Одним из основных критериев оценки использования стандартов аудиторами является правильность разработки и применения ими внутренних правил аудита. Эти документы, принятые и утвержденные аудиторами с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности национальным стандартам аудита, призваны регламентировать требования к его осуществлению и оформлению. Внутренние стандарты могут обеспечивать дополнительные основы для урегулирования конфликтов, которые возможны между сотрудниками и администрацией аудиторской фирмы, аудиторами и клиентами, аудиторами и контролирующими органами. Внутренние правила определяют единые требования к порядку проведения аудита и его качеству, создают при их соблюдении дополнительный уровень гарантии результатов проверки. К ним могут относиться принятые и утвержденные в организации инструкции, методические разработки, пособия и другие документы, раскрывающие внутренние подходы фирмы к осуществлению аудита.
ФПСАД предоставили большую самостоятельность аудиторам в решении отдельных проблем при проведении проверки. Многие вопросы могут быть урегулированы аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами самостоятельно и закреплены ими во внутрифирменных правилах аудита. Однако эти правила не должны противоречить ФПСАД и их требования не могут быть ниже требований федеральных и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются (Федеральный закон № 164-ФЗ).
В связи с этим представляется, что аудиторам и аудиторским фирмам необходим внутренний пакет стандартов, определяющих подход к проведению проверки. Использование внутренних стандартов способствует повышению качества аудита, эффективности его результатов, уменьшает трудоемкость работы, позволяет применять в аудиторской практике новые технологии и методики проверки.
Внутренние стандарты аудита обеспечивают единый подход к аудиторской проверке в ЗАО «Новосибрат», который (в тех или иных вариантах) включает следующие элементы.
Предварительная стадия проверки:
1) определение целей соглашения для обоснованного и оптимального планирования;
2) обзор бизнеса клиента;
3) оценка степени возможного риска мошенничества и обычных ошибок и оценка их значимости;
4) оценка системы внутреннего контроля для разработки стратегии аудита.
Рабочий этап:
5) определение стратегии аудиторской проверки и необходимых процедур;
6) расширенная оценка эффективности системы контроля, разработка плана проверки;
7) составление плана независимых обследований;
8) проведение независимых обследований. Завершающий этап:
9) завершение аудиторской проверки;
10) представление заключения.
Внутренние стандарты в соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций» по своему назначению в ЗАО «Новосибрат» объединены в следующие группы:
· стандарты, содержащие общие положения по аудиту;
· стандарты, устанавливающие порядок проведения аудита;
· стандарты, устанавливающие порядок формирования выводов и заключений аудиторов;
· специализированные стандарты;
· стандарты, устанавливающие порядок оказания сопутствующих аудиту услуг;
· стандарты по образованию и подготовке кадров.
Рассмотрим стандарты, устанавливающие порядок проведения аудита ЗАО «Новосибрат». В них аудиторы отражают свой подход к планированию аудита, порядку изучения и оценки системы внутреннего контроля, получению аудиторских доказательств, определению уровня существенности, оценке аудиторского риска и т.д.
Основные этапы планирования аудита четко определены в соответствующем ФПСАД № 3 «Планирование аудита». При подготовке внутрифирменного стандарта аудиторы могут более четко представить свои действия на каждом этапе планирования, в том числе и при получении знания о финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, которые будут востребованы как при подготовке общего плана и программы, так и при непосредственном выполнении аудиторских процедур. ЗАО «Новосибрат» целесообразно в своих внутренних документах заранее подготовить возможный план и программу аудита, предусмотрев возможность корректировки в зависимости от особенностей деятельности проверяемых экономических субъектов. Отразив в плане и программе максимально возможный перечень видов работ и процедур, аудиторы могут оставлять только подходящие процедуры. Для конкретной проверки, дополняя их специальными действиями, характерными только для проверяемого клиента. Отдельные положения общего плана и программы могут согласовываться с руководителем экономического субъекта.
Определяя во внутренних стандартах порядок изучения и оценки системы внутреннего контроля, аудиторам необходимо установить количество этапов, которое в соответствии с требованиями п. 5.1 ПСАД «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита» не может быть менее трех: общее знакомство с системой, первичная оценка ее надежности и подтверждение достоверности оценки (при необходимости аудиторы вправе принимать решение об использовании большего количества этапов).
При создании внутреннего стандарта аудиторам необходимо помнить, что формирование общего впечатления о системе внутреннего контроля требует принимать во внимание ее компоненты, т.е. надлежащую систему бухгалтерского учета, контрольную среду и отдельные средства контроля. Выяснение надежности каждого из них позволит оценить систему в целом.
Во внутрифирменных правилах также должен найти отражение подход аудиторской фирмы к определению уровня существенности. Возможные варианты его расчета содержатся в ФПСАД № 4 «Существенность в аудите», однако данный внутренний стандарт аудиторских организаций является одним из важных. Прежде всего это связано с необходимостью формирования и представления аудиторами в определенной форме заключения по результатам проверки, содержащего мнение о достоверности данных отчетности клиента. Как известно, обоснованность показателей отчетности не должна быть установлена аудитором с абсолютной точностью (она должна быть достоверной во всех существенных аспектах). При этом возникают трудности в поиске критериев отнесения искажений к существенным. Аудиторские фирмы пытаются решать эту проблему посредством разработки соответствующего внутреннего правила.
