Степень оценки остроты алкогольных проблем молодежи и подростков
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы социальной диагностики, профилактики и адаптации.............................................................................................................5

1.1. Понятие социальной диагностики, профилактики и адаптации..............5

1.2. Принципы социальной профилактики и ее методы................................10

1.3. Этапы профилактики в социальной работе и методы профилактики....12

1.4. Социальная адаптация – сложный механизм социализации личности..15

Глава 2. Состояние профилактики алкогольной зависимости среди молодежи и подростков г. Ульяновска...............................................................................18

2.1. Потребление алкоголя подростками г. Ульяновска.................................18

2.2. Потребность молодых людей в профилактике алкогольной зависимости.........................................................................................................24

2.3. Занятость подростков в свободное время как фактор профилактики алкогольной зависимости...................................................................................29

Степень оценки остроты алкогольных проблем молодежи и подростков

г. Ульяновска.......................................................................................................32

Заключение

Список литературы

Приложения



Введение

Масштабы и темпы распространения алкоголизма в стране таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье подростков. Это в ближайшей перспективе может привести к социальной нестабильности российского общества. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, потребление алкоголя составляет свыше 8 литров на душу населения в год и ведет к изменению генофонда нации, так как детей с психическими и физическими отклонениями от нормы при таком положении рождается больше, чем здоровых.

Особенно тревожным фактором является раннее приобщение и быстрое привыкание к спиртному детей и подростков.   Распространение алкоголизма в молодежной среде является одной из самых тревожных %и опасных социальных проблем нашего времени. По статистическим данным, до 80 взрослых, больных алкоголизмом, начали злоупотреблять алкоголем именно в подростковом возрасте. Эта возрастная категория детей и составляет группу риска. Алкоголизм у детей развивается намного быстрее, чем у взрослых, и по своим последствиям он гораздо тяжелее.

Неконтролируемый рост употребления алкогольных напитков, обусловленный, прежде всего, отсутствием системы пропагандистской деятельности со стороны государства против употребления спиртных напитков, выдвигает на первый план проблему профилактики алкоголизма среди детей. Решить проблему алкоголизации подростков только с помощью запретительных, медицинских и юридических ограничений невозможно.   Основные усилия должны быть сосредоточены на формировании «внутренних» ограничителей, то есть на воспитании личностной устойчивости к алкогольному соблазну. Это обуславливает необходимость применения социально-педагогических подходов в профилактике алкоголизма, и, тем самым, подчеркивает актуальность данной темы исследования.

В настоящее время специалисты по разработке программ профилактики злоупотребления спиртными напитками учитывают, что программа должна отвечать определенным требованиям, а именно, она всегда должна осуществляться в форме постановки и решения конкретных, последовательных экономических, финансовых, медицинских, образовательных, психологических и иных целостных взаимосвязанных задач, а не только в виде изолированных идеологического характера действий (отдельных лекций, семинаров, тренингов, конкурсов, акций, опросов и т.п.).

Программы профилактики особенно в образовательных и внешкольных учреждениях, предназначены для усиления «защитных факторов» и ослабления известных по мониторингу алкогольной ситуации в городе «факторов риска». Программа профилактики злоупотребления алкоголем должна быть направлена на формирование у личности навыков сопротивления алкогольному соблазну. Она предполагает увеличение социально-психологической компетентности личности в межличностных отношениях, формирование самодостаточности, самоактуализации и твердости в сопротивлении давлению окружающих по употреблению спиртных напитков. Параллельно с этим программа профилактики должна расширять знания о последствиях употребления алкоголя с укреплением в сознании личности негативного отношения к нему.

Цель работы – выявить и обосновать методику проведения социальной профилактики алкоголизма в подростковой среде.

Задачи:

- установить роль и место социальной профилактики алкоголизма для молодежи и подростков г. Ульяновска;

- раскрыть содержание объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на трансформацию подросткового алкоголизма в аспекте социальной работы;

- обосновать необходимые принципы и методы эффективной социальной профилактики подростков г. Ульяновска.

Объект исследования – молодежь и подростки г. Ульяновска.

Предмет исследования – подростковый алкоголизм в контексте социальной профилактики.



Заключение

В настоящее время в г. Ульяновске уже накоплен значительный объём знаний о том, что надо делать для предупреждения и профилактики подросткового алкоголизма. Сегодня речь идёт о массовом внедрении разработанных технологий. Учитывая, что на уровне общества основное внимание сосредоточено на борьбе с незаконным оборотом алкоголя, очень важно сосредоточить ресурсы области, города, предприятия, ВУЗа, школы на конкретных видах профилактики. В регионе имеются все необходимые условия для создания и внедрения социальных технологий профилактики алкоголизма среди молодёжи и подростков.

