Национальная программа развития туризма Республики Беларусь на 2001–2005 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 2026 от 29 декабря 2000 г., предусматривает определение оптимальных задач, обоснованный выбор приоритетов и достоверное исследование ресурсов развития белорусского туризма.
Важнейшей задачей развития туристско-рекреационной деятельности в Беларуси является сохранение ценных туристских и курортно-рекреационных ресурсов. Нерегулируемое туристско-рекреационное освоение природных территорий и территорий исторических мест и поселений, связанное со строительством зданий и сооружений для размещения и обслуживания туристов и отдыхающих, прокладкой туристских экскурсионных маршрутов, автодорог, инженерно-технических коммуникаций, приводит к значительным изменениям в природных экосистемах и трансформации природных ландшафтов. Превышение допустимых нагрузок вызывает ухудшение состояния или разрушение ценных природных комплексов, недвижимых объектов историко-культурного наследия, приводит к снижению аттрактивности и комфортности среды обитания и перегрузкам исторических мест и центров поселений. Все это мы уже, к сожалению, познали на собственном опыте.
Несмотря на имеющийся туристский потенциал, выгодное геополитическое положение, наличие богатого историко-культурного и природного наследия, республика занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке. Современное состояние туризма в республике можно рассматривать как кризисное, характеризующееся резким падением объемов предоставления туристских услуг и ухудшением состояния материальной базы отрасли, сформированной еще в советский период.
Однако надо двигаться дальше, развиваться, конечно же, с учетом пройденного.
Предварительно потребовалось проделать многое. Так, оценен наш туристский потенциал по населенным пунктам, городам, регионам и республике в целом, разработана классификация существующих типов туристско-рекреационных образований республики и отдельных регионов по ряду признаков (значению и роли в общей системе туризма и отдыха, профилю, составу и особенностям использования ресурсов, тенденций развития и т.п.). Параллельно определены существующие типы центров туристско-рекреационных систем республики и отдельных регионов по комплексу признаков, установлены параметры и закономерности перспективного развития отдельных типов туристско-рекреационных образований и их состав. Наконец, выделены основные планировочные оси, формирующие каркас национальной и региональных систем туризма и отдыха. По принципиальным показателям ранжированы наши перспективные территориальные системы туризма и отдыха.
В процессе исследований собраны данные о наличии и состоянии туристско-рекреационных ресурсов.
Природные туристско-рекреационные ресурсы Беларуси достаточно разнообразны и представительны. К ним относятся лесные, лесоозерные и лесоречные природные комплексы, расположенные в экологически чистых районах, и климатические особенности данных районов. Оценка природных рекреационных ресурсов осуществлялась методом суммирования результатов факторных оценок по группам показателей, характеризующих «физиологическую», «технологическую» и «эмоционально-познавательную» пригодность каждого ресурса для организации различных видов туризма и отдыха. В целом республика располагает относительно благоприятными климатическими и ландшафтными условиями, значительными лесными, ландшафтными и водными ресурсами, позволяющими организовать разнообразные виды и формы туристско-рекреационной деятельности населения республики и ее посетителей.
Историко-культурные ресурсы. На территории Беларуси находятся города с древней историей, основанные в IХ–ХI веках, такие, как Полоцк, Гродно, Витебск, Брест, Пинск, Орша, Минск, Несвиж, Туров, Ружаны, Мстиславль и др. Во многих поселениях сохранились старинные храмы, дворцы и замки, усадебно-парковые комплексы. Несмотря на многочисленные войны и разрушения, от которых особенно пострадали характерные для Беларуси деревянные постройки, среди памятников истории и культуры сохранились и уникальные, не имеющие аналогов в других странах. Особую группу городов с ценным историко-культурным наследием образуют малые города, в которых историческая застройка – главная их особенность. Это Несвиж, Мир, Слоним, Мстиславль, Новогрудок и др. Для них развитие туризма – практически единственная возможность активизировать экономику, улучшить благосостояние местного населения.
