Предельная производительность факторов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Пусть фирма использует в производстве только один фактор производства. Тогда связь между объемом выпуска и количеством ресурсов задается производственной функцией:

q = F(x) (1)

где q - объем производства продукта, x - количество единиц фактора производства.

Рассмотрим теперь, как изменяется объем выпуска q с изменением x.

Общим физическим продуктом (ТРx) ресурса X (общей производительностью) называется максимальное количество единиц продукта, которое может быть произведено при использовании некоторого количества x единиц переменного ресурса X:

ТР x = F(x) (2)

Принято считать, что зависимость ТРx от X имеет вид, изображенный на рис.2.

Наклон кривой ТР сначала увеличивается (до точки K), затем уменьшается (от K до С) и, наконец, правее точки C становится отрицательным.

Предельным физическим продуктом (MРx) (предельной производительностью) называется приращение общего физического продукта ТРx , вызванное увеличением применения ресурса X на одну единицу:

(3)

то же самое можно записать через производную:

(4)

График x представлен на рис. 2.


Рис.2. Общий (а) и предельный (б) физический продукт ресурса

 

При увеличении применения ресурса X MРx сначала увеличивается (до точки М), затем уменьшается и, правее точки X2 , становится отрицательным.

Чем же объясняется такое поведение общей и предельной производительности? Дело в том, что в экономике действует закон убывающей производительности.

Закон убывающей производительности. Предельная производительность фактора убывает по мере увеличения использования этого фактора в процессе производства.

Этот "закон" не имеет, однако, никакого теоретического обоснования, он представляет собой аксиому экономической теории, основанную на некоторых эмпирических данных и соображениях здравого смысла.

Итак, мы рассмотрели зависимость ТРx и x от количества x. Однако нас (а также и фирму) интересует не только (и не столько) физический продукт фактора, сколько денежная сумма, которая может быть выручена от реализации этого продукта.

Ценностью предельного продукта ресурса X называется денежная стоимость предельного физического продукта x:

VMР x = MР x ·P (5)

Поясним на простом примере. Предположим, что количество ресурса Х, применяемого в производстве некоторого продукта, увеличилось на одну единицу; при этом объем производства продукта увеличился на 5 единиц, которые были реализованы на рынке по цене 25 р. каждая. В этом случае VMРx = 5·25 =125.

Однако VMРx не всегда показывает, на сколько увеличивается выручка фирмы при увеличении количества применяемого ресурса.

Предельной выручкой ресурса M RPx называется приращение общей выручки, вызванное применением дополнительной единицы ресурса.

По определению,

Умножим числитель и знаменатель на q:

,

.

Вспомним, что ΔTR / Δq = MRq, а Δq / Δx = MPx.

Следовательно,

MRРx = MРx•MR (6)

Тождественны ли величины VMP и MRР?

Из выражений (5) и (6) видно, что VMРx MRРx лишь тогда, когда P=MR (цена равна предельной выручке). Предельная выручка равна цене продукта лишь в случае совершенной конкуренции, а на монополизированном рынке предельная выручка меньше цены, так как кривая спроса на продукцию монополиста имеет отрицательный на клон, а значит, производство каждой следующей единицы продукта снижает цену на весь объем продукта.

Рассмотрим фирму, которая является совершенным конкурентом на рынке ресурса (цена ресурсов не зависит от объема потребления этих фирм), и на рынке продуктов. В этом случае, MR = P, а следовательно, и VMРx=MRРx (рис. 3).


Рис.3. Объем спроса фирмы на ресурс (фирма - совершенный конкурент на рынке продукта).

 

Кривая VMРx MRРx на рис.3 имеет отрицательный наклон, потому что c увеличением применения переменного ресурса x уменьшается, а цена продукта P остается прежней (фирма - совершенный конкурент на рынке продукта). Для фирмы цена ресурса задана извне и постоянна, т.е. кривая предложения ресурса Sx является горизонтальной линией: объем спроса фирмы на ресурс X настолько мал по сравнению с рыночным объемом спроса, что фирма не может по влиять на цену ресурса (фирма - совершенный конкурент на рынке ресурса).

Предельными расходами на ресурс MEx называется приращение общих затрат, вызванное применением дополнительной единицы ресурса. Для фирмы - совершенного конкурента на рынке ресурса предельные расходы на ресурс всегда равны цене единицы ресурса.

Понятно, что максимизирующая прибыль фирма будет привлекать дополнительные единицы ресурса Х до тех пор, пока приращение общих затрат не превысит приращения общей выручки. Иными словами, фирма будет привлекать к производству такое количество единиц ресурса X, при котором

MEx= MRPx.

В нашем случае MEx равно цене ресурса px (так как для фирмы - совершенного конкурента на рынке ресурса пре дельные затраты на ресурс совпадают с его ценой (рис. 2)). Таким образом, прибыль фирмы будет максимальной при использовании такого количества x1 ресурса Х, при котором

MRPx = px. (7)

На рис. 2 этой ситуации соответствует точка E1.

Наша задача - построить кривую спроса фирмы на ресурс.

Рассмотрим, как изменяется объем спроса фирмы при изменении цены ресурса (рис. 4).


Рис.4. Кривая спроса фирмы на ресурс (фирма - совершенный конкурент на рынке продукта).

Пусть цена ресурса равна p1, тогда объем спроса на ресурс Dx = x1

Аналогично, если цена ресурса равна p2, то Dx = x2; если цена ресурса равна p3, то Dx = x3.

Итак, кривая MRPx (в рассматриваемом случае она совпадает с кривой VMPx) является кривой спроса на ресурс X (Dx)фирмы - совершенного конкурента. Ниже при рассмотрении рынков труда, капитала и земли будет дан конкретный пример построения кривой спроса фирмы на факторы.

Как повлияет на спрос фирмы на фактор увеличение цены P продукта? Это приведет к росту MRx и следовательно по формуле (6) также и к росту MRPx то есть кривая MRPx на рисунках 3 и 4 сдвинется вверх - вправо, то есть спрос фирмы на фактор увеличится. Уменьшение цены продукта P приведет к обратному эффекту – уменьшению спроса фирмы на фактор.

 

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 199.