I. Сущность налогообложения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

I. Сущность налогообложения.

Сущность налогов.

Налогообложение – это совокупность законов, правил и практических приемов, относящихся к сбору налогов.

Налогообложение – процесс установления и взимания налогов в стране, определение видов, объектов величин налоговых ставок, носителей налогов, порядка их уплаты, круга юридических и физических лиц в соответствии с выработанной налоговой политикой.

Налог – это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж юридических и физических лиц, установленный законодательным органом власти, обеспечиваемый государственным принуждением и не носящий характер наказания.

 



Функции налогов.

Функции налогов – это проявление сущности налогов в действии.

Выделяют 4 основные функции:

1. Фискальная - заключается в том, что налоги являются важнейшим поступлением денежных средств в государственный бюджет.

2. Регулирующая – используется государством для регулирования экономики страны путем повышения или понижения ставки налога.

 Все эти меры оказывают влияние на темп развития производства, а также определяют уровень жизни населения.

3. Распределительная – с помощью налогов государство изымает часть доходов, концентрирует эти средства в бюджете и затем направляет их на реализацию экономических и социальных программ.

4. Контрольная – позволяет государству учитывать доходы организаций и предпринимателей, разрабатывать рекомендации по совершенствованию системы налогообложения и выявлять случаи неполной или несвоевременной уплаты налогов.

 



Элементы налога.

 

Для того чтобы налоги можно было взыскать, закон должен содержать некоторый набор информации, который сделает налог определенным, такой информации, которая позволяет установить лицо, обязанное уплачивать налоги, условия возникновения этой обязанности, размер налогового обязательства, порядок его исполнения и т.д. Эта информация называется элементами закона о налоге. Конкретное содержание элементов определяет своеобразие каждого отдельно взятого налога. Элементы налога прописаны в НК РФ.

Рассмотрим, к чему приводит неполное установление и определение элементов закона о налоге.

С одной стороны, это приводит к законной возможности уклонения от уплаты налогов, хотя об уклонении здесь можно говорить лишь с большой долей условности, ведь обязанность уплатить налог, не может считаться установленной. Так, в числе плательщиков налога на добавленную стоимость были указаны иностранные фирмы, осуществляющие деятельность на территории России, но не имеющие постоянного представительства. Однако в отношении них не был определен порядок уплаты налога, в результате чего эти юридические лица вполне законно налог на добавленную стоимость не уплачивали.

С другой стороны, неполное установление и определение элементов закона о налоге приводит к злоупотреблениям со стороны налоговых органов, которые пытаются самостоятельно установить налоги, расширительно толковать положения закона о налоге.

Элементы налога отражают социально-экономическую сущность налога, его родовые признаки. Характеристика элементов налога используется в законодательных актах и нормативных документах государства, определяющих условия налогообложения, его организации, порядок исчисления и взимания налогов, его администрирование.

Элементы любого закона о налоге можно подразделить на существенные и факультативные. Существенными элементами считаются такие, без полного установления и определения которых налог не может считаться установленным. К факультативным относят такие элементы, которые хотя и не влияют на наличие обязанности уплачивать налог, однако повышают гарантии его уплаты, делают закон более гибким по отношению к различным категориям налогоплательщиков.

К существенным элементам закона о налоге относят:

Носитель налога.

 

Физическое или юридическое лицо, уплачивающее сумму налога, подлежащую внесению в бюджетный фонд субъекту налога, а не государству, т.е. лицо, которое фактически уплачивает налог. Классическим примеров переложения налога является косвенный налог. Тогда субъектом налога становится производитель, продавец товара, а носителем налога – потребитель товара.

Объект налогообложения.

 

Согласно законодательства России под объектом налогообложения понимается предмет, подлежащий налогообложению (операции по реализации товаров (работ, услуг); стоимость реализованных товаров, а также добавленная стоимость продукции, работ, услуг; доходы от отдельных видов деятельности; операции с ценными бумагами; пользования природными ресурсами; имущества юридических и физических лиц; передачи имущества; прибыль), либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическуюхарактеристики, с наличием которого у налогоплательщика возникают обязанности по уплате налога (ст.38 НК РФ).

