Понятие и экономическая сущность Стабилизационного фонда
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

Стабилизационный фонд Российской Федерации – это часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.

Тема актуальна, поскольку дискуссия о том, как использовать Стабилизационный фонд РФ (объем которого в настоящее время составляет около 2,5 трлн. руб.), приобрела всенародный характер.

В обсуждении участвуют не только чиновники, эксперты, политики и журналисты, но и самые широкие слои населения.

В июне 2009 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос, в ходе которого выяснилось, что почти 90% россиян предлагают израсходовать средства Стабилизационного фонда. Только 5% опрошенных уверены, что средства Стабилизационного фонда расходовать нельзя. Направить средства Стабфонда на реформу здравоохранения предлагают 32% опрошенных, на повышение пенсий – 28%, на повышение зарплаты бюджетников – 26%, на реформу образования – 19%, на повышение других социальных выплат (инвалидам, сиротам) – 15%.

Настроение российских граждан можно понять. В сложившейся ситуации нельзя не согласиться с достаточно одиозным и популистским высказыванием С. Глазьева, что «абсурдной и просто аморальной является политика Правительства по замораживанию сотен миллиардов рублей в Стабилизационном фонде на фоне нищенской зарплаты работников бюджетной сферы, катастрофического недофинансирования расходов на образование, науку и здравоохранение, разложения пораженной коррупцией правоохранительной системы и других язв бедного и беспомощного государства».

Здесь неуместно вступать в дискуссию о том, можно ли считать Россию «бедным и беспомощным государством» (такие слова, высказанные народным избранником, представляют собой прямое оскорбление и России, и всего русского народа, однако наш Стабилизационный фонд действительно «больше напоминает огромную «заначку», лежащую мертвым грузом», и не является инструментом развития экономики, которым должен быть.

Таким образом, цель настоящей работы – изучение Стабилизационного фонда и его роли для экономики России.

Задачами работы являются:

· Изучить Стабилизационный фонд Российской Федерации – сущность и необходимость образования;

· Рассмотреть управление средствами и правила инвестирования средств Фонда;

· Проанализировать проблемы выбора модели функционирования Стабилизационного фонда;

· Охарактеризовать зарубежный опыт создания и использования Стабилизационного фонда;

· Проанализировать проблемы и перспективы развития Стабилизационного фонда.

Объект работы – Стабилизационный фонд Российской Федерации, предмет – функционирование Стабилизационного фонда и его роль для экономики России.


1. Стабилизационный фонд Российской Федерации – сущность и необходимость образования


Актуальные проблемы использования Стабфонда в России

Проблемы и перспективы развития Стабилизационного фонда

Заключение

Итак, Стабилизационный фонд РФ был создан в 2003 г. как преемник бюджета развития, который впервые появился в истории российского бюджета 5 ноября 1998 г. Основной идеей бюджета развития было финансирование государством крупных проектов в промышленности (главным образом в ВПК), которые должны были стать локомотивами развития российской промышленности в условиях кризиса.

Стабилизационный фонд – это целевой бюджетный фонд с законодательно установленными источниками его образования. Средства фонда предназначались для покрытия дефицита бюджета, образуемого при сокращении объема поступлений от экспортных пошлин на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефти), могли временно размещаться в долговые обязательства иностранных государств по выбору правительства (предоставление займов иностранным государствам), а также направлялись на покрытие текущих и капитальных расходов бюджета.

Идея Стабилизационного фонда поначалу была прямой противоположностью идее бюджета развития. Она предполагала в первую очередь формирование финансового резерва для финансирования дефицита бюджета в случае падения цен на нефть, во вторую очередь – стерилизацию избыточных долларовых доходов от экспорта нефти и облегчение, таким образом, контроля над инфляцией, благодаря тому, что сверхдоходы будут вложены в иностранные активы. Наконец, Стабилизационный фонд должен был стать резервом для решения проблем финансирования системы государственных пенсий в среднесрочной перспективе. Иными словами, средства Стабфонда, в отличие от средств бюджета развития, предназначались для финансирования наиболее важных задач: Стабилизационный фонд РФ в своей идее изначально выглядел как резервный фонд с некоторыми дополнительными функциями.

