Для обеспечения процесса постоянного поступательного экономического развития и успешного преодоления кризисных явлений правительство каждой страны использует арсенал методов, имеющих в системе государственного воздействия на экономикув соответствии с выбранной моделью экономического развития.
В послевоенный период действовали 3 основные модели экономического развития, каждая из которых отводила свое место системе государственного регулирования экономики и роли налогов и налоговой политики в этом процессе.
Первая из них – «либеральная модель». Либеральная стратегия развития национальной экономики успешно реализуется правительствами США и Великобритании. Правительства этих стран влияют на субъекты экономики в пределах, минимально необходимых для поддержания социального и экономического порядка, а в остальном полагаются на законы рынка. Объем налоговых изъятий устанавливается на том минимальном уровне, который способен обеспечить государство финансовыми ресурсами, достаточными для выполнения присущих ему функций.
Вторая модель – «планово-административная экономика». Ее важнейшей чертой является высокий уровень государственного регулирования, когда практически все предприятия принадлежат государству и управляются органами власти директивным методом. В данной модели экономического развития значение налоговой политики минимально, так как государство изымало в бюджет основную часть прибыли предприятия, оставляя только ту часть, которая считалась нормативно необходимой для финансирования развития субъекта хозяйствования согласно утвержденному государственному плану. Эта модель на протяжении долгого времени использовалась в СССР.Третья модель – так условно называемая модель «стратегии ускоренного развития». Эта модель была сконструирована в Японии.В рамках этой модели широко распространились методы, предполагающие руководящую роль правительства в определении отраслей, имеющих наиболее высокий потенциал роста. Для налоговой политики, которую применяют страны, использующие стратегию ускоренного развития, характерно большое количество целевых налоговых льгот, которые призваны повысить эффективность политики государственного влияния на экономику. Кроме того, основная тяжесть налогового бремени перенесена посредством прогрессивной шкалы подоходного налога с корпораций на физических лиц.
Все три модели сходны в одном – даже в странах, с либеральной экономической политикой существует государственное регулирование и как его составная часть –налоговая политика.
Государственное регулирование экономики связано с налоговой политикой, реализуемой властями с помощью системы целенаправленных мероприятий, проводимых в области налогов и налогообложения.
Сущность налоговой политики каждой страны определяется различными факторами, такими, как общенациональные цели государства, соотношение между различными формами собственности, политический строй.
Налоговая политика государства отражает тип, степень и цель государственного вмешательства в экономику и изменяется в зависимости от ситуации в ней. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества, социальными группами, находящимися в настоящее время у власти, стратегическими целями, определяющими развитие национальной экономики, и международными обязательствами в сфере государственных финансов.
Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом, сглаживанию возникающего в процессе рыночных условий
неравенства в уровнях дохода населения. Совокупность задач налоговой политики можно условно разделить на 3 группы:
● фискальная – мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимими для выполнения его функций финансовыми ресурсами.
● экономическая или регулирующая – направлена на повышение уровня экономического развития госудпрства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране и международных экономических связей, содействие решению социальных проблем.
● контролирующая – контроль за деятельностью субъектов экономики.
Экономисты условновыделяют три возможных типа налоговой политики:
1) Высокий уровень налогообложения – это политика, при которой максимально увеличено налоговое бремя и возникают ситуации, когда повышение уровня налогообложения на сопровождается приростом поступлений в различные уровни бюджетов:
X- уровень налоговых ставок
Xa – их оптимальный размер
Y – среднегодовой объем государственных
доходов в результате налогообложения
Ya – максимальная величина среднегодового
100 объема государственных доходов
Xb –реально существующие налоговые
Xb cтавки
Yb- налоговые поступления в госбюджет
Xa
0 Yb Ya Y
Кривая А.Лаффера отражает взаимосвязь между величиной ставки налогов и объемом поступления их в государственный бюджет. При повышении ставки доходы государства за счет налогов вначале увеличиваются, но только до определенной границы (точка a), после чего повышение налогового бремени уменьшает налоговые поступления до точки b.
