Институт экономики и управления
Кафедра финансов и учета
Курсовая работа
по дисциплине «Финансы»
на тему: «Государственный кредит и возможности его использования»
Выполнил:
студентка гр ЗСВ (ГКТ)-060400-62(К)
Проверил:
Л.А. Истомина
Ижевск, 2009г.
Содержание
Введение
1. Сущность государственного кредита
1.1 Понятие и экономическая сущность государственного кредита
1.2 Значение государственного кредита
1.3 Функции государственного кредита
1.4 Основные формы государственного кредита
1.5 Управление государственным кредитом
2. Развитие и современное состояние государственного кредита, возможности его использования
2.1 Государство как кредитор
2.2 Государство как гарант
2.3 Государство как заёмщик
2.3.1 Возникновение и развитие государственного долга
2.3.2 Современное состояние внутреннего государственного долга
2.3.3 Современное состояние внешнего государственного долга
2.4 Возможности использования государственного кредита
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, наряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.
Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом.
В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальный способ их получения - государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства. В данном случае государство выступает заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами.
История государственного кредита показывает, что причиной оформления заемных операций выступает наличие бюджетного дефицита.
Испытывая потребность в дополнительных финансовых ресурсах, правительство не отказывается от возможности мобилизации дополнительного финансового фонда и в условиях сбалансированного бюджета. Это является вполне оправданным шагом, поскольку за счет средств фонда государственного кредита могут финансироваться дополнительные программы хозяйственного и социально-культурного строительства немедленно, без ожидания поступления обычных бюджетных доходов.
Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.
Сущность государственного кредита
Развитие и современное состояние государственного кредита, возможности его использования
Государство как кредитор
В настоящее время Россия является не только должником, но и кредитором. Российская Федерация предоставляет кредиты иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают финансовые обязательства перед РФ как кредитором.
В 70-х - первой половине 80-х годов СССР играл важную роль на мировой арене в качестве одного из ведущих государств-кредиторов. О размахе такой деятельности, в частности, свидетельствует объем не погашенной задолженности иностранных заемщиков в 1994 году- 140 млрд. долл. Долги стран СЫТ Российской Федерации составляли 5812 млн. долл. Возникли они в основном в результате неэквивалентной торговли (почти на 90%) в 1992 г. и в первой половине 1993 г.
Ежегодно утверждается предельный размер государственных кредитов, предоставляемых РФ. На 1995 г. предельный размер государственных кредитов, предоставляемых РФ иностранным государствам (за исключением государств-участников СНГ), установлен в сумме 600 млн. долл. США. По состоянию на март 1996 г. государственные долги стран СНГ составляют (в млн. долл.): Армении - 92,6, Белоруссии - 470,2, Таджикистана - 254,5, Узбекистана - 486,8, Молдавии -122,3, Украины - 2703,9, Киргизии - 134,3, Казахстана- 1318,0, Грузии- 147,4, Азербайджана-81,5.
Законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2004 год" установлен предельный размер ассигнований федерального бюджета на реализацию Программы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам, а также инвестиций за пределами территории Российской Федерации на 2004 год в сумме до 20280,7 млн. руб., эквивалентной 691,98 млн.долл. США.
В 2004 году из средств федерального бюджета предоставлено на указанные цели 14412,46 млн.руб.
В том числе: 3233,72 млн.руб. Китаю; 5899,91 млн.руб. Индии; 0,443 млн. руб. Марокко; 407,42 млн.руб. Республике Болгарии; 4.870,97 млн.руб. государственный кредит Правительству Республики Белоруссия. По данным Министерства финансов РФ, долги иностранных государств перед Россией достигли по состоянию на 1 января 2006 года почти 2 триллиона рублей (68,968 миллиарда долларов).
Главные должники России - это страны Азии и Африки. Долг Ирака -9,4 миллиарда долларов, КНДР - 4,4 миллиарда. Крупными должниками являются также Сирия, Китай, Вьетнам, Индия, а также Алжир и Албания.
