Необходимость структурных изменений экономики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Осуществление основных требований экологизации экономики, введение экологических функций в категории макроэкономики и полная реализация платности природопользования предполагают радикальные структурные изменения в экономике, направленные на снижение ее природоемкости. Они должны включать следующие взаимосвязанные преобразования:

количественную и качественную перестройку экономики ресурсов энергетики и промышленности, ориентированную на их максимальные экономию и эффективность использования;

изменение отраслевой и технологической структуры производства с постепенным исключением из нее производства значительной части вторичных средств потребления и минимизацией ресурсоемкости и отходности производства средств производства и потребления;

поэтапное включение в механизмы и факторы ценообразования всех экологических издержек хозяйственной деятельности и стоимостной оценки риска экологических поражений;

отказ от доминирования предложения в экономике и торговле; исключение той части маркетинга, которая навязывает и стимулирует иррациональные потребности и избыточные ассортименты вторичных средств потребления.

Следствиями выполнения этих требований должны стать:

а) замедление и прекращение количественного экономического роста (в расчете на душу населения) и переход экономики к стратегии качественного роста производства;

б) перераспределение трудовых ресурсов из сфер материального производства и обслуживания государства в сферу обслуживания людей, включающую социальное обеспечение, здравоохранение, правовую защиту, науку и образование;

в) изменение структуры потребностей людей с ограничением сферы вторичных факультативных потребностей;

г) уменьшение экономического и социального неравенства людей. Рассмотрим содержание этих возможностей.

Как уже отмечено, реализация этих принципов по существу означает применение высокого биосферного экологического налога на ресурсы, что влечет за собой подорожание всей ресурсной базы экономики и, следовательно:

а) общее количественное ограничение изъятия ресурсов;

б) необходимость более глубокой разработки месторождений и более полного извлечения полезных компонентов из сырья;

в) стимулирование всех средств экономии ресурсов в процессе производства и потребления;

г) необходимость замены ресурсов и изыскания новых, более экологичных ресурсов;

д) максимально возможное переключение ресурсной базы экономики с невозобновимых на возобновимые ресурсы. В частности, в ближайшие 2-3 десятилетия человечество неизбежно столкнется со значительным подорожанием топливно-энергетических ресурсов, и это вызовет разветвленную цепную реакцию перестройки всех слагаемых экономики в русле вынужденной экологизации.

Изменения в отраслевой и технологической стриктуре производства в плане экологизации экономики предполагают:

Постепенное исключение производства антиэкологичных излишеств сферы потребления. Так, только прекращение производства и "переплавка" тяжелых вооружений - военных кораблей, самолетов, танков, орудий, ракет и т.п. - может по оценкам специалистов "облегчить" мировую экономику на 15-18%. Почти такой же эффект может быть достигнут за счет 50-процентного сокращения производства и эксплуатации легковых автомобилей, которые крайне антиэкологичны, неэффективны и становятся еще большим излишеством в эпоху совершенствования средств связи. Заметный резерв сокращения масштабов экономики содержится и в отказе от избыточных ассортиментов вторичных средств потребления, которые приносят больше вреда, чем пользы. Таким образом, существует принципиальная возможность почти вдвое уменьшить природоемкость экономики только за счет исключения излишних в эколого-экономическом отношении производств.

Изменение соотношения между главными категориями производства (А и Б) в пользу производства средств потребления как менее природоемкого.

Техническое и технологическое перевооружение производства с целью минимизации его ресурсоемкости и отходности и увеличения средозащитной эффективности. Именно этот путь главным образом реализуется в современной природоохранной практике. С экономической точки зрения он выглядит самым прямым и легким. Тем более, что согласуется и с внеэкологическими интересами повышения эффективности производства. Но, как мы видим, он не может сам по себе решить проблему необходимого снижения природоемкости производства.

Сокращение производства неизбежно ведет к серьезным социальным коллизиям. Часто они становятся главным препятствием для закрытия или радикального перепрофилирования предприятий по экономическим и экологическим мотивам. Поэтому экологизация экономики должна включать продуманную политику изменения рынка труда и перевода значительной массы трудовых ресурсов из сферы производства в сферу обслуживания.