2)Низкое налоговое бремя – при этой политике государство учитывает не только свои фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, так как обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (если уровень налогообложения ниже чем в других странах, то идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортно-ориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентноспособности национальной экономики). Налоговое бремя существенно смягчено, но сокращаются социальные программы, так как сокращаются бюджетные доходы.
3) Налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения, как для корпораций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.
На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, которому государство придает юридическую форму посредством налогового законодательства. Для поддержания высокой эффективности государственной налоговой политики государство поддерживает необходимую налоговую систему.
Налоги, взимаемые на территории Российской Федерации, не существуют изолированно, а объединяются в налоговую систему. В Российском законодательстве термин «налог» используется в широком смысле, и охватывают также сборы и пошлины, другие обязательные платежи, направляемые в бюджет или во внебюджетные фонды.
Каждый вид налогов поступает в свой бюджет или внебюджетный фонд.
Федеральные налоги и сборы | Региональные налоги и сборы | Местные налоги и сборы |
1.Налог на добавленную стоимость | Налог на имущество организаций | Налог на имущество физических лиц |
Акцизы на отдельные виды товаров | 2. Налог на недвижимость | 2. Земельный налог |
3.Налог на прибыль (доход) организаций | 3. Дорожный налог | Налог на рекламу |
4. Налог на доходы от капитала | 4. Транспортный налог | 4. Налог на наследование и дарение |
5. Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды | 5.Налог с продаж ( отменен) | 5. Местные лицензионные сборы |
6.Таможенная пошлина и таможенные сборы | 6. Налог на игорный бизнес | |
7.Налог за пользование недрами | 7. Региональные лицензионные сборы | |
8. Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы | ||
9. Налог на дополнительный доход от добычи углеродов | ||
10. Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами | ||
11. Лесной налог | ||
12. Водный налог | ||
13.Экологический налог | ||
14. Подоходный налог с физических лиц | ||
15. Федеральные лицензионные сборы | ||
16. Государственная пошлина |
Одной из основных задач государственной налоговой политики на современном этапе является создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности экономики и стимулирование экономического роста посредством достижения оптимального сочетания личных и общественных интересов. Для продуманной налоговой политики главным моментом является правильное определение размеров налогообложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, определим основные цели современной налоговой политики государства с рыночной экономикой. Оно должно быть ориентировано на следующие основные требования:
- налоги, а также затраты на их взимание должны быть по возможности минимальными. Это условие наиболее тяжело дается законодателям и правительствам в их стремлении сбалансировать бюджеты. Но так очень легко свести налоговую систему лишь к чисто фискальным функциям, забыв о необходимости расширения налоговой базы, о функциях стимулирования производственной и предпринимательской деятельности, поддержки свободной конкуренции;
- налоговая система должна соответствовать структурной экономической политике, иметь четко очерченные экономические цели;
- налоги должны служить более справедливому распределению доходов, не допускать двойное обложение налогоплательщиков;
- порядок взимания налогов должен предусматривать минимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика;
- обсуждение проектов законов о налогообложении должно носить открытый и гласный характер.
Этими основными принципами необходимо руководствоваться при реализации задач новой налоговой системы. При этом, разумеется, речь идет не о механическом копировании, а о творческом осмыслении, опирающемся на глубокое изучение истории развития и современного состояния российской экономики.
Существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
Уже сформированы важнейшие требования, которым должны отвечать налоговые системы вне зависимости от развитости в стране рыночных отношений, уровня зрелости ее производительных сил и производственных отношений. Эти требования всесторонне подтверждены практикой и, безусловно, должны учитываться и нами. Они, кстати, не исключают, а напротив, предполагают отличия между разными странами по структуре, набору налогов, способам их взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговым льготам и другим важным элементам.