Применение апробированных методик позволяет минимизировать аудиторский риск и проводить проверку в более сжатые сроки. Для их разработки в аудиторской фирме может быть создан методологический совет, состоящий из ведущих специалистов. Внутрифирменные стандарты могут охватывать обширнейший круг вопросов - от методик проверки конкретных вопросов и направлений в области бухгалтерского учета и налогообложения экономических субъектов до общих вопросов организации аудиторской работы в фирме.
Внутренние стандарты ЗАО «Новосибрат» в обязательном порядке подлежат утверждению руководителем аудиторской организации. Для обеспечения контроля за их соблюдением необходимость применения этих правил должна входить в функциональные обязанности аудитора.
Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить ФПСАД. При этом требования внутренних правил (стандартов) не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (п. 5 Федерального закона № 164-ФЗ).
В России наряду с общенациональными ПСАД законодательно предусмотрены еще и стандарты аккредитованных профобъединений, что вызывает недоумение у иностранных специалистов. Ведь национальные ПСАД должны содержать основные, базовые требования, а профобъединения должны в своих стандартах разъяснять, комментировать, иллюстрировать примерами национальные ПСАД. Именно в стандартах профобъединений должен содержаться примерный перечень вопросов, типовых бланков, примерных расчетов уровня существенности и т.п.
Рабочий документ аудитора сформирован на основе внутрифирменного стандарта позволяет оценит соответствие учетной политики законодательной базе РФ (Приложение5).
Таким образом, необходимо сделать следующие выводы.
В результате аудита ЗАО «Новосибрат» выявлено, что учетная политика экономического субъекта только на 47% соответствует действующим требованиям законодательства. Для устранения выявленных недостатков необходимо:
· дополнить приказ об утверждении учетной политики отдельными положениями, касающимися способов организации бухгалтерского учета отдельных объектов;
· привести в соответствие положения учетной политики применяемым субъектом способам организации бухгалтерского учета отдельных объектов.
По результатам аудита могут быть предложены рекомендации руководству экономического субъекта, подлежащие включению в письменный отчет по результатам проведения аудита, например:
· в п. 6 аудируемой учетной политики перечислить наименования первичных учетных документов, по которым утверждены самостоятельно разработанные формы;
· п. 9 учетной политики изложить в редакции: "переоценка однородных объектов основных средств не производится, за исключением случаев, установленных законом".
При использовании такого документа в процессе проведения аудита ЗАО «Новосибрат» реализуется требование единства подходов к оценке системы бухгалтерского учета. Кроме того, появляется возможность оценить полноту исследуемой учетной политики и ее соответствие применяемым ЗАО «Новосибрат» способов ведения бухгалтерского учета.
Заключение
Целью внутреннего аудита является контроль за эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта.
Проведение внутреннего аудита имеет для руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение, поскольку призвано содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.
Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что высшее руководство не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри организации.
Примерный состав службы внутреннего аудита:
· Руководитель службы (аттестованный аудитор)
· Специалист по расчетам с головной организацией
· Специалист по камеральным и документальным проверкам отчетности филиалов
· Специалисты по налогообложению, по правовым вопросам, по финансовым вопросам.
· Специалист владеющий навыками контроля в соответствующих технико-технологических направлениях
При разработки методологии внутреннего аудита может быть использовано по меньшей мере два пути. Первый путь имеет своей основой использование опыта ревизий, второй - использование цельных методических приемов внешнего аудита.
Эффективность внутреннего аудита может оказаться важным фактором при оценке аудиторской организацией аудиторского риска и системы внутреннего контроля и тем самым существенно сократить объем процедур, которые предстоит выполнить аудиторской организации.
Основным объектом деятельности службы внутреннего аудита ЗАО «Новосибрат» является финансово-хозяйственная деятельность организации.
Сведения о службе внутреннего аудита, о порядке её образования и полномочиях зафиксированы соответствующим распоряжением по головной организации ЗАО «Новосибрат». Обязанности сотрудников службы и уровень их квалификации зафиксированы в должностных инструкциях.
Внутренние стандарты в соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций» и международным опытом по своему назначению в ЗАО «Новосибрат» объединены в следующие группы:
· стандарты, содержащие общие положения по аудиту;
· стандарты, устанавливающие порядок проведения аудита;
· стандарты, устанавливающие порядок формирования выводов и заключений аудиторов;
· специализированные стандарты;
· стандарты, устанавливающие порядок оказания сопутствующих аудиту услуг;
· стандарты по образованию и подготовке кадров.
Внутренние стандарты ЗАО «Новосибрат» в обязательном порядке подлежат утверждению руководителем аудиторской организации.
