Введение
Данная курсовая работа предназначена для закрепления знаний студентов по дисциплинам "Теория движения автомобиля", "Автомобили" (ч, 2) и "Технические средства и их эксплуатационные свойства".
При выполнении курсовой работы производится анализ тягово-скоростных и топливно-экономических свойств автомобиля ВАЗ-2105. При анализе тягово-скоростных и топливно-экономических свойств используются данные технических характеристик заданного автомобиля. Характеристики автомобиля ВАЗ-2105 сведены в таблицу 1.
Таблица 1 Технические характеристики автомобиля ВАЗ-2105
Параметр автомобиля
Значение параметра
Модель автомобиля
ВАЗ-2105
Тип кузова
седан
Конструкция кузова / материал
несущий / сталь
Количество дверей / мест
4 / 5
Тип двигателя
бензиновый
Расположение двигателя
спереди продольно
Рабочий обьем, см3
1300
Количество / расположение цилиндров
4 / рядное
Степень сжатия
8,5
Максимальная стендовая мощность, кВт / (об/мин)
47 / 5600
Максимальный крутящий момент, Н·м / (об/мин)
95 / 3400
Тип трансмиссии
механическая
Привод
задний
Коробка передач
4-ступенчатая
Передаточные числа коробки передач
3,67 / 2,10 / 1,36 / 1,00 / з. х. 3,53
Передаточное число главной передачи
4,3
Колесная база, мм
2424
Длина / ширина / высота, мм
4128 / 1620 / 1446
Колея передняя / задняя, мм
1365 / 1321
Снаряженная масса, кг
955
Полная масса, кг
1395
Объем топливного бака, л
43
Передняя подвеска
независимая рычажно-пружинная
Задняя подвеска
зависимая рычажная
Диаметр разворота, м
11,2
Передние тормоза
дисковые, вентилируемые
Задние тормоза
барабанные
Размер шин
175/70R13
Максимальная скорость, км/ч
145
Разгон 0 -100 км/ч, сек
18
Расход топлива, л/100 км:
-
при скорости 90 км/ч
7,3
городской цикл
10,2
Перечень необходимых для расчета величин технической характеристики автомобиля, их обозначение и размерность приводятся в таблице 2, которую составляем на основе таблицы 1.
Таблица 2 Краткая техническая характеристика автомобиля ВАЗ-2105 (параметры автомобиля необходимые для выполнения курсовой работы)
№ п/п | Параметр | Обозначение | Размерность | Величина параметра |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Марка и тип автомобиля | - | - | ВАЗ-2105 |
2. | Колесная формула | - | - | 4×2 |
3. | Число пассажиров | nп | - | 5 |
4. | Собственная масса снаряженного автомобиля | mo | кг | 955 |
5. | Полная масса автомобиля | ma | кг | 1395 |
6. | Распределение массы автомобиля по мостам: | |||
- на передний мост | m1 | кг | 641,7 | |
- на задний мост | m2(т) | кг | 753,3 | |
7. | База автомобиля | L | м | 2,424 |
8. | Колея автомобиля | В | м | 1,365 |
9. | Габаритные размеры: | |||
- длина | Lг | м | 4,128 | |
- ширина | Bг | м | 1,62 | |
- высота | Hг | м | 1,446 | |
10. | Максимальная скорость автомобиля | Vmax | км/час | 145 |
11. | Контрольный расход топлива при скорости 90 км/ч | Qк | л/100км | 7,3 |
12. | Тип и марка двигателя | - | - | 2105 Четырех-тактный, бензиновый, карбюра-торный, 4-х цилиндровый |
13. | Стендовая максимальная мощность двигателя | Реmaxст | кВт | 47 |
14. | Частота вращения коленчватого вала при стендовой максимальной мощности | np | об/мин | 5600 |
15. | Стендовый максимальный крутящий момент двигателя | Меmaxст | Н·м | 95 |
16. | Частота вращения коленчватого вала при стендовом максимальном крутящем моменте | nм | об/мин | 3400 |
17. | Передаточные числа коробки передач: | |||
- первой передачи | U1 | - | 3,67 | |
- второй передачи | U2 | - | 2,1 | |
- третьей передачи | U3 | - | 1,36 | |
- четвертой передачи | U4 | - | 1 | |
- пятой передачи | - | - | - | |
- передачи заднего хода | Uзх | - | 3,53 | |
18. | Передаточное число главной передачи | Uo | - | 4,3 |
19. | Число карданных шарниров | zкш | - | 2 |
20. | Число карданных валов | zкв | - | 2 |
21. | Шины, их характеристика и маркировка | - | - | 175/70R13 |
- посадочный диаметр | d | м | 0,3302 | |
- ширина профиля шины | B | м | 0,175 | |
- наружный диаметр | Dн | м | 0,5752 |
По таблице 1.2 анализируются ее показатели и выбираются необходимые исходные данные для выполнения курсовой работы.