Существует другой подход к определению объекта налогообложения, под которым понимаются юридические факты (действия, события, состояния), которые обу3славливают обязанность субъекта заплатить налог (например, факт принятия наследства). Так, предметом налога на имущество, переходящего в порядке наследования и дарения, является соответствующее имущество, в то время как объектом может быть только факт принятия наследства.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью 2 НК РФ.

Налоговая база.

 

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую и иную характеристики объекта налогообложения (ст.53 НК), т.е. – это количественное измерение объекта налога. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ.

Налогоплательщики:

 - Организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе регистров бухгалтерского учета и на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению.

 - Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций.

- Физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций, данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольным формам.

Налоговая ставка.

 

Это величина налоговых исчислений на единицу налоговой базы.

Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах к налоговой базе.

Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).

2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (например, действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере 13 %) .

3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.

1. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.

Размер налоговых ставок оказывает влияние на увеличение или уменьшение национального объема производства.

Способы уплаты налога.

 

На сегодняшний день в Российской Федерации существует 3 основных способа уплаты налога:

1.Уплата налога по декларации. На налогоплательщика налагается обязанность представить в налоговую инспекцию в установленный срок официальное заявление о своих доходах.

1.1 Декларация о доходах может служить основанием для исчисления налога налоговыми органами и в этом случае обязанность уплатить налог возникает при вручении налогоплательщику налогового извещения.

1.2 Декларация о доходах может являться всего лишь отчетным действием. Такая ситуация возникает, когда налогоплательщик самостоятельно начисляет и уплачивает налог, а роль декларации сводится к фиксации размера уплаченного налога и в дальнейшем возможны проверки соответствия действительности сведений, указанных в декларации.

Налоговые льготы.

 

Это снижение размера (бремени) налогообложения. Это сделано для стимулирования приоритетных отраслей народного хозяйства, поддержки малоимущих слоев населения.

Налоговые льготы классифицируются в зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлена льгота.

1. Изъятие – это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (предметов) или определенных элементов объекта. Так, в совокупный годовой доход физического лица, являющегося предметом обложения подоходным налогом, не включаются все виды пенсий.

2. Скидки – это налоговые льготы, направленные на сокращение налоговой базы.

3. Налоговые освобождения – это полное освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков.

4. Налоговые кредиты – это льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки или суммы налога. Существуют как платные и возвратные, так и бесплатные и безвозвратные налоговые кредиты.

К налоговым кредитам относятся:

► снижение ставки налога;

► сокращение суммы налога;

► отсрочка или рассрочка уплаты налога и др.

 

 

II. Виды налогообложения.

 

Налогообложение бывает простым и двойным:

Двойное налогообложение – неоднократное обложение одного и того же объекта налога. Двойное налогообложение распространено во всех странах, например, при обложении доходов предприятия с последующим обложением образующихся из них индивидуальных доходов. Оно может иметь место и при взимании налогов разными государствами (в случае отсутствия межгосударственных налоговых соглашений), при обложении государственными и местными налогами и в некоторых других случаях.

Существует и такой вид, как переложение налогов, – т.е. полное или частичное перенесение налога его плательщиком на другое лицо, с которым оно вступает в различные экономические отношения и которое становится носителем налога. Различают переложение прямое и обратное.

Виды налогов.

Классификация налогов имеет не только научно-познавательный характер, но и практические цели, такие как более обоснованное применение налогов, проведение необходимых аналитических расчетов, составление отчетности и т.д. Налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки унифицировать налоги, уменьшить количество их видов пока не имели успеха.

Многие выдающиеся ученые-экономисты, занимающиеся в своих налоговых исследованиях классификацией, так и не пришли к единой точке зрения по обоснованию классификационных признаков и особых свойств системы налогов.

Система налогов – совокупность и структура налогов страны в соответствии с их классификацией, установленной в законодательном порядке.

НК РФ трактует только 3 вида налогов:

- федеральные;

- региональные (субъектов РФ);

- местные.

Однако невозможно выделить какой-либо один критерий, по которому можно рассматривать налоги, так как это зависит от целей анализа, проводимого исследователями.