Идея была поддержана практически всеми (государственными органами и обществом) – успешная практика функционирования таких фондов во множестве государств мира, от Норвегии до Катара, говорила сама за себя. Федеральный бюджет РФ на протяжении ряда лет формировался с профицитом, исходя из определенного уровня цен на нефть, а весь «сверхпрофицит», который появлялся из-за того, что реальная цена была постоянно выше прогнозной, направлялся в Стабфонд.



Список литературы

 

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.1, статья 96.1, 96.2

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2006 г. №229 «О порядке управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации»

3. Быля А.Б. Роль Стабфондов в системе стран. // Финансовое право, 2008, №7

4. Варнавский В. Стабилизационный фонд как инструмент экономической политики государства // Мировая экономика и международные отношения. 2009, №5.

5. Глазьев С.М. О стратегии экономического развития России // Вопросы экономики, 2009, №5.

6. Забелина О. Российская специфика <голландской болезни>. // Вопросы экономики, 2009, №11.

7. Кимельман С., Андрюшин С. Стабилизационный фонд и экономический рост. // Вопросы экономики, 2008, №11.

8. Кудрин А. Стабилизационный фонд: зарубежный и российский опыт. // Вопросы экономики, 2009, №2.

9. Минфин России: Стабилизационный фонд. // http://www.minfin.ru/ru/stabfund/about/

10. Михаил Копейкин, доктор экономических наук Стабилизационный фонд: деньги должны работать. // http://www.izvestia.ru

11. Мст. Афанасьев. Инструментарий стабилизационного фонда: опыт и перспективы. // Вопросы экономики, 2009, №3.

12. Ольга Кувшинова, Надежда Иваницкая. Неравные части стабфонда // Ведомости, №241 (2015), 20 декабря 2009

13. Ольга Кувшинова. Хорошо сохранился // Ведомости, №239 (2013), 18 декабря 2009

14. Правила инвестирования средств Стабилизационного Фонда писали не в России? // http://kprf.ru/rus_soc/67525.html? print

15. Соловьева С.В. Денежно-кредитная политика России на современном этапе // Вопросы экономических наук, 2009, №3.

16. Тавадова А.В. Стабилизационный фонд как инструмент государственного регулирования российской экономики

17. Фракция «Родина» предлагает отправить в отставку Грефа и Кудрина за «неэффективное управление» Стабфондом

18. www.gks.ru – официальный сайт Российской статистики.


[1] Ольга Кувшинова, Надежда Иваницкая. Неравные части стабфонда // Ведомости, № 241 (2015), 20 декабря 2009

[2] http://kprf.ru/rus_soc/67525.html?print

[3] Быля А.Б. Роль Стабфондов в системе стран. // Финансовое право, 2008, N 7

[4] Быля А.Б. Роль Стабфондов в системе стран. // Финансовое право, 2008, N 7

[5] Мст.Афанасьев. Инструментарий стабилизационного фонда: опыт и перспективы. // Вопросы экономики, 2009, №3.

[6] Варнавский В. Стабилизационный фонд как инструмент экономической политики государства // Мировая экономика и международные отношения. 2009, N 5.

[7] Быля А.Б. Роль Стабфондов в системе стран. // Финансовое право, 2008, N 7

[8] Мст.Афанасьев. Инструментарий стабилизационного фонда: опыт и перспективы. // Вопросы экономики, 2009, №3.

[9] Варнавский В. Стабилизационный фонд как инструмент экономической политики государства // Мировая экономика и международные отношения. 2009, N 5.

[10] Глазьев С.М. О стратегии экономического развития России // Вопросы экономики, 2009, N 5.

[11] Мст.Афанасьев. Инструментарий стабилизационного фонда: опыт и перспективы. // Вопросы экономики, 2009, №3.

[12] Глазьев С.М. О стратегии экономического развития России // Вопросы экономики, 2009, N 5.


Введение

Стабилизационный фонд Российской Федерации – это часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть, подлежащая обособленному использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой.

Тема актуальна, поскольку дискуссия о том, как использовать Стабилизационный фонд РФ (объем которого в настоящее время составляет около 2,5 трлн. руб.), приобрела всенародный характер.

В обсуждении участвуют не только чиновники, эксперты, политики и журналисты, но и самые широкие слои населения.