Изменение ценообразования вытекает из развития всей системы платности природопользования и экологического налогообложения. Номинальная себестоимость всех продаваемых товаров и услуг занижена по сравнению с реальной ровно на ту величину, на которую не скомпенсирован экономический ущерб, нанесенный окружающей природной среде всеми стадиями производства и эксплуатации средств потребления. При этом разность между номинальной и реальной стоимостью тем больше, чем больше природоемкость производства и эксплуатации. Так, на себестоимости автомобиля отражаются платежи за загрязнение среды всех производств, участвовавших в создании и обеспечении использования этого транспортного средства, начиная с добычи руды, химического сырья, нефти и кончая сборкой, покраской и заправкой. Но, во-первых, этими платежами скомпенсирован далеко не весь ущерб от производства. Во-вторых, ни в стоимость самого автомобиля и его обслуживания, ни в стоимость запчастей, горючего и масел не входит цена того ущерба, который причиняется эксплуатацией автомобиля - химическим, физическим загрязнением среды и риском для здоровья и жизни людей. Полная компенсация всех источников ущерба от производства и эксплуатации должна очень существенно повысить стоимость автомобиля и владения им.

Поскольку экологическое налогообложение касается не только производителей, но и покупателей, полная реализация платности природопользования в условиях открытой экономики неизбежно ведет к увеличению расхождения между ценами и покупательной способностью. Вследствие этого должно происходить вытеснение с рынка наиболее природоемких товаров и услуг.

Отказ от диктата предложения в экономике - одно из наиболее острых нарушений экономической традиции. Дело в том, что в долгосрочный период определяющим для экономического роста является не совокупный спрос, не совокупная потребность, а совокупное предложение. Экономическая история XX века знает немало примеров, когда наглый напор предложения стимулировал первоначально слабый спрос, обеспечивал быстрый рост капитала и приводил к образованию устойчивой потребности. К сожалению, часто это касалось и касается противоестественных, антиэкологических стимулов потребления, дававших наибольшую прибыль, - оружия, наркотиков, алкоголя, лекарств. Но, по сути, практически любое превалирование предложения над спросом антиэкологично в той мере, в какой не контролируется экологическими требованиями к производству и к сохранению здоровья и жизни людей. Это как раз тот случай, когда "экономический прогресс отнюдь не приводит к повышению благосостояния. Вот почему экологизация экономики требует полного отказа от искусственного провоцирования новых потребностей и строгого согласования предложения со спросом под экологическим и медико-биологическим контролем. Тяга людей к новизне должна удовлетворяться творчеством самих людей, а не интересами наживы. Контроль и ограничение свободы маркетинга направляется на то, чтобы исключить вредные последствия навязчивой рекламы сомнительных вторичных средств потребления и избыточных ассортиментов товаров и услуг. Диктату предложения следует также противопоставить высокую потребительскую культуру людей.

Об изменении структуры потребностей. Одна из труднейших проблем социальной экологии, затрагивающая сам базис экономики и имеющая непосредственное отношение к ее экологизации, - это изменение структуры и стереотипа потребностей людей. Безграничность и неутолимость материальных потребностей очень трудно преодолеть. Но к этому необходимо стремиться, иначе экологизация экономики будет не только мучительной, но и невозможной. Необходим отказ масс людей от части наиболее факультативных потребностей, обеспечение которых, начиная с производства, обладает высокой природоемкостью.

Некоторые авторы видят выход в добровольном отказе от излишеств, в подобии потребительского аскетизма, в принятии принципа "добровольной простоты". Этот принцип вряд ли может быть понят и принят в обществе подневольной нищеты, но там, где реализованы возможности богатого выбора и хорошо поставлено экологическое воспитание и просвещение, он может иметь некоторое значение. Все же в большинстве случаев ограничение потребностей связано не столько с внутренними независимыми побуждениями людей и с пропагандой, сколько с экономическими обстоятельствами. Так, например, для 56% опрошенных жителей США, отказавшихся от курения, главным исходным мотивом была высокая стоимость медицинского обслуживания.

Наиболее трудно преодолимы стереотипы престижного потребления, сходные с "мания"-структурами. Как ни парадоксально, но самые вредные для человека привычки - курение, алкоголь, наркотики - по характеру исходных продуктов вполне экологичны и дешевы. Было подсчитано, что энергетико-технологические затраты на производство одного грамма белка свинины в 75 раз больше, чем на производство одного грамма героина.