Однако вся беда в том, что мы реализуем далеко не все наше туристское достояние. Сегодня для туристско-экскурсионного показа используется менее 10% историко-культурных памятников. Многие исторические объекты нуждаются в реставрации, благоустройстве прилегающих территорий. По экспертным оценкам, в познавательно-экскурсионных целях можно использовать около 2 тыс. объектов, в большинстве сохранившихся, но частично нуждающихся в реставрации фондов или благоустройстве прилегающих территорий.
Помимо этого есть и другие изъяны в нашей организации туристско-рекреационного дела. У нас еще мало рекреационных ландшафтов, в первую очередь парков в городах; оборудование и уровень благоустройства их не соответствуют современным требованиям; недостаточно разнообразны места отдыха в пригородных зонах. Загородные рекреационные ландшафты не имеют удобных транспортных связей с жилыми районами городов; отсутствие благоустройства в местах массового отдыха населения ведет к деградации ценных природных территорий.
При развитии рекреационной инфраструктуры недостаточно учитываются рекреационные потребности различных групп населения.
Практически не применялся метод комплексной застройки туристско-рекреационных зон или зон отдыха с единым благоустройством лесных и пляжных территорий, созданием эффективной инженерной и социальной инфраструктуры.
Территории отдельных туристско-рекреационных образований не связаны системой центров и маршрутов в единую планировочную систему.
Отсутствует система контроля за состоянием природных территорий повышенного туристского спроса, уровнем нагрузок на территории вокруг объектов экскурсионного показа – охранных зон памятников, границы для большинства которых не определены и по сей день.
Крайне не развита инфраструктура обслуживания туристов на значительных по протяженности транспортных туристских маршрутах.
Наконец, банальное загрязнение окружающей среды в крупных городах и на прилегающих к ним территориях.
И главное – отсутствует законодательная база, определяющая статус, условия развития и осуществления контроля за содержанием курортно-рекреационных зон и территорий.
Планомерно устраняя эти недостатки, развитие туризма в Республике Беларусь должно основываться все-таки на тех его видах и формах, которые позволяют наши ресурсы. Иначе говоря, прежде всего, максимально и комплексно использовать имеющиеся уникальные природные комплексы и памятники архитектуры, истории, самобытные достояния культуры, включая традиционные фестивали, народные праздники и обряды.
В этой связи завершенная Схема предлагает опорный каркас национальной туристско-рекреационной системы Беларуси, который образуют основные (главные) туристские трассы (маршруты) – трансъевропейские коридоры: № 2 Париж–Берлин–Варшава–Брест–Минск–Москва; № 9 Стамбул–Бухарест–Киев–Гомель–Витебск–Санкт-Петербург; № 9А Гомель–Минск–Вильнюс–Клайпеда, а также транспортные коридоры, не включенные в систему трансъевропейских, но имеющие важное значение для связи Беларуси с соседними странами и внутри страны: Южные регионы России–Брянск–Гомель–Мозырь–Пинск–Брест–Варшава; Москва–Смоленск–Витебск–Полоцк–Рига; Вильнюс–Глубокое–Полоцк–Великие Луки–Санкт-Петербург; Варшава–Белосток–Гродно–Вильнюс–Санкт-Петербург; Минск–Орша–Мстиславль–Костюковичи; Москва–Рославль–Кричев–Рогачев–Бобруйск; Белосток–Волковыск–Барановичи.