В июне 2009 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел опрос, в ходе которого выяснилось, что почти 90% россиян предлагают израсходовать средства Стабилизационного фонда. Только 5% опрошенных уверены, что средства Стабилизационного фонда расходовать нельзя. Направить средства Стабфонда на реформу здравоохранения предлагают 32% опрошенных, на повышение пенсий – 28%, на повышение зарплаты бюджетников – 26%, на реформу образования – 19%, на повышение других социальных выплат (инвалидам, сиротам) – 15%.

Настроение российских граждан можно понять. В сложившейся ситуации нельзя не согласиться с достаточно одиозным и популистским высказыванием С. Глазьева, что «абсурдной и просто аморальной является политика Правительства по замораживанию сотен миллиардов рублей в Стабилизационном фонде на фоне нищенской зарплаты работников бюджетной сферы, катастрофического недофинансирования расходов на образование, науку и здравоохранение, разложения пораженной коррупцией правоохранительной системы и других язв бедного и беспомощного государства».

Здесь неуместно вступать в дискуссию о том, можно ли считать Россию «бедным и беспомощным государством» (такие слова, высказанные народным избранником, представляют собой прямое оскорбление и России, и всего русского народа, однако наш Стабилизационный фонд действительно «больше напоминает огромную «заначку», лежащую мертвым грузом», и не является инструментом развития экономики, которым должен быть.

Таким образом, цель настоящей работы – изучение Стабилизационного фонда и его роли для экономики России.

Задачами работы являются:

· Изучить Стабилизационный фонд Российской Федерации – сущность и необходимость образования;

· Рассмотреть управление средствами и правила инвестирования средств Фонда;

· Проанализировать проблемы выбора модели функционирования Стабилизационного фонда;

· Охарактеризовать зарубежный опыт создания и использования Стабилизационного фонда;

· Проанализировать проблемы и перспективы развития Стабилизационного фонда.

Объект работы – Стабилизационный фонд Российской Федерации, предмет – функционирование Стабилизационного фонда и его роль для экономики России.


1. Стабилизационный фонд Российской Федерации – сущность и необходимость образования


Понятие и экономическая сущность Стабилизационного фонда

Стабилизационный фонд (СФ) – специальный государственный фонд Российской Федерации, создаваемый и используемый в целях стабилизации экономики.

Стабилизационный фонд выполняет следующие функции:

· является встроенным стабилизатором (наряду с такими общеизвестными и общеупотребительными, как прогрессивный налог и пособие по безработице);

· обеспечивает дополнительную устойчивость государственным финансам;

· может служить источником финансирования инвестиционных программ, обеспечивающих снижение бюджетных расходов будущих периодов.

По сути, это финансовые активы, которыми напрямую распоряжается правительство, а не Федеральное Собрание посредством бюджета[1].

С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд (3 069 млрд руб.) и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд руб.). Общий объём средств, которые будут зачисляться на счёт нефтегазового трансферта, установлен бюджетным законодательством и привязан к размеру валового внутреннего продукта (ВВП): на 2008 год – 6,1% ВВП, на 2009 год – 5,5%, на 2010 год – 4,5%, а после 2010 года данный объём фиксируется в размере 3,7% ВВП.[1]

Стабилизационный фонд Российской Федерации, основанный 1 января 2004 года, является частью федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс).

Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.

Фонд аккумулирует поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефть), при цене на нефть сорта Юралс, превышающей базовую цену.

Средства Фонда могут быть использованы на покрытие дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой цены. Если накопленный объем средств Фонда превышает 500 млрд. рублей, сумма превышения может быть использована на иные цели. Объем использования средств Фонда определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

В 2005 году средства Фонда превысили уровень в 500 млрд. рублей, и их часть была направлена на выплату внешнего долга Российской Федерации и покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих объемах:

93,5 млрд. рублей (эквивалент 3,3 млрд. долларов США) было направлено на погашение долга перед Международным валютным фондом;

430,1 млрд. рублей (эквивалент 15 млрд. долларов США) – на погашение долга перед странами-членами Парижского клуба;

123,8 млрд. рублей (эквивалент 4,3 млрд. долларов США) – на погашение долга перед Внешэкономбанком по кредитам, предоставленным Министерству финансов Российской Федерации в 1998–1999 годах для погашения и обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации;

30 млрд. рублей (эквивалент 1,04 млрд. долларов США) направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 235.