Наименее благоприятные для состояния окружающей среды индивидуальные потребности связаны с личным автомобилем. Для поколения рекламофагов престиж обладания новым легковым автомобилем и мелькание информации при вождении часто намного важнее потребности в перемещении. Это показали, в частности, результаты анкетирования владельцев автомобилей в крупных городах Италии и Франции, где коэффициенты использования, мотивы поездок и статистика предпочтений между личным и общественным транспортом не позволяют квалифицировать эксплуатацию значительной части легковых автомобилей как функционально необходимую. Другими словами, значительная часть расхода ресурсов, работы разных отраслей промышленности и сервиса, добычи и переработки нефти, затрат на маркетинг и в то же время значительная часть загрязнения среды и ущерба здоровью людей - всего, что связано с производством и эксплуатацией автомобилей, идет на удовлетворение плохо мотивированной прихоти.

В производство автомобилей вовлечена почти 1/4 часть всего промышленного потенциала развитых стран мира, почти все отрасли промышленности. Создание 1-тонного автомобиля сопровождается образованием во всех обеспечивающих производствах от 15 до 18 т твердых и 7-8 т жидких отходов. Для обеспечения эксплуатации автомобилей отчуждается земля под автострады, гаражи, стоянки, ремонтные базы, развивается инфраструктура автосервиса. Большие города задыхаются от автомобилей. В то же время легковой автомобиль как транспортное средство из всех наземных средств передвижения обладает самой низкой экономической эффективностью. Несомненно, что в сфере индивидуального пользования он относится ко вторичным потребностям. Особенно в эпоху радиотелефонов, модемных связей и Интернета. Если еще учесть потенциал риска для здоровья и жизни людей, заключенный в каждом автомобиле, то, что ежегодно в автомобильных авариях погибают и калечатся сотни тысяч людей, то очевидной становится непомерная цена сверхавтомобилизации. Современная экология должна объявить автомобиль XX века объектом "нон грата".

Однако наивно полагать, что это обвинение и признание указанных фактов может противостоять укоренившемуся представлению об автомобиле как об одном из главных слагаемых личного благосостояния и поколебать спрос на автомобили. В данном случае нужны другие механизмы и смена стереотипов технической психологии. Выше показано, какое участие в этом может принять новая система ценообразования.

Наконец, еще об одной специфической потребности - об оружии. Никто не знает подлинных масштабов потребности в личном оружии, так как у большинства людей она скрыта за нравственными и правовыми запретами и может проявиться только после того, как оружие оказалось у человека в руках. Сколько бы ни было уверений, что это вынужденная потребность, какая-то часть вооруженных людей оказывается в сетях самой страшной "мания"-структуры", когда жажда угрозы оружием и применения оружия оправдывается любыми соображениями - от откровенно-бандитских до лицемерно-патриотических. Кровавые трагедии в разных странах, в том числе и в России, подтверждают это. Влечение к оружию в значительной мере определяет патологические проявления вьетнамско-афганско-югославско-чеченского синдрома.

В сетях этой же "мания"-структуры оказываются и целые государства. Она страшна своей мощной положительной обратной связью: производство оружия все время подхлестывает потребность в нем и поддерживает трагическую иллюзию нужности у людей, которые его производят. Нет ни одной отрасли экономики, которая была бы настолько антиэкологична. Монстр ВПК СССР поглотил большую часть материальных и интеллектуальных богатств великой страны, накопил несметные горы концентрированной смерти и изуродовал своими полигонами, своими "иглами", "колесами" и "порошками" офомные пространства России и сопредельных стран. Подобно тому, как наркоман, даже при четком осознании последующего вреда не может преодолеть свое пристрастие, оказываясь в роковой физической зависимости от наркотика, так и ВПК, оказавшись перед бессмысленностью наращивания вооружений, аморальностью наводнения мира оружием, перед ненужностью ракет, пороха, сапог и генералов, испытывает состояние "ломки" и с помощью "новой обронительной доктрины" выискивает возможность раздобыть "дозу"... Милитаризация и экологизация экономики абсолютно антагонистичны и взаимоисключающи. Отказ от потребности в оружии может быть достигнут только в результате преодоления инстинкта убийства себе подобных и осознания гибельности производства и применения оружия для всех.



Список литературы

 

1. 1. Акимова Т.А., Кузьмин A.П., Хаскин В.В. Экология. Природа - Человек - Техника: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 343 с.

2. 2. Ситаров В.А., Пустовойтов В. В Социальная экология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 280 с.

3. 3. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для вузов / Д.А. Кривошеин, Л.А. Муравей, Н.Н. Роева и др.; Под ред. Л.А. Муравья. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 447 с.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 211.