Для повышения качества торгового обслуживания существенное значение имеет использование разнообразных услуг.
Услуга в нашу торговлю входила медленно, даже болезненно. В первые годы считалось, что предприятию необходимо реализовать товар и получить за него деньги. Всё остальное забота самого покупателя.
Сегодня характер и количество предоставляемых услуг характеризует уровень культуры торгового обслуживания.
Торговые предприятия оказывают потребительские услуги. Их сущность заключается в удовлетворении потребностей покупателей, в разнообразных видах услуг , связанных с жизнедеятельностью человека.
Торговые услуги – это не только удобства, но и экономия времени покупателей.
В крупном универмаге покупателю предоставляется до пятидесяти различных услуг. Специалисты могут дать консультацию о правилах и порядке пользования технически сложными товарами, продемонстрировать новинки в действии.
Услуга рождалась в нашей стране в торговле стихийно. Администрация каждого магазина самостоятельно решала, сколько видов услуг предоставить покупателю, каков должен быть их объем.
Любая торговая услуга должна быть удобной для покупателей и прибыльной для тех, кто ее оказывает. Только тогда она получит массовое распространение. Преставление широкого круга качественных услуг в магазинах способствует росту товарооборачиваемости, а, следовательно, положительно влияет на прибыльность предприятий. Безусловно, набор и качество услуг зависят от типа специализации, месторасположения магазина, условий для оказания качественных услуг, квалификации работников [30,с.109].
Повышение культуры торговли путем интенсивного развития торговых услуг на потребительском рынке способствует решению двуединой задачи: с одной стороны: повышает роль торговых предприятий в удовлетворении запросов населения, а с другой – укрепление экономики страны на основе расширения возможности привлечения в оборот денежных средств населения и повышения эффективности товарно-денежных отношений на потребительском рынке.
В рыночных условиях развитие всех видов услуг должно быть выгодно предпринимателям и удобно для потребителей. При этом все виды услуг, способствующих росту товарооборота. Оборачиваемости, доходности, получают соответствующее развитие при росте доходов населения. В настоящее время большинство населения отличается низкой покупательской способностью, поэтому даже часть традиционных услуг не находит применения в торговле [30, с.65]. Вместе с тем эта сфера деятельности начала активизироваться в магазинах и на предприятиях питания, обслуживающих в основном население с высокими доходами. Появились услуги, ранее не известные нашему потребителю, например: прием по телефону заказов на доставку продуктов и горячих закусок в любое время.
Прогрессивные явления в торговле « вызванные к жизни активизацией рыночных процессов, ростом требований покупателей к культуре и качеству обслуживания, становятся все более заметными. Необходимо возрождать как известные в торговле услуги, так и шире распространять ранее не известные в отечественной практике.
Из всего вышесказанного необходимо сделать вывод о том, что основной задачей торгового обслуживания – высокое качество функционирования торговли по возможно более полному удовлетворению спроса покупателей на необходимые им товары при высокой культуре обслуживания [14,с.10].
Таким образом, высокая культура торгового обслуживания способствует увеличению товарооборачиваемости, выполнению плана товарооборота, снижению издержек обращения, увеличению суммы валового дохода, повышению прибыли торговых предприятий.
Новые экономические условия, связанные с развитием рыночных отношений, расширение границ информационного пространства, повышение культурного уровня и запросов потребителей, компьютеризация технологических и управленческих процессов обусловили необходимость усиления требований к деятельности всех субъектов рынка, в том числе - розничных торговых предприятий. Это явилось основой введения новых государственных стандартов для торговли, что привело к структурным преобразованиям в сфере розничной торговли, способствовало модернизации материально-технической базы, вызвало необходимость проведения качественных преобразований в обслуживании, создающих условия для наиболее полного удовлетворения покупательского спроса. В современных условиях торговое обслуживание следует рассматривать как системную структуру, позволяющую обеспечить высокую культуру в отношениях с покупателями, более полно реализовать профессиональные качества персонала, применять современные технологии и информационное воздействие в процессе продажи и способствующую значительному повышению конкурентоспособности розничного торгового предприятия. Процесс углубления рыночных преобразований в розничной торговле требует создания качественно новой, конкурентоспособной системы торгового обслуживания. В этой связи возрастает значение теории и методологии системы торгового обслуживания, способов адаптации ее к условиям рынка, определение особенностей и взаимосвязи элементов, составляющих систему. Учитывая позитивные изменения в розничной торговле и высокую конкуренцию, возникает потребность в разработке методики оценки конкурентоспособности системы торгового обслуживания и качества оказания услуг.
Услуга торговли - это результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров. Согласно ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования» услуги разделены на две группы: основную - реализацию товаров в соответствии с безопасностью совершения покупки, предполагающая формирование ассортимента, приемку товаров, обеспечение хранения, предпродажную подготовку, выкладку товаров, предложение товаров покупателю, расчет с покупателем, отпуск товара, и дополнительную - оказание помощи покупателю в совершении покупки, информационно-консультативные услуги, создание удобств покупателю. Такое разделение появилось не случайно. В связи с изменяющейся конкурентной обстановкой возник принципиально новый подход к оказанию услуг розничными торговыми предприятиями. Организация всего технологического процесса в торговом предприятии, нацеленная на покупателя, есть ее основная услуга (по П. Эйглие и Е. Лангеарду, невидимая для потребителя часть, или внутренняя система организации). А дополнительные услуги дают возможность магазину выглядеть более привлекательно, чем его конкуренты.
