Уровень системы творческих заданий | Методы выполнения творческих заданий | Функции метода |
III уровень | Перебор вариантов | Наиболее примитивный метод решения творческих задач, не входящий в число методов развития творческого воображения (РТВ). Его использование на начальном уровне обучения спо-собствует развитию умений организации поисковой деятель-ности, накоплению опыта организации собственной творчес-кой деятельности учащихся, актуализирует накопленный опыт учащихся |
Метод фокальных объектов | Развивает умения подбирать нетипичные свойства к объекту, представлять и объяснять практическое назначение необыч-ных свойств, используя элементы фантазирования, преодоле-вать психологическую инерцию в процессе преобразования свойств объектов | |
Морфологи-ческий анализ | Развивает умение генерировать большое количество вариантов ответов в рамках заданной темы. Развивает комбинаторные умения. Производит оценку идей и детализирует наиболее удачные | |
Способствует развитию умения генерации идей в рамках заданной темы. Развивает умения планирования творческой деятельности. Способствует организации поисковой деятельности | ||
Дихотомия | Развивает умения выделять различные признаки объектов, производить группировку объектов ситуаций, явлений по вы-явленным характеристикам, осуществлять классификации объектов по различным основаниям, выбирать основания для классификации в зависимости от цели и конкретной ситуации Позволяет сужать поле поиска Развивает умения ориентиро-ваться в пространстве, анализировать ситуации | |
Синектика | Развивает умения рассматривать объекты, ситуации, явления с различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий | |
II уровень | Типовые приемы фантазиро-вания | Развивают умения качественно, системно генерировать идеи; делать фантастические преобразования как самого объекта, так и его свойств, составляющих (подсистемы), либо места функ-ционирования, обитания (надсистемы) с помощью приема, заданного педагогом или выбранного самим учащимся |
Моделиро-вание | Развивает умения школьников рассматривать объект “изнут-ри”. Расширяет возможности учащихся в управлении поиско-вой деятельностью. Способствует стремлению самостоятельно объяснять ситуации, явления | |
Группа методов “Преодоле-ние психо-логической инерции” | Развивает умения учащихся быстро находить оригинальные решения. Позволяет учащимся изменять точку зрения на объекты, ситуации, явления в зависимости от условий. Разви-вает умения рассматривать объекты средствами изменения его количественных и качественных характеристик | |
Системный оператор | Развивает умения учащихся рассматривать объекты, ситуации, явления помощью алгоритма системного мышления. Позволя-ет учащимся рассматривать объекты как системы. Развивает умения устанавливать причинно-следственные связи. Побуж-дает учащихся прогнозировать развитие объекта и его функции | |
Ресурсный подход | Побуждает учащихся совершенствовать системы с помощью внутренних и внешних ресурсов, получать оригинальные решения, близкие к идеальности | |
I уровень | Закономер-ности развития систем | Развивает умение учащихся целенаправленно совершенство-вать системы по направлению к идеальному конечному резу-льтату. Позволяет управлять творческими процессами. Разви-вает умение рассматривать системы в развитии. Повышает эффективность прогнозирования |
Адаптиро-ванный алгоритм решения изобретате-льских задач | Развивает умение выделять противоречивые свойства. Разви-вает умение планировать творческую деятельность. Позволяет организовать эффективный поиск решения. Способствует выполнению задания на качественно новом уровне | |
Приемы разрешения противоречия | Способствуют развитию умений выделять противоречивые свойства. Развивают умение рассматривать объекты в проти-воречиях. Развивают умения разделять противоречивые свой-ства в пространстве и во времени | |
Типовые приемы устранения противоре-чий | Повышают эффективность поисковой деятельности. Развива-ют умение качественной генерации идей. Развивают умение разрешать противоречия |
Приложение 4
Сочетание форм организации при выполнении творческого задания
Этапы выполнения задания | Формы организации | Возможности форм организации при выполнении творческих заданий |
1 | 2 | 3 |
1. Постановка задачи | Индивидуальная | Позволяет активизировать личный опыт учащегося, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения. |
Групповая | Представляет совместный взгляд членов группы на поставленную ситуацию. Развивает умение согласо-вывать свою точку зрения с мнением товарищей. Развивает умение выслушивать и анализировать пред-лагаемые участниками группы направления поиска. | |