В этом каркасе выделяются центры национальной туристско-рекреационной системы, которые развиваются как многофункциональные поселения. В них предусмотрено сосредоточение объектов обслуживания туристов – расселение, питание, медицинское и бытовое обслуживание, транспортные услуги, объекты досуга и развлечений, музейные и выставочные комплексы. Здесь сосредоточивается преимущественное большинство туристских фирм и предприятий, торгующих туристским продуктом и осуществляющих экскурсионное обслуживание. Главные и второстепенные туристские трассы национального значения Беларуси образуют радиальные связи больших городов – туристских центров между собой и с основными туристскими регионами страны, и имеют выходы на международные связи со странами ближнего и дальнего зарубежья. В дополнение к ним предусмотрено формирование системы туристских трасс регионального значения, позволяющих создать кольцевые маршруты и включить в систему туризма Беларуси территории с ценным туристско-рекреационным потенциалом, расположенные в стороне от главных транспортных магистралей страны.
Приоритетными зонами развития туризма на национальном уровне являются Брестско-Каменецкая, Барановичско-Слонимская, Гродненская, Новогрудско-Несвижская, Минско-Молодечненская, Нарочанско-Поставская, Полоцко-Ушачско-Лепельская, Витебско-Оршанская, Бобруйско-Могилевская и Туровско-Мозырская туристско-рекреационные зоны. Благоприятными предпосылками их развития является то, что практически все они находятся в ареале влияния или на пересечении действующих и перспективных трансъевропейских коммуникационных коридоров и концентрируются вокруг основных центров туристской инфраструктуры.
Если мы хотим, чтобы национальный туризм развивался устойчиво, нам необходимо иметь соответствующую стратегию. Принципиальное звено этой стратегии – завершенная Схема комплексной территориальной организации туризма и отдыха Республики Беларусь. Тем не менее, стратегия предполагает следующие перманентные операции:
· оценку существующего туристского рынка, определение наиболее перспективных его сегментов и прогноз туристско-рекреационных потоков;
· разработку предложений по организационной и функциональной структуре главных (первоочередных) туристских зон и объектов, их реконструкции, улучшению социальной инфраструктуры и доступа к ним;
· определение источников инвестирования и круга лиц (организаций), заинтересованных и содействующих развитию туристской деятельности в регионе и республике.
Теперь назовем исходные проблемы, без разрешения которых стратегия обречена. Они обусловлены отсутствием у нас многих базисных компонентов эффективной системы туризма, а именно:
· индустрии туризма как самостоятельной отрасли народного хозяйства;
· единой методики анализа рынка и полноценной статистической отчетности о потоках туристов в республике и по регионам, что затрудняет их оценку и прогнозирование;
· должного по международным стандартам комфорта проживания у нас иностранных туристов при несопоставимо больших ценах за него;
· государственных и частных инвестиций в сферу туризма и как следствие этого дальнейшей заинтересованности отечественных и зарубежных инвесторов;
· единой системы научного и рекламно-информационного обеспечения туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках.
И это все при росте конкуренции на туристских рынках сопредельных стран СНГ, Балтии и Европы.
Важнейшие направления мероприятий, проведение которых необходимо для успешной реализации стратегических планов устойчивого развития туризма на региональном уровне:
· реконструкция гостиничного хозяйства и выбор альтернативных форм размещения туристов (частных отелей–пансионов, использование нерентабельных рекреационных учреждений, аренда жилья и т.п.);
· расширение (модернизация) сферы туристских услуг;
· стандартизация и сертификация туристского продукта и туристских услуг;
· реорганизация системы учета и контроля рынка, определение наиболее перспективной и доходной категории туристов и приоритетных для развития видов туризма;
· организация рекламной кампании по популяризации туризма и его объектов в регионе и вне (отечественный и международный рынок), возможности проведения региональных и участия в национальных туристских ярмарках и выставках;
· определение сельскохозяйственных и фермерских хозяйств (особенно конеферм, звероферм и экспериментальных хозяйств), на базе которых возможно развитие агротуризма (сельского туризма);
· подготовка региональных кадров для туристской отрасли;
· разработка проектной и научно-исследовательской документации по развитию, реставрации, реконструкции, модернизации объектов и территорий туризма, реабилитация ранее популярных, но утерянных туристских маршрутов и разработка новых.
Глава II .
Дата: 2019-05-29, просмотров: 181.