Особенности, свойственные услугам розничной торговли как специфическому товару:
- услуги розничной торговли имеют две составные части: основную, скрытую от покупателя и, в то же время являющуюся базовой, и дополнительную, открытую, зависимую от покупателя;
- покупатель оказывает прямое и активное воздействие на предложение услуг и процесс оказания услуги;
- виды, разновидности услуг находятся в зависимости от материального обеспечения покупателей: увеличение доходов покупателей требует расширения услуг;
- уникальность услуг для покупателя, то есть каждая услуга отличается от последующей своими параметрами, сроками, качеством и др.;
- несоразмерность количества обслуживаемых покупателей и контингента обслуживаемого персонала (продавцов);
- наличие обязательного условия - материальной ответственности продавцов, что является определенной психологической особенностью в работе персонала;
- необходимое условие в процессе реализации услуги - общение с покупателем;
- ответственность, с одной стороны, за продажу качественных товаров (удержать заявленное качество товаров) и услуг, с другой - за организацию розничной торговли.
Функцией современного торгового предприятия стала реализация товара, под которой понимаются не только основные, но и дополнительные услуги, то есть фактически сложилась система торгового обслуживания с определенным уровнем конкурентоспособности.
В современных условиях в острой конкурентной борьбе на рынке потребительских услуг будет успешно именно то предприятие, которое создаст условия для оказания качественной услуги. Под качеством услуг следует понимать совокупность полезных свойств услуг, способных наиболее полно удовлетворить запросы покупателей. Основываясь на известных принципах, можно предположить, что обеспечение способности оказания качественных услуг розничным торговым предприятием должно строиться на следующих из них:
- обязательности предложения услуг как сравнимого с конкурентами минимально допустимого уровня обслуживания;
- свободном выборе потребителем формы и способов обслуживания, так как обязательность предложения услуг потребителям вовсе не предполагает обязательность их потребления;
- эластичности, гибкости услуг, что означает предложение услуг, меняющихся с учетом потребностей клиентов, и нацеленность их на конкретного потребителя;
- удобстве потребления услуг;
- технико-технологической адаптивности услуг (уровень техники и технологии производства услуг должен быть адекватен производственному уровню);
- информативности услуг, то есть персонал, взаимодействующий с потребителями, собирает и накапливает информацию об их предпочтениях;
- разумной ценовой политики. Погоня за прибылью и высокие цены на услуги могут отпугнуть потенциального покупателя;
- соответствии продаваемых товаров предлагаемым услугам. Это означает, что предложение на рынке хорошо известных и новых товаров должно сопровождаться соответствующим пакетом услуг;
- проведении сертификации услуг торгового предприятия в целях улучшения позиций предприятия на рынке, повышения конкурентоспособности предприятия за счет высокого качества торговых услуг.
Остановимся на характеристике понятий «торговое обслуживание» и «система торгового обслуживания». Обслуживание - это элемент, который «индуцирует спрос на материальные блага» и способствует увеличению прибыли и рентабельности предприятия. По определению ГОСТ Р 51303-99, торговое обслуживание - это деятельность продавца при непосредственном взаимодействии с покупателем, направленная на удовлетворение потребностей покупателя в процессе приобретения товара или услуги. Деятельность включает в себя цель, средства, сам процесс и результат. Конечная цель деятельности продавца — удовлетворение спроса покупателей. Для достижения этой цели необходим выбор способов и средств её выполнения.
2.Организационно – экономическая характеристика ООО “Аннушка”
2.1 Организационная характеристика ООО “Аннушка”
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью «Аннушка». ООО «Аннушка» учреждено на основании Федерального закона “Об Обществах с ограниченной ответственностью” от 08.02.98г. №14-ФЗ и в соответствии с Решением Учредителя Общества от 25.01.2001г.
ООО «Аннушка» находится в городе Красноярске, ул. Чернышева 2. Оно имеет в собственности обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. ООО «Аннушка» имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законами.
Общество с ограниченной ответственностью «Аннушка» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс.
Для обеспечения своей деятельности ООО «Аннушка» за счет вклада участника (физического лица – гражданина РФ) образует уставный капитал в размере 120 тысяч рублей. Уставный капитал общества составляется из стоимости вклада его Участника и не может быть меньше размера, предусмотренного ФЗ «Об общества с ограниченной ответственностью». Его уставный капитал определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов. Увеличение уставного капитала общества может осуществляться за счет имущества, дополнительных вкладов участника, а также за счет вкладов третьих лиц, принимаемых в общество. Увеличение уставного капитала общества за счет его имущества осуществляется по решению участника общества. Уменьшение уставного капитала общества может осуществляться путем уменьшения номинальной стоимости доли участника в уставном капитале и погашения долей, принадлежащих обществу.
ООО «Аннушка» вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решение о распределении своей чистой прибыли. Решение об определении части прибыли общества, принимается участником.
ООО «Аннушка» осуществляет реализацию продовольственных продуктов питания в городе Красноярске улица Чернышева 2.
Общая площадь магазин составляет 102 квадратных метра, из них 52 - это площадь торгового зала, остальное пространство занимают складские и подсобные помещения.
Магазин OOO «Аннушка» по типу здания является встроенно-пристроенным, т.е. одна часть помещений (административно-бытовые) расположена на первом этаже жилого дома, а другая часть (торговый зал) вынесена за пределы габаритов дома в виде пристроенного унифицированного блока. Это здание отвечает всем необходимым требованиям, а именно: архитектурно-строительным, экономическим, технологическим, санитарно-гигиеническим.
Магазин имеет зону для парковки индивидуального транспорта. Все зоны хорошо благоустроены и создают благоприятные санитарно-гигиенические и комфортные условия для покупателей.
Интерьер торгового зала оформлен просто и лаконично и подчиняется своему основному назначению – выделить товар и подчеркнуть его потребительские свойства для удобства покупателей.
