Организация информационной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При оценке состояния информационной структуры и ее роли в информационном обеспечении науки и техники в России следует исходить из того, что информационная структура есть совокупность информационных организаций (организационная составляющая), информационных ресурсов, которые обрабатываются и производятся информационными организациями, включая информационные продукты и услуги (информационная составляющая), информационных технологий (технико-технологическая составляющая), систем распространения информационных продуктов и услуг, включая традиционные и телекоммуникативные средства (транспортные магистрали), нормативно-правового и методического обеспечения и кадров (в том числе системы подготовки и переподготовки кадров).

Основными организационными структурами хранения, накопления, распределения и распространения информации являются архивы, библиотеки, музеи, магазины, подразделения и службы системы научно-технической, экономической, правовой и других видов социальной информации.

Основными организационными структурами производства информации являются структурные компоненты организационных систем науки и научного обслуживания, культуры и других сфер человеческой деятельности, где эта информация производится и подготавливается к потреблению человеком (институты, конструкторские бюро, киностудии, издательства, типографии и т. п.).

Организационная структура научно-информационной деятельности в нашей стране начала формироваться сразу же после Октябрьской революции. В 1919 г. частное книгоиздательство и частная книготорговля были заменены системой специализированных государственных органов — Государственным издательством (Госиздатом) и его отделениями на местах. Госиздат представлял собой ряд самостоятельных издательств с единым административно-хозяйственным аппаратом, общей полиграфической базой и системой распространения произведений печати.

С 1920-х годов в стране начало развиваться реферирование, и уже в 1921 г. был выпущен первый реферативный журнал. В эти годы в нашей стране был заложен фундамент структуры научно-информационной деятельности: для нужд науки и всего народного хозяйства были организованы учреждения по изданию, библиографированию и реферированию научно-технической литературы.

Главными органами информационной сети стали библиотеки. В 1930-е годы началось формирование сети специализированных информационных органов: в 1931 г. был основан Центральный институт технико-экономической информации (ЦИТЭИН), а в научно-исследовательских учреждениях и на крупных промышленных предприятиях появились отделы и бюро научной и технической информации.

50-е годы XX в. характеризовались резким увеличением количества специализированных информационных органов, большая часть которых создавалась на базе научно-технических библиотек. Часть библиотек органически влилась в общегосударственную систему научно-технической информации. Наглядное представление о такой трансформации дает эволюция одной из крупнейших научных библиотек. В течение полувека она называлась Фундаментальной библиотекой по общественным наукам, затем, расширив свои функции, а ал а именоваться одновременно Институтом научной информации и Фундаментальной библиотекой по общественным наукам. В дальнейшем упоминание библиотеки из названия исчезло, и эта структура была переименована в Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН), хотя библиотека по-прежнему функционирует в ее составе.

С конца 1960-х годов, помимо традиционных форм библиографирования и реферирования, стали внедряться новые виды информационного обслуживания — активное и адресное информирование потребителей, подготовка аналитических обзоров по отдельным областям науки и техники, важным проблемам научно-технической революции в пашей стране и за рубежом. Поток первичной научной информации пополнился большим потоком вторичных документов.

К началу 70-х годов XX в. окончательно сложилась государственная система научно-технической информации (ГСНТИ), которая включала в себя 10 всесоюзных институтов, 83 центральных отраслевых и межотраслевых, і 5 республиканских институтов. Еще 12 тысяч органов НТИ действовали на предприятиях и в организациях. Возглавлял эту систему ВИНИТИ — Всесоюзный (теперь Всероссийский) институт научной и технической информации, образованный по инициативе президента Академии наук СССР А. Н. Несмеянова. За время своего существования ВИНИТИ в специально выпускаемых реферативных журналах опубликовал 35 млн. материалов по основным направлениям науки и техники, включая документалистику и информатику.

В 1967 г. был открыт Всесоюзный (сейчас Всероссийский) научно-технический информационный центр (ВНТИЦ), которому передавались функции депозитария и страхового фонда диссертаций и отчетов о НИОКР, алгоритмов и программ, созданных за предшествующие 30 лет. По истечении срока хранения наиболее ценные в практическом и теоретическом отношении издания предполагалось выделять из общего массива данных и переводить в новую базу данных на современных носителях. Фонд ВНТИЦ превышает 2 млн. микрокопий.