Тяговый расчет автомобиля
Задачей тягового расчета является определение характеристик двигателя и трансмиссии, обеспечивающих требуемые тягово-скоростные свойства автомобиля и его топливную экономичность в заданных условиях эксплуатации.
Подбор шин
При выборе шин исходным параметром является нагрузка на наиболее нагруженных колесах. Наиболее нагруженными являются шины заднего моста. Определяем нагрузку на одну шину:
; | (1.5) |
где n – число шин одного моста: n = 2.
Н. |
Из ГОСТ 4754 – 97 «Шины пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости» принимаем шину 175/70R13.
Определяем посадочный диаметр обода d, наружный диаметр Dн и статический радиус колеса rст:
d = 13·0,0254 = 0,3302 м; |
; | (1.6) |
где kш – H/B (H и B – высота и ширина профиля): для шины 175/70R13 kш = 0,7;
B = 175 мм;
м. |
; | (1,7) |
где λсм – коэффициент, учитывающий смятие шины под нагрузкой: для
радиальных шин легковых автомобилей принимаем λсм = 0,81;
м. |
Определяем радиус качения колеса:
; | (1.8) |
м. |
Определение времени разгона
Трогание автомобиля с места начинают на передаче, обеспечивающей максимальное ускорение. Для определения наиболее интенсивного разгона в расчет вводят максимально возможное ускорение при данной скорости движения автомобиля.
Для первой передачи расчет ведется в диапазоне от Vmink до Vmaxk.
Для определения времени разгона разбиваем кривую ускорения на каждой передаче на интервалы. Определим изменение скорости на этих промежутках:
. | (3.20) |
Среднее ускорение для i-того интервала составит:
. | (3.21) |
Время движения автомобиля Δti в секундах, за которое его скорость вырастает на величину ΔVi, определяется по закону равноускоренного движения:
. | (3.22) |
Общее время разгона автомобиля на k-ой передаче от скорости Vmink до Vmaxk, при которой начинается переключение на (k + 1)-ую передачу, находят суммированием времен разгона в интервалах:
(3.23) |
Принимаем время переключения передачи с.
Падение скорости автомобиля при переключении передачи рассчитываем по формуле:
. | (3.24) |
Для следующей передачи расчет ведется в диапазоне от Vmink+1 = Vmaxk – VП до Vmaxk+1.
Производим расчеты. Рассчитанные значения заносим в таблицы 3.6 для 1-й передачи, 3.7 для 2-й передачи, 3.8 для 3-й передачи, 3.9 для 4-й передачи.
Определение пути разгона
Средняя скорость в интервале от до составляет:
. | (3.25) |
При равноускоренном движении в интервале от до путь проходимый автомобилем составляет:
. | (3.26) |
Путь разгона автомобиля от минимальной скорости до максимальной на данной передаче определяем суммированием:
(3.27) |
Определим путь проходимый автомобилем за время переключения передачи:
. | (3.28) |
Для построения графика разгона автомобиля время и путь разгона на последующей передаче прибавляется к соответствующим значениям на предыдущей передаче.
Производим расчеты. Рассчитанные значения заносим в таблицы 3.6 для 1-й передачи, 3.7 для 2-й передачи, 3.8 для 3-й передачи, 3.9 для 4-й передачи.
Производим построение скоростных характеристик времени (рисунок 3.4) и пути разгона автомобиля (рисунок 3.5).
