Имущественная ответственность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Стороны несут имущественную ответственность за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Ответственность в экспедиционном обязательстве, в принципе, является, полной как для клиента, так и для экспедитора. Общим основанием такой ответственности является не вина, а обычный предпринимательский риск (пункт 3 статья 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Экспедитор в данном случае освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее выполнение договора лишь в том случае, когда это произошло вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.

Если нарушение транспортно-экспедиционного обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. Указанное правило действует при осуществлении как внутрироссийских перевозок, так и международных перевозок, с одним исключением: предел ответственности в международных перевозках, когда используются соответствующие экспедиторские документы, определяется не транспортным уставом или кодексом, а непосредственно Законом «О транспортно-экспедиционной деятельности».

Несмотря на то, что и Гражданский кодекс Российской Федерации, и названный Закон при отсылке к транспортным уставам (кодексам) говорят исключительно о договоре перевозки, представляется, что правило, отсылающее к соответствующим транспортным уставам (кодексам), действует также и при нарушении перевозчиком договора об организации перевозок, который, как и договор перевозки груза, опосредует перевозочный процесс.

Экспедитор несет полную имущественную ответственность в соответствии с требованиями статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации. Однако нарушение условий договора экспедиции нередко зависит не от экспедитора или его клиента, а от перевозчика. По его вине могут быть нарушены сроки доставки груза, допущена его утрата или повреждение, задержка выдачи груза получателю после прибытия его в пункт назначения и т.п. В этих и других возможных случаях виновного поведения перевозчика, ставшего причиной нарушения договора экспедиции, пределы ответственности экспедитора ограничены рамками возмещения фактически причинённого ущерба (статья 796 Гражданского кодекса Российской Федерации) или пределами неустойки (штрафа), предусмотренными транспортным законодательством. Таким образом, особенностью экспедиционных отношений в данном случае является определенная взаимообусловленность двух транспортных договоров - экспедиции и перевозки груза.

Пределы ответственности клиента по договору транспортной экспедиции установлены законом (статья 804 Гражданского кодекса Российской Федерации) или соглашением сторон. Возмещение убытков за виновное неисполнение клиентом своих обязательств осуществляется по правилам статьи 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации. 1. Должник обязан возместить кредитору убытки, причинённые неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств11, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)12.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотрев вопросы развитие транспортного законодательства и выявив три основных этапа: административно-правовой, планово-договорный и продолжающийся ныне договорно-правовой можно сделать заключение, что в условиях рыночной экономики, обновления гражданского законодательства основания возникновения транспортных обязательств претерпели значительные изменения. Из их круга изъято одно из них - план перевозки грузов. Гражданский кодекс Российской Федерации не применяет термина «план перевозки».

По этому же пути пошли и вновь принятые транспортные уставы и кодексы. Основанием возникновения транспортного обязательства является принятая перевозчиком заявка (заказ) грузоотправителя на подачу соответствующих транспортных средств, что и является своеобразной формой планирования перевозок грузов.

Таким образом, в соответствии с новым гражданским законодательством подача транспортных средств отправителю груза осуществляется не в соответствии с планом перевозки грузов, а на договорной основе, т.е. либо в соответствии с договором, либо путем подачи заявки (заказа) предполагаемым отправителем груза. Договорные основания возникновения транспортных обязательств в условиях рыночной экономики приобрели приоритетное значение. Широкое распространение получило оказание транспортных услуг эксплуатантами, т.е. лицами, владеющими транспортными средствами на праве собственности, на условиях аренды или ином законном основании.

В заключение хотелось бы отметить, что до принятия Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» общие положения действовали во всех случаях нарушения договора транспортной экспедиции за исключением нарушения обязательства, вызванного ненадлежащим исполнением договоров перевозки грузов.

С принятием Закона о транспортно-экспедиционной деятельности сфера действия общих положений в транспортно-экспедиционных обязательствах (главным образом в отношении экспедитора) сузилась.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


Дата: 2019-05-29, просмотров: 185.