Введение
Предпринимательская деятельность на товарном рынке имеет две тенденции, характеризуется двумя способами достижения успеха, получения наибольшей прибыли. Первая тенденция проявляется в том, что предприниматели вступают в конкуренцию за рынок сбыта, заказы потребителей и поэтому стремятся улучшать качество продукции, расширять ассортимент, снижать издержки. Это становится движущей силой совершенствования производства, технического прогресса.
Вторая тенденция заключается в стремлении предпринимателей, поставщиков договориться между собой о взаимовыгодном разделе рынка, условиях продажи, уровне цен, подорвать позиции конкурентов, дискредитировать их и таким способом получить преимущество.
Первую тенденцию государство должно поддерживать, второй – противодействовать, проводя антимонопольную политику в интересах расширения масштабов конкурентной среды.
Эта тема актуальна, так как в России существуют экономические гиганты, которые прочно занимают монополистическое место в производстве. И рост таких монополий в России дает толчок для Российского государства развивать и усовершенствовать антимонопольную политику. Целью моей курсовой работы является изучение и рассмотрение различных форм монополий, а также методы борьбы и контроля над монополистическими объединениями. Задачи работы: изучить причины возникновения монополий, рассмотреть общие понятия монополий, сущность монополий, их виды, проследить динамику становления монополизма в России, изучить антимонопольную политику и рассмотреть наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики. Объектом исследования в моей работе, в целом, являются виды несовершенной конкуренции. А предметом более подробного рассмотрения – фирмы монополисты и методы государственного регулирования их деятельности.
Отношение общественности и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения роста научно-экономического потенциала. Дело в том, что вследствие существования ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет научно технического прогресса, так как нет конкуренции.
С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок. Не следует также забывать и того, что крупные монополистические объединения играют роль своеобразного «буфера», сдерживая падение производства и, следовательно, увеличения безработицы во время кризиса.
Но, учитывая двойственный характер монополистических объединений, правительства стран с развитой рыночной экономикой стараются все-таки противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.
Механизм рынка несовершенной конкуренции
Монополии в России. Российская антимонопольная политика
Современная антимонопольная политика
Структура и деятельность Федеральной Антимонопольной Службы России
Федеральная антимонопольная служба (ФАС[8]) России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.
Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.[9]
Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России №314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г. ФАС России – федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации.
Руководитель ФАС России – Игорь Юрьевич Артемьев.
Функции по реализации основных направлений деятельности ФАС России возложены на заместителей руководителя службы:
А.Ю. Цариковский (статс-секретарь – заместитель руководителя службы): контроль за размещением госзаказа, борьба с картелями, контроль на рынке ЖКХ, строительства и природных ресурсов.
А.Н. Голомолзин: контроль на рынках ТЭК, электроэнергетики, информационных технологий, транспорта и связи.
А.Б. Кашеваров: контроль социальной сферы и торговли, промышленности и оборонного комплекса, финансовых рынков и рекламы.
П.Т. Субботин: контроль органов власти и координация деятельности территориальных управлений ФАС России.
А.Г. Цыганов: контроль агропромышленного комплекса и химической промышленности, контроль иностранных инвестиций, международное экономическое сотрудничество.
Борьба против засилья монополий в нашей стране вступает в новую фазу. Минэкономразвития совместно с ФАС разработали Программу развития конкуренции, которая предусматривает введение в соответствующее законодательство уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
«Наша антимонопольная служба, по оценкам правительственных экспертов, страдает от перегруженности заявлениями и делами, лишь косвенно связанными с защитой конкуренции. Дело в том, что существующее законодательство, по сути, не проводит различий между неправомерным отказом, например, в подключении частного дома к электрическим сетям и картельным сговором, имеющим серьезные последствия для конкурентной среды и неопределенного круга потребителей. В зарубежной практике дела, не связанные с конкуренцией, как правило, рассматриваются судами либо отраслевыми регуляторами.
Чтобы преодолеть этот недостаток, разработчики Программы предлагают четко разграничить две категории нарушений антимонопольного законодательства: прямо связанные и косвенно связанные с ограничением конкуренции.
К первой категории относятся нарушения антимонопольного законодательства, которые прямо ограничивают или могут ограничить конкуренцию. Они наносят вред конкурентной среде отдельного рынка (или нескольких рынков) и затрагивают неопределенный круг лиц, ведущих на них хозяйственную деятельность»[10].
Таким образом, анализируя деятельность исполнительных Федеральных антимонопольных органов России, специалистам приходится отмечать её «невнятность», практическое отсутствие.
Заключение
В процессе данной работы нам удалось определить, что:
Монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален, велики барьеры вступления в отрасль.
Главной целью монополиста является получение максимальной прибыли, для чего он чаще всего использует положительный эффект масштаба.
Существует много классификаций монополии, но в данной работе внимание акцентировалось на делении на естественные и искусственные монополии.
Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений.
Прямое дробление монополий на мелкие предприятия ввиду объективных причин не лучший способ борьбы с монополией, тем более естественной.
Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле над ценообразованием на естественно-монопольные товары и / или за объемом их производства.
