Учет выбытия основных средств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Выбытие объекта основных средств признается в бухгалтерском учете организации на дату единовременного прекращения действия четырех условий принятия к бухгалтерскому учету.

Выбытие объекта основных средств имеет место в случае: продажи; прекращения использования вследствие морального или физического износа; ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации; передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд; передачи по договору мены, дарения; внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности; выявления недостачи или порчи активов при их инвентаризации; частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции; в иных случаях.

Для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители инспекций, на которые в соответствии с законодательством возложены функции регистрации и надзора на отдельные виды имущества.

Принятое комиссией решение о списании объекта основных средств оформляется в акте на списание объекта основных средств с указанием данных, характеризующих объект основных средств. Акт на списание объекта основных средств утверждается руководителем организации.

На основании оформленного акта на списание основных средств, переданного бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке производится отметка о выбытии объекта основных средств. Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств производятся также в документе, открываемом по месту его нахождения.

Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств хранятся в течение срока, устанавливаемого руководителем организации в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

Передача организацией объекта основных средств в собственность других лиц оформляется актом приемки-передачи основных средств.

На основании указанного акта производится соответствующая запись в инвентарной карточке переданного объекта основных средств, которая прилагается к акту приемки-передачи основных средств. Об изъятии инвентарной карточки на выбывший объект основных средств делается отметка в документе, открываемом по местонахождению объекта.

Возврат арендуемого объекта основных средств арендодателю также оформляется актом приемки-передачи, на основании которого бухгалтерская служба арендатора списывает возвращенный объект с забалансового учета.

Списание стоимости объекта основных средств отражается в бухгалтерском учете, как правило, на субсчете учета выбытия основных средств, открываемом к счету учета основных средств. При этом в дебет указанного субсчета списывается первоначальная (восстановительная) стоимость объекта основных средств в корреспонденции с соответствующим субсчетом счета учета основных средств, а в кредит указанного субсчета - сумма начисленной амортизации за срок полезного использования в организации данного объекта в корреспонденции с дебетом счета учета амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость объекта основных средств списывается с кредита субсчета учета выбытия основных средств в дебет счета прибылей и убытков в качестве операционных расходов.

Расходы, связанные с выбытием объекта основных средств, учитываются по дебету счета прибылей и убытков в качестве операционных расходов. Указанные расходы могут предварительно аккумулироваться на счете учета затрат вспомогательного производства. По кредиту счета прибылей и убытков в качестве операционных доходов учитывается сумма выручки от продажи ценностей, относящихся к выбывшему объекту основных средств, стоимость оприходованных материальных ценностей, полученных от разборки объекта основных средств по цене возможного использования.

Выбытие объекта основных средств, передаваемого в счет вклада в уставный (складочный) капитал, паевой фонд в размере его остаточной стоимости отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 75-1 "Расчеты с учредителями" и кредиту счета 01 "Основные средства". Ранее на возникающую задолженность по вкладу в уставный (складочный) капитал, паевой фонд производится запись по дебету счета учета финансовых вложений в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов на величину остаточной стоимости объекта основных средств, передаваемого в счет вклада в уставный (складочный) капитал, паевой фонд, а в случае полного погашения стоимости такого объекта - в условной оценке, принятой организацией, с отнесением суммы оценки на финансовые результаты.

По окончании отчетного периода определяется финансовый результат от списания основных средств, который представляет собой разницу между оборотами по дебету и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы". Если кредитовая сумма субсчета "Выбытие основных средств" к счету 91 больше дебетовой, организация получила прибыль, в противном случае - убыток.

Если списание объекта основных средств производится в результате его продажи. То выручка от продажи принимается к бухгалтерскому учету в сумме, согласованной сторонами в договоре.

Пример. Организация продает автомобиль. Согласно данным бухгалтерского учета стоимость автомобиля составляет 34 тыс. руб., сумма начисленной амортизации - 10 тыс. руб. автомобиль ранее дооценивался. Сумма дооценки, учтенная в составе добавочного капитала организации, - 14 тыс. руб. Согласно договору с покупателем цена реализации автомобиля составляет 30 тыс. руб. (в том числе НДС - 5 тыс. руб.).

