Чтобы накапливать творческий опыт, ученик обязательно должен осознавать (рефлексировать) процесс выполнения творческих заданий.
Под рефлексивными действиями понимают:
· готовность и способность учащихся творчески осмысливать и преодолевать проблемные ситуации;
· умения обретать новый смысл и ценности;
· умения ставить и решать нестандартные задачи в условиях коллективной и индивидуальной деятельности;
· умения адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений[20].
Организация осознания учащимися собственной творческой деятельности предполагает текущую и итоговую рефлексию. Текущая рефлексия реализуется в процессе выполнения учащимися заданий в рабочей тетради и предполагает самостоятельное фиксирование уровня достижения учащихся (эмоциональный настрой, приобретение новой информации и практического опыта, степень личного продвижения с учетом предыдущего опыта). Итоговая рефлексия предполагает периодическое выполнение тематических контрольных работ.
Как на текущем, так и на итоговом этапе рефлексии педагог фиксирует, какие методы решения творческих заданий применяют учащиеся, и делает вывод о продвижении учащихся об уровне развития творческого мышления и воображения.
Для более точного определения уровня развития креативных способностей учащихся необходимо анализировать и оценивать каждое выполненное самостоятельно творческое задание. Педагогическая оценка результатов творческой деятельности учащихся может быть произведена с помощью шкалы «Фантазия», разработанной Г.С. Альтшуллером для оценки фантастических идей и позволяющей, таким образом, оценивать уровень воображения (шкала адаптирована к младшему школьному возрасту М.С. Гафитулиным, Т.А. Сидорчук). Шкала «Фантазия» включает пять показателей:
· новизну (оценивается по 4-уровневой шкале: копирование объекта (ситуации, явления), незначительные изменения в исходном объекте (ситуации, явлении), качественное изменение прототипа, получение принципиально нового объекта (ситуации, явления));
· убедительность (убедительной считается обоснованная идея, описанная ребенком с достаточной достоверностью);
· гуманность (определяется по позитивному преобразованию, направленному на созидание);
· художественную ценность (оценивается по степени использования выразительных средств при представлении идеи);
· субъективную оценку (дается без обоснования и доказательств, на уровне «нравится — не нравится»).
Для определения уровня творческого мышления можно использовать методику С.И. Гин[21]. Во избежание односторонней, субъективной оценки креативности учащихся нужно применять психологические и педагогические методики диагностирования в комплексе. Для оценивания таких показателей, как творческое мышление и творческое воображение необходимо учитывать результаты психологического диагностирования, проведенного, например, с помощью методик Э.П. Торренса, Е. Туник.
Таблица 1 — Система критериев развития креативных способностей младших школьников
Критерии | Показатели критерия | Методы определения показателей |
Творческое мышление | Беглость | Тестирование по методике Е. Торренса |
Тестирование по методике С.И. Гин | ||
Творческое воображение | Продуктивность Умение работать с образами в пространстве | Тестирование по методике Е.Е.Туник, анализ творческой деятельности учащихся по шкале “Фантазия” Г.С. Альтшуллера |
Управляемость | Анализ творческой деятельности учащихся | |
Применение методов творчества | Использование эвристических и алгоритмических методов творчества | Анализ творческой деятельности учащихся |
Дата: 2019-05-29, просмотров: 220.