Сколько существует факторов производства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Курсовая работа

 

Теория предельной производительности факторов производства и закономерности формирования факторных доходов


Содержание.

Введение. 2

Факторы производства. 2

Сколько существует факторов производства. 2

Распределение доходов. Рынки факторов производства. 3

Часть 1. Спрос на факторы производства. Теория предельной производительности. 4

Спрос фирмы на ресурс. 4

Предельная производительность факторов. 4

Часть 2. Рынки труда, земли и капитала. 7

Рынок труда. 7

Спрос на труд. 7

Индивидуальное предложение труда. 9

Рыночное предложение труда. 10

Равновесие на рынке труда. 11

Рынок земли. Земельная рента. 11

Рынок капитала. 12

Поведение домашних хозяйств. 12

Поведение фирмы.. 13

Часть 3. Распределение факторных доходов. 16

Теория распределения. 16

От чего зависит доход фактора. 17

Удерживающий доход и экономическая рента. 19

Заключение. 22

Приложение. 23

Литература. 26



Введение.

Факторы производства.

В экономике факторы производства - это все то, что, участвуя в производственном процессе, создает, делает, производит товары и услуги. Что же именно? Экономисты начала XIX в. говорили обычно о трех факторах производства - земле, труде и капитале. Концепцию трех факторов легко понять на примере любого, даже самого простого, вида человеческой деятельности. Для того чтобы, например, заниматься рыбной ловлей, необходимо, во-первых, чтобы было озеро, в котором водится рыба ("земля"), во-вторых, чтобы кто-то умел ее ловить ("труд") и, в-третьих, чтобы были некоторые орудия, позволяющие ловить рыбу, т. е. удочка, сеть, лодка и т. д.

Среди факторов нет главных и второстепенных. Участие каждого из них равно необходимо, и все они дополняют друг друга в производственном процессе. В этом смысле производство картин Пикассо было бы равно невозможным как без самого Пикассо, так и если бы ему было нечем, не на чем и негде рисовать.

Часть 1. Спрос на факторы производства. Теория предельной производительности.

Спрос фирмы на ресурс.

Спрос фирмы на ресурсы формируется исходя из того, сколько единиц продукта может быть произведено при использовании определенного количества единиц ресурса и по какой цене может быть реализовано данное количество продукта.

Таким образом, спрос фирмы на ресурс является производным от спроса на продукт, поскольку он зависит и формируется исходя из спроса на продукт.

Часть 2. Рынки труда, земли и капитала.

 

Спрос фирмы на труд, землю и капитал формируется под действием одного и того же механизма, а именно в соответствии с теорией предельной производительности. Особенность каждого их этих рынков состоит в формировании предложения. Рассмотрим каждый из этих рынков подробнее.

Рынок труда.

Конкурентный рынок труда отвечает следующим требованиям.

1. Существует большое число фирм, конкурирующих за право найма рабочей силы определенного вида, которая будет использоваться на идентичных рабочих местах. Удельный вес любой фирмы на рынке незначителен.

2. Существует значительное число работников одинаковой квалификации, независимо друг от друга предлагающих свои трудовые услуги.

3. Затраты по получению информации равны нулю, а мобильность труда совершенная.

Рассмотрим, как будет выглядеть теоретическая модель рынка труда, находящегося в таких идеальных условиях.

Спрос на труд.

Как известно, кривая спроса на труд представляет собой зависимость между величиной ставки заработной платы и объемом спроса на труд. При заданной ставке заработной платы предприниматели наймут такое число рабочих, чтобы предельный продукт труда был равен ставке заработной платы. В результате мы получим понижающуюся кривую спроса на труд.

Рассмотрим пример. В таблице 1 представлены данные о производительности работников на фирме.

Таблица 1. Спрос на труд конкурентной фирмы.

Труд (количество работников) Общий продукт (центнеров в день) предельный продукт труда Стоимость предельного продукта труда
L Q MRL=DQ/DL MRPL=VMPL=P*MPL
1 100 100 1000
2 180 80 800
3 240 60 600
4 280 40 400
5 300 20 200

 

Мы видим, что по мере увеличения числа нанимаемых работников предельный продукт труда уменьшается, что соответствует закону убывающей производительности. В данном случае он объясняется тем, что по мере того как количество рабочих увеличивается, они вынуждены собирать яблоки с менее продуктивных деревьев.

Принимая решение о найме рабочих, фирма должна рассмотреть, как число ее работников связано с объемом произведенного продукта. Другими словами, она должна проанализировать, как число работников влияет на количество яблок, которые получит и поставит на рынок фирма. Как мы знаем из общей теории предельной производительности, рассмотренной выше, фирма должна сравнивать стоимость предельного продукта труда и предельными расходами на ресурс, которые в данном случае равны зарплате.

Построим кривую спроса фирмы на труд.