Таблица 3.6 Расчет характеристик времени и пути разгона автомобиля на 1-й передаче
№ п/п | Vi1, км/ч | Vi1, м/с | ΔVi1, м/с | ai1, м/с2 | aiср1, м/с2 | Δti1, c | ti1, c | tП1, c | Vmax1 – VП1, км/ч | Viср1, м/с | ΔSi1, м | Si1, м | SП1, м |
1 | 3,953 | 1,098 |
| 1,396 |
|
| 0 | 1 | 39,248 |
|
| 0 | 10,9418 |
2 | 5,271 | 1,464 | 0,366 | 1,483 | 1,44 | 0,25417 | 0,25417 | 1,281 | 0,326 | 0,326 | |||
3 | 6,589 | 1,83 | 0,366 | 1,563 | 1,523 | 0,24032 | 0,49449 | 1,647 | 0,396 | 0,722 | |||
4 | 7,907 | 2,196 | 0,366 | 1,636 | 1,6 | 0,22875 | 0,72324 | 2,013 | 0,46 | 1,182 | |||
5 | 9,224 | 2,562 | 0,366 | 1,704 | 1,67 | 0,21916 | 0,9424 | 2,379 | 0,521 | 1,703 | |||
6 | 10,542 | 2,928 | 0,366 | 1,764 | 1,734 | 0,21107 | 1,15347 | 2,745 | 0,579 | 2,282 | |||
7 | 11,86 | 3,294 | 0,366 | 1,819 | 1,792 | 0,20424 | 1,35771 | 3,111 | 0,635 | 2,917 | |||
8 | 13,178 | 3,661 | 0,367 | 1,868 | 1,844 | 0,19902 | 1,55673 | 3,4775 | 0,692 | 3,609 | |||
9 | 14,495 | 4,026 | 0,365 | 1,911 | 1,89 | 0,19312 | 1,74985 | 3,8435 | 0,742 | 4,351 | |||
10 | 15,813 | 4,393 | 0,367 | 1,947 | 1,929 | 0,19025 | 1,9401 | 4,2095 | 0,801 | 5,152 | |||
11 | 17,131 | 4,759 | 0,366 | 1,978 | 1,963 | 0,18645 | 2,12655 | 4,576 | 0,853 | 6,005 | |||
12 | 18,449 | 5,125 | 0,366 | 2,003 | 1,991 | 0,18383 | 2,31038 | 4,942 | 0,908 | 6,913 | |||
13 | 19,766 | 5,491 | 0,366 | 2,021 | 2,012 | 0,18191 | 2,49229 | 5,308 | 0,966 | 7,879 | |||
14 | 21,084 | 5,857 | 0,366 | 2,033 | 2,027 | 0,18056 | 2,67285 | 5,674 | 1,024 | 8,903 | |||
15 | 22,402 | 6,223 | 0,366 | 2,039 | 2,036 | 0,17976 | 2,85261 | 6,04 | 1,086 | 9,989 | |||
16 | 23,72 | 6,589 | 0,366 | 2,038 | 2,039 | 0,1795 | 3,03211 | 6,406 | 1,15 | 11,139 | |||
17 | 25,037 | 6,955 | 0,366 | 2,033 | 2,036 | 0,17976 | 3,21187 | 6,772 | 1,217 | 12,356 | |||
18 | 26,355 | 7,321 | 0,366 | 2,02 | 2,027 | 0,18056 | 3,39243 | 7,138 | 1,289 | 13,645 | |||
19 | 27,673 | 7,687 | 0,366 | 2,002 | 2,011 | 0,182 | 3,57443 | 7,504 | 1,366 | 15,011 | |||
20 | 28,991 | 8,053 | 0,366 | 1,977 | 1,99 | 0,18392 | 3,75835 | 7,87 | 1,447 | 16,458 | |||
21 | 30,309 | 8,419 | 0,366 | 1,946 | 1,962 | 0,18654 | 3,94489 | 8,236 | 1,536 | 17,994 | |||
22 | 31,626 | 8,785 | 0,366 | 1,909 | 1,928 | 0,18983 | 4,13472 | 8,602 | 1,633 | 19,627 | |||
23 | 32,944 | 9,151 | 0,366 | 1,866 | 1,888 | 0,19386 | 4,32858 | 8,968 | 1,739 | 21,366 | |||
24 | 34,262 | 9,517 | 0,366 | 1,817 | 1,842 | 0,1987 | 4,52728 | 9,334 | 1,855 | 23,221 | |||
25 | 35,58 | 9,883 | 0,366 | 1,762 | 1,79 | 0,20447 | 4,73175 | 9,7 | 1,983 | 25,204 | |||
26 | 36,897 | 10,249 | 0,366 | 1,7 | 1,731 | 0,21144 | 4,94319 | 10,066 | 2,128 | 27,332 | |||