В конце 1960-х годов при министерствах появились административные информационные центры, которые получили название ГИВЦ — главные информационные вычислительные центры. ГИВЦ занимались преимущественно сбором и обработкой статистической информации по своему министерству или ведомству. Такие же, только меньшего масштаба, информационные или справочно-информационные центры стали создаваться на каждом более или менее крупном предприятии и в учреждении. Активизация этого процесса способствовала созданию центров информации не только научно-технического, но и другого профиля — по общественным наукам (уже упомянутый ИНИОН), культуре (Информкультура в составе Государственной библиотеки имени В. И. Ленина, теперь РГБ) и т. д. Сейчас информационные центры охватывают все сферы деятельности, в частности правовую, средств массовой информации, финансовую, политическую, кадровую, рекламную, коммерческую).

Первоначально между органами информации и библиотеками существовала острая конфронтация. Инфоцентры сразу стали развиваться на автоматизированной основе. Библиотеки же оказались более консервативными учреждениями, отвергавшими попытки внедрения автоматизации. Новые технологии внедрялись в библиотечное дело медленно, да и то скорее под влиянием инфоцентров. Психологический рубеж недоверия к новой технике был преодолен лишь в середине 1970-х годов. К тому же государство, направлявшее средства на автоматизацию органов НТИ, библиотекам должного внимания не уделяло. Медленно оснащались новой техникой даже ведущие библиотеки страны. С распадом Советского Союза органы НТИ, а вместе с ними и вся стройная информационная система распались. Библиотеки же и другие документальные системы с тысячелетней историей еще раз доказали свою живучесть, то есть общественную необходимость.

Однако, преодолев глубокий кризис, крупные центры информации начали возрождаться, и к середине последнего десятилетия XX в. «государственная система научно-технической информации» была возрождена. Стали бурно развиваться и негосударственные информационные центры, возможность существования которых прежде была полностью исключена. Сейчас инфоцентры переживают период подъема.

В 1997 г. было принято правительственное Положение о государственной системе научно-технической информации, в котором указывалось, что эта система является совокупностью научно-технических библиотек и юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации. Библиотекам в этой системе отводилось первое место.

В указанном положении определялся и профиль ведущих инфоцентров: ВНТИЦ должен информировать об открытиях, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках, диссертациях, алгоритмах и программах; Всероссийский институт межотраслевой информации (ВИМИ) — о НИОКР оборонного характера; Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития (Росинформресурс) — об использовании результатов научно-технической деятельности предприятий и организаций (он должен отвечать и за обмен этой информацией между регионами).

Другие центры профилировались по отраслевому принципу. В частности, ВИНИТИ, Государственная публичная научно-техническая библиотека России, такая же библиотека Сибирского отделения Академии наук, Библиотека Российской академии наук, Библиотека естественных наук РАН должны были осуществлять информирование по естественным и техническим наукам, Государственная центральная научная медицинская библиотека — по медицине и здравоохранению и т. д. В итоге государственная система научно-технической информации предусматривала информирование по всем отраслям знания.

В государственную систему НТИ вошли и документальные системы, базирующиеся на различных видах документов:

— Федеральный фонд государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран — на нормативных документах в области стандартизации, метрологии и сертификации;

— Федеральный институт промышленной собственности, Информационно-издательский центр Российского агентства по патентным и товарным знакам — на патентной документации по изобретениям, полезным моделям, промышленных образцах, товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров, а также на компьютерных программах, базах данных и топологии интегральных микросхем;

— Российская книжная палата — на произведениях печати государственной библиографии;

— Всероссийский НИИ проблем машиностроения и Всероссийский ПИИ стандартизации — на промышленных каталогах;

— Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ — на і ведениях о материалах и веществах;

— Научно-технический центр «Информрегистр» — на электронных изданиях.

В системе НТИ представлен также один архив — Российский государственный архив научно-технической документации. Он специализируется на информировании о документах постоянного хранения научно-исследовательских, проектных, конструкторских, технологических организаций и предприятий.

Правительственным Положением предусмотрено налаживание научно-технического информирования и на региональном уровне. Здесь ведущими выступают региональные центры НТИ и Росинформресурса.

Работа в области НТИ финансируется государством, и это правильно, поскольку система государственная. Выдача информации в этом случае должна была бы осуществляться безвозмездно, тем не менее Положение предусматривает повторное возмещение, теперь уже самими потребителями, расходов на создание информационной продукции и оказание услуг. %

Дата: 2019-05-29, просмотров: 189.