Запишем также шкалу спроса:

w >1000 (800; 1000] (600; 800] (400;600] (200; 400] (0; 200]
L 0 1 2 3 4 5

Объяснение шкалы спроса. При зарплате выше 1000 предельные затраты на работника будут превышать стоимость его предельного продукта, поэтому его найм принесет фирме убытки и фирма не станет нанимать рабочих. При снижении зарплаты ниже 1000 (но не ниже 800) стоимость предельного продукта первого работника превышает предельные затраты на него, поэтому его наем выгоден фирме, и она наймет одного работника. Наем второго работника при цене выше 800 не выгоден фирме, так как предельные затраты на наем второго работника (равные зарплате) превышают стоимость предельного продукта второго работника и т.д.

 

Рассмотрим механизм формирования предложения на рынке труда. Сначала рассмотрим индивидуальное предложение труда (т.е. предложение труда со стороны отдельного человека).

Таблица 2. Предпочтения индивида относительно труда и досуга.

зарплата количество часов труда доход (потребление) количество часов досуга
10 4 40 20
20 6 120 18
30 8 240 16
40 6 240 18
50 5 250 19

Полезность человека зависит от

· дохода (и следовательно, потребления товаров и услуг, которые он может купить);

· количества часов досуга.

Причем с ростом и дохода и часов досуга полезность увеличивается.

Увеличение часов рабочего времени дает два эффекта. С одной стороны, человек стремится работать больше, потому что это обеспечивает ему больший доход, и следовательно он получает возможность потреблять больше товаров и услуг, и следовательно увеличивает его полезность. С другой стороны, увеличение часов рабочего времени уменьшает его досуг, и следовательно уменьшает его полезность.

При небольших зарплатах первый эффект (увеличение дохода) доминирует второй, но при высоких зарплатах уже второй эффект (уменьшение полезности из-за уменьшения количества досуга) становится доминирующим. Поэтому при низких зарплатах человек будет увеличивать рабочее время в ответ на увеличение зарплаты, а при высоких зарплатах увеличение зарплаты приводит к обратному эффекту.

 

Поэтому кривая индивидуального предложения труда имеет перегиб, то есть не является монотонно возрастающей, в отличие от обычной кривой предложения.


Рис.5. Кривая индивидуального предложения труда.

Рыночное предложение труда

Рассмотрим, как формируется рыночное предложение труда в условиях совершенной конкуренции.

Кривая индивидуального предложения труда загибается назад. Можем ли мы заключить, что кривая рыночного предложения труда имеет такую же форму? Оказывается, нет. Обычно кривая рыночного предложения труда имеет положительный наклон на всем диапазоне реальных ставок заработной платы. Чем можно объяснить данный факт? На рисунке 6 показано, как при суммировании кривых индивидуального предложения труда, имеющих обратный загиб, образуется восходящая кривая рыночного предложения труда. Для этого мы суммируем количество труда, предлагаемое каждым индивидом при различных ставках заработной платы, и получаем кривую рыночного предложения труда, которая возрастает на всем протяжении.

 


 Рис.6. Суммирование кривых индивидуального предложения труда. Рыночное предложение труда.

 

Таким образом, наше предположение о загибающейся назад кривой индивидуального предложения труда не противоречит наблюдаемой нами в действительности возрастающей кривой рыночного предложения. Растущая заработная плата привлекает работников иных профессий или побуждает людей, не работающих или занятых в домашних хозяйствах, предложить свои услуги на данном рынке труда.

Кривая рыночного предложения труда показывает зависимость объема предложения от ставки заработной платы при прочих равных условиях. Изменение этих условий приводит к сдвигу кривой рыночного предложения и соответствующему сдвигу равновесия.

Можно выделить несколько факторов сдвига кривой предложения труда.

1. Изменение заработной платы на других рынках труда. Величина равновесной заработной платы на рынках труда определяется взаимным положением кривых спроса и предложения, и сдвиг любой из них приведет к изменению равновесной заработной платы на данном рынке, что повлечет за собой цепную реакцию приспособления других рынков труда. Особенно неустойчивой является кривая спроса на труд, так как ее положение зависит от состояния товарных рынков.

2. Изменение доходов, не связанных с трудом. К таким доходам можно отнести доходы от ценных бумаг или от недвижимости. Рост величины пособий различного рода (например, пособия по безработице) имеет те же последствия.

3. Изменение предпочтений "труд-досуг". Изменение вкусов, профессиональной структуры, обстоятельств жизни людей повлияет на предпочтения людей.

4. Изменение неденежных характеристик профессии. Сюда можно отнести изменения в условиях труда, в престижности профессии, получении льгот и т. д.

5. Изменение числа людей, обладающих данной квалификацией, вследствие изменения численности и демографической структуры населения.

6. Изменение цен на товарных рынках, влияющее на полезность денежного дохода.

 

Равновесие на рынке труда.

Равновесие на рынке труда соответствует точке, где кривая спроса пересекается с кривой предложения. При этом на рынке устанавливается равновесный уровень заработной платы W0, и равновесный уровень занятости L0


Рис.7. Равновесие на рынке труда.

Рынок капитала.

Под рынком капитала понимается рынок заемных средств.

