постановку следующих задач:

× определение сущности безработица и статуса безработного в современном российском обществе,

× описание существующих видов безработицы и выявление причин их обуславливающих,

× выделение социально-экономических последствий безработицы,

× рассмотрение механизма социальной защиты населения от безработицы в общем и на примере отдельной социально-демографической группы и т.д.

Для наиболее полного уяснения смысла данной работы хотелось бы предложить следующую её структуру: в главе первой дается общая характеристика феномену «безработица», выявляются её причины и последствия, описываются виды безработицы. Вторая глава посвящена рассмотрению социальной политики в области занятости, проводимой государством (в лице Государственной службы занятости) для защиты граждан от безработицы. В третьей главе представлен комплекс мероприятий, осуществляемый в настоящее время российским правительством с целью повышения конкурентоспособности и востребованности молодежи на рынке труда.

 



Виды безработицы

 

Характер и типы безработицы, а также ее классификация зависят в первую очередь от социокультурной, экономической и личностной подсистем общества. Каждый из этих факторов в зависимости от страны и времени накладывает свой отпечаток на систему реального поведения индивидов (в том числе безработных).

Различают несколько видов безработицы:

1. По времени (продолжительности):

· кратковременная – до 6 месяцев,

· длительная (хроническая) – от 6 до 18 месяцев,

· застойная – свыше 18 месяцев.

2. По причинам: в общем виде и применительно к современным российским условиям такую классификацию можно представить в виде трех блоков видов безработицы:

§ Вынужденная безработица: обуславливается происходящими изменениями в социально-хозяйственной жизни общества, приводящим, как минимум, к сокращению рабочих мест. Этот тип безработицы показывает реакцию рынка труда на конъюнктуры процессов, и главным образом, мотивом здесь выступает внешнее по отношению к индивиду воздействие. Вынужденная безработица проявляется в трех формах:

· циклическая безработица: вызывается общим спадом экономической конъюнктуры; когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. Масштабы и продолжительность данной безработицы достигают пика при кризисе экономики и минимума при подъеме экономики;

· структурная безработица: связана с изменениями в структуре спроса на труд по отраслям, регионам и необходимостью определенного времени для установления соответствия между структурой рабочей силы, определенными качествами работников и свободными местами с определенными профессиональными требованиями. В ходе технологических преобразований спрос на одни профессии уменьшается или прекращается, на другие увеличивается, меняется географическое распределение рабочих мест. Структурные безработные испытывают трудности в получении работы из-за недостаточно высокой или ставшей недостаточной квалификации, дискриминации по признакам пола, этнической принадлежности, сексуальной ориентации, возраста или инвалидности. Даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица.

· технологическая безработица: вызвана изменениями структуры производства в масштабе одного предприятия. Инновации, технологические изменения приводят к перераспределению или сокращению рабочей силы на данном предприятии;

§ Естественная безработица: характеризуется более высоким удельным весом личностного момента в ее возникновении. Мотивация

· фрикционная безработица (текучая): связана с периодом, необходимым для поиска или ожидания новой работы. Одни люди добровольно меняют место работы в связи с изменением профессиональной ориентации, сменой места жительства или чтобы занять лучшие должности в иных фирмах. Главная отличительная черта – самостоятельность в поиске работы. Фрикционная безработица является даже желательной, так как позволяет работникам улучшать условия труда и находить более высокую заработную плату.

· институциональная: неизбежно появляется в тех случаях, когда рынок труда испытывает воздействие различных структур, включая СЗН (социальные выплаты), а также когда законодательство предписывает процедуры увольнения и найма на работу и предусматривает меры социальной поддержки безработных и много другое. Институциональная безработица порождается правовыми нормами, устройством рынка труда. Ее определяет соотношение выгод от статуса безработного и потерь от отсутствия работы, приносящей доход. Главная особенность – поддержка со стороны социума в поиске работы.

· добровольная безработица: связана с нежеланием работать, существует при наличии свободных рабочих мест, когда потенциального работника не устраивает уровень заработной платы, либо сам характер труда (тяжелый, малоинтересный, непрестижный труд).

§ Маргинальная безработица: объединяет представление о различных формах незанятости, таких как:

· застойная безработица: охватывает ту часть трудоспособного населения, которая потеряла работу, утратила право на получение пособия по безработице, отчаялась найти рабочие места, уже приспособилась жить на социальных подачках общества и утратила всякий интерес к активной трудовой деятельности.

· сезонная безработица: порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания работ - массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным характеристикам соответствует циклической безработице, по другим - фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности, поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею.

· скрытая безработица: характерна для отечественной экономики. В условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, компания не увольняет работников, а переводит их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

Исходя из вышесказанного, можно сделать такой вывод: на формирование вынужденной безработицы главное влияние оказывает экономический фактор, естественной – личностный, маргинальной безработицы – социокультурный.

