Туризм – одно из наиболее динамичных явлений современного мира. В последнее время он приобрел колоссальные темпы роста и масштабы влияния на уровень развития мирового сообщества в целом, а во многих странах является базовой отраслью экономики.
Развитие внешнего туризма в Республике в настоящее время не очень высокое, однако, наблюдаются тенденции и предпосылки к его росту. Все больше и больше туристических компаний появляется в стране, которые предлагают широкий выбор услуг своим клиентам. Можно предположить, что через несколько лет туризм станет высокоразвитой отраслью в нашей стране, ведь условия для внутреннего туризма достаточно благоприятные.
Мы говорим о въездном туризме Беларуси, подразумевая то, что нам есть что показать. А в это время горит замок в Несвиже, погибают руины кревского замка, гольшанской и Ружанской резиденций Сапегов, заколочены многие костёлы и церкви и т.д. Что показывать?
Замок Радзивиллов сожгли 24 декабря 2002 года. Несвижский замок уже год находился на реставрации, а потому в здании не было ценных экспонатов. Однако сам замок представляет собой значительную историческую ценность. Строительство Несвижского замка было начато еще в XVI веке по проекту итальянского зодчего Джованни Бернардони. Во многом благодаря замку Несвиж в свое время стал одним из центров европейской культуры. В библиотеке замка хранилась часть архивов Великого княжества Литовского. С приходом советской власти законные владельцы архитектурной жемчужины покинули территорию Беларуси, а замок на долгое время стал санаторием. И только в 2000 году было принято долгожданное решение о реставрации уникального памятника зодчества, а также подготовлено решение включить его в список памятников мировой культуры ЮНЕСКО.
Спортивный и событийный туризм – это когда туристы (клиенты туристских фирм) становятся живыми свидетелями величайших событий в мире спорта, культуры и искусства. Такие поездки остаются в памяти как одни из самых ярких моментов в жизни. Клиенты становятся в разряд тех редких избранных во всем мире, кто видел то, что больше никогда не произойдет.
Событийный туризм – это выставки, ярмарки, фестивали, концерты, спортивные и культурные мероприятия.
Беларусь, обладая богатым природным и культурным потенциалом, по-прежнему занимает довольно скромное место на международном туристском рынке. Почему так происходит? Чтобы ответить на этот вопрос, обозначить проблемы и возможности полноценного развития туризма в обозримом будущем, проанализируем тенденции развития въездного и внутреннего туризма в нашей стране. Статистика гласит, что за последние 5 лет продолжительность пребывания иностранных туристов в Республике Беларусь сократилась до 1–2 дней; уменьшилось количество комбинированных туров, таких, как Вильнюс–Минск, Смоленск–Витебск, Псков–Полоцк и т.д.; сократились до минимума туристско-экскурсионные поездки по республике среди взрослого населения. Отдых приобрел ярко выраженный сезонный характер. Остро ощущается дефицит мест для проведения комфортного и разнообразного 2–3-дневного отдыха. Посещение культурно-исторических достопримечательностей может длиться не более одного дня. Если они расположены не в областных центрах, продолжительность уменьшается до 3–4 часов максимум. Одна из причин тому – крайне низкие темпы развития инфраструктуры вокруг объектов туристского показа, что делает последние менее привлекательными и малоэффективными с экономической точки зрения. (Мировая практика свидетельствует, что осмотр объектов туристского показа занимает не более половины времени путешествия, а основной экономический эффект от организации отдыха достигается за счет оказания дополнительных туристских услуг.) Большинство возможных объектов туристского показа нуждаются в восстановлении, реконструкции, обустройстве подъездных путей, смотровых площадок и т.д. Проблема состоит не в том, что памятник истории плохо сохранился или полуразрушен (в Греции, например, именно это и интересно туристам), а в отсутствии «изюминки», которая может привлечь туриста. Ведь его интересуют не только памятники истории и
|
Территория Республики Беларусь разбита на шесть областей, каждая из которых делится на районы, города и иные территориально-административные единицы. Областными центрами в Республике Беларусь являются города: Минск, Гомель, Витебск, Могилев, Гродно, Брест.