Одни люди делают сбережения, помещая деньги под проценты в банк. Другие люди совершают покупки, пользуясь для этого кредитом. Одни фирмы нуждаются в деньгах для осуществления выгодных проектов, и им требуются кредиты. У других - есть деньги, но нет возможности их немедленно с толком потратить, и они предпочитают дать их в долг под проценты.

Предоставление и получение денег в долг - это сделки, совершаемые на рынке заемных средств. Этот рынок дает возможность хозяйствующим субъектам - домашним хозяйствам и фирмам - распределять во времени свои расходы наиболее выгодным для себя образом. Процессы на рынке заемных средств оказывают существенное влияние на распределение ресурсов, и следовательно на экономику в целом.

Поведение домашних хозяйств

Предложение на рынке заемных средств формируют домашние хозяйства. В качестве цены за пользование заемными средствами выступает величина процентной ставки. Домашним хозяйствам бывает выгодно сберечь часть имеющихся в их распоряжении средств, поскольку тогда в будущем они смогут купить товары и услуги. Причем, чем выше величина процентной ставки, тем большее количество товаров и услуг сможет купить домашнее хозяйство в будущем, следовательно, тем больше стимулов сделать сбережения.

Таким образом, с ростом процентной ставки объем предложения заемных средств растет и кривая предложения имеет положительный наклон.

Более того, при низких процентных ставках домашнее хозяйство будет стремиться взять в долг, поскольку это позволит ему увеличить потребление сегодня за счет незначительного уменьшения его в будущем.

Поведение фирмы

Мотивы хозяйственного поведения фирм и домашних хозяйств, разумеется, различны. Но и у тех и у других поступление денег и возможности потратить их с пользой могут не совпадать во времени.

Поэтому их поведение на рынке заемных средств похоже: фирмы, как и домашние хозяйства, при низкой процентной ставке склонны предъявлять спрос на кредиты, а при высокой - могут выйти на рынок с предложением.

Разберем пример, который покажет нам почему это так.

Будем, как и в случае домашнего хозяйства, считать, что горизонт планирования фирмы ограничен двумя периодами, настоящим и будущим. Кроме того, будем считать, что фирма может брать и давать любую денежную сумму взаймы под один и тот же процент.

Рассмотрим самую простую ситуацию. Допустим, что фирма может осуществить один-единственный проект. Она может в настоящем периоде приобрести комплект оборудования, затратив 10 млн р., что сулило бы в будущем периоде доход в 12 млн р. При этом фирма располагает собственными средствами в количестве 6 млн р.

Если бы рынка заемных средств не существовало, у фирмы не было бы выбора: она должна была бы отказаться от проекта из-за нехватки денег. Существование рынка ставит фирму перед выбором: принять проект, взяв кредит в размере недостающих 4 млн р., или отказаться от проекта, а "лишние" 6 млн р. дать в долг под проценты.

Выбор фирмы зависит от ставки процента. Допустим, что ставка за период составляет 10% (т. е. r = 0.1). Взяв кредит и осуществив проект, фирма получит 12 млн р. дохода и должна будет вернуть взятую в долг сумму с процентами 4(1 + 0.1) = 4.4 млн р.

Чистый доход составит 12- 4.4 = 7.6 млн р. Отказавшись от проекта и дав деньги в долг, фирма в будущем периоде получит 6(1 + 0.1) = 6.6 млн р. Осуществить проект выгоднее, и фирма предъявит спрос в размере 4 млн р.

Пусть теперь r = 0.3. В этом случае, осуществив проект, фирма получит чистый доход 12 - 4·1.3 = 6.8 млн р., а отказавшись, получит 6·1.3 = 7.8 млн р. Выгоднее отказаться, и фирма предложит взаймы 6 млн р.

Рассмотрим задачу выбора в более общем виде. Пусть проект требует в настоящем периоде затрат K и принесет в будущем доход R; количество собственных денег в распоряжении фирмы обозначим M.

Чистый доход фирмы в случае осуществления проекта равен R-(K-M)(1+r), а в случае отказа от проекта он составит M(1+r). Проект следует принять, если выполняется неравенство

R - ( K - M)(1 + r) > M(1 + r);

в противном случае его следует отклонить.

Упростим условие принятия проекта:

R - K(1 + r) > 0.

Заметим, что в полученное выражение не входит величина M: решение осуществлять или не осуществлять проект не зависит от того, какой суммой располагает фирма. В рассмотренном выше числовом примере фирме не хватало собственных денег для осуществления проекта, т. е. имело место неравенство M < K. Но, как легко убедиться, наш вывод не зависит от этого обстоятельства. Если M ≥ K, то фирма может осуществить проект и еще дать взаймы сумму M - K, вернув себе в будущем периоде (M - K)(1 + r). Так как (M - K) = - (K - M), весь приведенный вывод остается в силе.

Выполним еще одно преобразование условия принятия проекта:

R - K > Kr ,

или

Назовем величину

доходностью проекта. Мы получили простое условие принятия проекта: i > r

Полученный результат имеет простой и ясный смысл: проект следует осуществить, если вложение в него денег дает большую отдачу, чем предоставление денег в долг.

