Известно, что порядок организации бухгалтерского учета регламентирован положениями по бухгалтерскому учету, в которых предлагаются выбор способов учета, оценки объектов учета их списания с баланса и раскрытие информации в бухгалтерской отчетности. Именно эти элементы и необходимо проверить при оценке учетной политики организации. Проверка предполагает два этапа, закрепляемых в стандарте. Первый этап - проверка учетной политики как основного организационного документа проверяемого экономического субъекта. Второй этап - проверка применения утвержденной учетной политики.
Для выполнения первого этапа предлагается оценить учетную политику по критериям, которые являются едиными независимо от отрасли и масштабов деятельности организации. В этой связи представляется целесообразным утвердить эти критерии в качестве единых подходов в составе внутрифирменных стандартов аудита, для этого определить цель, задачи, основные вопросы и источники информации.
В качестве источников информации при проведении аудита учетной политики организации используют:
· учредительные документы аудируемой организации, содержащие сведения об аудируемой организации (осуществляемые виды деятельности, руководитель организации и т.д.);
· приказ об утверждении положения об учетной политике организации;
· приложения к приказу об утверждении положения об учетной политике организации (если есть) - график документооборота, рабочий план счетов, образцы форм первичных документов, самостоятельно разработанных организацией, список (перечень) должностей лиц, имеющих право подписи первичных документов, список (перечень) должностей лиц, имеющих право получать денежные средства в подотчет, другие приложения к приказу об утверждении положения об учетной политике организации;
· информацию о применяемых аудируемой организацией способах ведения бухгалтерского учета, подготовленную участниками аудиторской группы (проводящей аудит данного предприятия);
· другие источники в зависимости от специфики аудируемой организации.
Цель аудиторских рекомендаций по результатам аудита системы бухгалтерского учета - приведение в соответствие в будущем и (или) в процессе проведения аудиторской проверки системы организации бухгалтерского учета проверяемого субъекта требованиям законодательства. Порядок подготовки аудиторских рекомендаций целесообразно включить в положения внутрифирменного стандарта. Аудиторские рекомендации должны прежде всего отвечать условиям "конкретности, адресности", т.е. быть адресованы непосредственно проверяемому субъекту.
Особенностью внутрифирменного стандарта для оценки системы организации бухгалтерского учета является отсутствие необходимости построения аудиторской выборки, поскольку учетная политика как документ рассматривается только сплошным методом и в полном объеме.
На втором этапе проверки предлагается закрепить в стандарте обязанность аудитора проверить применение декларированных способов. Данный этап выполняется на протяжении всего процесса аудита по всем проверяемым объектам учета. В результате осуществления второго этапа следует подготовить суждение аудитора по вопросам:
· правильности применения декларированных способов ведения бухгалтерского учета;
· достаточности элементов учетной политики и их соответствие масштабам деятельности экономического субъекта;
· целесообразности применения указанных способов.
Предлагается балльная система оценки учетной политики как организационного документа проверяемого экономического субъекта (Таблица 1). Сумма всех баллов по всем ответам берется за 100%. Таким образом, чем подробнее сформирован тест оценки учетной политики, тем объективнее аудиторская оценка. В результате могут быть подготовлены детальные рекомендации по улучшению организации бухгалтерского учета. В последней колонке использованы обозначения: оценка ответа в 5 баллов означает закрепление элемента (способа, приема) в составе учетной политики. Оценка 0 баллов указывается, если способ (или прием) не имеет места в учетной политике. Возможна оценка между 0 и 5 баллами, если положения учетной политики содержат неточность формулировок или (и) являются недостаточными. Шкала позволяет применить профессиональное суждение в оценке качества формулировок и ясности декларированных способов ведения и организации учета.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 239.