Основными целями деятельности ООО «Аннушка» является получения прибыли путем реализации продуктов питания .
Кроме главных целей ООО «Аннушка» есть еще и сопутствующие. Это — получение наибольших доходов и (или) расширение предприятия.
Организационная структура ООО «Аннушка» представляет собой следующий рисунок:
Рис 2. Организационная структура ООО «Аннушка»
Численность работников и структура штата магазина зависят от типа предприятия и размера его торговой площади, объема, условий и режима работы, методов продажи товаров, количества рабочих мест и других показателей, влияющих на трудоемкость выполняемых работ.
В связи с этим важное значение имеет рациональное разделение труда работников магазина. Оно предусматривает наиболее целесообразную расстановку работников для выполнения торгово-технологических операций, четкое определение функциональных обязанностей каждого работника. Основными формами разделения труда в магазине являются: функциональное, товарно-отраслевое и квалификационное.
Функциональное разделение предполагает обособление отдельных функций и выделение работников для их выполнения. С учетом этого признака весь персонал розничного торгового предприятия подразделяется на три категории: управленческий, основной или торгово-оперативный, и вспомогательный.
Управленческий персонал состоит из работников, обеспечивающих управление торгово-технологическим и трудовым процессом. Сюда входят руководящие, инженерно-технические работники и служащие — директор (заведующий), заместитель директора (заведующего), администратор, товароведы, заведующие секциями, старший бухгалтер, бухгалтеры, кассир и т. д.
Общее руководство магазином осуществляет директор (заведующий), он же руководит планово-экономической работой, занимается подбором кадров и организует повышение их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику безопасности и пожарную безопасность. Ему же подчинены службы, занимающиеся вопросами труда и заработной платы, бухгалтерского учета и финансов.
Заместитель директора (заведующего) магазином руководит коммерческой деятельностью, в его ведении находятся вопросы организации технологических операций и хозяйственного обслуживания.
Бухгалтерский аппарат принимает от материально ответственных лиц товарно-денежные отчеты, проверяет и обрабатывает их, учитывает денежные средства и кредиты банков, а также выполняет другие бухгалтерские операции.
Администратор следит за состоянием выкладки товаров и рекламного оформления торгового зала, за соблюдением правил торговли, принимает решения по претензиям покупателей и т. д.
Заведующие товарными отделами (секциями) организуют работу своих отделов (секций), следят за поддержанием товарных запасов на определенном уровне, составляют заявки на завоз товаров, принимают товары по количеству и качеству, обеспечивают сохранность товарно-материальных ценностей, выполняют другие функции, связанные с работой отделов (секций).
Основной (торгово-оперативный) персонал — это продавцы, контролеры-кассиры, контролеры, кассиры, т. е. работники, занятые обслуживанием покупателей в торговом зале.
В обязанности продавцов входит подготовка и уборка рабочего места (получение упаковочного материала, проверка работоспособности торгового оборудования и инвентаря, пополнение рабочих товарных запасов, уборка тары, поддержание надлежащего санитарного состояния), подготовка товаров к продаже, обслуживание покупателей, учет неудовлетворенного спроса и т. д.
Контролер-кассир готовит рабочее место к выполнению расчетных операций (проверяет исправность контрольно-кассовой машины, записывает показания счетчиков, получает разменную монету и т. д.), выполняет расчетные операции с покупателями, осуществляет сдачу выручки и т. д.
Вспомогательный персонал обеспечивает обслуживание основного персонала, а также поддерживает магазин в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии. В эту категорию входят рабочие, младший обслуживающий персонал (уборщицы), фасовщики, электромонтеры, техники и т. д.
Товарно-отраслевое разделение позволяет работникам магазина специализироваться на продаже отдельных или нескольких товарных групп. Это способствует более глубокому изучению ассортимента товаров, более квалифицированному и производительному обслуживанию покупателей.
Разделение труда по квалификационному признаку основывается на распределении обязанностей работников магазина в соответствии с их квалификацией. Соотношение количества продавцов различной квалификации в розничном торговом предприятии зависит от ассортимента реализуемых товаров. Так, чем большую долю в товарообороте занимают сложные по характеру отпуска товары, тем большее число продавцов высокой квалификации должно быть в штате магазина.
К факторам повышения эффективности труда работников розничных торговых предприятий относится нормирование, которое позволяет установить рациональную численность и структуру штата работников.
Рациональная организация труда работников магазина не возможна без нормирования затрат времени на выполнение торгово-технологических операций. Рабочий день работников магазина складывается из времени работы и перерывов. Время работы затрачивается на выполнение подготовительно-заключительных, основных и вспомогательных операций.
На качество обслуживания покупателей существенное влияние оказывают квалификационный и общеобразовательный уровень работников магазина. Поэтому одним из направлений совершенствования организации труда в магазине является подготовка и повышение квалификации кадров. С повышением квалификации и общеобразовательного уровня работников розничных торговых предприятий растет производительность их труда и культура обслуживания покупателей, уменьшается уровень затрат труда в торговле.
В 2004 году среднесписочная численность работников ООО «Аннушка» составила 8 человек. Рассмотрим эффективность использования трудовых ресурсов ООО «Аннушка», а также размер и динамику оплаты труда работников.
Таблица 1- Производительность и оплата труда работников за период 2003-2005 года (тыс.руб.).