В сравнении с предыдущими годами больший процент ульяновской молодёжи стал употреблять алкоголь. Среди юношей меньшее количество, чем среди девушек употребляет алкоголь, но более регулярно.

Молодёжь и подростки разного пола руководствуется при реализации аддиктивного поведения в отношении алкоголя различными паттернами употребления. В целом девушкам более свойственно останавливаться на этапе проб или эпизодическом потреблении, а юношам более свойственно регулярное потребление алкоголя. Выявлена общая закономерность — чем старше респонденты, тем больший их процент, с большей частотой и регулярностью употребляет спиртные напитки.

В последние годы значительно уменьшилось среднее количество потребляемого пива и крепких напитков и увеличилось количество потребляемого сухого вина и шампанского. Обращает на себя внимание довольно высокое количество потребляемых молодёжью слабоалкогольных коктейлей. Девушки потребляют больше вина и слабоалкогольных коктейлей, а юноши — больше пива и крепких спиртных напитков (коньяк, водка).

За последние годы структура алкогольной мотивации не претерпела никаких изменений. Уменьшилась степень выраженности алкогольной мотивации. Наиболее выражены среди ульяновской молодёжи традиционные и субмиссивные мотивы (мотивы, обусловленные питейными обычаями и подчинением групповому давлению) и психологические мотивы — гедонистические (стремление к удовольствию) и гиперактивации поведения (повышение активности и самочувствия).

За последние годы мы можем наблюдать возрастание субъективной оценки остроты проблемы алкоголизма и алкоголизма, причём проблема алкоголизма оценивается как более серьёзная, чем проблема алкоголизма, несмотря на его несоизмеримо большие масштабы распространения.

Полученные данные об отношении учащейся молодёжи к профилактике алкоголизма позволяют сделать ряд выводов и рекомендаций.

1. Подростки, осознавая опасность алкоголизма для здоровья людей, выступают за систематическое проведение бесед и консультаций по данной проблеме со всеми категориями учащейся молодёжи.

2. Молодые люди испытывают потребность в профессиональных консультациях о причинах и социальных последствиях потребления алкоголя. В этой связи необходимо изучить вопрос о введении при УВД Ульяновской области, наркологических центрах штатной единицы по связи с общественностью за счёт местного бюджета.

3. На заседании Ульяновской городской Думы и Законодательного собрания Ульяновской области необходимо рассмотреть вопрос о восстановлении деятельности Координационного совета по вопросам профилактики и предупреждению распространения наркотизма, алкоголизма, токсикомании и СПИДа среди населения города.

4. При Координационном совете необходимо организовать проведение постоянно действующего мониторинга по оценке эффективности разрабатываемых и действующих программ по профилактике молодежной и подростковой наркотической и алкогольной зависимости, токсикомании и СПИДа в г. Ульяновске.

 

Список использованной литературы

1. Антология социальной работы. - М.: Сварогъ-НВФ, 2004. – с. 111.

2. Белогуров С.Б. Популярно об алкоголе и алкоголиках. – С-Пб, 2005. – с. 56-58.

3. Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Психология раннего алкоголизма. - Самара, 2005. – с. 68.

4. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. – М, 2004. – с. 113.

5. Вишневский Ю.Р., Шанко В.Т. Социология молодежи. – С-Пб, 2005. – 311с.

6. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. – М, 2004. – с. 86.

7. Деватко И. Ф. Диагностическая процедура в социологии: очерк истории и теории. - М, 2004. – с. 97.

8. Дерюгин В.И. Специальные методы социально-профилактического воздействия и влияния на людей. 3-е изд. - Челябинск, 2005. – с. 316.

9. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы. – М, 2004. – с. 56.

7. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия.- С-Пб.: Питер Ком, 2005. – с. 97.

8. Методика социально-психологической диагностики и группы// под ред. проф. Преображенского И.Д. - М, 2005. – с. 122-125.

9. Муздыбаев К. И. Психология ответственности. - М, 2003. – с. 64.

10. Молодежь и становление новой России/ Б.А. Ручкин// - М.: СОЦИС, 2004. - №5.

11. Молодежь как стратегический ресурс развития российского общества/Б.А. Ручкин, В.Л.Родионов, А.В. Пыжиков// - М.: Социально-гуманитарные знания, 2005. - №1.

12. Основы социальной работы. Под ред. П.Д. Павленка. – М.: Инфра-М, 2004 – с. 143.