Следует отметить, что все без исключения налоги в различной степени влияют на все стороны хозяйственной жизни и по своей природе всегда оказывают комплексное воздействие на экономику страны.

Одна из первых классификаций была построена на основе критерия перелагаемости налогов (XVIIвек). Проблемами переложения налогов занимались видные российские ученые: Н.Тургенев, И.Озеров, А.Тривус…

Наиболее распространенной классификацией налогов является их разделение на прямые и косвенные. Такое разделение налогов известно с глубокой древности (в Римской империи взимались налоги с наследства и с оборота).

В практике налогообложения в России используются различные виды налогов.

1.1. По форме изъятия различают прямые и косвенные налоги:

►Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ и непосредственно обращены к налогоплательщику, его имуществу, доходам и т.д. Это подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, налог на землю и др.

Прямые налоги в свою очередь делятся на личные и реальные:

•Личные налоги уплачиваются с действительно полученной прибыли (дохода).

•Реальными налогами облагается не действительно полученный доход, а предполагаемый, нормальный доход, который лицо должно получить. Такой налог используется в случаях, когда невозможно установить действительный доход налогоплательщика. Чаще всего это налоги с имущества.

►При косвенном налогообложении субъект налога и его носитель обычно не совпадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей. Так, например, акцизы на табачные и алкогольные товары уплачиваются производителем, который включает их в цену реализации. Соответственно, покупатель этих товаров становится фактическим плательщиком налога. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, монопольный налог.

Таким образом, создается впечатление, что косвенные налоги – несправедливые налоги. Покупатели в магазинах ежедневно, сами, не замечая того, уплачивают косвенный налог (НДС). Косвенные налоги в гораздо большей степени подрывают имущественное положение слоев населения с низким уровнем дохода, чем богатых, так как, покупая один и тот же товар, они уплачивают одну и ту же сумму налога, что в процентном отношении к их доходу далеко не одинаково.

Для государства косвенные налоги наиболее приемлемы в виду своей замаскированности.

В западных странах косвенные налоги находят более широкое применение. Они позволяют оперативно и регулярно получать крупные суммы, что позволяет стимулировать или сдерживать производство по тем или иным направлениям, а так же регулировать потребление.


Классификация по признакам налогов.


По форме

Изъятия

В зависимости от

Распределения

Сумм налога

 В зависимости от

Характера

Использования

 

• Прямые

Личные реальные

• косвенные

 • собственные

• закрепленные

• регулирующие

 • общие

• целевые

 

 По объекту

Обложения

В зависимости от

Территориального

Уровня

В зависимости от

Источника

Уплаты

 

• имущество

• земля

• капитал

• средства потреблен.

• федеральные

• региональные

• местные

• заработная плата

• выручка

• себестоимость

• доход или прибыль

В зависимости от

Категории

Налогоплательщика

По методу Обложения (от ставки)

По способу

Обложения

• юридические лица

• физические лица

• налоги, общие для юридических и физических лиц

• прогрессивные • регрессивные • пропорциональные • твердые

• кадастровые

• декларационные

• безналичные

• налично-денежные

                         

1.2 В зависимости от распределения сумм налога они делятся на закрепленные и регулирующие:

Закрепленные налоги представляют собой налоги, которые полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной (более 5 лет) основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены.

► Регулирующие налоги в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам) ежегодно перераспределяются вышестоящими органами власти между нижестоящими бюджетами с целью устранения их несбалансированности.

1.3. В зависимости от характера использования налоги делятся на общие и целевые.

► Общие налоги составляют основную налоговую массу. Они обезличиваются и поступают в бюджет, как в общий денежный фонд (на общий счет). Они предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий.

► Специальные целевые налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют вне6бюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожные фонды…).

1.4. В зависимости от категории налогоплательщика налоги делят на:

налоги с физических лиц (подоходный налог; налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения и т.д.).

налоги с юридических лиц (налог на прибыль; налог на добавленную стоимость и т.д.).

налоги, взимаемые и с юридических и с физических лиц (земельный налог; налог на доходы от капитала; некоторые налоги, зачисляемые в дорожные фонды).