Показатели | 2003 | 2004 | 2005 | 2005 в % к 2003 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Среднесписочная численность работников, чел. | 6,0 | 8,0 | 9,0 | 150,0 |
Фонд заработной платы | 10,0 | 15,0 | 19,0 | 190,0 |
Выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) без НДС | 2669,0 | 8496,0 | 13120,0 | 4,9 раза |
Выручка, приходящаяся на 1 работника | 444,8 | 1062 | 1457,7 | 3,3 раза |
Среднемесячная оплата труда 1 работника | 1,6 | 1,9 | 2,1 | 131,3 |
Как видно из таблицы 1 численность работников ООО «Аннушка» на протяжении трёх лет постоянно увеличивается. Так по сравнению с 2003г. она возросла на 3 человек или на 50%. Причиной этому явилось появление новых рабочих мест. Наряду с этим отмечен рост как фонда заработной платы, так и среднемесячной оплаты труда работников. Среднемесячная заработная плата 1 работника общества в 2005 году составила 2,1 тыс. руб., что на 31,3% выше показателя 2003 г. Что касается производительности труда работников, то она также постоянно растет. Сумма выручки, приходящейся на 1 работника, возросла по сравнению с началом периода в 3,3 раза, тогда как общая сумма выручки от реализации увеличилась за этот же период в 4,9 раза. Это связано с тем, что темпы роста численности работников ниже темпов роста производительности труда.
Организация труда ООО «Аннушка» регламентируется Уставом, правилами внутреннего распорядка, Положением о службе персонала, контрактами сотрудников, Договором о материальной ответственности.
Решения, относящиеся к исключительной компетенции участника общества, принимаются единственным участником общества единолично и оформляются письменно.
Единоличный исполнительный орган общества (директор) назначается решением участника общества сроком на один год. Единоличный исполнительный орган общества может возглавлять и сам участник. В качестве единоличного исполнительного органа общества может выступать только физическое лицо.
ООО «Аннушка» организует бухгалтерский учет и представляет отчетность в порядке, установленном законодательными и правовыми актами РФ.
Бухгалтерский учет в ООО «Аннушка» осуществляется бухгалтерией, являющейся самостоятельным структурным подразделением и возглавляемой главным бухгалтером.
Для своевременного принятия оперативных управленческих решений руководству общества ежеквартально до 19 числа представляются сведения о затратах на реализацию продукции и данные оперативного учета дебиторской и кредиторской задолженности.
Бухгалтерский учет ведется по журнально-ордерной форме с использованием в учетном процессе компьютерной техники. Учетная политика предприятия соответствует нормативным актам РФ в области бухгалтерского учета и закреплена отдельным приказом по предприятию. Учетной политикой утверждены следующие основные положения:
1. К основным средствам относится имущество, срок службы которого превышает 12 месяцев. Амортизация по основным средствам начисляется линейным методом;
2. Товары, приобретенные для продажи, учитываются на счете 41 “Товары” по покупной цене;
3. Учет готовой продукции ведется по фактической себестоимости изготовления. Ответственность за формирование цены возлагается на бухгалтера;
4. Выручка от реализации определяется по моменту отгрузки и предоставления покупателям расчетных документов. При проведении взаимозачетом моментом реализации считается дата выполнения обязательств сторонами.
В своей работе ООО «Аннушка» взаимодействует с предприятиями и организациями из различных сфер деятельности, такими как:
- организации по снабжению предприятия материальными запасами;
- предприятия материально-технического обеспечения производства;
- торгово-техническое обслуживание;
- контролирующие и регулирующие деятельность предприятий государственные органы;
- предоставление услуг.
Если рассматривать целостную картину межотраслевых взаимодействий, то все сферы материального производства продуктов питания, производственно-технического обслуживания, сфера предоставления услуг и государственные органы связаны друг с другом.
Предприятия материального производства обслуживаются ремонтными мастерскими, сфера услуг обеспечивается техникой, оборудованием, с помощью которого становится возможным предоставление услуг как таковых.
Без энерготопливного снабжения, водоснабжения невозможна деятельность в любой сфере производства, в том числе и торговли.
Такие государственные органы, как Госсанэпиднадзор, центры по стандартизации, метрологии и сертификации, комитеты по защите прав потребителей, инспекции и т.п. регулируют и контролируют деятельность торгового предприятия.
2.2 Материально – техническая база ООО “Аннушка”
Магазин должен располагать комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади.
Совокупность помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку. По функциональному назначению помещения подразделяют на следующие группы: торговые; для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже; вспомогательные; административно-бытовые; технические.
Торговые помещения занимают важнейшее место в общей совокупности помещений магазина. К ним относят торговые залы, помещения приема и выдачи заказов, зал кафетерия, зал демонстрации новых товаров, помещения (зоны) для оказания дополнительных услуг покупателям. Все эти помещения несут основную функциональную нагрузку в магазине. Площади, формы и пропорции торговых помещений в значительной степени обусловливают уровень обслуживания покупателей, оказывают влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические показатели его работы.
К помещениям для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже относят приемочные, разгрузочные, кладовые для хранения товаров, охлаждаемые камеры для хранения скоропортящихся продуктов, помещения для подготовки товаров к продаже, фасовочные, комплектовочные и экспедиции отдела заказов.
Подсобные помещения включают помещения для хранения тары и контейнеров, экспедиции по доставке товаров на дом, мастерские по ремонту оборудования и инвентаря, рекламно-оформительские мастерские, помещения для приема посуды, моечные.
К административно-бытовым помещениям относят конторские помещения, кабинет директора магазина, помещения для размещения столовой или буфета для персонала магазина, комнаты отдыха, главную кассу, здравпункт, гардеробные, душевые и т. п.
Технические помещения — вентиляционные камеры, машинные отделения холодильных установок и лифтов, телефонный коммутатор, электрощитовая, помещение теплового узла или котельной, радиоузел, камеры кондиционирования воздуха.