В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся.
Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно: либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы, либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами;
При определении степени концентрации в той или иной отрасли государство обычно ориентируется на три показателя деятельности крупнейших компаний: размеры оборота, число занятых и величину капитала. Наиболее важным из них с точки зрения политики является доля оборота фирмы на конкретном рынке, поскольку именно она показывает, какую часть общего предложения товара концентрирует данная фирма.
Переплетение ведущей фирмы с конкурентами чаще всего реализуется в трех формах: создании картеля, системе участий, личной унии.
Реализация положений антимонопольного законодательства за рубежом осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. В последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в судах.
Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации в России: прямое разделение монопольных структур, иностранная конкуренция, создание новых предприятий.
Основными законами, регулирующими монополии, являются закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и закон «О естественных монополиях».
В данной курсовой работе мы рассмотрели основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики. Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное законодательство и антимонопольную политику России как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Бесспорно, в некоторых случаях существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.
Есть еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений – не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий – губительный. Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.
Подводя итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим – оптимальные цены на товары и услуги.
Опыт западных стран в антимонопольном законодательстве велик и разнообразен. Возникновение подобного законодательства обусловлено историческими причинами. В силу особенностей развития экономики различных стран сложились разные системы антимонопольного регулирования.
В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком.
Список используемой литературы
1. Закон РСФСР от 22.03.1991 г. №948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями от 02.02.2006)2. Федеральный закон от 26.07.2006 г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» (в редакции от 8.11.2008)3. Реестры хоз. Субъектов (от 27.09.2010)4. Государственное регулирование экономики: учебное пособие для вузов: под ред. проф. Морозовой Т.Г. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 20035. Борисов Е.Ф. Основы экономики. – 2-е изд. – Дрофа, 20086. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: учебник. – 6-е изд. – М.: ИНФРА-М, 20087. Учебник по основам экономической теории: под ред. Камаева В.Д. – М.: Владос, 19998. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Норма, 20059. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики. – М., 200110. Курс экономической теории: учебник: под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселёвой Е.А. – 6-е изд. – Киров: АСА, 200911. Д. Титов «Маятник борьбы за конкуренцию» // Экономика и жизнь №08, 200912. Д. Титов «Кто мешает конкуренции» // Экономика и жизнь №32, 201013. www.cepa.newschool.edu/het14. www.fas.gov.ru15. www.libertarium.ru[1] См. приложение 1
[2] См. приложение 2
[3] Д. Титов «Кто мешает конкуренции»// Экономика и жизнь, №32, 2010
[4] Реестры хоз. Субъектов от 27.09.2010, в % указаны доли хоз. субъекта на рынке
[5] Там же
[6] http://www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news_31060.html
[7] Д. Титов «Кто мешает конкуренции»// Экономика и жизнь, №32, 2010
[8] См. приложение 3
[9] См. Приложение 4
[10] Д. Титов «Маятник борьбы за конкуренцию»// Экономика и жизнь №8, 2009
Введение
Предпринимательская деятельность на товарном рынке имеет две тенденции, характеризуется двумя способами достижения успеха, получения наибольшей прибыли. Первая тенденция проявляется в том, что предприниматели вступают в конкуренцию за рынок сбыта, заказы потребителей и поэтому стремятся улучшать качество продукции, расширять ассортимент, снижать издержки. Это становится движущей силой совершенствования производства, технического прогресса.
Вторая тенденция заключается в стремлении предпринимателей, поставщиков договориться между собой о взаимовыгодном разделе рынка, условиях продажи, уровне цен, подорвать позиции конкурентов, дискредитировать их и таким способом получить преимущество.
Первую тенденцию государство должно поддерживать, второй – противодействовать, проводя антимонопольную политику в интересах расширения масштабов конкурентной среды.
Эта тема актуальна, так как в России существуют экономические гиганты, которые прочно занимают монополистическое место в производстве. И рост таких монополий в России дает толчок для Российского государства развивать и усовершенствовать антимонопольную политику. Целью моей курсовой работы является изучение и рассмотрение различных форм монополий, а также методы борьбы и контроля над монополистическими объединениями. Задачи работы: изучить причины возникновения монополий, рассмотреть общие понятия монополий, сущность монополий, их виды, проследить динамику становления монополизма в России, изучить антимонопольную политику и рассмотреть наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики. Объектом исследования в моей работе, в целом, являются виды несовершенной конкуренции. А предметом более подробного рассмотрения – фирмы монополисты и методы государственного регулирования их деятельности.
Отношение общественности и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения роста научно-экономического потенциала. Дело в том, что вследствие существования ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет научно технического прогресса, так как нет конкуренции.
С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок. Не следует также забывать и того, что крупные монополистические объединения играют роль своеобразного «буфера», сдерживая падение производства и, следовательно, увеличения безработицы во время кризиса.
Но, учитывая двойственный характер монополистических объединений, правительства стран с развитой рыночной экономикой стараются все-таки противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.
Механизм рынка несовершенной конкуренции
Дата: 2019-05-29, просмотров: 195.