1.5. В зависимости от ставки обложения различают:

► Пропорциональный налог — это налог, взимаемый независимо от размеров дохода.

Регрессивный налог — это налог, средняя ставка которого понижается по мере роста дохода.

Прогрессивный налог — это налог, средняя ставка которого повышается по мере возрастания дохода.

1.6. В зависимости от территориального уровня налоги делят на:

►Федеральные – это налоги, установленные законами РФ, и взимаются на всей территории страны. В порядке регулирования часть федеральных налогов может зачисляться в бюджеты нижестоящего уровня.

► Налоги субъектов РФ. Часть этих налогов устанавливается законодательными актами РФ, а часть – законами субъектов РФ, но конкретная ставка налога определяется субъектом РФ всегда самостоятельно. Зачисляться эти налоги могут как в бюджет субъекта, так и, в порядке регулирования, в бюджеты муниципальных образований.

► Местные налоги и сборы – это такие налоги, зачисление сумм от которых на долгосрочной основе предусмотрено в бюджете муниципальных образований. Устанавливаться эти налоги могут как актами органов местного самоуправления, так и законами субъектов РФ, федеральными законами.

Я попытаюсь рассмотреть некоторые виды налогов.

 

Акцизы.

 

Акцизы используются в налоговых системах практически всез стран и играют заметную роль в формировании финансовых ресурсов государства, так как объектами налогообложения ими являются прежде всего товары массового спроса.

Налогоплательщиками акцизов являются организации и предприниматели,лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Акцизы – разновидность косвенных налогов, но они наделены рядом специфических черт. Во-первых, акциз – индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров; во-вторых, объектом налогообложения у акцизов является оборот по реализации только товаров (по перечню); в-третьих, акцизы возникают преимущественно в производственной сфере.

К подакцизным товарам относят:

- этиловый спирт;

- спиртосодержащая продукция;

- Алкогольная продукция;

- Пиво;

- Табачная продукция;

- Ювелирные изделия;

- Автомобили;

- бензин и дизельное топливо;

- Моторные масла;

- Нефть и природный газ.

Для производства и реализации подакцизных товаров требуется специальное разрешение – лицензия.

Объектом налогообложения являются операции по реализации на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров или реализация с акцизных складов подакцизной продукции, приобретенной у производителей. Также объектом налогообложения являются различные виды передачи на территории РФ лицом произведенных им подакцизных товаров и нефтепродуктов, а также добытого природного газа ; использование нефтепродуктов для собственных нужд и ввоз подакцизных товаров на таможенную территории РФ.

Ставки на акцизы могут быть:

Твердые ( в рублях) на единицу обложения.

%-е ставки для ювелирных изделий и природного газа.

(приложение 2)

НК РФ установлен специальный режим хранения,транспортировки и поставки покупателям подакцизной продукции, носящий название “Режима налогового склада” и включающего в себя комплекс мер и мероприятий налогового контроля, осуществляемого налоговыми органами в отношении подакцизной продукции с момента окончания ее производства и поступления на акцизный склад и до момента ее отгрузки покупателям.

Акцизные склады – это специально выделенные и обустроенные помещения, где хранится законченная производством алкогольная продукция до момента отгрузки покупателям и которые находятся под контролем сотрудников налоговых органов.

 Алкогольная и табачная продукции до реализации маркируются региональными специальными марками, за которые налогоплательщик уплачивает авансовые платежи акциза в сумме 1 или 3 рубля за марку.

Налоговая база определяется как объем реализованной продукции.

Налоговым периодом является календарный месяц.

Уплата налога производится исходя из фактической реализации подакцизных товаров за налоговый период. При реализации алкогольной продукции с акцизных складов уплата налога производится не позднее 30 числа отчетного месяца по алкогольной продукции, реализованной с 1 по 15 число (включительно) и не позднее 15 числа следующего за отчетным месяца, при реализации с 16 по последнее число месяца.

Государственные пошлины.

 

Под государственной пошлиной понимается плата за совершение юридически значимых для налогоплательщика действий, либо выдачу документов уполномоченными органами.