Все помещения магазина должны быть расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними. Так, планировка торговых помещений, а также помещений (зон) для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже, вспомогательных и административно-бытовых помещений должна отвечать следующим основным требованиям:
- торговые помещения должны быть непосредственно связаны с помещениями для хранения и подготовки товаров к продаже, чтобы можно было обеспечить оперативное пополнение товарных запасов в торговом зале, используя кратчайшие пути движения товаров;
оптимальным является решение, когда торговый зал и кладовые расположены на одном уровне;
- торговый зал должен быть связан с помещениями для приемки товаров по возможности кратчайшим путем, что особенно важно при поступлении в магазин товаров в таре-оборудовании;
- помещения для хранения тары, обменного фонда контейнеров, упаковочных материалов и инвентаря желательно располагать непосредственно у приемочной или разгрузочной рампы;
- административно-бытовые помещения должны быть связаны с торговыми помещениями, а также с помещениями для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже. В свою очередь, между помещениями этой группы должна быть обеспечена должная взаимосвязь. Например, необходимо планировочное объединение помещений для отдыха и буфета. Гардеробные помещения, санузлы, моечные должны быть связаны со всеми группами помещений магазина.
Размещение помещений и их планировка должны быть направлены на обеспечение максимальных удобства для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования. Планировка помещений магазина должна обеспечивать нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников. Устройство и размещение помещений должны быть подчинены требованиям сохранности товарно-материальных ценностей на торговых предприятиях.
Общая площадь магазин составляет 102 квадратных метра, из них 52 - это площадь торгового зала, остальное пространство занимают складские и подсобные помещения.
Магазин OOO «Аннушка» по типу здания является встроенно-пристроенным, т.е. одна часть помещений (административно-бытовые) расположена на первом этаже жилого дома, а другая часть (торговый зал) вынесена за пределы габаритов дома в виде пристроенного унифицированного блока. Это здание отвечает всем необходимым требованиям, а именно: архитектурно-строительным, экономическим, технологическим, санитарно-гигиеническим.
Форма торгового зала ООО "Аннушка" имеет прямоугольную конфигурацию с соотношением сторон 1:2. Эта форма удобна, т.к. позволяет рационально разместить торговое оборудование, организовать процесс подачи товаров в торговый зал, предусмотреть движение покупательских потоков.
Коэффициент экспозиционной площади равен в 2005 году 0,50, на основании этого можно сделать вывод, что площадь здания магазина используется эффективно т.к. этот коэффициент в магазинах с площадью 50 кв.м равен 0,52.
Из всего этого можно сделать вывод, что торгово-технологическое оборудование, используемое в ООО "Аннушка" соответствует экономическим, эстетическим и техническим требованиям.
Рассмотрим баланс ООО «Аннушка» представленный в таблице 2.
Таблица 2 – Баланс ООО «Аннушка»
АКТИВ | Отч. год, р |
I Основные средства и прочие внеоборотные активы | |
1. Нематериальные активы | 2776 |
2. Основные средства | 82253 |
3. Долгосрочные финансовые вложения | |
Итого по I разделу | 85029 |
II Запасы и затраты | |
4. Производственные запасы | 16695 |
5. МБП | 501 |
6. Готовая продукция | 3884 |
Итого по II разделу | 21080 |
III Денежные средства | |
7. Расчеты с дебиторами | 155446 |
8. Денежные средства | 55466 |
Итого по III разделу | 210912 |
БАЛАНС | 338028 |
ПАССИВ | |
IV Источники собственных средств | |
1.Уставный капитал | 7640 |
2. Нераспределенная прибыль прошлых лет | 30260 |
Итого по IV разделу | 37900 |
V Расчеты и прочие пассивы | |
3. Долгосрочные займы | 1 |
4. Расчеты с кредиторами | 199090 |
5. Прочие краткосрочные пассивы | 100265 |
Итого по V разделу | 299356 |
БАЛАНС | 261256 |
Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости фирмы.
Показатели платежеспособности:
1.Общий коэффициент покрытия : К1=277407/100265=2,8
- показывает какая часть текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав все необходимые средства.
2.Коэффициент ликвидности : К2 =210912/299356=0,7
- показывает какая часть текущих обязательств по кредитам и расчету можно погасить, мобилизовав оборотные средства , кроме товаро - материальных запасов. ( Оп. значение 0,2 - 0,7).
3.Коэффициент абсолютной ликвидности : К3=55466/100265=0,55
- способность наиболее быстро погашать краткосрочную задолженность без привлечения дополнительных средств. (0,2 - 0,7)
Показатели финансовой устойчивости:
4.Коэффициент автономии : К4=37900/261256=0,15
- показывает удельный вес собственных средств в общей сумме источников средств, находящихся в распоряжении предприятия (Оптимальное значение > 0,5).
5. Коэффициент маневринности : К5=277407/37900=7,3
- степень мобильности использования собственных средств.
6.Коэффициент реальной стоимости основных, материальных оборотных средств в имуществе фирмы : К6=100382/261256=0,3
- показывает удельный вес затрат, вложенных в производственный потенциал фирмы, в общем объеме активов.