В результате аудита ЗАО «Новосибрат» выявлено, что учетная политика экономического субъекта только на 47% соответствует действующим требованиям законодательства. Для устранения выявленных недостатков необходимо:
· дополнить приказ об утверждении учетной политики отдельными положениями, касающимися способов организации бухгалтерского учета отдельных объектов;
· привести в соответствие положения учетной политики применяемым субъектом способам организации бухгалтерского учета отдельных объектов.
По результатам аудита могут быть предложены рекомендации руководству экономического субъекта, подлежащие включению в письменный отчет по результатам проведения аудита, например:
· в п. 6 аудируемой учетной политики перечислить наименования первичных учетных документов, по которым утверждены самостоятельно разработанные формы;
· п. 9 учетной политики изложить в редакции: "переоценка однородных объектов основных средств не производится, за исключением случаев, установленных законом".
При использовании такого документа в процессе проведения аудита ЗАО «Новосибрат» реализуется требование единства подходов к оценке системы бухгалтерского учета.
Список используемой литературы
1. Положение по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ от 29.07.98 №34н (в ред. от 18.09.2007 № 116н).
2. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21.1196 № 129-Ф3 в редакции от 03.11.2007 № 183-ФЗ.
3. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001. № 119-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14.12.2001 № 164-ФЗ).
4. Постановление Правительства РФ «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ» от 06.02.2002 №80.
5. Правила (стандарты) аудиторской деятельности. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ. (Протоколы N 1 от 9 февраля 1996 г., N 6 от 25 декабря 1996 г., N 2 от 22 января 1998 г., N 4 от 15 июля 1998 г., N 2 от 18 марта 1999 г., N 3 от 27 апреля 1999 г., 20 августа 1999 г., 20 октября 1999 г., N 1 от 11 июля 2000 г.).
6. Ковалёва О.В Константинов Ю.П. Аудит: организация аудиторской деятельности: Учебное пособие.- М.: Экспертное бюро ПРИОР, 2000.
7. Ковалёва О.В Константинов Ю.П. Аудит: Учебное пособие.- М.: издательство ПРИОР, 2002.
8. Лабынцев Н.Т. Стандарты аудиторской деятельности: учебное пособие – Ростов-на-Дону, 2003.
9. Лабынцев Н.Т. Управленческий учёт и аудит в условиях рыночной экономики - Ростов, 2001.
10. Макальская А.К. Внутренний аудит: Учебно-практическое пособие.- 2-е изд. перераб. и доп.-М.: Дело и сервис, 2001.
11. Путко Г.М. Аудит и ревизия: Учебное пособие, Интерпрессервис, 2003.
12. Риполь-Сарагоси Ф.Б. Основы финансового и управленческого анализа: Учебное пособие. - М.: Книга- сервис, 2002.
13. Сотникова Л.В. Внутренний контроль и аудит: Учебник- М. «Финстатинформ», 2000 г.
14. Стандарты аудиторской деятельности: Учебное пособие.-2-е изд.-М.: ИНФРА-М, 2002г.
15. Суйц В.П. Аудит: общий, банковский, страховой: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2000г.
16. Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. Международные и внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности: Учеб. пособие / Под ред. проф. В.И. Подольского. – М.: ИНФРА-М, 2007.
17. Краев А.В., Краева О.А., Богомолов A.M. Аудит. Внутрифирменные стандарты. – М.: ПРИОР, 2002.
18. Сотникова Л.В. Методология оценки системы внутреннего контроля в процессе внешнего аудита. – М.: ВЗФЭИ, 2003.
19. Макарова Л.Г. Методологические аспекты разработки внутренних стандартов аудиторской организации. – Н. Новгород: Изд-во НГУ им. Н.И. Лобачевского, 2000.
20. Правила (стандарты) аудиторской деятельности с комментарием Е.М. Гутцайта. – М.: Современная экономика и право, 2000.
21. Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. Стандарты аудиторской деятельности: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
22. Шишкин А.К., Микрутов В.А., Дышкант И.Д. Учет, анализ, аудит на предприятии: Учебное пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2007.
23. Овсийчук М.Ф. Аудит. Организация. Методика проведения. – М.: ТОО «Интелтех», 2004
24. Правила аудиторской деятельности (составление и комментарий Ю.А. Данилевского). – М.: Бухгалтерский учет, 2007.
25. Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. Аудит: учеб. пособие. М.: ФБК-ПРЕСС 1999 г.
26. Внутрифирменные стандарты - основа практического аудита. Н.Т. Лабынцев, профессор Ростовской государственной экономической академии, заведующий кафедрой бухгалтерского учета и аудита, директор аудиторской фирмы "А.У.Д.И.", А.А. Майборода, ассистент кафедры бухгалтерского учета и аудита РГЭА, аудитор аудиторской фирмы "А.У.Д.И.", Журнал «Аудиторские ведомости», №5 май 2007.
27. Внутрифирменные стандарты аудита и оценка учетной политики организации. Е.М. Дарбека, директор, кандидат экономических наук, Н.В. Артемова, ООО "Аудиторская фирма "Сибирский аудит" (г. Абакан), журнал "Аудиторские ведомости", N 8, август 2004 г.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 306.