Возвращаясь к числовому примеру, найдем, что для рассмотренного в нем проекта i = (12 - 10) / 10 = 0.2. Это значит, что при r < 0.2 фирма захочет осуществить проект и возьмет в кредит 4 млн р., а r > 0.2 при - откажется от проекта и предоставит заем на 6 млн р. Кривая спроса фирмы представлена на рис.9; здесь на оси абсцисс отложена разность: h = K - M.


Рис.9. Кривая спроса фирмы, рассматривающей один проект.

Рассмотренный пример позволяет нам сделать вывод о том, что кривая спроса на заемные средства имеет отрицательный наклон.

 

Полученное нами простое условие принятия проекта позволяет анализировать более сложные случаи.

Допустим, фирма может осуществить четыре различных проекта, характеристики которых приведены в табл.. Каждый проект может быть осуществлен независимо от остальных. Собственные средства фирмы составляют 10 млн р.

Для любого значения r мы теперь легко можем выяснить, какие проекты будут приняты, а какие - отклонены. Скажем, при r = 0.3 будут приняты проекты I и II, имеющие большую доходность. Для их осуществления потребуется 2 + 5 = 7 млн р.; остальные 3 млн р. могут быть предоставлены в долг.



Таблица 3.

Данные четырех проектов

Проект Вложения, млн руб. Доход, млн руб. Доходность
I 2 4 1.0
II 5 7 0.4
III 5 6 0.2
IV 10 11 0.1

 

В табл.4 приведен расчет функции спроса. График рассчитанной таким образом функции изображен на рис.10.


Рис.10. Кривая спроса фирмы, рассматривающей четыре проекта.

Таблица 4

Расчет функции спроса.

Процентная ставка Принятые проекты Вложения, млн руб. Спрос, млн руб. Предложение, млн руб.
Менее 0.1 I, II, III, IV 22 12 -
0.1 - 0.2 I, II, III 12 2 -
0.2 - 0.4 I, II 7 - 3
0.4 - 1.0 I 2 - 8
Свыше 1.0 - 0 - 10

Итак, фирма, подобно домашнему хозяйству, в зависимости от процентной ставки может выступать на рынке заемных средств и со стороны спроса, и со стороны предложения. Есть и отличия. Как мы видели, некоторые домашние хозяйства ни при каком значении r не предъявят спрос; некоторые фирмы ни при каком значении r не выйдут на рынок с предложением денег. Это те фирмы, которые вовсе не имеют денежных средств для осуществления проектов.

Таким образом, каждый из субъектов рынка заемных средств может выступить и в роли кредитора, и в роли заемщика. Кем он в конце концов окажется, - это зависит от того, на каком уровне установится процентная ставка в состоянии равновесия на рынке заемных средств.

Теория распределения.

В экономической науке распределение всегда считалось очень важным объектом исследования. Представители классической школы и их последователи относили его к одной из четырех фаз экономической деятельности наряду с производством, обменом и потреблением благ. Зачастую термин "теория распределения" относят ко всей части экономической науки, связанной с анализом факторов производства.

Изучая принципы и результаты распределения, мы решаем третью "фундаментальную проблему экономики" - кому достанутся результаты производства, кто и сколько в итоге получит.

Экономистов же, как правило, интересует распределение доходов. "Деление доходов между людьми и распределение их по факторам - это две различные задачи", - писал в начале нашего века Ф. Визер. (Визер Ф. Теория общественного хозяйства // Австрийская школа в политической экономии : К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер. М., 1992. с.458) "И сейчас экономисты обычно различают два вида распределения доходов и исследуют их часто отдельно друг от друга - персональное и функциональное распределение.

Персональное (индивидуальное) распределение доходов - определение долей отдельных домохозяйств в совокупном доходе. Это соотношение богатых и бедных в обществе, неравенство и прочие проблемы социальной дифференциации, которые зачастую требуют неких нормативных, этических оценок.

Функциональное распределение дохода - определение долей совокупного дохода, приходящихся на каждый фактор производства.

При обсуждении функционального распределения значительно меньшую роль можно отвести неким нормативным построениям. Если разговор о распределении между гражданами можно вести в терминах "справедливости" и "несправедливости", то, говоря о функциональном распределении, современный экономист, как правило, ни о какой справедливости не упоминает. Доход распределяется между факторами (точнее говоря, между собственниками факторов) в определяемых рынком пропорциях. В дальнейшем речь будет идти именно о функциональном распределении дохода.

Рассмотрим простейшую модель распределения дохода, игнорирующую такие "возмущающие факторы", как налоги, законодательные ограничения, соответствующие традиции и обычаи и т. п.

Фирма продает произведенный ею товар на рынке и получает некую выручку от его продажи. Куда идет эта выручка? На оплату использованных факторов производства, и часть выручки достается фирме в виде прибыли. Естественно, что их собственники претендуют на возмещение понесенных затрат, т. е. на свою долю общего дохода. Каждая из этих долей носит свое название (см. таблицу 5).