Из стран СНГ больше всего задолжала Украина. На 1 января 2006 года Россия выдала ей кредитов на 1,4 миллиарда долларов, Узбекистану на 670 миллионов долларов, а Белоруссии - на 361 миллион долларов. Общая задолженность стран СНГ перед Россией составляет 3,29 миллиарда долларов.
При этом 2006 году предельный размер ассигнований федерального бюджета на реализацию Программы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам на 2006 год в сумме до 21 336 257,8 тыс. рублей.
Основные страны, которым предоставлен государственный кредит в 2006 году:
1.Республика Болгария- 3,262 млн.долл. США.
2.Социалистическая Республика Вьетнам- 44,780 млн. долл. США. Общая сумма задолженности СРВ перед Российской Федерацией по состоянию на 01.05.05 года составляет 615,8 млн.долл. США.
3.Республика Индия- 422,191 млн.долл. США. Общая сумма задолженности Республики Индия перед Российской Федерацией по состоянию на 01.05.05 г. составляет 2,8 млрд. долл. США, в том числе просроченная задолженность -92,2 млн. долл. США.
4.Китайская Народная Республика- 28,29 млн. долл. США. По состоянию на 01.05.05 г. имеется просроченная задолженность по процентам в сумме 47,5 млн. долл. США.
5. Республика Куба- 147,5 млн.долл. США. Общая сумма задолженности Республики Кубы перед Российской Федерацией по состоянию на 01 мая 2005 года по государственным кредитам - 19,75 млрд. долл. США, в том числе просроченная задолженность - 17,0 млрд. долл. США.
Общая динамика финансовых требований России к иностранным государствам за несколько лет представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Финансовые требования России к иностранным государствам (млрд. долл., на начало года)
1990 | 2001 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | ||
Всего | 145,4 | 104,4 | 94,0 | 86,1 | 86,4 | 72,3 | |
Куба | 26,3 | Нет данных | 20,1 | 20,5 | 20,7 | 20,7 | |
Монголия | 16,1 | 11,6 | 11,5 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | |
Вьетнам | 15,4 | Нет данных | 1,2 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | |
Индия | 15,1 | Нет данных | 2,6 | 2,7 | 1 7 | 2,7 | |
Сирия | 11,4 | 12,7 | 13,6 | 14,0 | 14,4 | 1,4 | |
Афганистан | 5,1 | 9,2 | 9,7 | 10,1 | 10,2 | 10,3 | |
Ирак | 6,4 | 8,1 | 9,6 | 10,1 | 10,3 | 10,6 | |
Йемен | 4,7 | Нет данных | 1,3 | 1,3 | 1,3 | 1,3 | |
КНДР | 3,7 | 6,1 | 6,6 | 6,9 | 7,2 | 7,5 | |
Эфиопия | 4.9 | Нет данных | 1,3 | 1,3 | 1,3 | 0,2 | |
Ангола | 3,4 | Нет данных | 0,6 | 0,6 | 0,6 | - | |
Алжир | 4,2 | Нет данных | 4,1 | 4,4 | 4,7 | 4,7 | |
Ливия | 2,9 | 3,2 | 3,3 | 3,4 | 3,5 | 3,5 | |
Страны СНГ | - | 3,4 | 3,4 | 3,3 | 3,3 | 3,3 | |
Другие страны | 25,8 | Нет данных | 6Д | 6,7 | 5,4 | 5,3 | |
Таким образом, из данных таблицы видно, что основными должниками России по состоянию на 2006 год являются Куба, Афганистан, Ирак, КНДР. Причем можно уточнить, что на протяжении последних лет долг этих стран имеет явную тенденцию к росту. Такие страны, как Монголия, Вьетнам, Йемен, Эфиопия наоборот практически закрыли свою задолженность по отношении к России.
