Теоретические основы исследования издержек обращения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение......................................................................................................... 3

1. Теоретические основы исследования издержек обращения.................... 4

1.1. Сущность издержек обращения.......................................................... 4

1.2 Номенклатура статей издержек обращения........................................... 5

1.3 Методика анализа издержек обращения................................................ 7

1.4 Индексный анализ издержек обращения................................................ 8

2. Технико-экономическая характеристика объекта исследования........... 12

2.1 Общая характеристика предприятия.................................................... 12

2.2 Анализ производственной программы................................................. 15

2.3 Анализ использования трудовых ресурсов......................................... 16

2.4 Анализ использования основных средств............................................ 17

2.5 Анализ финансовых результатов.......................................................... 19

3. Экономический анализ издержек обращения........................................ 21

3.1 Расчет уровня издержек обращения..................................................... 21

3.2 Индексный анализ издержек обращения.............................................. 23

3.3 Система индексов среднего уровня издержек обращения................... 25

3.4 Анализ издержек обращения по статьям затрат.................................. 27

3.5 Расчет влияния различных факторов на сумму и уровень издержек обращения по конкретным статьям затрат......................................................................... 28

3.6 Резервы снижения издержек обращения.............................................. 31

Заключение................................................................................................... 33

Список литературы...................................................................................... 35

 



Введение

 

Изучение явлений и процессов, происходящих в области экономики и других сторон общественной жизни, невозможно без количественных характеристик. Изучение массовых явлений и процессов в области экономики основывается на общих принципах статистического метода исследования, который соединяет в себе массовое статистическое наблюдение, сводку данных с широким использованием группировок, расчет различных обобщающих показателей и их анализ.

Данная работа отражает исследование издержек обращения. Издержки обращения – это выраженные в стоимостной форме затраты овеществленного и живого труда, обеспечивающие обращение продуктов и услуг.

Задачей анализа издержек обращения является характеристика объема и структуры затрат, их относительного уровня (издержкоемкости), динамики, оценки эффективности затрат и составляющих их компонентов.

Объектом исследования данной работы является республиканское государственное унитарное предприятие "Сувенир".

Целью курсовой работы является самостоятельное закрепление теоретического материала и приобретение практических навыков в сборе и обработке необходимых экономических данных, применение различных методов в анализе хозяйственной деятельности на примере данных РГУП "Сувенир".

Анализ осуществлялся на основе изучения статистических и отчетных данных РГУП "Сувенир" за три последние годы работы предприятия.

Для анализа экономического материала широко применялись статистические методы.

 



Теоретические основы исследования издержек обращения

Сущность издержек обращения

 

Экономические результаты рыночной деятельности в значительной степени зависят от эффективности затрат. Результатов без затрат не бывает, это прописная истина, из которой вытекает важная задача статистики – оценка оптимальности затрат, изучение их уровня, структуры, динамики, зависимости от ряда факторов.

Общий объем затрат, обеспечивающих функционирование рыночных структур и процесс доведения товара от производителя до потребителя, складывается из авансированных затрат – инвестиций и текущих затрат – издержек обращения.

Издержки обращения – это тот инструмент, с помощью которого фирма имеет возможность регулировать процесс формирования прибыли. Естественно, анализ издержек обращения должен быть предметом бизнес-статистики и маркетингового исследования. Большое внимание должно быть уделено анализу роста затрат живого труда, поскольку этот процесс непосредственно связан с развитием предпринимательства в сфере товарного обращения, с приватизацией предприятий торговли и услуг, с разворачивающейся конкуренцией в этой сфере.

К единовременным затратам относятся все инвестиции (капитальные вложения) в сферу товарного обращения – средства, авансированные на развитие рынка, результатом освоения которых является прирост основных фондов в этой сфере, составляющих важную часть социально-экономического потенциала страны.

Рыночная сфера вовлекает в свои границы производителей материальных благ и услуг. Затраты этих отраслей отражаются на макроуровне в межотраслевом балансе коэффициентами прямых и полных затрат.

Коэффициент прямых затрат характеризует прямые затраты сферы товарного обращения на доведение до потребителя единицы продукции каждой i-й отрасли. Он также показывает, как изменилась стоимость единицы продукции данной отрасли в процессе ее доведения до потребителя, т. е. реализации. Он исчисляется последующей формуле:

аij =Хij / Хj, (1)

где аij – коэффициент прямых затрат сферы товарного, обращения на доведение продукции до потребителя;

Хij – общий объем затрат данной сферы на эти цели (реализованное наложение);

Хj – объем продукции отрасли, реализуемой с участием организаций сферы товарного обращения.