27 | 38,215 | 10,615 | 0,366 | 1,632 | 1,666 | 0,21969 | 5,16288 | 10,432 | 2,292 | 29,624 | |||
28 | 39,533 | 10,981 | 0,366 | 1,559 | 1,596 | 0,22932 | 5,3922 | 10,798 | 2,476 | 32,1 |
Таблица 3.7 Расчет характеристик времени и пути разгона автомобиля на 2-й передаче
№ п/п | Vi2, км/ч | Vi2, м/с | ΔVi2, м/с | ai2, м/с2 | aiср2, м/с2 | Δti2, c | ti2, c | tП2, c | Vmax2 – VП2, км/ч | Viср2, м/с | ΔSi2, м | Si2, м | SП2, м |
1 |
|
|
|
|
|
|
| 1 | 68,773 |
|
|
| 19,1474 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
15 | 39,248 | 10,902 |
| 1,462 |
|
| 6,3922 |
|
| 43,042 | |||
16 | 41,453 | 11,515 | 0,61 | 1,458 | 1,46 | 0,41781 | 6,81001 | 11,2085 | 4,683 | 47,725 | |||
17 | 43,756 | 12,154 | 0,64 | 1,451 | 1,455 | 0,43986 | 7,24987 | 11,8345 | 5,206 | 52,931 | |||
18 | 46,059 | 12,794 | 0,64 | 1,439 | 1,445 | 0,44291 | 7,69278 | 12,474 | 5,525 | 58,456 | |||
19 | 48,362 | 13,434 | 0,64 | 1,422 | 1,431 | 0,44724 | 8,14002 | 13,114 | 5,865 | 64,321 | |||
20 | 50,665 | 14,074 | 0,64 | 1,4 | 1,411 | 0,45358 | 8,5936 | 13,754 | 6,239 | 70,560 | |||
21 | 52,968 | 14,713 | 0,64 | 1,374 | 1,387 | 0,46143 | 9,05503 | 14,3935 | 6,642 | 77,202 | |||
22 | 55,271 | 15,353 | 0,64 | 1,343 | 1,359 | 0,47093 | 9,52596 | 15,033 | 7,079 | 84,281 | |||
23 | 57,574 | 15,993 | 0,64 | 1,306 | 1,325 | 0,48302 | 10,00898 | 15,673 | 7,57 | 91,851 | |||
24 | 59,877 | 16,633 | 0,64 | 1,266 | 1,286 | 0,49767 | 10,50665 | 16,313 | 8,118 | 99,969 | |||
25 | 62,18 | 17,272 | 0,64 | 1,221 | 1,244 | 0,51447 | 11,02112 | 16,9525 | 8,722 | 108,691 | |||
26 | 64,482 | 17,912 | 0,64 | 1,171 | 1,196 | 0,53512 | 11,55624 | 17,592 | 9,414 | 118,105 | |||
27 | 66,785 | 18,551 | 0,64 | 1,116 | 1,144 | 0,55944 | 12,11568 | 18,2315 | 10,199 | 128,304 | |||
28 | 69,088 | 19,191 | 0,64 | 1,056 | 1,086 | 0,58932 | 12,705 | 18,871 | 11,121 | 139,425 |
Таблица 3.8 Расчет характеристик времени и пути разгона автомобиля на 3-й передаче
№ п/п | Vi3, км/ч | Vi3, м/с | ΔVi3, м/с | ai3, м/с2 | aiср3, м/с2 | Δti3, c | ti3, c | tП3, c | Vmax3 – VП3, км/ч | Viср3, м/с | ΔSi3, м | Si3, м | SП3, м |
1 |
|
|
|
|
|
|
| 1 | 106,3 |
|
|
| 29,581 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
17 | 68,773 | 19,104 |
| 0,934 |
|
| 13,705 |
|
| 158,572 | |||
18 | 71,12 | 19,756 | 0,65 | 0,917 | 0,926 | 0,70194 | 14,40694 | 19,43 | 13,639 | 172,211 | |||
19 | 74,676 | 20,743 | 0,99 | 0,898 | 0,908 | 1,09031 | 15,49725 | 20,2495 | 22,078 | 194,289 | |||
20 | 78,232 | 21,731 | 0,99 | 0,874 | 0,886 | 1,11738 | 16,61463 | 21,237 | 23,73 | 218,019 | |||
21 | 81,788 | 22,719 | 0,99 | 0,847 | 0,861 | 1,14983 | 17,76446 | 22,225 | 25,555 | 243,574 | |||
