Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком и широком смысле.
Под управлением государственным кредитом в широком смысле понимается формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Управление государственным кредитом в широком смысле как одно из направлений финансовой политики находится в руках органов власти и управления государством.
Именно они определяют общий объем бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для его финансирования, основные направления и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость и целесообразность осуществления общегосударственных программ по поддержке малого бизнеса отдельных районов страны.
Хроническая дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга расценивается органами управления США и стран Европейского Союза как одна из наиболее актуальных задач.
Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.
В процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:
1. минимизация стоимости долга для заемщика;
2. недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;
3. эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов;
4. обеспечение своевременного возврата кредитов;
5. максимальное решение задач, определенных финансовой политикой.
Специфика категории государственного кредита определяет и особенности оперативного управления им. Обычно оно возлагается совместно на Министерство финансов и Центральный Банк.
Развитие и современное состояние государственного кредита, возможности его использования
Государство как кредитор
В настоящее время Россия является не только должником, но и кредитором. Российская Федерация предоставляет кредиты иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают финансовые обязательства перед РФ как кредитором.
В 70-х - первой половине 80-х годов СССР играл важную роль на мировой арене в качестве одного из ведущих государств-кредиторов. О размахе такой деятельности, в частности, свидетельствует объем не погашенной задолженности иностранных заемщиков в 1994 году- 140 млрд. долл. Долги стран СЫТ Российской Федерации составляли 5812 млн. долл. Возникли они в основном в результате неэквивалентной торговли (почти на 90%) в 1992 г. и в первой половине 1993 г.
Ежегодно утверждается предельный размер государственных кредитов, предоставляемых РФ. На 1995 г. предельный размер государственных кредитов, предоставляемых РФ иностранным государствам (за исключением государств-участников СНГ), установлен в сумме 600 млн. долл. США. По состоянию на март 1996 г. государственные долги стран СНГ составляют (в млн. долл.): Армении - 92,6, Белоруссии - 470,2, Таджикистана - 254,5, Узбекистана - 486,8, Молдавии -122,3, Украины - 2703,9, Киргизии - 134,3, Казахстана- 1318,0, Грузии- 147,4, Азербайджана-81,5.
Законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2004 год" установлен предельный размер ассигнований федерального бюджета на реализацию Программы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам, а также инвестиций за пределами территории Российской Федерации на 2004 год в сумме до 20280,7 млн. руб., эквивалентной 691,98 млн.долл. США.
В 2004 году из средств федерального бюджета предоставлено на указанные цели 14412,46 млн.руб.
В том числе: 3233,72 млн.руб. Китаю; 5899,91 млн.руб. Индии; 0,443 млн. руб. Марокко; 407,42 млн.руб. Республике Болгарии; 4.870,97 млн.руб. государственный кредит Правительству Республики Белоруссия. По данным Министерства финансов РФ, долги иностранных государств перед Россией достигли по состоянию на 1 января 2006 года почти 2 триллиона рублей (68,968 миллиарда долларов).
Главные должники России - это страны Азии и Африки. Долг Ирака -9,4 миллиарда долларов, КНДР - 4,4 миллиарда. Крупными должниками являются также Сирия, Китай, Вьетнам, Индия, а также Алжир и Албания.
Из стран СНГ больше всего задолжала Украина. На 1 января 2006 года Россия выдала ей кредитов на 1,4 миллиарда долларов, Узбекистану на 670 миллионов долларов, а Белоруссии - на 361 миллион долларов. Общая задолженность стран СНГ перед Россией составляет 3,29 миллиарда долларов.
При этом 2006 году предельный размер ассигнований федерального бюджета на реализацию Программы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам на 2006 год в сумме до 21 336 257,8 тыс. рублей.
Основные страны, которым предоставлен государственный кредит в 2006 году:
1.Республика Болгария- 3,262 млн.долл. США.
2.Социалистическая Республика Вьетнам- 44,780 млн. долл. США. Общая сумма задолженности СРВ перед Российской Федерацией по состоянию на 01.05.05 года составляет 615,8 млн.долл. США.
3.Республика Индия- 422,191 млн.долл. США. Общая сумма задолженности Республики Индия перед Российской Федерацией по состоянию на 01.05.05 г. составляет 2,8 млрд. долл. США, в том числе просроченная задолженность -92,2 млн. долл. США.
4.Китайская Народная Республика- 28,29 млн. долл. США. По состоянию на 01.05.05 г. имеется просроченная задолженность по процентам в сумме 47,5 млн. долл. США.
5. Республика Куба- 147,5 млн.долл. США. Общая сумма задолженности Республики Кубы перед Российской Федерацией по состоянию на 01 мая 2005 года по государственным кредитам - 19,75 млрд. долл. США, в том числе просроченная задолженность - 17,0 млрд. долл. США.