Затраты сферы обращения входят в стоимость продукции всех отраслей не только прямо, но и косвенно, по цепочке технологических связей. Это отражается с помощью расчета коэффициентов полных затрат услуг сферы товарного обращения на единицу стоимости продукции различных отраслей. Следует иметь в виду, что полные затраты на услуги сферы товарного обращения на производство 100 руб. продукции в среднем в два раза выше, чем прямые.

 

Рис. 1. Организационная структура производства РГУП «Сувенир»

 

Большое значение для хозяйственного руководства имеет установление рациональной производственной структуры предприятия. Организационная структура управления предприятием отражает состав и подчиненность линейных и функциональных звеньев управления.

Управление предприятием осуществляется директором на основе единоначалия. Структура управления имеет линейно-функциональный вид. Директору подчинены все нижестоящие руководители. Создана единая вертикальная линия руководства и прямой путь активного воздействия на подчиненных. Преимущество такой структуры управления заключается в простоте, надежности и экономичности. Руководитель в данном случае должен охватывать все стороны деятельности предприятия. Численность персонала составляет 425 чел.

Ассортимент вырабатываемой продукции фирмы «Сувенир» широк и разнообразен, насчитывает до 180 наименований. Это хлеб, булочные изделия, кондитерские изделия, бараночные, пряничные, конфеты в ассортименте, неженка, мармелад, рулеты, торты, пирожные, восточные сладости мучнистые и типа вязких конфет.

Продукция РГУП фирма «Сувенир» (хлебобулочные, кондитерские, бараночные и тортовые изделия) реализуются в г. Йошкар-Оле, республике, а также в Нижегородской области и в г. Москва.

При выработке всех хлебобулочных изделий используется молочная сыворотка, которая содержит ценные белки и микроэлементы. Вся продукция сертифицирована. 50% кондитерской продукции поставляется покупателям в упакованном виде на упаковочной линии, приобретенной предприятием, что позволяет повысить эстетичный вид продукции и увеличить сроки ее реализации в 3 раза. На всю продукцию имеются лицензии.

На предприятии осуществляется строгий контроль за поступлением сырья на переработку, соблюдением технологического процесса на всех стадиях производства, что позволяет выпускать продукцию, соответствующую нормативно-технической документации и отвечающую медико-биологическим требованиям и санитарным нормам, безопасную для здоровья покупателей, а также вырабатывать конкурентоспособную продукцию как в республике Марий Эл, так и за ее пределами.

 

Таблица 7. Анализ финансовых результатов РГУП «Фирма Сувенир»

 

Показатель

2003

2004

2005

Тыс. руб. % Тыс. руб. % Тыс. руб. % 1. Всего доходов и поступлений (с. 2 + с. 6) 22401 100 31621 100 27526 100 2. Выручка от реализации продукции* 22266 99,4 31291 98,9 27284 99,1 3. Затраты на производство реализованной продукции** 20114 90,3 28338 90,6 25013 91,7 4. Коммерческие расходы** 352 1,6 618 1,9 730 2,7 Результат от реализации (с. 2 – с.3 - с.4)** 1800 8,1 2335 7,5 1541 5,6 6. Прочие операционные доходы ** 135 0,6 330 1,1 242 0,9 7. Прочие операционные расходы ** 322 1,4 447 1,4 570 2,1 8. Результат от внереализационных операций ** 88 0,4 -16 - -4 - 9. Балансовая прибыль (стр.5+стр.6 - стр.7 + стр.8)* 1701 7,6 2197 6,9 1209 4,4

* - в% к стр. 1

** - в% к стр. 2

 

В 2005 году увеличение показателя по строке 2 (выручка от реализации продукции) и соответственно уменьшение показателя по строке 6 (прочие доходы) говорит о том, что все больший доход предприятие получает от основной деятельности, эта тенденция считается позитивной. За весь анализируемый период себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг имеет тенденцию роста, т.е. показатель доли затрат в объеме реализации увеличивается, что является негативным фактором. Уменьшение показателя по строке 5 (результат от реализации, в %) за рассматриваемый период деятельности предприятия показывает уменьшение прибыли и свидетельствует о снижении рентабельности реализованной продукции;

Анализ структуры прибыли (вертикальный анализ) позволяет установить, что доля прочих внереализационных доходов предприятия по сравнению с базисным 2003 годом уменьшилась.

 



Заключение

 

Фирма «Сувенир» является республиканским государственным унитарным предприятием, основным направлением деятельности которого является производство и реализация хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий. Предприятие имеет по республике более 30 торговых точек.

