В определенное время (и в определенных условиях) развитие информационных потребностей и средств их реализации приводит к такой ситуации, когда становится очевидным, что одно только количественное наращивание все более совершенных средств информатизации не способствует достижению поставленных целей получения качественной, своевременной и достоверной информации и что необходимо качественное изменение информационных отношений, которое, в свою очередь, обусловит новое качественное состояние общества. Это новое состояние общества сейчас все чаще называют информационным обществом. Термин «информационное общество» впервые был использован в Японии в 1966 г. в докладе группы по научным, техническим и экономическим исследованиям. В докладе утверждалось, что для информационного общества характерно изобилие высокой по качеству информации и всех необходимых средств для ее распространения.
Информационное общество, по мнению И. С. Мелюхина, имеет три отличительные черты: во-первых, информация используется как один из экономических ресурсов с целью повысить эффективность производства, укрепить его конкурентоспособность, стимулировать инновации; во-вторых, информация становится предметом массового потребления; в-третьих, происходит формирование информационного сектора в экономике, который растет более быстрыми темпами, чем остальные.
Рассмотрим истоки концепции информационного общества.
Успешное применение ЭВМ в автоматизации производственных систем в США привело к появлению в 50-х годах XX в. в США представлений о возможности полного устранения человека из материального производства. В 60-х годах в США были разработаны первые версии технотронного постиндустриального общества, в котором все противоречия будут решены в результате социальной эволюции на основе новых технологий.
В 70-х годах стала формироваться концепция информационного общества (Д. Белл, О. Тоффлер, Г. Масуда и др.) — модификация версий постиндустриального общества. Основной смысл концепции информационного общества, сформулированной этими учеными, наиболее отчетливо выражается в следующем:
1. Большая часть населения развитых капиталистических стран букет занята в сфере так называемой информационной деятельности.
2. Высшей ценностью, главным продуктом производства и основным товаром становится информация.
3. Власть в обществе переходит в руки информационной элиты («демократов», «инфократов»),
4. Классовая структура общества лишается смысла, постепенно нивелируется и уступает место элитарно-массовой структуре. Исчезает пролетариат, а с ним и все противоречия, появляется «когнитариат» и новое компьютерное поколение свободных людей — «гомо интеллектус».
В 80-х годах XX в. исследования проблем информационного общества за рубежом значительно расширились. Следует отметить две характерные для этого периода тенденции: во-первых, широкое использование выдвинутых в предыдущие десятилетия концепций «научного общества» Ж. Фурастье, «новой технологии и организации» Дж. Гэлбрейта, «информационной техноструктуры» П. Дракера, «общества знания», «интеллектуальной технологии», «электронного общества» Д. Белла, «человеческой техники» Ж. Эллюля, «технотронного общества» 3. Бжезинского; во-вторых, определенную поляризацию мнений. Например, применительно к социальному аспекту одни теоретики считают информационное общество инструментом подавления демократии и свобод, другие же категорично утверждают, что оно — средство освобождения от государственных оков, а третьи доказывают, что любая технология, в том числе информационная, всегда нейтральна, а ее роль и значение, ее последствия определяются тем, в чьих руках она находится. С этой точки зрения заслуживает внимания определение информационного общества, данное Р. Брайтенштайном: «Промышленное общество тогда превращается в информационное, когда значение коммуникации между людьми превосходит роль промышленного производства».
В социальном аспекте информационное общество предоставляет широкие возможности для решения основной проблемы — проблемы занятости большинства трудоспособного населения общественно полезным трудом. С ростом производительности труда в материальном производстве занять людей в этом производстве оказывается все труднее, поскольку увеличиваются затраты ограниченных материальных ресурсов. Занятость людей в информационном производстве требует значительно меньших затрат материальных ресурсов. Это качественно изменяет приоритеты развития расширенного общественного воспроизводства при его переходе к информационному обществу. Если приоритеты в развитии расширенного воспроизводства в доинфор-мационном обществе задаются формулой «максимальное развитие материального производства при минимальном развитии информационного производства», то приоритеты в развитии информационного общества определяются формулой «бесконечное развитие информационного производства при минимальном развитии материального производства». В информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, поэтому возрастет спрос на знания.
Смена приоритетов в расширенном общественном воспроизводстве будет сопровождаться сменой приоритетов в потреблении. Если в доин-формационном обществе определяющим признаком высокого благосостояния человека являются объем и качество доступных ему материальных благ, то в развитом информационном обществе такими признаками будут объем и качество доступных ему информационных продуктов и услуг, то есть доступных ему информационных благ.
По мнению японских ученых, в информационном обществе процесс компьютеризации облегчит людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах.