Коллективная | Позволяет обмениваться опытом определения направ-ления поиска. Расширяет возможности учащихся ана-лизировать сложившуюся ситуацию. Представляет различные точки зрения на уровень представленной ситуации. | |
2. Сбор необходимой информации | Индивидуальная | Развивает исследовательские умения учащихся по организации поиска необходимой информации (классификационные умения, умение сужать поле поиска, выделять существенные признаки) |
Групповая | Развивает умения распределять функции и роли между участниками группы, планировать деятельность, определять меру ответственности участников группы. | |
Коллективная | Расширяет индивидуальный опыт по рассматриваемой проблеме через обмен необходимой информацией между учащимися. Развивает умение совместной организации поисковой деятельности учащихся. Выявляет собственные организационные возможности учеников. | |
3. Решение | Индивидуальная | Позволяет самостоятельно использовать освоенные методы, реализовать опыт творческой деятельности, предложить собственную версию решения задачи. |
Групповая | Позволяет освоить способ выполнения задания в совместной деятельности. Развивает умения планиро-вать решение задачи в соответствии с выбранным ме-тодом, распределять функции между участниками группы, совместно обсуждать ход решения задачи, отстаивать личную позицию. | |
Коллективная | Позволяет обмениваться опытом применения методов творчества при выполнении задания. Расширяет возможности учащихся в выборе оптимального из множества предложенных способов решения задачи. | |
4. Анализ творческого продукта | Индивидуальная | Вырабатывает умение самоанализа. Позволяет демонстрировать и защищать полученный творческий продукт. |
Групповая | Позволяет демонстрировать совместный продукт, полученный группой. Развивает умения оценивать уровень выполнения творческого задания, сопостав-лять собственные результаты с результатами работы других групп. | |
Коллективная | Позволяет сопоставить субъективные результаты выполнения задания учащимися и определить объек-тивный уровень полученного результата (на фоне класса). |
[1] Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1988. – с.4.
[2] Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа) // На пути к 12-летней школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 2000. - С. 12.
[3] Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе.- М.: Центр "Педагогический поиск", 2001. – С.14.
[4]Кулагина И.Ю.Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. – М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998. — С. 120.
[5] Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – Москва – Воронеж, 1997. — С. 86-90.
[6] Лейтес Н.С. Возрастная одаренность. // Семья и школа, 1990, №9. – С.31.
[7] Якобсон П.М.Эмоциональная жизнь школьника // Якобсон П.М. Психология мотивации. – М. – Воронеж, 1998. С. 92-115.
[8] Смирнов А.А.Психология ребенка и подростка // Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т.– М.: Педагогика, 1987. – Т. 1. С. 176-178.
[9] Зеньковский В.В., проф. прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. С. 180-181.
[10] Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 1991. – С.37.
[11] Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред. В.И.Лубовского. – М.: Педагогика, 1985.-С.18.
[12] Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997.
[13] Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
[14] Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе / Сост. Л.В. Трубайчук. - М.: Изд. дом "Восток", 2001. – С.55
[15] Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. - Магнитогорск, 1991.
[16] Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001.
[17] Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972. – С.49.
[18] Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. – С.32.
[19] Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990. – С.151.
[20] Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – С.42.
[21] Гин С.И. О проведении анкетирования в экспериментальном классе // Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. III регион. науч.-практ. конф. - Челябинск: ИИЦ "ТРИЗ-инфо", 2000. - С. 45-46.
[22] Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения.
[23] Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2000.
[24] Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. - Фрунзе, 1990.
[25] Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. - Фрунзе, 1990.
[26] Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2000.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 235.