Анализируя уровень издержек обращения предприятия, следует отметить, что за период с 2003 по 2005 г. он повысился на 0,2% по отношению к объему товарооборота, что в сумме равно 38,84 тыс. руб. Если же рассматривать период 2003-2004 гг., то здесь уровень издержек обращения повысился на 0,07%. Среднегодовой темп роста уровня издержек обращения предприятия составил 1,11%.

Индекс уровня издержек обращения составляет в 2004 г. 1,015. Абсолютный прирост суммы издержек составил 148,65 тыс. руб. Прирост издержек за счет изменения товарооборота составил в 2004 г. 124,01 тыс. руб., а за счет изменения уровня издержек 24,64 тыс. руб. Индекс уровня издержек обращения в 2005 г. составляет 1,008. Таким образом, увеличение уровня издержек обращения на 0,8% обусловлено тем, что рост суммы издержек обращения превысил рост товарооборота на 0,8 процентных пункта. Абсолютный прирост суммы издержек составил 55,41 тыс. руб. Прирост издержек за счет изменения товарооборота составил 41,81 тыс. руб., а за счет изменения уровня издержек: 13,60 тыс. руб. Анализируя уровень издержек обращения предприятия по товарным группам, следует отметить, что уровень издержек по всем товарам в среднем увеличился на 0,8%; если бы не менялась структура товарооборота, увеличение было бы еще более значительным – на 2,8%.

Общая сумма расходов на реализацию товаров увеличилась в 2005 г. на 55,41 тыс. руб. Структурные сдвиги в товарообороте обусловили общий прирост издержек на 1,94 тыс. руб., а рост объема товарооборота повлек за собой увеличение издержек на 41,82 тыс. руб.

Факторный анализ показал, что в 2005 году на увеличение уровня издержек обращения на 55,41 тыс. руб. по сравнению с 1998 годом в большей степени повлияло изменение структуры и ассортимента продукции (24,17 тыс. руб.), а также повышение уровня затрат на отдельные виды продукции (13,59 тыс. руб.) и увеличение объема розничного товарооборота (17,65 тыс. руб.).

В настоящее время многие торговые предприятия сталкиваются с проблемами, связанными с высоким уровнем издержек обращения, что сказывается на прибыльности деятельности предприятий. Поэтому для каждого предприятия встает необходимость разработки целостной системы поиска резервов, способной решать проблемы эффективного использования внутрихозяйственных резервов с помощью методов их выявления, анализа и планирования.

 

 



Список литературы

 

1. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / Л.А. Богдановская, Г.Г. Виногоров, О.Ф. Мигун и др.; Под общественная. ред. В.И. Стражева. – 2-е изд., стереотип. - Мн.: Выш. шк., 1997. – 363 с.

2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник для студентов. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 414 с.

3. Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие. – Мн.: Высш. шк., 1996. – 367 с.

4. Громыко Г.Л. Статистика. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. - 408 с.

5. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 368 с.

6. Журавлев В.В., Савруков Н.Т. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятий. Конспект лекций: ЧИЭМ СПбГТУ. Чебоксары, 2003. – 135 с.

7. Казарская Н.И. и др. Экономика торгового предприятия: Учебник - М.: Экономика, 1983. – 486 с.

8. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 512 с.

9. Методика экономического анализа. Под ред. Бужинского. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 294 с.

10. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. А.А. Спирина. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 296 с.

11. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1997. – 498 с.

12. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. – Минск.: ООО «Новое знание», 2004. – 688 с.

13. Статистика: Курс лекций / Под ред. В.Г. Ионина. - Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ: ИНФРА-М, 1997. - 310 с.

14. Статистика рынка товаров и слуг: Учебник / Под ред. Белявского. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 432 с.

15. Теория анализа хозяйственной деятельности. / Под ред. Асмоловского. – М.: - 1989 г.

16. Торговое дело: экономика и организация: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 256 с.

17. Экономика: Учебник / Под ред. Доц. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство БЕК, 1997. – 816 с.

18. Экономика предприятия: Учебник для вузов / В.Я. Горфинкель, Е.М. Купряков и др. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – 367 с.

19. Экономика и статистика фирм: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Ильенковой. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 240 с.

