Глава 1. Правовое регулирование транспортных обязательств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Правовое регулирование транспортных обязательств

§1. Понятие транспортного обязательства, виды транспорта

§2. Система правового регулирования договора перевозки

Глава 2. Обязательства по перевозке грузов

§1. Заключение договора грузовой перевозки

§2. Договоры перевозки грузов различными видами транспорта

§3. Договор буксировки

§4. Договор перевозки пассажиров и багажа

Глава 3. Ответственность за нарушение транспортных обязательств

§1. Условия и виды имущественной ответственности

§2. Претензии и иски по перевозкам грузов

Глава 4. Договор транспортной экспедиции

§1. Понятие и элементы договора экспедиции

§2. Имущественная ответственность

Заключение

Список литературы

 



ВВЕДЕНИЕ

 

Круг общественных отношений, регулируемых гражданским правом необычайно обширен. Граждане в своей повседневной жизни, пользуясь услугами различных организаций, вступают в общественные отношения, регулируемые гражданским правом. Например, отправляясь на работу на общественном транспорте, гражданин вступает с соответствующей транспортной организацией в отношение, которое регулируется нормами гражданского права. Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение груза или человека в пространстве.

Регулирование отношений, связанных с перемещением грузов за последние годы существенно изменилось, что обусловлено переходом централизованно регулируемой экономики к рыночной. Для Российской Федерации с ее обширной территорией и развитой транспортной сетью правовое регулирование договорных обязательств, применяемых в области транспортной деятельности, имеет особое значение в современных рыночных условиях.

Отражением этого являются постоянно развивающееся транспортное законодательство и большое число вопросов, возникающих между транспортными организациями и их клиентурой, связанных с исполнением договоров перевозки.

Цель работы состоит в том, чтобы, опираясь на действующее законодательство изучить вопросы транспортных обязательств.

Названная цель предопределила постановку и решение следующих задач: изучить источник правового регулирования транспортных обязательств; рассмотреть обязательства по перевозке грузов, выделить порядок предъявления претензий и исков по перевозкам, раскрыть договор о транспортной экспедиции.

ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

 

ГЛАВА 2. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ

Заключение договора грузовой перевозки

 

Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется, в силу пункта 1 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании договора перевозки. Общие условия перевозки отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются их соглашением, если транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (пункт 2 статья 784 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Заключение договора перевозки груза требует наличия организационных предпосылок. Они воплощаются во встречных действиях сторон обязательства перевозки: перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку срок, установленный принятой заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза, а грузоотправитель — предъявить груз к перевозке или отказаться от поданных транспортных средств, если они не пригодны для перевозки соответствующего груза (статья 791 Гражданского кодекса российской Федерации).

Правовые формы предпосылки заключения договора грузовой перевозки: а) заявок (заказов) на железнодорожном, речном, автомобильном и воздушном транспорте; б) договоров об организации перевозок (годовых, навигационных и др.) на любых видах транспорта; в) административно-плановых актов в упоминавшихся особых случаях. Кроме того, иногда все организационные предпосылки заключения договора перевозки груза просто содержатся в самом договоре перевозки, имеющем консенсуальную природу.

Если рассматривать систему заявок (заказов) грузоотправители представляют перевозчику сведения о своих потребностях в осуществлении перевозок. Например, для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку грузов (далее - заявка). Заявка представляется грузоотправителем с указанием количества вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и других предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведений. В заявке грузоотправитель должен указать срок действия заявки, но не более чем сорок пять дней.

Заявки представляются не менее чем за десять дней до начала перевозок грузов в прямом железнодорожном сообщении и не менее чем за пятнадцать дней до начала перевозок грузов в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении и в прямом и непрямом смешанном сообщении, а также если пунктами назначения указаны порты. При перевозках грузов в прямом смешанном водно-железнодорожном сообщении заявки представляются организациями, осуществляющими перевалку грузов с водного транспорта на железнодорожный транспорт (статья 11 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации).

Договор об организации перевозок заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации. Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец – предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объёме. В договоре об организации перевозки грузов определятся объёмы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчётов, а также иные условия организации перевозки3.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель – уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Договор перевозки груза реальный, возмездный, двусторонне-обязывающий. Стороны договора – отправитель груза и перевозчик. Предмет договора – деятельность перевозчика по доставке груза управомоченному на его получение лицу.

Формы транспортной накладной для отдельных видов перевозки определяются соответствующими уставами и кодексами или в установленном или порядке. Как правило, транспортная накладная не является письменной формой договора, она лишь удостоверяет его заключение.

Размер провозной платы в обычном договоре перевозки, по общему правилу, устанавливается соглашением сторон, а провозная плата за перевозку транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

Ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке устанавливается законодательством, а также договором перевозки. Если ответственность перевозчика установлена законодательством, соглашения о её ограничении и устранении, в основном, ничтожны.

Основанием ответственности перевозчика за утрату, недостачу или порчу груза является наличие его вины в нарушении договора перевозки. Вина перевозчика предполагается, если он не докажет обратное.

Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение груза или багажа органичен размером причинённого отправителю или пассажиру реального ущерба, однако помимо этого перевозчик обязан возвратить провозную плату, если она не входит в стоимость груза4.

Договор буксировки

 

В соответствии с договором буксировки одна сторона (буксировщик) обязуется своевременно и в сохранности отбуксировать судно, плот или иной плавучий объект (далее - буксируемый объект) в порт назначения с соблюдением условий буксировки и сдать его получателю, указанному в транспортной накладной, а другая сторона (отправитель) обязуется предъявить буксируемый объект для буксировки и оплатить её (пункт 1 статья 88 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации).