22 | 85,344 | 23,707 | 0,99 | 0,816 | 0,832 | 1,1899 | 18,95436 | 23,213 | 27,621 | 271,195 | |||
23 | 88,9 | 24,694 | 0,99 | 0,782 | 0,799 | 1,23905 | 20,19341 | 24,2005 | 29,986 | 301,181 | |||
24 | 92,456 | 25,682 | 0,99 | 0,744 | 0,763 | 1,29751 | 21,49092 | 25,188 | 32,682 | 333,863 | |||
25 | 96,012 | 26,67 | 0,99 | 0,702 | 0,723 | 1,36929 | 22,86021 | 26,176 | 35,843 | 369,706 | |||
26 | 99,568 | 27,658 | 0,99 | 0,657 | 0,68 | 1,45588 | 24,31609 | 27,164 | 39,548 | 409,254 | |||
27 | 103,125 | 28,646 | 0,99 | 0,607 | 0,632 | 1,56646 | 25,88255 | 28,152 | 44,099 | 453,353 | |||
28 | 106,681 | 29,634 | 0,99 | 0,554 | 0,581 | 1,70396 | 27,58651 | 29,14 | 49,653 | 503,006 |
Таблица 3.9 Расчет характеристик времени и пути разгона автомобиля на 4-й передаче
№ п/п | Vi4, км/ч | Vi4, м/с | ΔVi4, м/с | ai4, м/с2 | aiср4, м/с2 | Δti4, c | ti4, c | tП4, c | Vmax4 – VП4, км/ч | Viср4, м/с | ΔSi4, м | Si4, м | SП4, м |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
19 | 106,302 | 29,528 |
| 0,532 |
|
| 28,58651 |
|
| 532,587 | |||
20 | 106,396 | 29,554 | 0,03 | 0,502 | 0,517 | 0,05803 | 28,64454 | 29,541 | 1,714 | 534,301 | |||
21 | 111,232 | 30,898 | 1,34 | 0,467 | 0,485 | 2,76289 | 31,40743 | 30,226 | 83,511 | 617,812 | |||
22 | 116,068 | 32,241 | 1,34 | 0,43 | 0,449 | 2,98441 | 34,39184 | 31,5695 | 94,216 | 712,028 | |||
23 | 120,905 | 33,585 | 1,34 | 0,391 | 0,411 | 3,26034 | 37,65218 | 32,913 | 107,308 | 819,336 | |||
24 | 125,741 | 34,928 | 1,34 | 0,346 | 0,369 | 3,63144 | 41,28362 | 34,2565 | 124,4 | 943,736 | |||
25 | 130,577 | 36,271 | 1,34 | 0,299 | 0,323 | 4,14861 | 45,43223 | 35,5995 | 147,688 | 1091,424 | |||
26 | 135,413 | 37,615 | 1,34 | 0,248 | 0,274 | 4,89051 | 50,32274 | 36,943 | 180,67 | 1272,094 | |||
27 | 140,249 | 38,958 | 1,34 | 0,194 | 0,221 | 6,06335 | 56,38609 | 38,2865 | 232,144 | 1504,238 | |||
28 | 145,086 | 40,302 | 1,34 | 0,136 | 0,165 | 8,12121 | 64,5073 | 39,63 | 321,844 | 1826,082 |
Рисунок 3.4 Скоростная характеристика времени разгона автомобиля
Рисунок 3.5 Скоростная характеристика пути разгона автомобиля
Итоговые таблицы
Таблица 5.1 Данные, определенные по тяговой характеристике
Таблица 5.2 Данные, определенные по динамической характеристике
Таблица 5.3 Данные, определенные по характеристике ускорений автомобиля
Таблица 5.4 Данные, определенные по характеристикам времени и пути разгона автомобиля
Таблица 5.5 Данные, определенные по топливной характеристике установившегося движения автомобиля
Список используемой литературы
1. Гришкевич А.И. Автомобиль: Теория. - Мн.: Выш. шк., 1986. - 208 с.