13. Подросток на перекрестке эпох. Под ред. Кривцовой С.В..- М.: Генезис, 2004. – с. 46.

14. Попов В.Т., Холостова Е.И. Социальная политика и социальная работа. - М.: Социально- технологический институт, 2005. – с. 17.

15. Проблема занятости выпускников учебных заведений/ В.С. Шувалов, О.В. Шиняева // - М.: СОЦИС, 2005. - №1.

16. Социальная педагогика: курс лекций; учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под редакцией Ф.А. Мустаевой. - М.: Академический проект, 2005. – с. 67.

17. Суслова В. Социальная диагностика: методы и способы ее осуществления. - М, 2003. – с. 87.

18. Социальная профилактика правонарушений: советы, рекомендации// под ред. Перишова Д.А. - М, 2005. – с. 145.

19. Студенчество начала ХХ века как объект социально-биографического анализа/ Т.Э. Петрова// - М.: СОЦИС, 2005. - №3

20. Социология молодежи. Учебник/Отв. ред. В.Т.Лисовский. - С-Пб: Издательство С.-Пбургского университета, 2005. – с. 78.



Приложения

Приложение 1

Результаты социологического опроса

Приложение 2

Вспомните события последних 7 дней. Сколько спиртных напитков разных видов Вы употребили?

1. Начнём с пива. Сделайте отметку на шкале, которая бы соответствовала количеству выпитых бутылок 0,5 л за последние 7 дней (ответы представлены в процентах)

3,5 46,1 6,7 10,9 9,3 7,3 4,7 2,6 2,3 1,7 0,7 0,5 1,3 0,2 0,7 0,2

 

0 1/2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

2. Теперь слабоалкогольные коктейли и другие напитки этого типа (лонгер, Submarine, Shake и т. п.). Шкала точно такая же, как и в предыдущем случае, но бутылка ёмкостью 0,33 л. (ответы представлены в процентах)

6,4 71 4,1 6,8 5,6 2,4 1,1 1,1 0,3 0,3 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1

 

0 0,5 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
                               

3. Теперь сухое вино, шампанское. Шкала в миллилитрах/граммах (ответы представлены в процентах)

66,6 4,9 4,3 2,9 4,2 1,7 2,5 0,9 1,1 0,3 1,7 0,1 0,2 0,1 0,3 0,3

 

0 50 100 150 200 250 300 350 400 450 500 550 600 650 700 750

 

0,4 0,1 0,8 0,1 0,1 0,1 0,2 0,1

 

800 850 900 950 1 литр 1100 1200 1300 1400 1500 1750 2 литра 2250 2500 2750 3 литра

4. Креплёное вино (ответы представлены в процентах)

81,1 2,5 1,9 1,1 1 0,9 0,5 0,2 0,7 0,7 0,1 0,1 0,2 0,1 0,1

 

0 50 100 150 200 250 300 350 400 450 500 550 600 650 700 750

 

0,3 0,3 0,1 0,1 0,1

 

800 850 900 950 1 литр 1100 1200 1300 1400 1500 1750 2 литра 2250 2500 2750 3 литра

5. Водка, коньяк, самогон и т. п. (ответы представлены в процентах)

72,1 4,7 2,9 2,2 2,4 1,7 1,7 1,2 0,8 0,1 1,3 0,0 0,3 0,1 0,0 0,3

 

0 50 100 150 200 250 300 350 400 450 500 550 600 650 700 750

 

0,3 0,7 0,1 0,1 0,1 0,1 0,1 0,3

 

800 850 900 950 1 литр 1100 1200 1300 1400 1500 1750 2 литра 2250 2500 2750 3 литра

Приложение 3

1. Как часто разные обстоятельства побуждают Вас к употреблению спиртных напитков? (ответы представлены в процентах)

    Постоянно Довольно часто Время от времени Довольно редко Никогда Затрудняюсь ответить
 1 Приглашение друзей, «давление» группы, других людей 2,6 8,9 24,5 27,2 31,8 4,9
2 Обычаи и традиции, связанные с застольем, праздниками, свадьбами, похоронами и т. п. 10 16,2 32,8 26,5 11,1 3,5
3 Рабочая обстановка, стремление облегчить деловые контакты, обмыть сделку и т. п. 2,2 3,5 9,4 22,9 53,3 8,7
4 Желание получить удовольствие. 2,6 6,8 16,7 22,2 46 5,7
5 Желание повысить свою активность и интерес к жизни 2,2 2,9 8,8 13,5 66,9 5,7
6 Желание отвлечься, забыться, сбросить стресс 3 6 15,1 24,8 46,9 4,1
7 Сильное желание напиться, тяга к алкоголю 1,3 0,6 2 8,1 84,4 3,8
8 Желание похмелиться, восстановить самочувствие 1,4 0,6 2,6 6,4 85,1 4
9 Желание пить безостановочно назло и во вред себе и другим, нет сил остановиться 1,1 0,3 0,3 1,6 93,2 3,5

Ваш пол?