 

Таблица 5. Собственники и доходы на факторы производства.

Фактор производства Собственник фактора Доход на фактор
Труд Работник Заработная плата
Земля Землевладелец Рента
Капитал Капиталист Процент на капитал

Каждая совокупность собственников определенного фактора в обществе часто называется общественным классом. Мы можем рассматривать распределение как на уровне всего общества, т. е. распределение национального дохода между классами, так и на уровне отдельной фирмы - распределение дохода фирмы между конкретными собственниками ресурсов.

Многие государства регулярно публикуют статистику, из которой можно определить, как на уровне страны происходит распределение доходов, т. е. какую часть национального дохода получают наемные работники в виде заработной платы, какую - капиталисты в виде дивидендов на акции, какую - собственники земли.

Однако всегда следует помнить, что очень часто один и тот же человек может выступать в роли собственника нескольких факторов. Например, рабочий ЗИЛа может владеть несколькими акциями своего завода, получая два разных вида дохода - зарплату и дивиденды; североамериканский фермер может быть собственником сразу всех факторов, владея и землей, и сельскохозяйственными орудиями, и своим трудом. Поэтому четкое разграничение собственников факторов применяется как упрощающая абстракция, а не как "руководство к действию". Еще Дж. С. Милль упоминал лишь три страны - Британию, Голландию и Бельгию, "в которых используемые в сельском хозяйстве земля, капитал и труд составляют, в общем, собственность различных лиц. Обычно один и тот же человек обладает либо двумя, либо тремя обязательными элементами производства", - писал он полтора века назад. (Милль Дж. С. Основы политической экономии. М., 1980. Т. 1. C. 390.) Впрочем, Смит об этом писал более двух веков назад: "Огородник, который обрабатывает собственный огород своими руками, соединяет в своем лице три различных лица: землевладельца, фермера и рабочего. Его продукт поэтому должен ему оплачивать ренту первого, прибыль второго и заработную плату третьего".

Рис.14. Эластичность предложения фактора и экономическая рента.

 

чуть-чуть упадет, то фактор целиком переместится в другую область применения. Например, пенсионеры готовы предложить свой труд в качестве гардеробщиков только за определенную плату, ниже которой они предпочтут работать вахтерами.

Второй вариант (рис.14, б) предполагает восходящую линию предложения услуг фактора. Повышение цены на услуги привлекает на рынок все большее их количество, но одновременно оно приносит ренту всем уже задействованным единицам услуг фактора, кроме последней. Рыночная оценка этих единиц превышает их альтернативные затраты. Разница и составляет получаемую ими экономическую ренту (заполненный точками сегмент). Так, рост оплаты бухгалтеров перетягивает в эту область труда людей других специальностей, например научных сотрудников, и приносит дополнительную экономическую ренту "бухгалтерам по призванию".

И наконец, третий вариант (рис.14, в). Предложение фактора абсолютно неэластично - линия предложения вертикальна. Это означает, что на рынке предлагается фиксированное количество услуг фактора, какой бы ни была их цена. Теоретически цена может упасть до нуля, а объем предложения останется тем же, фактор не переместится в альтернативную область применения. Тогда вся оплата его услуг целиком определяется его спросом и является экономической рентой. В этом случае ее называют чистой экономической рентой. Иллюстрацией может служить предложение участков земли в центре Санкт-Петербурга. Изменение арендной платы не может растянуть или сжать имеющуюся площадь.

Было бы ошибкой предположить, что в третьем случае не работает механизм спроса и предложения при определении рыночной цены. На самом деле фиксированное предложение FE при нулевой цене создало бы избыточный спрос на услуги фактора, равный разнице между FA и FE. Конкуренция среди покупателей услуг будет толкать цену вверх до уровня pE, при котором избыточный объем спроса, как это видно из рис.14, в, исчезает.

Очевидно, что соотношение между экономической рентой и удерживающим доходом определяется формой и положением линии предложения. Чем менее эластично предложение, тем большая доля оплаты услуг фактора приходится на экономическую ренту и меньшая - на удерживающий доход, и наоборот. Но отчего зависит эластичность предложения услуг?

Эластичность предложения определяется разнообразием вариантов альтернативного использования. Допустим, фактор используется в конкурентной области, например труд водителя грузовика в одной из множества транспортных фирм, специализирующихся на междугородных перевозках. Ясно, что мы имеем дело с высокомобильным фактором, который может легко предложить свои услуги другой транспортной фирме. Поэтому фирма-наниматель должна платить зарплату, определенную конкурентным рынком труда. При попытке заплатить хоть немного меньше она тут же лишится его услуг. Каково же соотношение экономической ренты и удерживающего дохода для данного водителя? На конкурентном рынке, как мы видим, зарплата целиком представлена удерживающим доходом, но в принципе это соотношение зависит от величины заработной платы, которую он мог бы получать при ином применении своего труда.