В настоящее время существует несколько определений понятия «информационное общество». С точки зрения А. И. Ракитова, общество считается информационным, если:
— любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;
— в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе или организации современная информационная технология;
— имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса;
— происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.
Можно выделить пять главных особенностей информационного общества.
Первая заключается в том, что в нем более 50 % населения занято в сфере информационных услуг. В ряде публикаций отмечается, что США стали информационным обществом в 1974 году.
Вторая особенность состоит в том, что в информационном обществе процессами высококачественного, системного создания, распространения, обмена и особенно потребления информации пронизаны все области жизнедеятельности, что эти процессы добровольно и активно осуществляются абсолютным большинством людей и, таким образом, на смену произвольному, хаотичному отношению к информации приходит массовое «информационное сознание (менталитет)». Обычными становятся «информационное поведение», «информационный образ жизни». Развивается и широко распространяется культура создания, обмена, потребления информации. Отношение общества, государства к информации выражается и в том, что уровень оплаты труда основной массы работников не оказывается ниже средней заработной платы в стране.
Третья особенность заключается в том, что общество обладает техническими средствами и экономическими ресурсами, позволяющими в любое время и везде обеспечивать наиболее полной и точной информацией всех граждан.
Четвертая особенность состоит в том, что информационному обществу присуща демократическая организация общественных отношений. В нем законодательно закреплена и реализуется свобода слова и печати, производства и распространения информации. В здоровом информационном обществе уровень общественного сознания очень высок, и государство не только не скрывает информацию от населения, а, напротив, стремится довести ее до каждого гражданина. При этом каждый человек имеет реальную возможность получить существующую организованную информацию, которую он ищет и запрашивает (за исключением той, доступ к которой ограничен законом).
И наконец, пятой особенностью является то, что в информационном обществе господствует гуманистическое общественное сознание, большинство граждан ценят и сохраняют права человека, превыше всего ставят общечеловеческие ценности.
В настоящее время практически все промышленно развитые страны выдвинули программы перехода к информационному обществу. Одним из первых такую программу приняло правительство США. По инициативе Клинтона — Гора был разработан план американской администрации в области национальной информационной инфраструктуры. Согласно этому документу, «информация становится одним из наиболее критических национальных ресурсов не только для сферы услуг, но и для производства, экономики в целом и для национальной безопасности страны». Усилия американского правительства не остались незамеченными и послужили импульсом для выработки странами Европейского сообщества государственной политики и программ по формированию информационного общества. В 1994 г. принята программа под названием «Европейский путь в информационное общество». В этом документе отмечается, что государства, которые первыми войдут в информационное общество, приобретут «...величайшие преимущества. Они будут определять условия для тех, кто будет за ними». Есть ли шанс на успех у новой России? Да, наша страна уже встала на путь информатизации. В 1999 г. правительством была примята «Концепция государственной информационной политики». В связи с этим необходимо отметить, что России для вхождения в информационное общество необходимо решить целый ряд проблем:
— отставание в развитии информационной инфраструктуры страны, включая недостаточное обеспечение средствами связи и телекоммуникаций, особенно неравномерность их распределения по регионам;
— недостаточное законодательное обеспечение процессов информатизации, слабое исполнение принятых законов, низкая информационно-правовая культура членов общества на всех уровнях;
— недостаточное внимание государственных структур к процессам информатизации общества;
— слабая финансовая поддержка научных исследований в области информатики.
Вместе с тем отмеченные препятствия не стали сильным тормозом для процессов информатизации. Он идет достаточно быстрыми темпами. Основными факторами, способствующими созданию в России информационного общества, являются:
— развитие высоких технологий и конкурентоспособного наукоемкого производства, требующее быстрых темпов роста информационных ресурсов, а также оперативных и надежных систем их распространения;
— создание условий для развития и удовлетворения информационных потребностей населения, которые сдерживаются сегодня низким уровнем доходов основной массы населения;
— разработка, принятие и исполнение нормативно-правовых актов, охватывающих все аспекты информатизации и обеспечивающих права и гарантии этих прав для каждого члена общества;
— активные усилия России по продвижению на мировой информационный рынок.
На современном этапе в основу информационных стратегий, разрабатываемых как в нашей стране, так и за рубежом, положена концепция устойчивого развития общества. Под информационной стратегией понимаются основные направления информатизации общества на базе совершенствования информационных систем, от эффективности которых в значительной степени зависят темпы развития науки и техники и степень их внедрения в производство. Долгосрочной стратегической целью государственной информационной политики является обеспечение перехода к новому этапу развития страны — построению информационного общества и вхождению страны в мировое информационное сообщество. Именно с этого момента начинается новый этап не только научно-технической, но и социальной революции.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 185.