Государство как гарант
Деятельность Российской Федерации как гаранта постепенно расширяется. Традиционно государство гарантирует вклады населения в Сберегательном банке. В Законе «О восстановлении и защите сбережения граждан Российской Федерации», принятом Государственной Думой 24 февраля 1995 г. (№ 68-ФЗ), еще раз подчеркивается, что государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности денежных сбережений, созданных гражданами РФ путем помещения денежных средств на вклады в Сберегательный банк РФ в период до 20 июня 1991 г. и на вклады в организации государственного страхования РФ по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 1 января 1992 г.
В последние годы государство стало выступать гарантом и по долговым обязательствам различных обществ и групп. В частности, в соответствии с Указом Президента РФ «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» от 5 декабря 1993 г. № 2096 государство стимулирует создание и деятельность финансово-промышленных групп путем предоставления государственных гарантий для привлечения различного вида инвестиционных ресурсов. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 июня 1994 г. № 671 "О финансовой поддержке государства в создании высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург-Москва" государственные гарантии предоставлены РАО ВСМ по выпускаемому этим обществом в 1994 - 1999 гг. облигационному займу.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 января 1995 г. № 53 «О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг» государственная финансовая поддержка экспорта товаров и услуг, производимых российскими товаропроизводителями, осуществляется из средств федерального бюджета на возвратной и платной основе путем предоставления Правительством РФ гарантийных обязательств под кредитные ресурсы, привлекаемые Российским экспортно-импортным банком и другими уполномоченными Правительством РФ специализированными банками для обеспечения оборотными средствами экспортно-ориентированных предприятий и организаций, гарантирования и страхования экспортных кредитов для обеспечения защиты экспортеров от долгосрочных коммерческих (банковских) и политических рисков.
Правительство РФ утвердило правила предоставления в 2006 г государственных гарантий РФ для оказания господдержки экспорта промышленной продукции. Министерству финансов РФ разрешено предоставлять в 2006 г государственные гарантии РФ в размере, не превышающем суммы, эквивалентной 50 млн долл по каждой гарантии, российским экспортерам промышленной продукции, товаров, работ и услуг; российским банкам-кредиторам или иностранным банкам-кредиторам, осуществляющим кредитование российских экспортеров, иностранных импортеров, банков-нерезидентов и иностранных государств при российском промышленном экспорте.
При предоставлении государственных гарантий Министерство финансов РФ заключает от имени правительства РФ соответствующие соглашения. Государственные гарантии предоставляются при экспорте: товаров, произведенных на территории РФ, согласно утвержденному правительством РФ перечню; работ и услуг, выполняемых и оказываемых резидентами РФ и являющихся частью контрактных обязательств российских экспортеров при условии, что их конечными потребителями являются иностранные импортеры и иностранные государства по экспортному контракту
• Государственные гарантии направлены и на поддержку малого предпринимательства. В соответствии с Указом Президента РФ «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ» от 4 апреля 1996 г. № 491 Правительство РФ начиная с 1996 г. должно предоставлять государственные гарантии на сумму не менее 200 млн. долл. ежегодно иностранным кредитным организациям, выделяющим кредиты на поддержку малого предпринимательства.
Правительство РФ одобрило правила предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на господдержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства. Согласно постановлению, средства федерального бюджета, предусмотренные в 2005 году на господдержку малого предпринимательства, предоставляются министерством экономического развития и торговли на конкурсной основе бюджетам субъектов РФ в виде субсидий. Средства, в частности, выделяются для создания и развития бизнес-инкубаторов, поддержки субъектов малого предпринимательства, производящих товары и услуги, предназначенные для экспорта. Федеральный бюджет на 2005 год предусматривает выделение на поддержку малого бизнеса 1,5 миллиарда рублей. В следующем году МЭРТ предлагает увеличить эту сумму в два раза.
В то же время московское правительство и департамент поддержки и развития малого предпринимательства ищут в лице банков и других кредитных организаций надёжных партнёров в деле кредитования субъектов, малого предпринимательства. Они понимают, что конкуренция госструктур и банковского сектора здесь бессмысленна, т.к. из бюджетов на это выделяется сумма небольшая по сравнению с возможностями банковского сектора
Выступает Минфин России от имени Правительства РФ и поручителем по кредитам, предоставленным коммерческими банками администрациям субъектов РФ. Расходы по погашению и обслуживанию этих кредитов обычно предусматривается производить за счет соответствующих статей федерального бюджета.