Взглянем теперь на ту же проблему в отраслевом масштабе. Предположим, что все специализирующиеся на междугородных перевозках транспортные фирмы снизили зарплату водителей грузовиков на 10%. Конечно, водители вряд ли будут рады такому повороту событий, но если лучшее, что они могут найти в качестве альтернативы, - это работа по вывозу мусора в городском коммунальном хозяйстве, где зарплата составляет 80% их первоначальной зарплаты в транспортных фирмах, то они не станут коммунальными работниками. Таким образом, если посмотреть на первоначальную зарплату водителей с позиции сферы грузовых перевозок, а не отдельного водителя, то мы обнаружим, что эта зарплата на 80% состояла из удерживающего дохода и на 20% - из экономической ренты.

Далее представим, что оплата водителей грузовиков упала во всех возможных сферах применения их труда на 20%. Но если при этом лучшее из доступных им альтернативных занятий (допустим, работа в качестве автослесаря) оплачивается на 30% ниже любой работы на грузовых перевозках, то смены профессии не произойдет и все водители останутся на своих прежних местах. Следовательно, с позиции профессиональной занятости изначальная зарплата водителей в транспортных фирмах на 70% складывалась из удерживающего дохода и на 30% - из экономической ренты.

Однако в ряде случаев на рынке труда можно встретиться с ситуациями, когда доля экономической ренты явно преобладает над удерживающим доходом. Такое имеет место, когда предложение ресурса не может быть расширено в силу его уникальности. Если занятых вывозом мусора водителей при росте спроса на услуги междугородных грузовых перевозок сравнительно легко переобучить на водителей большегрузных автомобилей и тем самым расширить предложение, то "заказать" подготовку новых Майклов Джексонов или Майклов Джорданов невозможно. Линия предложения их услуг вертикальна, удерживающий доход ничтожен по сравнению с экономической рентой. Увеличение спроса на их услуги увеличивает их доход в форме экономической ренты. Это изображено на рис.14в сдвигом линии спроса из положения DF в положение D'F (равновесие соответственно смещается из E в E' , а равновесная цена - из pE в p'E), прирост дохода (экономической ренты) равен прямоугольнику .

 



Заключение.

Рынок ресурсов во многом аналогичен рынку товаров и услуг. Спрос на факторы производства предъявляют фирмы, которым ресурсы необходимы для организации производства и получения прибыли. Спрос на факторы определяется спросом на конечный продукт и предельной производительностью фактора. Предложение факторов производства формируют домашние хозяйства – собственники факторов.

Важной особенностью рынка факторов производства является то, что товаром на этих рынках являются не сами факторы, а право воспользоваться этими факторами в течение определенного периода времени. Например, на рынке труда продаются не сами рабочие, а рабочее время, которое эти рабочие проведут, работая на фирме (если бы продавались сами рабочие, то это было бы рабовладение).

Механизм взаимодействия спроса и предложения на факторных рынках такой же, как и на рынках товаров и услуг. На факторных рынках устанавливаются равновесные цены на факторы, и количество факторов, которые используются в производстве. При изменении спроса или предложения на факторы, соответственно меняются цены и количество использованных факторов.

На факторных рынках формируются также доходы собственников факторов. Доход собственника состоит из удерживающего дохода, и экономической ренты. Если цена на фактор опустится ниже удерживающего дохода, то фактор не будет предоставлен, и следовательно не будет произведена продукция с использованием этого фактора. Величина экономической ренты зависит от эластичности предложения фактора – чем выше эластичность, тем ниже величина экономической ренты, которую получает собственник фактора.

Цена на фактор производства, которая одновременно является доходом его собственника, определяется его предельной производительностью – чем она выше, тем выше будет цена на фактор. Также цена на фактор зависит от редкости фактора. Чем более редкий фактор, тем ниже эластичность его предложения, тем выше будет доход собственника. Например, высококвалифицированные работники являются более редким ресурсом по сравнению с неквалифицированными, поэтому их доходы выше.

 



Приложение.

 

Статистика доходов

Формирование первичных доходов домашних хозяйств происходит за счет продажи на рынках услуг принадлежащих им факторов производства. Однако распределены факторы среди домашних хозяйств весьма неравномерно.

Продажа труда безусловно является самым распространенным источником доходов. В развитых странах доля доходов от труда в совокупном доходе домашних хозяйств несколько превышает 60%. Люди обладают различными навыками, образованием, личными качествами и предпочтениями. Поэтому предложение труда и доходы от найма на работу распределены по домашним хозяйствам неравномерно.

Доходы домашних хозяйств от капитала и природных ресурсов иногда называют в противоположность доходам от труда доходами от имущества. Многие домашние хозяйства выносят на рынок находящееся в их собственности имущество в виде денег или физических ресурсов длительного пользования. Посредством рынка имущество домашних хозяйств поступает в сферу производительного использования и превращается в капитал, а домашние хозяйства получают доход в виде оплаты услуг от принадлежащего им имущества. Доля дохода от имущества в совокупном доходе домашних хозяйств в развитых странах составляет 12-15% или чуть более. Сравнение ее значения в 60-80-х гг. показывает стабильную тенденцию к росту. Так, например, в США доля дохода от имущества в 1970 г. составляла 12.8%, в 1980-м - 14.2, в 1989 г. - 16.7%.