Эти платежи призваны компенсировать расходы государства на содержание административных органов.

Налогоплательщиками являются юридические лица, независимо от форм собственности, граждане РФ, иностранные граждане, а также лица без гражданства, обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов.

Объектом налогообложения являются:

- нотариальные действия, совершаемые нотариусом;

- государственная регистрация актов гражданского состояния;

- подача жалоб и исковых заявлений в суд;

- документы, выдаваемые судами;

- Документы, связанные с изменением гражданства, а также с выездом и въездом на территорию России, оформляемые органами милиции и отделами виз и регистрации иностранцев и т.д.

Государственные пошлины взимаются на всей территории РФ по единым ставкам.

Они могут поступать:

- в федеральный бюджет, если дело рассматривается федеральными органами;

- в бюджет по месту нахождения банка, принявшего платеж.

Ставки государственной поршлины зависят от характера совершаемых органами власти действий и устанавливаются в формах:

► В %-м либо кратном отношении к сумме минимальной месячной оплаты труда. Например, с исковых заявлений о расторжении брака – однократный размер оплаты труда; госпошлина на получение загранпаспорта – на детей 200 рублей, на взрослого- 400 рублей.

► В %-м отношении к соответствующей сумме иска (удостоверяемого договора и т. д.). Например, с исковых заявлений имущественного характера при цене иска до 1млн. рублей –5% цены иска, свыше 500 млн. рублей –1,5%.

 

Таможенные сборы и пошлины.

 

Таможенная пошлина – это инстумент обложения налогом внешней торговли.

Она представляет собой косвенный налог,которым облагается внешнеторговый оборот товаров при пересечении ими таможенной границы.

Как и любой косвенный налог, таможенная пошлина перекладывается на покупателя товара путем приращения к цене. Таким образом, таможенная пошлина увеличивает цену товара, снижая приэтом его конкурентноспособность и этим достигается защита внутреннего рынка и национальных товаропроизводителей.

Объектом налогообложения является любое движимое имущество, в т.ч. товары, валютные ценности, электрическая и тепловая энергия и т.д.

Налоговой базой является стоимость перевозимых товаров.

Налоговая ставка зависит от направления движения товаров, а также от их происхождения. Таможенные пошлины классифицируются по различным признакам, но я приведу главные пошлины.

Импортные (ввозные) Экспортные (вывозимые) Транзитные (провозные)
Облагаемые товары, ввозимые в страну Облагаемые товары, вывозимые из страны (на экспорт) Устанавливаются на иностранные товары, провозимые через территорию страны в 3-и страны

 

В России 4 основные ставки –5, 10, 15, 20%. По запретительной ставке 25% облагается лишь незначительное количество товарных позиций.

Сроком уплаты таможенных сборов и пошлин является дата принятия таможенной декларации к таможенному оформлению.

Таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются одновременно с принятием таможенной декларации, так как отсрочка по ним не предоставляется.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги, определим основные цели современной налоговой политики государства с рыночной экономикой. Оно должно быть ориентировано на следующие основные требования:

- налоги, а также затраты на их взимание должны быть по возможности минимальными. Это условие наиболее тяжело дается законодателям и правительствам в их стремлении сбалансировать бюджеты. Но так очень легко свести налоговую систему лишь к чисто фискальным функциям, забыв о необходимости расширения налоговой базы, о функциях стимулирования производственной и предпринимательской деятельности, поддержки свободной конкуренции;

- налоговая система должна соответствовать структурной экономической политике, иметь четко очерченные экономические цели;

- налоги должны служить более справедливому распределению доходов, не допускать двойное обложение налогоплательщиков;

- порядок взимания налогов должен предусматривать минимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика;

- обсуждение проектов законов о налогообложении должно носить открытый и гласный характер.

Этими основными принципами необходимо руководствоваться при реализации задач новой налоговой системы. При этом, разумеется, речь идет не о механическом копировании, а о творческом осмыслении, опирающемся на глубокое изучение истории развития и современного состояния российской экономики.

Существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

Уже сформированы важнейшие требования, которым должны отвечать налоговые системы вне зависимости от развитости в стране рыночных отношений, уровня зрелости ее производительных сил и производственных отношений. Эти требования всесторонне подтверждены практикой и, безусловно, должны учитываться и нами. Они, кстати, не исключают, а напротив, предполагают отличия между разными странами по структуре, набору налогов, способам их взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговым льготам и другим важным элементам.

Но при этом любая налоговая система, где бы она ни применялась и какими конкретными чертами ни характеризовалась, должна отвечать определенным кардинальным требованиям.

 Первое и важнейшее из них - это соблюдение принципа равенства и справедливости. Это прежде всего означает: тяжесть налогового бремени должна распределяться между всеми в равной (не одинаковой) мере, и каждый налогоплательщик обязан вносить свою справедливо определенную долю в казну государства.

Вторым непременным требованием, которому должна отвечать налоговая система, является эффективность налогообложения. Реализация этого требования предполагает:

- во-первых, что налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений, либо оно должно быть минимальным;

- -во-вторых, что налоговая система обязана содействовать проведению политики стабильности и успешного развития экономики страны.

Понятно, что по отношению к нашей стране, экономика которой до недавнего времени находилась в глубоком кризисе, это обстоятельство имеет исключительно важное значение.

Обязательным условием эффективности налоговой системы является и то, чтобы она не допускала произвольного толкования, была понятна налогоплательщикам и принята большей частью общества. К сожалению ни одно из выше перечисленного не имеет место быть в нашей стране.

И последнее условие реализации требования эффективности налогообложения: административные расходы, которые нужны для управления налогами и соблюдения налогового законодательства, надлежит минимизировать.

В 1999-2000 годы проведение налоговой политики стало главным инструментом государственного стимулирования макроэкономического развития. Ее особенностью в современных условиях является снижение налоговых ставок, прежде всего, прибыли. Либерализация налогообложения обеспечивает довольно устойчивые темпы экономического роста и способствует в долговременной перспективе поступлениям в бюджет, что ведет к сокращению его дефицита, а, следовательно, приводит и к снижению темпов инфляции.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы, противоречивость и запутанность многочисленных инструкций и разъяснений Министерства финансов РФ и МНС (часто друг другу противоречащих) на сегодняшний день - главная проблема реализации реформы налогообложения.



Список литературы

 

1. «Основы российского права» Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин

Москва 2002г

2. «Налоги и налогообложение» под редакцией М.В. Романоского

Санкт-Петербург 2001г

3. «Бюджетная система РФ» учебник под редакцией О.В. Врублевской и М.В. Романовского Москва 2004г

4. Курс лекций по налогам Панкратовой О.Ю. в ГОУ МКК 2004г

5. Налоговый Кодекс РФ I и II части

6. Курс экономической теории учебное пособие Гребеник В.В.



Приложение 1

Размер вычетов Лица, имеющие право на вычеты

1.Стандартные налоговые вычеты

3000 руб. за каждый месяц налогового периода Лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь, а так же ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и НПО «Маяк», инвалиды ВОВ (ст.218)
500 руб. за каждый месяц налогового периода Герои СССР и Герои РФ, лица, награжденные орденом Славы 3-х степеней; участники ВОВ, блокадники и узники концлагерей, инвалиды детства, а также 1и 2.ой групп, и т.д.
400 руб. за каждый месяц налогового периода На каждого работника до достижения им дохода 20000 рублей (совокупного)
300 руб. за каждый месяц налогового периода На каждого ребенка у налогоплательщиков до достижения совокупного дохода в 20000 руб.; вдовам (вдовцам) и одиноким родителям, опекунам и попечителям налоговый вычет производится в двойном размере.

2.Социальные налоговые вычеты

В размере фактически произведенных расходов, но не более 25% Налогоплательщики, перечисляющие суммы на благотворительные цели организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и т.д.
Фактически произведенные расходы на обучение, но не более 25000руб. (на каждого ребенка до 24 лет) Лица, перечисляющие плату за обучение в образовательных учреждениях.
Фактически произведенные расходы на лечение и медикаменты, но не выше 25000 рублей Лица, оплатившие стоимость лечения в медучреждениях свое или супруги, а также своих родителей и детей до 18 лет, а также стоимость медикаментов, прописанных врачом

3.Имущественные налоговые вычеты.