Сегодня практически все регионы Беларуси с точки зрения развития туризма находятся в одинаково сложных условиях. Исправить положение в одночасье невозможно. Выход может быть один: акцентирование внимания на развитии в каждой области 2—3 наиболее привлекательных для туристов ключевых туристских территорий, подчеркивающих отличие региона от других мест. Например, в Минске такой территорией может быть Троицкое предместье, Верхний город; в Минской области – Несвиж и Мядельский район; в Витебской – Полоцк и Браславский район и т.д. Такой подход позволит объединить в единый комплекс туристские объекты, находящиеся в удобной транспортной доступности от мест проживания туристов, обеспечить рациональное использование туристских ресурсов и привлекательность территорий через комплексное управление и маркетинг, а также даст импульс к развитию исторически сложившихся этнотерриториальных регионов Беларуси и поможет преодолеть ряд негативных тенденций в белорусском туризме.
Рассмотрим реализацию данной модели на примере создания туристско-культурной территории на базе замковых комплексов «Мир» и «Несвиж».
В пределах часовой езды от Мира и Несвижа туристам можно предложить разнообразную экскурсионную программу, основанную на исторических фактах, связанных с жизнью выдающихся личностей (И. Дамейки, Я.Брыля, А. Мицкевича, Я. Чачота, Я. Коласа), познакомить с такими достопримечательностями, как Новогрудский замок (пример оборонительного зодчества XIII–XVI вв.), Борисоглебская церковь (1517 г.), костел францисканцев (XVIII в.), фарный костел (1712 г.) и др.), усадьба Хрептовичей в д. Щорсы, Свято-Петропавловская церковь и краеведческий музей в г.п. Кореличи. Туристам может быть также предложен отдых на озере Свитязь и многое другое.
Мировая практика показывает, что туристские территории такого уровня за рубежом развиваются по «клубному методу». Это означает, что турист может провести здесь минимум 2—3 дня, получив при этом все желаемые услуги (проживание, питание, обширную экскурсионную программу, комплекс развлечений).
Что необходимо сделать, чтобы создать на базе данных замковых комплексов конкурентоспособный туристический продукт, отвечающий мировым стандартам? Кроме конструктивного решения организационно-финансовых вопросов, на основе имеющегося туристского потенциала сформировать пакет туристско-экскурсионных маршрутов, отвечающих интересам различных категорий туристов (школьников, студентов, взрослых, пенсионеров, иностранных туристов и др.). Задача заключается в дифференцированном подходе к формированию туристского продукта. При этом следует учесть, что восприятие современного туриста больше ориентировано на активное участие, а не на пассивное созерцание. Поэтому в каждом предлагаемом турпродукте должен присутствовать этнический акцент, аутентичность, он должен отвечать высоким экологическим требованиям. К тому же следует иметь полную свободу выбора маршрута и возможность мобильного изменения программы.
Основной интерес для туристов из стран Западной Европы, США и Японии представляет нетронутая окружающая среда, природные богатства, древние ландшафты и многообразие флоры и фауны. Для этой категории туристов замковые комплексы «Мир» и «Несвиж» целесообразнее использовать как центры культурных традиций, а не как памятники истории и архитектуры. Внимание польских и литовских туристов, очевидно, больше привлечет общая история периода ВКЛ и Речи Посполитой. Мотивом к приезду жителей республики могут стать культурно-массовые мероприятия (фестивали, фэсты, спортивные события), отдых на природе с посещением туристских объектов.
Одной из побудительных причин кратковременных путешествий являются культурно-развлекательные мероприятия. По данным ВТО, развлечения как основной мотив путешествий превосходят по значимости туристско-экскурсионные программы. Эта тенденция отмечается во многих странах мира. Например, во Франции на первом месте по посещаемости стоит Диснейленд, и только затем Лувр. Поэтому очень важно сформировать календарь привлекательных для туристов мероприятий, проводимых в данном регионе, делая основной акцент на местных традициях.
Культурно-массовые мероприятия могут быть серьезным мотивом увеличения количества туристов. Некоторые мероприятия можно сделать традиционными (например, фестиваль старинной музыки, конкурсы народных умельцев: «Саламяныя дзiвосы», «Разьбы зачараванне», «Матчыны кросы», «Траецкi фэст», рыцарские турниры, ряд обрядовых праздников, литературные вечера, театральные встречи, выступления батлейки). Местом проведения зрелищных мероприятий (костюмированных представлений, концертов, мастер-классов, турниров и т.п.) может стать как помещение, так и площадка под открытым небом (Несвиж–парковая зона, пруды; Мир–территория у стен замка, рыночная площадь). Не должно остаться без внимания ни одно историческое событие, имевшее место в данной местности.
Организаторы подобных анимационных мероприятий должны придерживаться девиза: «Мы не претендуем на весь ваш отпуск, но на «week–end» будем рады видеть вас среди своих гостей».
Дата: 2019-05-29, просмотров: 199.