Но при этом любая налоговая система, где бы она ни применялась и какими конкретными чертами ни характеризовалась, должна отвечать определенным кардинальным требованиям.
Первое и важнейшее из них - это соблюдение принципа равенства и справедливости. Это прежде всего означает: тяжесть налогового бремени должна распределяться между всеми в равной (не одинаковой) мере, и каждый налогоплательщик обязан вносить свою справедливо определенную долю в казну государства.
Вторым непременным требованием, которому должна отвечать налоговая система, является эффективность налогообложения. Реализация этого требования предполагает:
- во-первых, что налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений, либо оно должно быть минимальным;
- -во-вторых, что налоговая система обязана содействовать проведению политики стабильности и успешного развития экономики страны.
Понятно, что по отношению к нашей стране, экономика которой до недавнего времени находилась в глубоком кризисе, это обстоятельство имеет исключительно важное значение.
Обязательным условием эффективности налоговой системы является и то, чтобы она не допускала произвольного толкования, была понятна налогоплательщикам и принята большей частью общества. К сожалению ни одно из выше перечисленного не имеет место быть в нашей стране.
И последнее условие реализации требования эффективности налогообложения: административные расходы, которые нужны для управления налогами и соблюдения налогового законодательства, надлежит минимизировать.
В 1999-2000 годы проведение налоговой политики стало главным инструментом государственного стимулирования макроэкономического развития. Ее особенностью в современных условиях является снижение налоговых ставок, прежде всего, прибыли. Либерализация налогообложения обеспечивает довольно устойчивые темпы экономического роста и способствует в долговременной перспективе поступлениям в бюджет, что ведет к сокращению его дефицита, а, следовательно, приводит и к снижению темпов инфляции.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы, противоречивость и запутанность многочисленных инструкций и разъяснений Министерства финансов РФ и МНС (часто друг другу противоречащих) на сегодняшний день - главная проблема реализации реформы налогообложения.
Список литературы
1. «Основы российского права» Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин
Москва 2002г
2. «Налоги и налогообложение» под редакцией М.В. Романоского
Санкт-Петербург 2001г
3. «Бюджетная система РФ» учебник под редакцией О.В. Врублевской и М.В. Романовского Москва 2004г
4. Курс лекций по налогам Панкратовой О.Ю. в ГОУ МКК 2004г
5. Налоговый Кодекс РФ I и II части
6. Курс экономической теории учебное пособие Гребеник В.В.
Приложение 1
Размер вычетов | Лица, имеющие право на вычеты |
1.Стандартные налоговые вычеты | |
3000 руб. за каждый месяц налогового периода | Лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь, а так же ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и НПО «Маяк», инвалиды ВОВ (ст.218) |
500 руб. за каждый месяц налогового периода | Герои СССР и Герои РФ, лица, награжденные орденом Славы 3-х степеней; участники ВОВ, блокадники и узники концлагерей, инвалиды детства, а также 1и 2.ой групп, и т.д. |
400 руб. за каждый месяц налогового периода | На каждого работника до достижения им дохода 20000 рублей (совокупного) |
300 руб. за каждый месяц налогового периода | На каждого ребенка у налогоплательщиков до достижения совокупного дохода в 20000 руб.; вдовам (вдовцам) и одиноким родителям, опекунам и попечителям налоговый вычет производится в двойном размере. |
2.Социальные налоговые вычеты | |
В размере фактически произведенных расходов, но не более 25% | Налогоплательщики, перечисляющие суммы на благотворительные цели организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и т.д. |
Фактически произведенные расходы на обучение, но не более 25000руб. (на каждого ребенка до 24 лет) | Лица, перечисляющие плату за обучение в образовательных учреждениях. |
Фактически произведенные расходы на лечение и медикаменты, но не выше 25000 рублей | Лица, оплатившие стоимость лечения в медучреждениях свое или супруги, а также своих родителей и детей до 18 лет, а также стоимость медикаментов, прописанных врачом |