Договор буксировки консенсуальный, возмездный, двусторонне-обязывающий. Сторонами в договоре буксировки являются: владелец буксирующего судна (буксировщик) и владелец буксируемого судна, плота или иного плавающего объекта (клиент). Участником отношений, возникающих в связи с заключением договора буксировки, является и получатель, управомоченный на прием плавучего объекта в порту назначения.

Предмет договора буксировки и договора перевозки грузов (услуги по перемещению какого-либо имущества), предмет этих договоров различен, поскольку перемещение в договоре буксировки осуществляется лишь применительно к плавучему объекту. Способ перемещения в договоре буксировки также специфичен - тяга или толкание, что сближает его с подрядными договорами, обязательствами по выполнению работ, хотя и не делает их разновидностью.

Основная обязанность буксировщика состоит в буксировке плавучего объекта, основная обязанность отправителя – предъявление объекта для буксировки и её оплата.

Заключение договора буксировки подтверждается накладной, дорожной ведомостью и квитанцией.

Распределение обязанностей по управлению буксировкой предопределяет и ответственность сторон за ущерб, причинённый клиенту и буксировщику. В случае, когда буксировкой управляет капитан буксирующего судна, ответственность за ущерб, причинённый буксируемому объекту или находящемуся на нем имуществу, несет буксировщик, если не докажет своей невиновности. За ущерб, причинённый буксирующему судну, когда буксировкой управляет капитан буксируемого объекта, отвечает клиент (владелец буксируемого объекта), поскольку не будет доказано отсутствие его вины. Иной порядок ответственности в обоих случаях может быть установлен соглашением сторон.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотрев вопросы развитие транспортного законодательства и выявив три основных этапа: административно-правовой, планово-договорный и продолжающийся ныне договорно-правовой можно сделать заключение, что в условиях рыночной экономики, обновления гражданского законодательства основания возникновения транспортных обязательств претерпели значительные изменения. Из их круга изъято одно из них - план перевозки грузов. Гражданский кодекс Российской Федерации не применяет термина «план перевозки».

По этому же пути пошли и вновь принятые транспортные уставы и кодексы. Основанием возникновения транспортного обязательства является принятая перевозчиком заявка (заказ) грузоотправителя на подачу соответствующих транспортных средств, что и является своеобразной формой планирования перевозок грузов.

Таким образом, в соответствии с новым гражданским законодательством подача транспортных средств отправителю груза осуществляется не в соответствии с планом перевозки грузов, а на договорной основе, т.е. либо в соответствии с договором, либо путем подачи заявки (заказа) предполагаемым отправителем груза. Договорные основания возникновения транспортных обязательств в условиях рыночной экономики приобрели приоритетное значение. Широкое распространение получило оказание транспортных услуг эксплуатантами, т.е. лицами, владеющими транспортными средствами на праве собственности, на условиях аренды или ином законном основании.

В заключение хотелось бы отметить, что до принятия Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» общие положения действовали во всех случаях нарушения договора транспортной экспедиции за исключением нарушения обязательства, вызванного ненадлежащим исполнением договоров перевозки грузов.

С принятием Закона о транспортно-экспедиционной деятельности сфера действия общих положений в транспортно-экспедиционных обязательствах (главным образом в отношении экспедитора) сузилась.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Правовое регулирование транспортных обязательств

§1. Понятие транспортного обязательства, виды транспорта

§2. Система правового регулирования договора перевозки

Глава 2. Обязательства по перевозке грузов

§1. Заключение договора грузовой перевозки

§2. Договоры перевозки грузов различными видами транспорта

§3. Договор буксировки

§4. Договор перевозки пассажиров и багажа

Глава 3. Ответственность за нарушение транспортных обязательств

§1. Условия и виды имущественной ответственности

§2. Претензии и иски по перевозкам грузов

Глава 4. Договор транспортной экспедиции

§1. Понятие и элементы договора экспедиции

§2. Имущественная ответственность

Заключение

Список литературы

 



ВВЕДЕНИЕ

 

Круг общественных отношений, регулируемых гражданским правом необычайно обширен. Граждане в своей повседневной жизни, пользуясь услугами различных организаций, вступают в общественные отношения, регулируемые гражданским правом. Например, отправляясь на работу на общественном транспорте, гражданин вступает с соответствующей транспортной организацией в отношение, которое регулируется нормами гражданского права. Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение груза или человека в пространстве.

Регулирование отношений, связанных с перемещением грузов за последние годы существенно изменилось, что обусловлено переходом централизованно регулируемой экономики к рыночной. Для Российской Федерации с ее обширной территорией и развитой транспортной сетью правовое регулирование договорных обязательств, применяемых в области транспортной деятельности, имеет особое значение в современных рыночных условиях.

Отражением этого являются постоянно развивающееся транспортное законодательство и большое число вопросов, возникающих между транспортными организациями и их клиентурой, связанных с исполнением договоров перевозки.

Цель работы состоит в том, чтобы, опираясь на действующее законодательство изучить вопросы транспортных обязательств.

Названная цель предопределила постановку и решение следующих задач: изучить источник правового регулирования транспортных обязательств; рассмотреть обязательства по перевозке грузов, выделить порядок предъявления претензий и исков по перевозкам, раскрыть договор о транспортной экспедиции.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 209.