Государство как заемщик
Заключение
Государственный кредит - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Государственный кредит имеет существенные отличия от банковского кредита: основная, особенность государственного кредита заключается, чаще всего, в непроизводительном использовании капитала.
В экономической литературе вопрос о функциях государственного кредита является дискуссионным, в основе дискуссий лежат спорные вопросы сущности и функций финансов. Однако, можно выделить функции наиболее часто встречающиеся в литературе: перераспределительная и контрольная.
Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета, дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.
Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.
Именно поэтому особое внимание должно уделяться проблеме управления государственным кредитом. В экономическое литературе рассматривается управление кредитом на макро- и микроуровнях раздельно. В целом необходимо отметить, что в процессе управления государственным кредитом решаются следующие задачи:
• минимизация стоимости долга для заемщика;
• недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса;
• эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выделенных кредитов;
• обеспечение своевременного возврата кредитов;
• максимальное решение задач, определенных финансовой политикой страны.
Если рассматривать состояние государственного кредита в сегодняшний день, то важно отметить, что в настоящее время Россия является не только должником, но и кредитором. Российская Федерация предоставляет кредиты иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям. На 1995 г. предельный размер государственных кредитов, предоставляемых РФ иностранным государствам (за исключением государств-участников СНГ), установлен в сумме 600 млн. долл. США. В 2004 году из средств федерального бюджета предоставлено на указанные цели 14412,46 млн. руб, в 2006 году предельный размер ассигнований федерального бюджета на реализацию Программы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам на 2006 год в сумме до 21 336 257,8 тыс. рублей.
Если рассматривать заимствования средств Российской Федерацией, то следует отметить тенденцию планомерного замещения внешнего долга внутренним. Так, в 1993 году внутренний государственный долг составил 0,01 млрд. руб, в 1995 - 10,62 млрд. рублей, в 2000 году - уже 529,82 млрд. рублей, в 2006 - 851,15 млрд. рублей, а в 2007 планируется довести этот показатель до отметки 1.028,06 млрд. рублей. Причем в последнее время внутренний государственный долг формируется в основном за счет выпуска четырёх видов государственных ценных бумаг: ГКО, ОФЗ-ПК, ОФЗ-ПД, ОСЗ.
На фоне повышения внутреннего государственного долга наблюдалась обратная тенденция в отношении внешнего государственного долга: по оценке Минфина, на начало 1995 г. внешний долг РФ составил 119,9 млрд. долл., в 2004 году структура государственного внешнего долга включала: государственный внешний долг - 123,4 млрд.долл., в 2006 - 76,6 млрд. долл., а по состоянию на 2007 год - 52,0 млрд. долл. Быстрое снижение объема внешнего государственного долга произошло за счет списания с России части долга Лондонским клубом кредиторов в 2000 г., за счет досрочного погашения остатка обязательств в январе 2005 г. перед Международным валютным фондом, а также досрочной выплате в 2006г. наиболее крупной, политически значимой и сложно управляемой категории государственного внешнего долга - задолженности перед Парижским клубом кредиторов.
Кроме того, важно отметить, что на протяжении не одного десятка лет различными экономическими школами ведется дискуссии по поводу использования государственного кредита. В настоящее время в высших политических кругах России также ведутся дискуссии по данному вопросу. Однако необходимо признать, что большинство политиков и экономистов отдают предпочтение использованию внутреннего государственного долга, а не внешнего. Это подтверждается политикой государственных органов власти, направленной на стремительное снижение внешнего государственного долга и соответственно повышение внутреннего.
Список использованной литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Глава 14. От 31 июля 1998г. N 145-ФЗ //СЗ РФ от 3 августа 1998 г., N 31, ст. 3823.