2. Токарев А.А. Топливная экономичность и тягово-скоростные качества автомобиля. - М.: Машиностроение, 1982. - 224 с.
3. Конструирование и расчет колесных машин высокой проходимости: Расчет агрегатов и систем / Под ред. Н.Ф. Бочарова, Л.Ф.Жеглова. - М.: Машиностроение, 1994. - 404 с.
4. ГОСТ 4754 - 97. Межгосударственный стандарт. Шины пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости. Технические условия. - Минск: Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 1999.
5. ГОСТ 5513 - 97. Межгосударственный стандарт. Шины пневматические для грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов и троллейбусов. Технические условия. - Минск: Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 1999.
6. Литвинов А.С., Фаробин Я.Е. Автомобиль: Теория эксплуатационных свойств. - М.: Машиностроение, 1989. - 240 с.
7. Мощностной баланс автомобиля / В.А. Петрушов, В.В. Московкин, А.Н. Евграфов. - М.: Машиностроение, 1984. - 160 с.
8. Евграфов А.Н., Высоцкий М.С., Титович А.И. Аэродинамика магистральных автопоездов. - Мн.: Наука и техника, 1988. - 232 с.
9. Евграфов А.Н., Есеновский-Лашков Ю.К. Аэродинамические свойства автомобилей и автопоездов. Методы исследований. - М.: МГАУ, 1998. - 79 с.
10. Европейский Союз. Технические стандарты на автотранспортные средства. Директива Совета 93/53/EC от 25 июля 1996 года. Максимальные разрешенные габаритные размеры и нагрузки (веса) автотранспортных средств.
11. Грузовые автомобили: Проектирование и основы конструирования / М.С. Высоцкий, Л.Х. Гилелес, С.Г. Херсонский. - М.: Машиностроение, 1995. - 256 с.
Введение
Данная курсовая работа предназначена для закрепления знаний студентов по дисциплинам "Теория движения автомобиля", "Автомобили" (ч, 2) и "Технические средства и их эксплуатационные свойства".
При выполнении курсовой работы производится анализ тягово-скоростных и топливно-экономических свойств автомобиля ВАЗ-2105. При анализе тягово-скоростных и топливно-экономических свойств используются данные технических характеристик заданного автомобиля. Характеристики автомобиля ВАЗ-2105 сведены в таблицу 1.
Таблица 1 Технические характеристики автомобиля ВАЗ-2105
Параметр автомобиля
Значение параметра
Модель автомобиля
ВАЗ-2105
Тип кузова
седан
Конструкция кузова / материал
несущий / сталь
Количество дверей / мест
4 / 5
Тип двигателя
бензиновый
Расположение двигателя
спереди продольно
Рабочий обьем, см3
1300
Количество / расположение цилиндров
4 / рядное
Степень сжатия
8,5
Максимальная стендовая мощность, кВт / (об/мин)
47 / 5600
Максимальный крутящий момент, Н·м / (об/мин)
95 / 3400
Тип трансмиссии
механическая
Привод
задний
Коробка передач
4-ступенчатая
Передаточные числа коробки передач
3,67 / 2,10 / 1,36 / 1,00 / з. х. 3,53
Передаточное число главной передачи
4,3
Колесная база, мм
2424
Длина / ширина / высота, мм
4128 / 1620 / 1446
Колея передняя / задняя, мм
1365 / 1321
Снаряженная масса, кг
955
Полная масса, кг
1395
Объем топливного бака, л
43
Передняя подвеска
независимая рычажно-пружинная
Задняя подвеска
зависимая рычажная
Диаметр разворота, м
11,2
Передние тормоза
дисковые, вентилируемые
Задние тормоза
барабанные
Размер шин
175/70R13
Максимальная скорость, км/ч
145
Разгон 0 -100 км/ч, сек
18
Расход топлива, л/100 км:
-
при скорости 90 км/ч
7,3
городской цикл
10,2
Перечень необходимых для расчета величин технической характеристики автомобиля, их обозначение и размерность приводятся в таблице 2, которую составляем на основе таблицы 1.