Большинство домашних хозяйств располагает очень незначительными объемами предоставляемого на рынок услуг факторов имущества, ограниченными лишь суммами личных сбережений доходов от найма на работу. Доля дохода от имущества у большинства домашних хозяйств очень незначительна, имущество среди них распределено неравномерно. Так, например, в США у 40% населения находится только 0.1% имущества домашних хозяйств, следующим 20%принадлежит только 3.5% имущества. В итоге более 80% имущества сосредоточено в руках самых богатых 20% населения.

Предпринимательство как источник дохода также имеет ограниченное распространение. Психологи утверждают, что из общего числа людей лишь 10% способно быть лидерами и управленцами. Эти данные подтверждаются имеющейся статистикой. Так, в США при общей численности населения немного более 200 млн человек в среднем насчитывается около 20 миллионов предпринимательских фирм, из них от 13 до 16 миллионов представлены индивидуальными и партнерскими фирмами. Но объем деятельности и доходы большинства предпринимателей невелики, а самое главное, они крайне неустойчивы. Вообще мелкая предпринимательская фирма существует в среднем 3 года. Доля этого вида дохода в совокупном доходе домашних хозяйств довольно стабильна и колеблется в районе 8-10%. Это, как ни странно, соответствует доле людей, способных заниматься предпринимательской деятельностью. Получается, что средний доход предпринимателя от предпринимательской деятельности равен среднедушевому уровню дохода.

Скорее всего, это не так. Необходимо отметить, что статистика не учитывает отдельно доходы предпринимателей, ведущих деятельность на базе корпоративного капитала, и включает их доходы в статьи доходов по найму и доходов от дивидендов. Тем не менее эти доходы в существенной части можно рассматривать как вид предпринимательского дохода, который должен составлять довольно значительную величину и значительно превосходить средний уровень личных доходов, так как он получается от деятельности наиболее крупных и устойчивых фирм.

Отметим также, что большое влияние на распределение доходов оказывает государственный сектор. Домашние хозяйства платят налоги, а взамен получают услуги государственного сектора (возможность бесплатного медицинского обслуживания, бесплатного образования и т. п.) или различные пособия (так называемые социальные трансферты - это, к примеру, пенсии, стипендии, пособия по безработице и т. п.). По сути применяются различные формы перераспределения доходов от тех, чьи доходы высоки, к тем, чьи доходы низки или вообще отсутствуют (как у пенсионеров и учащихся).

Если из валового дохода вычесть уплачиваемые налоги и прибавить получаемые социальные трансферты, то получится доход, которым может непосредственно располагать домашнее хозяйство. Во всех развитых странах располагаемые доходы распределяются более равномерно, чем валовые доходы. Таким образом, государственный сектор с помощью налоговой и дотационной систем сокращает разрывы в доходах, вызываемые действием рыночных факторов. Тем самым для некоторой части домашних хозяйств появляется еще один, "нерыночный", источник доходов - социальные трансферты.

 

Таблица.

Распределение денежных доходов домашних хозяйств в США (%)

  1970 г. 1980 г. 1990 г.
Доходы всего 100.0 100.0 100.0
Доходы от найма 68.0 64.4 61.2
В том числе:      
заработная плата и жалованье 64.2 58.5 55.5
другие трудовые доходы 3.8 5.9 5.3
Предпринимательский доход 9.3 7.7 8.2
Рента, дивиденды, проценты 12.8 14.2 16.7
В том числе:      
рента 2.1 0.3 0.2
дивиденды 2.6 2.3 2.5
проценты 8.1 11.6 14.0
Трансферты 10.0 13.7 13.9

 



Литература.

 

1. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2-х т. / Пер. с англ. - М.: Республика, 1992. Т. 2.

2. Основы экономической теории. Под ред. Камаева В.Д. - М.: Изд. МГТУ, 1996.

3. Самуэлъсон П. Экономика / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1964.

4. С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. Экономика. М.: Дело, 1999г.

5. Микроэкономика В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов. Учебник для ВУЗов, в 2-х томах, 2000. Изд. 2-е испр. Т. 1 - 349 с. Т. 2 - 503 с.

6. 40 лекций по микроэкономике. Учебник для экономических ВУЗов - комплект журналов "Экономическая школа" из 4-х выпусков, 1998.

Курсовая работа

 

Теория предельной производительности факторов производства и закономерности формирования факторных доходов


Содержание.

Введение. 2

Факторы производства. 2

Сколько существует факторов производства. 2

Распределение доходов. Рынки факторов производства. 3

Часть 1. Спрос на факторы производства. Теория предельной производительности. 4

Спрос фирмы на ресурс. 4

Предельная производительность факторов. 4

Часть 2. Рынки труда, земли и капитала. 7

Рынок труда. 7

Спрос на труд. 7

Индивидуальное предложение труда. 9

Рыночное предложение труда. 10

Равновесие на рынке труда. 11

Рынок земли. Земельная рента. 11

Рынок капитала. 12

Поведение домашних хозяйств. 12

Поведение фирмы.. 13

Часть 3. Распределение факторных доходов. 16

Теория распределения. 16

От чего зависит доход фактора. 17

Удерживающий доход и экономическая рента. 19

Заключение. 22

Приложение. 23

Литература. 26



Введение.