Общая динамика финансовых требований России к иностранным государствам за несколько лет представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Финансовые требования России к иностранным государствам (млрд. долл., на начало года)
1990 | 2001 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | ||
Всего | 145,4 | 104,4 | 94,0 | 86,1 | 86,4 | 72,3 | |
Куба | 26,3 | Нет данных | 20,1 | 20,5 | 20,7 | 20,7 | |
Монголия | 16,1 | 11,6 | 11,5 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | |
Вьетнам | 15,4 | Нет данных | 1,2 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | |
Индия | 15,1 | Нет данных | 2,6 | 2,7 | 1 7 | 2,7 | |
Сирия | 11,4 | 12,7 | 13,6 | 14,0 | 14,4 | 1,4 | |
Афганистан | 5,1 | 9,2 | 9,7 | 10,1 | 10,2 | 10,3 | |
Ирак | 6,4 | 8,1 | 9,6 | 10,1 | 10,3 | 10,6 | |
Йемен | 4,7 | Нет данных | 1,3 | 1,3 | 1,3 | 1,3 | |
КНДР | 3,7 | 6,1 | 6,6 | 6,9 | 7,2 | 7,5 | |
Эфиопия | 4.9 | Нет данных | 1,3 | 1,3 | 1,3 | 0,2 | |
Ангола | 3,4 | Нет данных | 0,6 | 0,6 | 0,6 | - | |
Алжир | 4,2 | Нет данных | 4,1 | 4,4 | 4,7 | 4,7 | |
Ливия | 2,9 | 3,2 | 3,3 | 3,4 | 3,5 | 3,5 | |
Страны СНГ | - | 3,4 | 3,4 | 3,3 | 3,3 | 3,3 | |
Другие страны | 25,8 | Нет данных | 6Д | 6,7 | 5,4 | 5,3 | |
Таким образом, из данных таблицы видно, что основными должниками России по состоянию на 2006 год являются Куба, Афганистан, Ирак, КНДР. Причем можно уточнить, что на протяжении последних лет долг этих стран имеет явную тенденцию к росту. Такие страны, как Монголия, Вьетнам, Йемен, Эфиопия наоборот практически закрыли свою задолженность по отношении к России.
Государство как гарант
Деятельность Российской Федерации как гаранта постепенно расширяется. Традиционно государство гарантирует вклады населения в Сберегательном банке. В Законе «О восстановлении и защите сбережения граждан Российской Федерации», принятом Государственной Думой 24 февраля 1995 г. (№ 68-ФЗ), еще раз подчеркивается, что государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности денежных сбережений, созданных гражданами РФ путем помещения денежных средств на вклады в Сберегательный банк РФ в период до 20 июня 1991 г. и на вклады в организации государственного страхования РФ по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 1 января 1992 г.
В последние годы государство стало выступать гарантом и по долговым обязательствам различных обществ и групп. В частности, в соответствии с Указом Президента РФ «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» от 5 декабря 1993 г. № 2096 государство стимулирует создание и деятельность финансово-промышленных групп путем предоставления государственных гарантий для привлечения различного вида инвестиционных ресурсов. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 июня 1994 г. № 671 "О финансовой поддержке государства в создании высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург-Москва" государственные гарантии предоставлены РАО ВСМ по выпускаемому этим обществом в 1994 - 1999 гг. облигационному займу.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 января 1995 г. № 53 «О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг» государственная финансовая поддержка экспорта товаров и услуг, производимых российскими товаропроизводителями, осуществляется из средств федерального бюджета на возвратной и платной основе путем предоставления Правительством РФ гарантийных обязательств под кредитные ресурсы, привлекаемые Российским экспортно-импортным банком и другими уполномоченными Правительством РФ специализированными банками для обеспечения оборотными средствами экспортно-ориентированных предприятий и организаций, гарантирования и страхования экспортных кредитов для обеспечения защиты экспортеров от долгосрочных коммерческих (банковских) и политических рисков.
Правительство РФ утвердило правила предоставления в 2006 г государственных гарантий РФ для оказания господдержки экспорта промышленной продукции. Министерству финансов РФ разрешено предоставлять в 2006 г государственные гарантии РФ в размере, не превышающем суммы, эквивалентной 50 млн долл по каждой гарантии, российским экспортерам промышленной продукции, товаров, работ и услуг; российским банкам-кредиторам или иностранным банкам-кредиторам, осуществляющим кредитование российских экспортеров, иностранных импортеров, банков-нерезидентов и иностранных государств при российском промышленном экспорте.
При предоставлении государственных гарантий Министерство финансов РФ заключает от имени правительства РФ соответствующие соглашения. Государственные гарантии предоставляются при экспорте: товаров, произведенных на территории РФ, согласно утвержденному правительством РФ перечню; работ и услуг, выполняемых и оказываемых резидентами РФ и являющихся частью контрактных обязательств российских экспортеров при условии, что их конечными потребителями являются иностранные импортеры и иностранные государства по экспортному контракту
• Государственные гарантии направлены и на поддержку малого предпринимательства. В соответствии с Указом Президента РФ «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ» от 4 апреля 1996 г. № 491 Правительство РФ начиная с 1996 г. должно предоставлять государственные гарантии на сумму не менее 200 млн. долл. ежегодно иностранным кредитным организациям, выделяющим кредиты на поддержку малого предпринимательства.
Правительство РФ одобрило правила предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на господдержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства. Согласно постановлению, средства федерального бюджета, предусмотренные в 2005 году на господдержку малого предпринимательства, предоставляются министерством экономического развития и торговли на конкурсной основе бюджетам субъектов РФ в виде субсидий. Средства, в частности, выделяются для создания и развития бизнес-инкубаторов, поддержки субъектов малого предпринимательства, производящих товары и услуги, предназначенные для экспорта. Федеральный бюджет на 2005 год предусматривает выделение на поддержку малого бизнеса 1,5 миллиарда рублей. В следующем году МЭРТ предлагает увеличить эту сумму в два раза.
В то же время московское правительство и департамент поддержки и развития малого предпринимательства ищут в лице банков и других кредитных организаций надёжных партнёров в деле кредитования субъектов, малого предпринимательства. Они понимают, что конкуренция госструктур и банковского сектора здесь бессмысленна, т.к. из бюджетов на это выделяется сумма небольшая по сравнению с возможностями банковского сектора
Выступает Минфин России от имени Правительства РФ и поручителем по кредитам, предоставленным коммерческими банками администрациям субъектов РФ. Расходы по погашению и обслуживанию этих кредитов обычно предусматривается производить за счет соответствующих статей федерального бюджета.
Государство как заемщик
Дата: 2019-05-29, просмотров: 177.