3.Имущественные налоговые вычеты. | |
Сумма не более 1000000 руб., получ. От продажи жилых домов, квартир, дач и т.д., находящихся в собственности менее 5лет | Лица, получившие доход от продажи указанной собственности |
Фактически полученная сумма, если срок нахождения вышеперечисленного имущества в собственности более 5лет | Лица, получившие доход от продажи указанного собственного имущества |
Сумма не более 125000 руб., от продажи иного имущества, находящегося в собственности менее 3 лет | Лица, получившие доход от указанной собственности |
Фактически полученные суммы от продажи иного имущества, находящегося в собственности более 3лет | Лица, получившие доход от продажи указанной собственности |
Фактически произведенные расходы на новое строительство или покупку жилья, а также погашение ипотечного кредита и процентов по нему, но не более 600000руб. | Лица, получившие доход от указанной собственности |
4.Профессиональные налоговые вычеты | |
Фактически произведенные расходы, связанные с получением доходов | - Индивдуальные предприниматели, нотариусы и лица, занимающиеся частной практикой; - Лица, получающие доходы от выполнения работ по договорам гражданско-правового характера; - Налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения. |
Приложение 2
Виды подакцизных товаров | Ставки акцизов (в процентах или рублях и копейках за единицу измерения) |
Этиловый спирт из всех видов сырья | 8руб. за 1литр безводного этилового спирта |
Этиловый спирт из всех видов (кроме спирта-сырца) | 12руб. 60 коп. За 1 литр безводного этилового спирта |
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 25%, за исключением вин, спиртосодержащая продукция | 88руб, 20коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах. |
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта от 9до 25% включительно, за исключением вин | 65руб.10 коп. За 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах. |
Алкогольная продукция, с объемной долей этилового спирта до 9% включительно, за исключением вин | 45руб. 15коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах. |
Вина (за исключением натуральных); виноградные специальные, оригинальные (крепленые), плодовые, вермуты. | 36руб. 75коп за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах. |
Вина шампанские и игристые | 9руб. 45коп за 1 литр |
Вина натуральные (кроме шампанских и игристых) | 3руб. 15коп. за 1 литр |
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 8,6% включительно, в том числе безалкогольное | 1руб. за 1 литр |
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6% | 3руб. 30коп. за 1 литр |
Табачное сырье,табачные отходы, прочий промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака, используемые в качестве сырья для производства табачной продукции | 0% |
Табачные изделия и трубочный табак | 405 руб. за 1 кг |
Табак курительный, за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции | 166 руб. за 1 кг |
Сигары | 10 руб. за 1шт. |
Сигариллы, сигареты с фильтром длиной свыше 85мм | 75 руб. за 1000 шт. |
Сигареты с фильтром 1, 2, 3и 4-го класса по ГОСТу | 35 руб. за 1000 шт. |
Сигареты с фильтром, за исключением сигарет длиной свыше 85мм и сигарет 1, 2, 3и 4-го класса по ГОСТу | 55 руб. за 1000 шт. |
Сигареты без фильтра, папиросы | 10 руб. за 1000 шт. |
Ювелирные изделия | 5 % |
Нефть и стабильный газовый конденсат | 66 руб. за 1 тонну |
Автомобили легковые с мощн. двигателя до 67,5кВт | 5 – 10 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) |
Автомобили легковые с мощностью двигателя от 67,5кВт до 112,5кВт (90-150л.с.) | 10 –100 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) |
Автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя. свыше 112,5 кВт (150л.с.) | 100 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) |
Дизельное топливо | 550 руб. за 1 тонну |
Бензин автомоб. с др. акт\числами | 1850 руб. за 1 тонну |
Бензин автомоб. с акт\числом до «80» | 1350 руб. за 1 тонну |
Масло для дизельных и карбюраторных двигателей | 1500 руб. за 1тонну |
Дата: 2019-05-29, просмотров: 196.