2.3 Экономическая характеристика ООО “Аннушка”
Среди показателей характеризующих ресурсы предприятия и эффективность их использования , можно выделить следующие:
1) среднегодовая стоимость основных фондов
2) среднегодовая стоимость оборотных средств;
3) оборачиваемость оборотных средств = (2.1)
4) расходы на оплату труда;
5) среднесписочная численность работников;
6) среднегодовая заработная плата;
7) производительность труда = (2.2)
Два других показателя характеризуют затраты предприятия и эффективность их использования:
8) издержки обращения;
9) затратоотдача =
(2.3)
Из показателей, характеризующих результаты, в данном случае интересны три:
10) розничный товарооборот;
11) прибыль;
12)коэффициент устойчивости экономического роста = (2.4)
Для оценки эффективности использования фондов предприятия можно использовать показатель фондоотдачи:
13) Фотд = (2.5)
В качестве обобщающей оценки эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия будут использованы следующие комплексные показатели:
14)показатель эффективности использования торгового потенциала
предприятия
ЭИТП = (2.6)
Этот показатель позволяет оценить эффективность использования экономического потенциала предприятия и сравнить имеющиеся у него ресурсы с основным конечным результатом деятельности – розничным товарооборотом. Чем выше значение этого показателя, тем лучше выполняется предприятием его основная функция - обеспечение потребностей населения в товарах и услугах, тем эффективнее используются ресурсы предприятия.
1) показатель эффективности финансовой деятельности
ЭФД = (2.7)
С помощью этого показателя можно оценить, при каких ресурсах достигнут основной финансовый результат деятельности торгового предприятия и на сколько эффективно используются эти ресурсы.
2) показатель эффективности трудовой деятельности
ЭТД = (2.8)
Этот показатель характеризует прирост производительности труда на 1 руб. увеличения средней заработной платы.
Используя балансовые данные ООО «Аннушка» за 3 года, можно рассчитать все вышеперечисленные показатели деятельности этого торгового предприятия. Балансовые данные представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Балансовые данные магазина ООО «Аннушка»
Показатели | 2003г. | 2004г. | 2005г. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Среднегодовая стоимость основных фондов, руб. | 379 200,5 | 383 857 | 389 987 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств, руб. | 126 571,5 | 219 561 | 305 996 |
Оборачиваемость оборотных средств | 9,3 | 8,2 | 6,6 |
Расходы на оплату труда, руб. | 44332,5 | 82759,7 | 130681,75 |
Среднесписочная численность работников, чел. | 8 | 9 | 13 |
Среднегодовая заработная плата, руб. | 5541,6 | 9195,5 | 10052,44 |
Производительность труда, руб. | 147633 | 199157 | 156097 |
Издержки обращения, руб. | 140079 | 300653 | 319236 |
Затратоотдача, руб. | 8,4 | 6 | 6,36 |
Фондоотдача, руб. | 3,1 | 4,7 | 5,2 |
Розничный товарооборот, руб. | 1181066 | 1792415 | 2029258 |
Валовая прибыль, руб. | 152567 | 288262 | 332388 |
Чистая прибыль, руб. | + 9491 | - 9417 | + 9995,5 |
Собственный капитал, руб. | 398215 | 398215 | 398315 |
Коэффициент устойчивости экономического роста | + 0,024 | - 0,024 | + 0,025 |
Показатель эффективности использования торгового потенциала. | 11 | 11,55 | 9,5 |
Показатель эффективности финансовой деятельности | 1,45 | 1,86 | 1,55 |
Показатель эффективности трудовой деятельности | 26,64 | 21,66 | 15,53 |
Интегральный показатель эффективности хозяйственной деятельности | 7,5 | 7,75 | 6,1 |
Изменения основных показателей деятельности предприятия в течении периода 2003 – 2005 гг. представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Изменения основных показателей деятельности предприятия в течении периода 2003 – 2005 гг.
Показатели | 2003г. в % к 2002г. | 2004г. в % к 2003г. | 2005г. в % к 2004г. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Среднегодовая стоимость основных фондов | 101,2 | 101,6 | 102,8 |
Среднегодовая стоимость оборотных средств | 173,5 | 139,4 | 241,8 |
Оборачиваемость оборотных средств | 88,2 | 80,5 | 71 |
Расходы на оплату труда | 186,7 | 157,9 | 294,8 |
Среднесписочная численность работников | 112,5 | 144,4 | 162,5 |
Среднегодовая заработная плата | 165,9 | 109,3 | 181,4 |
Производительность труда | 134,9 | 78,4 | 105,7 |
Издержки обращения | 214,6 | 106,2 | 227,9 |
Затратоотдача | 71,4 | 106 | 75,7 |
Фондоотдача | 151,6 | 110,6 | 167,7 |
Розничный товарооборот | 151,8 | 113,2 | 171,8 |
Валовая прибыль | 188,9 | 115,3 | 217,9 |
Чистая прибыль | 86,5 | 98,2 | 105,3 |
Собственный капитал | 100 | 100 | 100 |
Коэффициент устойчивости экономического роста | 110,2 | 100,7 | 105,3 |
Показатель эффективности использования торгового потенциала. | 105 | 82,25 | 86,36 |
Показатель эффективности финансовой деятельности | 128,3 | 83,3 | 106,9 |
Показатель эффективности трудовой деятельности | 81,3 | 71,7 | 58,3 |
Интегральный показатель эффективности хозяйственной деятельности | 103,3 | 78,7 | 81,3 |
Анализируя динамику показателей, можно сделать вывод, что в целом данное торговое предприятие работало в течении рассматриваемого периода неэффективно - интегральный показатель эффективной и хозяйственной деятельности в 2005г. по сравнению с 2003г. снизился с 7,5 до 6,1, т.е. на 18,7%. Также за этот период снизились показатели эффективности использования торгового потенциала на 13,64% и показатель эффективности трудовой деятельности на 41,7%. Сильной падение последнего показателя объясняется тем, что за период 2003-2005гг. расходы на оплату труда выросли почти в три раза, тогда как розничный товарооборот менее чем в два раза.