Содержание

 

Введение......................................................................................................... 3

1. Теоретические основы исследования издержек обращения.................... 4

1.1. Сущность издержек обращения.......................................................... 4

1.2 Номенклатура статей издержек обращения........................................... 5

1.3 Методика анализа издержек обращения................................................ 7

1.4 Индексный анализ издержек обращения................................................ 8

2. Технико-экономическая характеристика объекта исследования........... 12

2.1 Общая характеристика предприятия.................................................... 12

2.2 Анализ производственной программы................................................. 15

2.3 Анализ использования трудовых ресурсов......................................... 16

2.4 Анализ использования основных средств............................................ 17

2.5 Анализ финансовых результатов.......................................................... 19

3. Экономический анализ издержек обращения........................................ 21

3.1 Расчет уровня издержек обращения..................................................... 21

3.2 Индексный анализ издержек обращения.............................................. 23

3.3 Система индексов среднего уровня издержек обращения................... 25

3.4 Анализ издержек обращения по статьям затрат.................................. 27

3.5 Расчет влияния различных факторов на сумму и уровень издержек обращения по конкретным статьям затрат......................................................................... 28

3.6 Резервы снижения издержек обращения.............................................. 31

Заключение................................................................................................... 33

Список литературы...................................................................................... 35

 



Введение

 

Изучение явлений и процессов, происходящих в области экономики и других сторон общественной жизни, невозможно без количественных характеристик. Изучение массовых явлений и процессов в области экономики основывается на общих принципах статистического метода исследования, который соединяет в себе массовое статистическое наблюдение, сводку данных с широким использованием группировок, расчет различных обобщающих показателей и их анализ.

Данная работа отражает исследование издержек обращения. Издержки обращения – это выраженные в стоимостной форме затраты овеществленного и живого труда, обеспечивающие обращение продуктов и услуг.

Задачей анализа издержек обращения является характеристика объема и структуры затрат, их относительного уровня (издержкоемкости), динамики, оценки эффективности затрат и составляющих их компонентов.

Объектом исследования данной работы является республиканское государственное унитарное предприятие "Сувенир".

Целью курсовой работы является самостоятельное закрепление теоретического материала и приобретение практических навыков в сборе и обработке необходимых экономических данных, применение различных методов в анализе хозяйственной деятельности на примере данных РГУП "Сувенир".

Анализ осуществлялся на основе изучения статистических и отчетных данных РГУП "Сувенир" за три последние годы работы предприятия.

Для анализа экономического материала широко применялись статистические методы.

 



Теоретические основы исследования издержек обращения

Сущность издержек обращения

 

Экономические результаты рыночной деятельности в значительной степени зависят от эффективности затрат. Результатов без затрат не бывает, это прописная истина, из которой вытекает важная задача статистики – оценка оптимальности затрат, изучение их уровня, структуры, динамики, зависимости от ряда факторов.

Общий объем затрат, обеспечивающих функционирование рыночных структур и процесс доведения товара от производителя до потребителя, складывается из авансированных затрат – инвестиций и текущих затрат – издержек обращения.

Издержки обращения – это тот инструмент, с помощью которого фирма имеет возможность регулировать процесс формирования прибыли. Естественно, анализ издержек обращения должен быть предметом бизнес-статистики и маркетингового исследования. Большое внимание должно быть уделено анализу роста затрат живого труда, поскольку этот процесс непосредственно связан с развитием предпринимательства в сфере товарного обращения, с приватизацией предприятий торговли и услуг, с разворачивающейся конкуренцией в этой сфере.

К единовременным затратам относятся все инвестиции (капитальные вложения) в сферу товарного обращения – средства, авансированные на развитие рынка, результатом освоения которых является прирост основных фондов в этой сфере, составляющих важную часть социально-экономического потенциала страны.

Рыночная сфера вовлекает в свои границы производителей материальных благ и услуг. Затраты этих отраслей отражаются на макроуровне в межотраслевом балансе коэффициентами прямых и полных затрат.

Коэффициент прямых затрат характеризует прямые затраты сферы товарного обращения на доведение до потребителя единицы продукции каждой i-й отрасли. Он также показывает, как изменилась стоимость единицы продукции данной отрасли в процессе ее доведения до потребителя, т. е. реализации. Он исчисляется последующей формуле:

аij =Хij / Хj, (1)

где аij – коэффициент прямых затрат сферы товарного, обращения на доведение продукции до потребителя;

Хij – общий объем затрат данной сферы на эти цели (реализованное наложение);

Хj – объем продукции отрасли, реализуемой с участием организаций сферы товарного обращения.

Затраты сферы обращения входят в стоимость продукции всех отраслей не только прямо, но и косвенно, по цепочке технологических связей. Это отражается с помощью расчета коэффициентов полных затрат услуг сферы товарного обращения на единицу стоимости продукции различных отраслей. Следует иметь в виду, что полные затраты на услуги сферы товарного обращения на производство 100 руб. продукции в среднем в два раза выше, чем прямые.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 166.