Факторы производства.

В экономике факторы производства - это все то, что, участвуя в производственном процессе, создает, делает, производит товары и услуги. Что же именно? Экономисты начала XIX в. говорили обычно о трех факторах производства - земле, труде и капитале. Концепцию трех факторов легко понять на примере любого, даже самого простого, вида человеческой деятельности. Для того чтобы, например, заниматься рыбной ловлей, необходимо, во-первых, чтобы было озеро, в котором водится рыба ("земля"), во-вторых, чтобы кто-то умел ее ловить ("труд") и, в-третьих, чтобы были некоторые орудия, позволяющие ловить рыбу, т. е. удочка, сеть, лодка и т. д.

Среди факторов нет главных и второстепенных. Участие каждого из них равно необходимо, и все они дополняют друг друга в производственном процессе. В этом смысле производство картин Пикассо было бы равно невозможным как без самого Пикассо, так и если бы ему было нечем, не на чем и негде рисовать.

Сколько существует факторов производства

Понятно, что земля, труд и капитал - это некие обобщения, агрегированные факторы производства.

Земля – это и собственно землю с присущим ей плодородием, и запасы минерального сырья, и лес, и воду со всеми их природными богатствами - словом, всю ту нерукотворную среду, в которой обитает человек.

Труд включает в себя все виды человеческой деятельности, используемые в производстве.

Капитал - это, вообще говоря, все, что используется в производстве, но не является ни землей, ни трудом, т.е. созданные человеком средства производства, орудия труда, сырые материалы и т. д. Такой капитал часто называется реальным капиталом. Часто можно встретить термин «финансовый капитал», под которым понимаются деньги и близкие к ним финансовые инструменты - такие, как акции, облигации и т. д. Финансовый капитал не является фактором производства.

Очевидно, что введение в научный оборот именно таким образом агрегированных факторов должно было служить определенной цели. И это действительно так. Дело в том, что концепция "факторов производства" использовалась в самом больном месте экономической теории XIX в. - в теории распределения доходов, а сами факторы - это не что иное, как другое название основных сословных групп тогдашнего европейского общества: землевладельцев (дворян), капиталистов (буржуа) и наемных работников (пролетариев). Доходы этих групп населения (и принадлежащих им факторов) экономисты называли соответственно рентой, процентом и заработной платой.

Позднее, в конце XIX в., экономисты выделили четвертый фактор производства - предпринимательство, т.е. деятельность по организации работы факторов в производстве некоторого товара, связанную с принятием на себя риска и ответственности за экономические результаты производства. Появление в экономической литературе "четвертого" фактора производства было обусловлено реалиями того времени: в обществе возросла роль людей, которые, часто не имея в собственности ни одного из "трех факторов", умели угадывать, какое производство нужно рынку в данный момент, и привлекать в это производство все необходимые факторы. Доход предпринимателей экономисты назвали прибылью.

Однако, не все так просто с разделением факторов на четыре типа.

Рассмотрим пару - "капитал" и "земля". Вспомним, как мы разграничили эти факторы: земля - это то, что создано природой, а капитал - человеком. Однако землей или капиталом являются, например, пашня, возникшая на месте осушенного болота, или апельсиновая плантация на земле, отвоеванной человеком у пустыни? А искусственный водоем, заселенный промысловой рыбой? Список подобных вопросов можно расширить до бесконечности, отвечать же на них весьма сложно, да, главное, и не нужно. Ведь на самом деле человек, используя природу, видоизменяет ее, приспосабливая под свои сегодняшние нужды. Хорошо это или плохо, но это так, и в этом смысле земля является капиталом, так как требует от человека вложений. Для рыбака вопрос о том, ловит ли он рыбу в пруду, выкопанном людьми, или в озере, созданном природой, имеет, в конце концов, чисто исторический интерес. Экономический же интерес для него представляет совсем другое: сколько можно наловить рыбы и сколько надо (или не надо) за это заплатить (т. е. производительность и цена фактора)?

Возьмем другую пару факторов: "капитал" и "труд". Капитал, как полагали в XIX в., - это нечто созданное человеком, труд - это нечто присущее человеку от рождения. С повышением требований к квалификации работников и здесь появились коварные вопросы. Например, что такое труд врача? Ведь чтобы сделать человека квалифицированным медиком, необходимо образование, стоимость и продолжительность которого куда больше, чем стоимость и продолжительность производства оборудования для пекарни. Принятая современной экономической наукой теория "человеческого капитала" рассматривает квалифицированного работника как капитал, а вложение в его образование - как средство накопления этого капитала. (Отметим, что по подсчетам некоторых американских экономистов человеческий капитал в США превышает примерно в два раза капитал реальный).

Дата: 2019-05-29, просмотров: 253.