Составим бухгалтерские проводки:

Дебет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами") Кредит 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 1 "Прочие доходы" - на сумму договорной стоимости автомобиля - 30 тыс. руб.;

Дебет 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы" Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам" - на сумму НДС - 5 тыс. руб.;

Дебет 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01 "Основные средства" - на сумму восстановительной стоимости автомобиля - 34 тыс. руб.;

Дебет 02 "Амортизация основных средств" Кредит 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств" - на сумму начисленной амортизации автомобиля - 10 тыс. руб.;

Дебет 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы" Кредит 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств" - на сумму остаточной стоимости автомобиля - 24 тыс. руб.;

Дебет 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 9 "Сальдо прочих доходов и расходов" Кредит 99 "Прибыли и убытки" - на сумму прибыли от реализации автомобиля - 1 тыс. руб.;

Дебет 83 "Добавочный капитал" Кредит 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" - на сумму дооценки автомобиля - 14 тыс. руб.

Списание основных средств вследствие морального и (или) физического износа рассмотрим на следующем примере.

Пример. Организация приняла решение о списании с баланса станка, не пригодного к дальнейшему использованию ввиду морального и физического износа. Первоначальная стоимость станка - 26, 300 тыс. руб.; сумма начисленной амортизации - 21, 040 тыс. руб. За демонтаж станка рабочим начислена заработная плата (с отчислениями в социальные внебюджетные фонды) - 620 руб. Стоимость полученных при демонтаже и разборке станка запасных частей и металлолома - 250 руб.

Составим бухгалтерские проводки:

Дебет 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01 "Основные средства" - на сумму первоначальной стоимости станка - 26, 300 тыс. руб.;

Дебет 02 "Амортизация основных средств" Кредит 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств" - на сумму начисленной амортизации - 21, 040 тыс. руб.;

Дебет 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы" Кредит 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств" - на сумму остаточной стоимости станка - 5, 260 тыс. руб.;

Дебет 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы" Кредит 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" - на сумму заработной платы (с отчислениями) рабочих, осуществляющих демонтаж станка, - 620 руб.;

Дебет 10 "Материалы" Кредит 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 1 "Прочие доходы" - на сумму стоимости оприходованных запасных частей и металлолома - 250 руб.;

Дебет 99 "Прибыли и убытки" Кредит 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 9 "Сальдо прочих доходов и расходов" - на сумму убытка от ликвидации станка - 5, 630 руб.

Рассмотрим как осуществляется передача основных средств в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций на следующем примере.

Пример. Организация А участвует в создании организации Б. в счет вклада в уставный капитал организации Б организация А вносит объект основных средств, первоначальная стоимость которого - 230 тыс. руб., сумма начисленной амортизации - 15 тыс. руб. По согласованию с учредителями стоимость передаваемого объекта основных средств определена в размере 220 тыс. руб.

В учете организации А будут оформлены проводки:

Дебет 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01 "Основные средства" - на сумму первоначальной стоимости объекта - 230 тыс. руб.;

Дебет 02 "Амортизация основных средств" Кредит 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств" - на сумму начисленной амортизации - 15 тыс. руб.;

Дебет 58 "Финансовые вложения", субсчет 1 "Паи и акции" Кредит 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств" - на сумму остаточной стоимости передаваемого объекта - 215 тыс. руб.;

Дебет 58 "Финансовые вложения", субсчет 1 "Паи и акции" Кредит 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 1 "Прочие доходы" - на сумму разницы между оценкой вклада учредителя и остаточной стоимостью передаваемого объекта - 5 тыс. руб. (220 тыс. руб. - 215 тыс. руб.);

Дебет 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 9 "Сальдо прочих доходов и расходов" Кредит 99 "Прибыли и убытки" - на сумму прибыли от передачи объекта основных средств - 5 тыс. руб.

Следующий пример показывает, как происходит безвозмездная передача основных средств.

Пример. Организация безвозмездно передала объект основных средств другой организации. Стоимость объекта 400 тыс. руб., сумма начисленной амортизации - 80 тыс. руб. Рыночная стоимость объекта - 320 тыс. руб. (без НДС).

Составим бухгалтерские проводки:

Дебет 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01 "Основные средства" - на сумму стоимости здания - 400 тыс. руб.;

Дебет 02 "Амортизация основных средств" Кредит 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств" - на сумму начисленной амортизации - 80 тыс. руб.;

Дебет 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы" Кредит 01 "Основные средства", субсчет "Выбытие основных средств" - на сумму остаточной стоимости переданного здания - 320 тыс. руб.;

Дебет 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы" Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам" - на сумму НДС - 64 тыс. руб. (320 тыс. руб. ´ 20%);

Дебет 99 "Прибыли и убытки" Кредит 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 9 "Сальдо прочих доходов и расходов" - на сумму убытка от безвозмездной передачи здания - 384 тыс. руб.



Дата: 2019-05-29, просмотров: 218.