Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исследования показывают, что вознаграждения влияют на решения людей о поступлении на работу, на прогулы, на решения о том, с какой интенсивностью они должны работать. Количество прогулов и текучесть кадров прямым образом связаны, с удовлетворительностью получаемым вознаграждением. При хорошей работе, которая дает чувство удовлетворения, количество прогулов имеет тенденцию к снижению. Когда же работа неприятна, число прогулов значительно возрастает. Термин "заработная плата" относится к денежному вознаграждению. Ожидаемая заработная плата один из главных основных мотивационных запросов соискателя. Она направлена на вознаграждение служащих за выполненную работу (реализованные услуги) и на мотивацию достижения желаемого уровня производительности.

Организация не может набрать и удержать работников, если она не выплачивает вознаграждение по конкурентоспособным ставкам и не имеет шкалы оплаты, стимулирующей людей к работе в данном месте. Помимо заработной платы организация предоставляет своим работникам различные дополнительные льготы, которые раньше называли "мелкими привилегиями". Традиционный подход к предоставлению дополнительных льгот заключается в том, что одинаковые льготы имеют все работники одного уровня. Однако при этом не учитываются различия между людьми. Исследования показывают, что не все служащие ценят такие льготы. Воспринимаемая ценность дополнительных льгот зависит от таких факторов, как возраст, семейное положение, размер семьи и т.д. Так, например, люди с большими семьями обычно весьма сильно озабочены размером льготного медицинского обслуживания и страхованием жизни, пожилые люди льготами, предоставляемыми при выходе на пенсию, молодые работники немедленным получением наличных денег. Большинство работников приветствуют гибкие программы предоставления льгот. В основном такие методы оплаты труда практикуются в Западных или у нас в "прозападных" компаниях. Системы оплаты труда, можно разделить на две группы. К первой относятся традиционные системы: сдельная, повременная и подрядная (аккордная) системы оплаты труда. Они базируются на количественных показателях затраченное время, количество произведенной (проданной) продукции и т.п. В основе систем оплаты труда, составляющих вторую группу, лежат комплексные показатели, которые учитывают такие критерии, как способ достижения результата, сложность труда, ответственность, влияние на конечный результат, требуемая квалификация и др. Прежде всего, отметим, что в торговле преобладают интенсивные системы оплаты труда.

Переменная часть заработной платы (премия) почти повсеместно применяется в качестве эффективной стимулирующей составляющей заработной платы сотрудников. На сегодняшнем этапе компании находят самым целесообразным (по критерию "эффективно - дешево") выплачивать премии по итогам работы в отчетном периоде. С этим сложно не согласиться, особенно в случаях, когда реальный управленческий учет в компаниях отсутствует, а решения о премировании принимаются на основании данных бухгалтерского учета. Практика показывает, что экстенсивные системы оплаты труда проще в применении, но имеют недостатки. Они не стимулируют интенсивность труда и не ориентированы на конечный результат. Применение же интенсивных систем в торговом бизнесе затруднены тем, что, к примеру, для продавцов трудно найти объективную систему оценки эффективности их труда. Количество продаж может увеличиваться или снижаться в зависимости от массы причин, не зависящих от квалификации продавца. Например: дни заработной платы, религиозные и др. праздники погодные условия, сезон отпусков и т.д. - все это будет корректировать, искажать оценку подготовленности продавца.

Исходные данные взяты на ООО «МБ». Анализ системы управления персоналом целесообразно начать с оценки обеспеченности ООО «МБ» трудовыми ресурсами. Все нижеприведенные данные положены в основу анализа использования трудовых ресурсов в 2005 - 2006 годов и приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1. Обеспеченность ООО «МБ» трудовыми ресурсами

Категория работников План Факт Процент обеспеченности
Среднесписочная численность производственного персонала 200 200 100
В том числе рабочие 160 164 102,5
Инженерно-технические работники 40 36 90

 

Таблица 2.2. Распределение рабочих по возрасту ООО «МБ»

Группы рабочих по возрасту, лет

Численность рабочих на конец года чел/факт

Удельный вес, %

2005 2006 2005 2006
до 20 15 9 10 5
20-30 15 25 10 15
30-40 30 34 20 20
40-50 30 51 20 30
50-60 39 34 26 20
свыше 60 21 17 14 10
ИТОГО: 150 170 100 100

 

Таблица 2.3. Распределение рабочих по образованию

Образование

Численность рабочих на конец года

Удельный вес, %

2005 2006 2005 2006
начальное 5 - 3,3  
незаконченное среднее 30 34 20 20
среднее, среднее специальное 105 119 70 70
высшее 10 17 6,7 10
ИТОГО: 150 170 100 100

 

Для характеристики движения рабочей силы ООО «МБ» рассчитаем и проанализируем динамику следующих показателей:

Коэффициент оборота по приему рабочих (Кпр) рассчитывается как отношение количества принятого персонала на работу к списочной численности персонала:

                                      Кпр = 80/200=0,4                             (1)

Коэффициент оборота по выбытию (Кв) рассчитывается как отношение количества уволившихся работников к среднесписочной численности персонала:

                                       Кв = 40/200=0,2                                   (2)

Коэффициент текучести кадров (Ктк) рассчитывается как отношение количества уволившихся работников по собственному желанию за нарушение трудовой дисциплины к среднесписочной численности персонала

                                      Ктк =28/200=0,14                                  (3)

Коэффициент постоянства состава персонала предприятия (Кп) рассчитывается как отношение числа работников, проработавших весь год, к среднесписочной численности персонала предприятия

                                       Кп=14/200=0,07                                   (4)

Проанализируем степень использования трудовых ресурсов ООО «МБ». Рассмотрим баланс времени работы одного рабочего, приведенный в таблице 2.4.

Таблица 2.4. Баланс времени работы одного рабочего, дней

Показатели План 2006 г. Факт 2006 г.
1. Календарное время 365 365
2. Выходные и праздничные дни 92 92
3. Невыходы:    
 основные и дополнительные отпуска 32 38
 Болезни 14 16
 Прогулы - 2
 Прочие 2 2
4. Эффективный фонд рабочего времени 225 215
5. Средняя продолжительность рабочего дня, час. 7,5 7,8

Эффективный фонд рабочего времени (табл.) определяется путем вычитания из календарного времени выходных и праздничных дней и невыходов по причинам:

                              ,                          (5)

где  - календарное время;

- выходные и праздничные дни;

 - невыходы по причинам.

 дней                                  (6)

 дней                           (7)

Таблица 2.5. Использование трудовых ресурсов ООО «МБ»

Показатель

2006

Отклонение от плана (+,-)

план факт
Среднегодовая численность рабочих (ЧР) 160 164

4

Отработанно дней одним рабочим за год(Д) 225 215

-10

Отработанно часов одним рабочим за год(Д) 1755 1612,5

-142,5

Средняя продолжительность рабочего дня (П) часов

7,8

7,5

-0,3

Общий фонд рабочего времени( ФРВ), чел. 280800 264450

-163,5

Напряженность в обеспечении ООО «МБ» трудовыми ресурсами может быть несколько снята за счет более полного использования имеющийся рабочей силы, роста производительности труда работников, интенсификации производства, комплексной автоматизации и механизации производственных процессов, внедрение новой более производительной техники, усовершенствования технологии и организации производства.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 200.