Муж. Жен.
46,1% 53,9%

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы социальной диагностики, профилактики и адаптации.............................................................................................................5

1.1. Понятие социальной диагностики, профилактики и адаптации..............5

1.2. Принципы социальной профилактики и ее методы................................10

1.3. Этапы профилактики в социальной работе и методы профилактики....12

1.4. Социальная адаптация – сложный механизм социализации личности..15

Глава 2. Состояние профилактики алкогольной зависимости среди молодежи и подростков г. Ульяновска...............................................................................18

2.1. Потребление алкоголя подростками г. Ульяновска.................................18

2.2. Потребность молодых людей в профилактике алкогольной зависимости.........................................................................................................24

2.3. Занятость подростков в свободное время как фактор профилактики алкогольной зависимости...................................................................................29

Степень оценки остроты алкогольных проблем молодежи и подростков

г. Ульяновска.......................................................................................................32

Заключение

Список литературы

Приложения



Введение

Масштабы и темпы распространения алкоголизма в стране таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье подростков. Это в ближайшей перспективе может привести к социальной нестабильности российского общества. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, потребление алкоголя составляет свыше 8 литров на душу населения в год и ведет к изменению генофонда нации, так как детей с психическими и физическими отклонениями от нормы при таком положении рождается больше, чем здоровых.

Особенно тревожным фактором является раннее приобщение и быстрое привыкание к спиртному детей и подростков.   Распространение алкоголизма в молодежной среде является одной из самых тревожных %и опасных социальных проблем нашего времени. По статистическим данным, до 80 взрослых, больных алкоголизмом, начали злоупотреблять алкоголем именно в подростковом возрасте. Эта возрастная категория детей и составляет группу риска. Алкоголизм у детей развивается намного быстрее, чем у взрослых, и по своим последствиям он гораздо тяжелее.

Неконтролируемый рост употребления алкогольных напитков, обусловленный, прежде всего, отсутствием системы пропагандистской деятельности со стороны государства против употребления спиртных напитков, выдвигает на первый план проблему профилактики алкоголизма среди детей. Решить проблему алкоголизации подростков только с помощью запретительных, медицинских и юридических ограничений невозможно.   Основные усилия должны быть сосредоточены на формировании «внутренних» ограничителей, то есть на воспитании личностной устойчивости к алкогольному соблазну. Это обуславливает необходимость применения социально-педагогических подходов в профилактике алкоголизма, и, тем самым, подчеркивает актуальность данной темы исследования.

В настоящее время специалисты по разработке программ профилактики злоупотребления спиртными напитками учитывают, что программа должна отвечать определенным требованиям, а именно, она всегда должна осуществляться в форме постановки и решения конкретных, последовательных экономических, финансовых, медицинских, образовательных, психологических и иных целостных взаимосвязанных задач, а не только в виде изолированных идеологического характера действий (отдельных лекций, семинаров, тренингов, конкурсов, акций, опросов и т.п.).

Программы профилактики особенно в образовательных и внешкольных учреждениях, предназначены для усиления «защитных факторов» и ослабления известных по мониторингу алкогольной ситуации в городе «факторов риска». Программа профилактики злоупотребления алкоголем должна быть направлена на формирование у личности навыков сопротивления алкогольному соблазну. Она предполагает увеличение социально-психологической компетентности личности в межличностных отношениях, формирование самодостаточности, самоактуализации и твердости в сопротивлении давлению окружающих по употреблению спиртных напитков. Параллельно с этим программа профилактики должна расширять знания о последствиях употребления алкоголя с укреплением в сознании личности негативного отношения к нему.

Цель работы – выявить и обосновать методику проведения социальной профилактики алкоголизма в подростковой среде.

Задачи:

- установить роль и место социальной профилактики алкоголизма для молодежи и подростков г. Ульяновска;

- раскрыть содержание объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на трансформацию подросткового алкоголизма в аспекте социальной работы;

- обосновать необходимые принципы и методы эффективной социальной профилактики подростков г. Ульяновска.

Объект исследования – молодежь и подростки г. Ульяновска.

Предмет исследования – подростковый алкоголизм в контексте социальной профилактики.



Дата: 2019-05-29, просмотров: 146.