В 2004г. предприятие сработало с убытком в следствие резкого роста издержек обращения более чем в два раза, что также привело к падению в том же году показателя затратоотдачи на 28,6%. Кроме того, негативной тенденцией является снижение оборачиваемости оборотных средств на 29% в течении исследуемого периода. В качестве позитивных моментов можно назвать стабильный рост розничного товарооборота на 71,8% в течении 2003-2005гг. и валовой прибыли на 117,9% за этот же период, что однако может быть следствием действия чисто внешних факторов.
Для торгового предприятия важным является показатель продолжительности операционного цикла:
ПЦ =ОЗ + ОД , (2.9)
где ОЗ – оборачиваемость средств в запасах;
ОД – оборачиваемость средств в дебиторской задолженности.
Товарные запасы и дебиторская задолженность участвует в трансформации текущих активов в соответствии с приведенной ниже схемой 2 [3,с.122]:
Схема 2. Связь между товарными запасами, дебиторской задолжности и денежными средствами.
Представленные на схеме связи отражают последовательную трансформацию оборотных средств из одной группы активов в другую (группы выделены по степени мобильности текущих активов):
связь 1 – реализация товаров в кредит;
связь 2 – поступление на расчетный счет платежей за товары, реализованные в кредит;
связь 3 – реализация товаров за наличный расчет.
Таким образом, можно рассчитать оборачиваемость средств в запасах и дебиторской задолженности (в днях оборота):
О = СО Д : Р, (2.10)
где СО – средний остаток оборотных средств по данной группе активов;
Д – число дней в анализируемом периоде;
Р – товарооборот за период.
По данным за 2003. и 2005 г.:
Средний остаток запасов –
З2003 = 106862,5 руб., З2005 = 267671,5 руб.;
средняя величина дебиторской задолженности –
Д2003 = 2190 руб., Д2005 = 10590 руб.
Показатели оборачиваемости имеют такие значения:
ОЗ 2003 = = 33 дн.; ОЗ 2005 = = 48 дн.;
ОД 2003 = = 0,7 дн.; ОД 2005 = = 1,9 дн..
Отсюда ПУ2003 = 33,7 дн. и ПУ2005 = 49,9 дн., т.е. продолжительность операционного цикла возросла на 16,2 дн. или на . Как правило, в условиях рыночной экономики увеличение продолжительности операционного цикла почти в 1,5 раза оценивается отрицательно.
Организация системы товароснабжения.
Процесс товароснабжения розничной торговой сети заключается в организации, доведения товаров от производителей до розничной торговой сети в количестве и ассортименте, соответствующих спросу населения.
Для детального рассмотрения процесса товароснабжения необходимо выделить ООО «Аннушка» в общей схеме товароснабжения.
Предприятие-производитель | Оптовое, мелкооптовое торговое звено | Розничное торговое предприятие | Потребитель | |||
Схема 3. Схема товароснабжения ООО «Аннушка»
Процесс товароснабжения можно подразделить на следующие основные этапы:
- организация закупки товаров;
- распределение по торговым предприятиям;
- организация завоза;
- приемка и хранение товаров.
Закупочная деятельность торговых организаций должна быть планомерно организована и экономически обоснована. Для этого необходимо, чтобы торговые организации вели систематическое изучение источников закупки и поставщиков товаров.
Систематическое изучение торговой конъюнктуры, установление постоянной связи с поставщиками позволяют своевременно определять изменение конъюнктуры рынка, изучать производственные возможности расширения ассортимента выпускаемой продукции. Все это дает возможность предъявлять поставщикам более обоснованные требования в отношении количества, качества, ассортимента товаров.
Завоз товара в магазин в зависимости от порядка имеют две формы: транзитную и складскую.
Завоз товаров непосредственно из производственных предприятий, минуя промежуточные склады оптовых и розничных организаций, называется транзитным.
Под складской формой товародвижения понимают поступление товаров в магазины со складов оптовых и розничных организаций, которые, принимая крупные партии товаров от поставщиков, выполняют все необходимые операции (распаковка, подсортировка, проверка качества и т.д.) по подготовке товаров к их дальнейшему продвижению в розничную торговую сеть.
Выбор той или иной формы товародвижения требует учета конкретных условий и зависит от специфики ассортимента товаров, месторасположения поставщика и покупателя, от мощности магазина (величина товарооборота, размеров торговых и складских площадей), транспортных условий и экономической целесообразности той или иной формы завоза.
Транзитный завоз товаров в магазине снижает расходы по загрузке-выгрузке, ускоряет продвижение товаров в розничную сеть, содействует улучшению сохранности товаров.
В большинстве случаев транзитный завоз товаров осуществляется с промышленных предприятий, расположенных в одном городе.
При снабжении магазинов товарами применяют две формы доставки:
1.Централизованная
2. Децентрализованная (самовывоз)
Централизованная - доставка товаров силами поставщиков. Централизованную доставку применяют при транзитной и складской форме товародвижения.
При более глубоком рассмотрении централизованного метода можно выделить два способа доставки товаров: линейный и кольцевой.
Схематически эти способы доставки представлены на схемах 4 и 5.
| |||
Схема 4. Линейный (маятниковый) маршрут доставки товара
|
|
Схема 5. Кольцевой маршрут доставки товаров
В ООО «Аннушка» применяют линейный способ доставки товаров.
Поступление товаров от поставщиков производится на основании заключенных между поставщиками и покупателями хозяйственных договоров. В договорах, заключаемых между поставщиками и покупателями, оговариваются: виды поставляемых товаров, коммерческие условия поставки, количественные и стоимостные показатели товаров, сроки исполнения договоров, порядок расчетов, а также ответственность сторон за ненадлежащее исполнение договора.
