Степень оценки остроты алкогольных проблем молодежи и подростков г. Ульяновска
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Существенно изменилась степень субъективной оценки остроты сложившейся ситуации с употреблением алкоголя и других аддиктивных веществ. Для фиксации этого показателя мы использовали шкалу, составляющую континуум из семи позиций от оценки проблемы как абсолютно несерьёзной до её оценки как очень серьёзной. Мы присвоили каждой из позиций числовое значение в баллах: «очень серьёзная» — 3 балла, «достаточно серьёзная» — 2 балла, «скорее серьёзная, чем нет» — 1 балл, «затрудняюсь ответить» — 0, «скорее не серьёзная» — –1, «не серьёзная» — –2, «абсолютно несерьёзная» — –3. Нами оценивалась острота проблемы относительно двух классов аддиктивных веществ — алкоголя и спиртных напитков.

Динамика оценки ульяновской молодёжью степени остроты этих проблем представлена на рисунке 4. За последние годы мы можем наблюдать возрастание субъективной оценки остроты обоих проблем, причём проблема наркотизма оценивается как более серьёзная, чем проблема алкоголизма, несмотря на его несоизмеримо большие масштабы распространения. Это вполне объяснимо тем фактом, что в отношении алкоголя не существует правовых ограничений, его употребление культурально обусловлено многочисленными питейными обычаями и традициями, существующими на протяжении столетий.

Рис.4. Динамика оценки остроты алкогольных и наркотических проблем

 

В отношении алкоголя, наоборот, никаких культурально обусловленных и устоявшихся механизмов их употребления не существует, это явление относительно новое. Соответственно, на относительно новую и значительно более латентную опасность общество и реагирует более сильными опасениями. Следует также отметить, что негативные социальные последствия употребления алкоголя гораздо более заметны, чем последствия употребления алкоголя, и во времени наступают значительно быстрее, чем при употреблении алкоголя.



Заключение

В настоящее время в г. Ульяновске уже накоплен значительный объём знаний о том, что надо делать для предупреждения и профилактики подросткового алкоголизма. Сегодня речь идёт о массовом внедрении разработанных технологий. Учитывая, что на уровне общества основное внимание сосредоточено на борьбе с незаконным оборотом алкоголя, очень важно сосредоточить ресурсы области, города, предприятия, ВУЗа, школы на конкретных видах профилактики. В регионе имеются все необходимые условия для создания и внедрения социальных технологий профилактики алкоголизма среди молодёжи и подростков.

В сравнении с предыдущими годами больший процент ульяновской молодёжи стал употреблять алкоголь. Среди юношей меньшее количество, чем среди девушек употребляет алкоголь, но более регулярно.

Молодёжь и подростки разного пола руководствуется при реализации аддиктивного поведения в отношении алкоголя различными паттернами употребления. В целом девушкам более свойственно останавливаться на этапе проб или эпизодическом потреблении, а юношам более свойственно регулярное потребление алкоголя. Выявлена общая закономерность — чем старше респонденты, тем больший их процент, с большей частотой и регулярностью употребляет спиртные напитки.

В последние годы значительно уменьшилось среднее количество потребляемого пива и крепких напитков и увеличилось количество потребляемого сухого вина и шампанского. Обращает на себя внимание довольно высокое количество потребляемых молодёжью слабоалкогольных коктейлей. Девушки потребляют больше вина и слабоалкогольных коктейлей, а юноши — больше пива и крепких спиртных напитков (коньяк, водка).

За последние годы структура алкогольной мотивации не претерпела никаких изменений. Уменьшилась степень выраженности алкогольной мотивации. Наиболее выражены среди ульяновской молодёжи традиционные и субмиссивные мотивы (мотивы, обусловленные питейными обычаями и подчинением групповому давлению) и психологические мотивы — гедонистические (стремление к удовольствию) и гиперактивации поведения (повышение активности и самочувствия).

За последние годы мы можем наблюдать возрастание субъективной оценки остроты проблемы алкоголизма и алкоголизма, причём проблема алкоголизма оценивается как более серьёзная, чем проблема алкоголизма, несмотря на его несоизмеримо большие масштабы распространения.