Таблица 2 Краткая техническая характеристика автомобиля ВАЗ-2105 (параметры автомобиля необходимые для выполнения курсовой работы)
№ п/п | Параметр | Обозначение | Размерность | Величина параметра |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Марка и тип автомобиля | - | - | ВАЗ-2105 |
2. | Колесная формула | - | - | 4×2 |
3. | Число пассажиров | nп | - | 5 |
4. | Собственная масса снаряженного автомобиля | mo | кг | 955 |
5. | Полная масса автомобиля | ma | кг | 1395 |
6. | Распределение массы автомобиля по мостам: | |||
- на передний мост | m1 | кг | 641,7 | |
- на задний мост | m2(т) | кг | 753,3 | |
7. | База автомобиля | L | м | 2,424 |
8. | Колея автомобиля | В | м | 1,365 |
9. | Габаритные размеры: | |||
- длина | Lг | м | 4,128 | |
- ширина | Bг | м | 1,62 | |
- высота | Hг | м | 1,446 | |
10. | Максимальная скорость автомобиля | Vmax | км/час | 145 |
11. | Контрольный расход топлива при скорости 90 км/ч | Qк | л/100км | 7,3 |
12. | Тип и марка двигателя | - | - | 2105 Четырех-тактный, бензиновый, карбюра-торный, 4-х цилиндровый |
13. | Стендовая максимальная мощность двигателя | Реmaxст | кВт | 47 |
14. | Частота вращения коленчватого вала при стендовой максимальной мощности | np | об/мин | 5600 |
15. | Стендовый максимальный крутящий момент двигателя | Меmaxст | Н·м | 95 |
16. | Частота вращения коленчватого вала при стендовом максимальном крутящем моменте | nм | об/мин | 3400 |
17. | Передаточные числа коробки передач: | |||
- первой передачи | U1 | - | 3,67 | |
- второй передачи | U2 | - | 2,1 | |
- третьей передачи | U3 | - | 1,36 | |
- четвертой передачи | U4 | - | 1 | |
- пятой передачи | - | - | - | |
- передачи заднего хода | Uзх | - | 3,53 | |
18. | Передаточное число главной передачи | Uo | - | 4,3 |
19. | Число карданных шарниров | zкш | - | 2 |
20. | Число карданных валов | zкв | - | 2 |
21. | Шины, их характеристика и маркировка | - | - | 175/70R13 |
- посадочный диаметр | d | м | 0,3302 | |
- ширина профиля шины | B | м | 0,175 | |
- наружный диаметр | Dн | м | 0,5752 |
По таблице 1.2 анализируются ее показатели и выбираются необходимые исходные данные для выполнения курсовой работы.
Тяговый расчет автомобиля
Задачей тягового расчета является определение характеристик двигателя и трансмиссии, обеспечивающих требуемые тягово-скоростные свойства автомобиля и его топливную экономичность в заданных условиях эксплуатации.
Определение полной массы автомобиля
Полная масса автомобиля определяется следующим образом:
; | (1.1) |
где mo – масса снаряженного автомобиля: mo = 955 кг;
mч – масса водителя или пассажира: принимаем mч = 78 кг;
mб – масса багажа из расчета на одного пассажира: mб = 10 кг;
nп – количество пассажиров, включая водителя: nп = 5 чел..
кг. |
Дата: 2019-05-29, просмотров: 212.