Сумма не более 1000000 руб., получ. От продажи жилых домов, квартир, дач и т.д., находящихся в собственности менее 5лет Лица, получившие доход от продажи указанной собственности
Фактически полученная сумма, если срок нахождения вышеперечисленного имущества в собственности более 5лет Лица, получившие доход от продажи указанного собственного имущества
Сумма не более 125000 руб., от продажи иного имущества, находящегося в собственности менее 3 лет Лица, получившие доход от указанной собственности
Фактически полученные суммы от продажи иного имущества, находящегося в собственности более 3лет Лица, получившие доход от продажи указанной собственности
Фактически произведенные расходы на новое строительство или покупку жилья, а также погашение ипотечного кредита и процентов по нему, но не более 600000руб. Лица, получившие доход от указанной собственности

4.Профессиональные налоговые вычеты

Фактически произведенные расходы, связанные с получением доходов - Индивдуальные предприниматели, нотариусы и лица, занимающиеся частной практикой; - Лица, получающие доходы от выполнения работ по договорам гражданско-правового характера; - Налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения.  

 



Приложение 2

Виды подакцизных товаров Ставки акцизов (в процентах или рублях и копейках за единицу измерения)
Этиловый спирт из всех видов сырья 8руб. за 1литр безводного этилового спирта
Этиловый спирт из всех видов (кроме спирта-сырца) 12руб. 60 коп. За 1 литр безводного этилового спирта
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 25%, за исключением вин, спиртосодержащая продукция 88руб, 20коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах.
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта от 9до 25% включительно, за исключением вин 65руб.10 коп. За 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах.
Алкогольная продукция, с объемной долей этилового спирта до 9% включительно, за исключением вин 45руб. 15коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах.
Вина (за исключением натуральных); виноградные специальные, оригинальные (крепленые), плодовые, вермуты. 36руб. 75коп за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах.
Вина шампанские и игристые 9руб. 45коп за 1 литр
Вина натуральные (кроме шампанских и игристых) 3руб. 15коп. за 1 литр
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 8,6% включительно, в том числе безалкогольное 1руб. за 1 литр
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6% 3руб. 30коп. за 1 литр
Табачное сырье,табачные отходы, прочий промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака, используемые в качестве сырья для производства табачной продукции 0%
Табачные изделия и трубочный табак 405 руб. за 1 кг
Табак курительный, за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции 166 руб. за 1 кг
Сигары 10 руб. за 1шт.
Сигариллы, сигареты с фильтром длиной свыше 85мм 75 руб. за 1000 шт.
Сигареты с фильтром 1, 2, 3и 4-го класса по ГОСТу 35 руб. за 1000 шт.
Сигареты с фильтром, за исключением сигарет длиной свыше 85мм и сигарет 1, 2, 3и 4-го класса по ГОСТу 55 руб. за 1000 шт.
Сигареты без фильтра, папиросы 10 руб. за 1000 шт.
Ювелирные изделия 5 %
Нефть и стабильный газовый конденсат 66 руб. за 1 тонну
Автомобили легковые с мощн. двигателя до 67,5кВт 5 – 10 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.)
Автомобили легковые с мощностью двигателя от 67,5кВт до 112,5кВт (90-150л.с.) 10 –100 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.)
Автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя. свыше 112,5 кВт (150л.с.) 100 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.)
Дизельное топливо 550 руб. за 1 тонну
Бензин автомоб. с др. акт\числами 1850 руб. за 1 тонну
Бензин автомоб. с акт\числом до «80» 1350 руб. за 1 тонну
Масло для дизельных и карбюраторных двигателей 1500 руб. за 1тонну

I. Сущность налогообложения.

Сущность налогов.

Налогообложение – это совокупность законов, правил и практических приемов, относящихся к сбору налогов.

Налогообложение – процесс установления и взимания налогов в стране, определение видов, объектов величин налоговых ставок, носителей налогов, порядка их уплаты, круга юридических и физических лиц в соответствии с выработанной налоговой политикой.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 186.