Полученные данные об отношении учащейся молодёжи к профилактике алкоголизма позволяют сделать ряд выводов и рекомендаций.

1. Подростки, осознавая опасность алкоголизма для здоровья людей, выступают за систематическое проведение бесед и консультаций по данной проблеме со всеми категориями учащейся молодёжи.

2. Молодые люди испытывают потребность в профессиональных консультациях о причинах и социальных последствиях потребления алкоголя. В этой связи необходимо изучить вопрос о введении при УВД Ульяновской области, наркологических центрах штатной единицы по связи с общественностью за счёт местного бюджета.

3. На заседании Ульяновской городской Думы и Законодательного собрания Ульяновской области необходимо рассмотреть вопрос о восстановлении деятельности Координационного совета по вопросам профилактики и предупреждению распространения наркотизма, алкоголизма, токсикомании и СПИДа среди населения города.

4. При Координационном совете необходимо организовать проведение постоянно действующего мониторинга по оценке эффективности разрабатываемых и действующих программ по профилактике молодежной и подростковой наркотической и алкогольной зависимости, токсикомании и СПИДа в г. Ульяновске.

 

Список использованной литературы

1. Антология социальной работы. - М.: Сварогъ-НВФ, 2004. – с. 111.

2. Белогуров С.Б. Популярно об алкоголе и алкоголиках. – С-Пб, 2005. – с. 56-58.

3. Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология раннего алкоголизма. - Самара, 2005. – с. 68.

4. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. – М, 2004. – с. 113.

5. Вишневский Ю.Р., Шанко В.Т. Социология молодежи. – С-Пб, 2005. – 311с.

6. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. – М, 2004. – с. 86.

7. Деватко И. Ф. Диагностическая процедура в социологии: очерк истории и теории. - М, 2004. – с. 97.

8. Дерюгин В.И. Специальные методы социально-профилактического воздействия и влияния на людей. 3-е изд. - Челябинск, 2005. – с. 316.

9. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы. – М, 2004. – с. 56.

7. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия.- С-Пб.: Питер Ком, 2005. – с. 97.

8. Методика социально-психологической диагностики и группы// под ред. проф. Преображенского И.Д. - М, 2005. – с. 122-125.

9. Муздыбаев К. И. Психология ответственности. - М, 2003. – с. 64.

10. Молодежь и становление новой России/ Б.А. Ручкин// - М.: СОЦИС, 2004. - №5.

11. Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества/Б.А. Ручкин, В.Л.Родионов, А.В. Пыжиков// - М.: Социально-гуманитарные знания, 2005. - №1.

12. Основы социальной работы. Под ред. П.Д. Павленка. – М.: Инфра-М, 2004 – с. 143.

13. Подросток на перекрестке эпох. Под ред. Кривцовой С.В..- М.: Генезис, 2004. – с. 46.

14. Попов В.Т., Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа. - М.: Социально- технологический институт, 2005. – с. 17.

15. Проблема занятости выпускников учебных заведений/ В.С. Шувалов, О.В. Шиняева // - М.: СОЦИС, 2005. - №1.

16. Социальная педагогика: курс лекций; учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под редакцией Ф.А. Мустаевой. - М.: Академический проект, 2005. – с. 67.

17. Суслова В. Социальная диагностика: методы и способы ее осуществления. - М, 2003. – с. 87.

18. Социальная профилактика правонарушений: советы, рекомендации// под ред. Перишова Д.А. - М, 2005. – с. 145.

19. Студенчество начала ХХ века как объект социально-биографического анализа/ Т.Э. Петрова// - М.: СОЦИС, 2005. - №3

20. Социология молодежи. Учебник/Отв. ред. В.Т.Лисовский. - С-Пб: Издательство С.-Пбургского университета, 2005. – с. 78.



Приложения

Приложение 1

Результаты социологического опроса

Дата: 2019-05-29, просмотров: 201.