2. Указ Президента РФ «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета» N1484 от 8 июля 1994//СЗ РФ от 11 июля 1994r.,N 11, ст. 1196.
3. РИА Новости ( http :// rian . ru )
4. www. Minfin.ru
5. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред.М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М., Юрайт -М, 2001, 543 с.
6. Финансовое право /Отв. ред. Н.И. Химичева.- М.: Юристъ, 2000, с.447.
7. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова, М., Юнити, 2000, 479 с.
8. Финансы. Под ред. С.Н. Лушина, проф. В.А. Слепова. М., Издательство Российской экономической академии, 2000, 384 с.
9. Финансы. Денежное обращение. Кредит. A.M. Бабич, Л.Н. Павлова, М., Юнити-Дана, 2000, 687 с.
10. Финансы. С.Ф. Федулова. М., Кнорус, 2005, 400 с.
11. Финансы. Финансовая политика, маркетинг, менеджмент. Финансовый риск-менеджмент. Ценные бумаги. Страхование. Глущенко В.В., Глущенко Н.Н., г. Железнодорожный, ТООО НЦП «Крылья», 1998, 416с.
12. Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М.Ковалевой. - М.: Финансы и статистика , 1999.
13. С. Богданова «Кредитование малого бизнеса отдадут банкам» // Банковское дело № 6, 2006.
14. Дадашев А.З. Черник Д.Г. Финансовая система России. - М.: ИНФРА-М, 1997, с. 169.
15. Финансы. П.Н. Шуляк, Н.П. Белотелова М, издательский дом «Дашков и К», 2001,452 с.
16. Б. Хейфец «Агрессивная бухгалтерия»// Эксперт, 2006, №35.
17. А. Селезнёв « Государственный долг: иллюзия и реальность» //Экономист №3 2004.
18. А. Шабалин «Динамика государственного и корпоративного долга» //Экономист № 4 2006.
19. Афонцев С. Внешняя задолженность России // Мировая экономика международные отношения, 1998 г., №7.
20. Вавилов А., Ковалишин Е., Проблемы реструктуризации внешнего долга России: теория и практика. // Вопросы экономики, 1999 г., №5.
21. Саркисянц А.Г., Проблемы внешней задолженности России. // Деньги и кредит, 1999 г., №2.
22. Е. Шохина «Долговой бум»// Эксперт, 2005,№47 23.Вавилов Ю.А. Государственный кредит: прошлое и настоящее. М: Финансы и статистика, 1992.
Институт экономики и управления
Кафедра финансов и учета
Курсовая работа
по дисциплине «Финансы»
на тему: «Государственный кредит и возможности его использования»
Выполнил:
студентка гр ЗСВ (ГКТ)-060400-62(К)
Проверил:
Л.А. Истомина
Ижевск, 2009г.
Содержание
Введение
1. Сущность государственного кредита
1.1 Понятие и экономическая сущность государственного кредита
1.2 Значение государственного кредита
1.3 Функции государственного кредита
1.4 Основные формы государственного кредита
1.5 Управление государственным кредитом
2. Развитие и современное состояние государственного кредита, возможности его использования
2.1 Государство как кредитор
2.2 Государство как гарант
2.3 Государство как заёмщик
2.3.1 Возникновение и развитие государственного долга
2.3.2 Современное состояние внутреннего государственного долга
2.3.3 Современное состояние внешнего государственного долга
2.4 Возможности использования государственного кредита
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, наряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.
Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом.
В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальный способ их получения - государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства. В данном случае государство выступает заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами.
История государственного кредита показывает, что причиной оформления заемных операций выступает наличие бюджетного дефицита.
Испытывая потребность в дополнительных финансовых ресурсах, правительство не отказывается от возможности мобилизации дополнительного финансового фонда и в условиях сбалансированного бюджета. Это является вполне оправданным шагом, поскольку за счет средств фонда государственного кредита могут финансироваться дополнительные программы хозяйственного и социально-культурного строительства немедленно, без ожидания поступления обычных бюджетных доходов.
Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 206.