Для анализа товароснабжения на предприятии существуют специальные методики, одной из такой методик является «расчет показателей поставки». Данная методика предполагает вычисление показателей ритмичности, аритмичности, планомерности и вариации.
Состав основных поставщиков товара.
ООО «Аннушка» специализируется на розничной продаже продовольственных товаров.
Коммерческая деятельность торгового предприятия охватывает вопросы изучения спроса населения и рынка сбыта товаров, выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров, организации рациональных хозяйственных связей, включая разработку и представление им заявок и заказов на товары, заключение договоров на поставку товаров, организация учета и контроля над выполнением поставщиками договорных обязательств. Поэтому необходимо проанализировать состояние рынка продовольственных товаров и пути его совершенствования.
Рынок продовольственных товаров в настоящее время насыщен и очень разнообразен. Все продовольственные товары по торговой классификации объединяют в следующие группы:
1. Хлеб и булочные изделия
2. Плоды и овощи
3. Кондитерские изделия
4. Винно-водочные изделия
5. Молочно-масляные и яичные товары
6. Мясные и рыбные товары
7. Пищевые жиры.
В торговой практике продовольственные товары делят на бакалейные и гастрономические.
В группу бакалейных товаров включают муку, крупу, макаронные изделия, сушеные плоды, овощи и грибы, крахмал, сахар, соль, чай, кофе, пряности, растительное масло и др. товары.
К группе гастрономических товаров относят готовые к употреблению продукты высокой пищевой ценности:
- мясные продукты (колбасы, мясные копчености, мясную кулинарию, мясные консервы)
- рыбные продукты (соленую и копченую рыбу, балычные изделия, икру, рыбные консервы)
- молочные продукты (сливочное масло, сыры, сливки, молоко, кисломолочные товары) и другие товары.
В зависимости от сохраняемости все продовольственные товары делят на скоропортящиеся и пригодные для длительного хранения.
Скоропортящиеся товары характеризуются высоким содержанием воды. Длительное хранение их возможно только с применением каких-либо способов консервирования. К скоропортящимся товарам относят мясо, рыбу, молоко, яичные товары, многие виды плодов и овощей, например ягоды, салатно-шпинатные овощи и др.
К пригодным для длительного хранения относят товары, содержащие небольшое количество воды или подвергнутые консервированию. К товарам, пригодным для длительного хранения относят муку, крупу, макароны, сахар, сушеные фрукты и овощи, баночные консервы, яблоки, картофель, белокочанную капусту поздних сортов созревания и др.
Торговлей продовольственными товарами в городе Красноярске занимаются торговые оптовые фирмы, склады, рынки, заводы-изготовители.
Розничная торговля продовольственными товарами представлена широкой сетью универсальных магазинов типа: универсам, гастроном, продукты, а также фирменных магазинов, особенно широко открываемых в последнее время заводами-изготовителями. Такими как ООО Торговая компания «Красноярский хлеб», ОАО «Милко», ОАО «Краскон», ОАО «Делси - С», ОАО «МЯСО», ОАО «Красноярская продовольственная компания». Довольно бойкая торговля продовольственными товарами на мини-рынках, через палатки, киоски.
Положение на рынке продовольственных товаров достаточно сложное для отечественных производителей, несмотря на кажущееся благополучие в рознице. Дается обзор нескольких организаций, занимающихся изготовлением продовольственных товаров, выбранных в качестве характеристики различных направлений деятельности на рынке продовольственных товаров.
1. ООО Торговая компания «Красноярский хлеб»- основной производитель в Красноярске хлеба и булочных изделий, макаронных, бараночных, кухарных, мучных, кондитерских изделий.. Выпускает сертифицированную продукцию, соответствующую требованиям ГОСТа работает на город Красноярск и пригородный район. Хлебобулочные изделия расходятся по всему Красноярскому краю . За последние несколько лет открыл много Фирменных магазинов по всему городу.
2. ОАО «Красноярская продовольственная компания»- один из основных производителей колбасных изделий, копченостей, мясных полуфабрикатов в г.Красноярске. Цены на продукцию приемлемые, немного ниже рыночных. Имеет несколько Фирменных магазинов в городе. Значительно потеснен с рынка более мелкими коммерческими фирмами, частными предпринимателями - изготовителями. В перспективе налаживание производства всех линий по изготовлению продукции, рост объема продукции.
3. ОАО «Краскон» - очень большой, широкий и разнообразный ассортимент кондитерских, мучных изделий, высокое качество продукции, приемлемые цены. Пользуется у магазинов большой известностью, многие работают с ним. Здесь играет роль удобство доставки, отсрочки платежей.
4. ОАО "Ярич" - работает на рынке как производитель алкогольных напитков. Продукция хорошо известна в Красноярском крае.
Если рассматривать рынок продовольственных товаров в целом, то надо заметить, что импорт преобладает над российским товаром по многим позициям, особенно в отношении упаковки, дизайна и оформления продукции, изготовления полуфабрикатов и разнообразия ассортимента, но главное достоинство многих Российских изготовителей продуктов питания, по сравнению с импортными - это качество продуктов, более высокие вкусовые и калорийные свойства. Российские производители в основном используют натуральное сырьё, тогда как во многих импортных продуктах присутствует большое количество искусственных добавок, красителей, консервантов.
Специалисты всё же считают, что, несмотря на тяжелые условия, рынок отечественных производителей будет расширяться за счет того, что многие производители уже закупили и начали эксплуатировать современное оборудование и технологии для производства продуктов питания, обратили внимание на упаковку, фасовку, расширение ассортимента, оформление выпускаемой продукции.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 212.