3. по социально-демографическим группам населения:

· молодежная безработица,

· женская безработица и т.д.

количественная характеристика безработицы, или уровень безработицы, может быть четырех видов:

§ естественный уровень безработицы – от 1,5 до 4% экономически активного населения;

§ приемлемый уровень безработицы – от 5 до 7% экономически активного населения;

§ критический уровень безработицы – от 8 до 11% экономически активного населения;

§ массовый уровень безработицы – 11% экономически активного населения и выше.

Чтобы не допустить массовую безработицу в стране было принято Постановление Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. №99 «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения». В соответствии с этим постановлением местной исполнительной власти предоставлено право по предложению служб занятости населения приостанавливать высвобождение работников в регионах в зависимости от уровня безработицы. При этом максимальный срок приостановки высвобождения (6 месяцев) предусмотрен при уровне безработицы, превышающем 11%.

Молодежные биржи труда

В последнее время получила распространение практика создания молодежных бирж труда. Главные их отличия от государственной службы занятости следующие:

1. узкая специализация – как по характеру обслуживаемого контингента, так и по функциям (не ведется регистрация безработных, не выплачиваются пособиям и др.)

2. работают в большинстве случаев на коммерческой основе

3. не получают дотаций из государственного фонда занятости

Молодежные биржи труда, как показывает практика, с успехом решают задачи, определяемые спецификой клиентуры:

§ подбирают вакансии, наиболее подходящие для молодежного контингента;

§ способствуют расширению спроса на рабочую силу молодежи;

§ помогают учащейся молодежи, желающей работать в свободное от работы время, для чего формируются банки соответствующих вакансий;

§ содействуют организации молодежных общественных работ, созданию специализированных малых предприятий для наименее конкурентоспособной части безработной молодежи.

Наиболее актуально создание молодежных бирж в областях, где доля молодежи в общей численности безработных была наиболее высока.

 


Заключение

 

Подводя итоги данной работы, хотелось бы еще раз отметить, что в рыночной экономике защита населения от безработицы является неотъемлемым элементом государственной политики, направленной на решение важных социально-экономических задач, в том числе на снижение социальной напряженности, связанной с наличием в обществе групп, утративших доход и социальный статус. Эта политика предполагает:

× содействие занятости,

× материальную поддержку соответствующих групп населения (компенсацию определенной доли потерянного дохода)

× профессиональную ориентацию, профессиональное обучение и переквалификацию безработного населения,

× содействие развитию предпринимательской деятельности и самозанятости,

× организацию общественных работ и временную занятость,

× содействие трудоустройству в другой местности,

× а также вывод с рынка труда отдельных категорий безработных.

Степень и формы участия государства в решении указанных проблем, набор применяемых инструментов и методов в разных странах неодинаковы, однако в развитых рыночных экономиках это направление политики является важнейшей составляющей деятельности государства.

В целом же российскую систему защиты от безработицы можно охарактеризовать как уравнительную, нацеленную на выплаты, пусть и небольшие, максимально возможному числу граждан.

Что касается социальной защиты от безработицы такой социально-демографической группы, как молодежь, то в данном случае можно сказать, что с целью смягчения последствий невостребованности молодежи на рынке труда служба занятости активно решает вопросы трудоустройства молодежи в рамках различных программ (некоторые из них были рассмотрены в представленной работе). Однако из-за отсутствия финансирования данное направление работы осуществляется в незначительных объемах, что не может кардинально повлиять на сложившуюся ситуацию.

 


Список литературы

 

1. Социальная политика. /Под ред. - Н.А. Волгина. – М. - 2006.

2. Занятость населения и ее регулирование / Л.И. Старовойтова, Т.Ф. Золотарева. – М. – 2001.

3. Программа содействия занятости молодежи на 1997-1998 годы / Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Красноярскому краю – К. - 1997.

4. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» / Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Красноярскому краю – К. - 2003.

5. Методические рекомендации по организации временного трудоустройства безработных граждан от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего специального образования, ищущих работу впервые, в 2005 году / Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Красноярскому краю – К. - 2005 .

6. Центр занятости населения г. Красноярска в 2005 году / Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Красноярскому краю – К. - 2005.

7. Социальный менеджмент. / Под ред. - С.Д. Ильенковой. – М. - 1998.

8. Служба занятости населения Красноярского края в январе-июне 2005 года / Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Красноярскому краю – К. - 2005.

9. Программа «Молодежная практика» / Красноярский городской центр занятости населения – К. - 2001.

10. Служба занятости малому бизнесу / Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Красноярскому краю – К. 2005.

11. Профессия и рынок труда / Красноярский городской центр занятости населения – К. - 2005.



ИНСТИТУТ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА, УПРАВЛЕНИЯ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Факультет СУиМК

 

Курсовой Работа

Дата: 2019-05-29, просмотров: 148.