Основные этапы развития информационного производства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Информационное производство выделилось из научной деятельности и деятельности по политическому и хозяйственному управлению в качестве одного из направлений разделения интеллектуального труда и специализации в нематериальной сфере для осуществления части рутинных функций еще в доэкономическую эпоху.

Первыми специализированными информационными органами стали государственные (доступные лишь ограниченному кругу пользователей) и академические библиотеки — хранилища знаний в виде документов, главным образом рукописных книг. С этого времени существенная часть информационной деятельности являлась государственной и финансировалась из бюджета.

Первыми тематическими областями информационной деятельности были области научной и технической, правовой и социальной информации, другими словами, рынок информационных продуктов и услуг формировался как рынок информации для специалиста.

Первыми видами информационных продуктов и услуг стали услуги по хранению информации (документов в виде рукописей и рукописных книг), а также ее поиску (авторские и систематические каталоги библиотек, облегчающие поиск необходимой информации). В это время возникли и такие виды информационных услуг, как копирование документов и их фрагментов, а также подготовка обзорной, аналитической информации по заданной теме, осуществляемая работниками библиотек.

Появление новой информационной технологии — книгопечатания и переход общества на индустриальную стадию не изменили состава участников информационного производства. Библиотеки, работающие бесплатно при финансировании из государственного бюджета, способствовали продвижению информационных продуктов и услуг к массовому потребителю, заинтересованному в доступе к информации в целях самосовершенствования. В таком виде информационная деятельность пребывала до середины XIX в., когда в связи с резко возросшим темпом прироста знаний и информации в отдельных областях, прежде всего в химии и физике, появилась необходимость издания первого реферативного журнала — информационного продукта, позволяющего получить представление о содержании документа до обращения непосредственно к документу. Использование реферативного журнала позволяло пользователю быть в курсе изменения системы знаний при приемлемых затратах времени.

Книгоиздание способствовало возникновению рынка книг и периодики, который, в свою очередь, стал моделью рынка информационных продуктов. Кроме того, нюансы развития общества, экономических и социальных отношений находили свое отражение в других видах документов, которые стали храниться не в библиотеках, а в архивах, по функциям, устройству, продуктам, услугам и системе финансирования аналогичных библиотекам.

С середины 60-х годов XX в. началось формирование новых элементов структуры информационной деятельности, принесших на рынок новые виды информационных продуктов и услуг (при этом большая часть уже существовавших, в частности библиотеки и архивы, а также первичные и вторичные документы — описания документов и рефераты, осталась неизменной).

В результате широкого внедрения в информационное производство новых информационных технологий, созданных на базе вычислительной техники, сформировался важнейший вид информационных услуг — базы данных. Они содержали библиографическую, реферативную, фактографическую, справочную, научно-техническую и другую информацию для специалистов, а также во все большей степени деловую и коммерческую, торгово-экономическую, статистическую и демографическую текстовую и цифровую информацию.

Базы данных, первоначально используемые как промежуточный продукт при подготовке печатных изданий, при их предоставлении потребителю на магнитной ленте приобрели самостоятельное значение информационных продуктов и услуг. На основе баз данных, помимо подготовки информационных изданий, стало возможным обслуживать потребителей в рамках избирательного распространения информации (ИРИ) и ретроспективного поиска информации с использованием сначала пакетного, а затем и диалогового поиска.

Среди поставщиков информационных услуг выделились фирмы, специализирующиеся на создании баз данных (издатели баз данных), и фирмы, специализирующиеся на проведении информационного обслуживания с использованием баз данных (операторы баз данных), работающие преимущественно на коммерческой основе. На коммерческой основе стало работать и большинство всех ранее существовавших информационных органов и систем (за исключением публичных библиотек), занимавшихся оказанием простейших услуг.

Коммерциализация информационной деятельности стала магистральной линией развития информационной деятельности и была вызвана изменениями условий ее осуществления. Развитие и усложнение науки, техники и бизнеса, формирование межотраслевых и проблемно-ориентированных знаний породили потребности в значительных объемах новых видов информационных продуктов и услуг. В то же время использование новой информационной технологии, несмотря на существенно возросшие затраты на осуществление информационной деятельности, резко повысило производительность труда и эффективность работы информационных органов.

С 1960-х годов информационное производство стало занимать важное место в работе не специализирующихся на нем организаций (прежде всего научно-технических), научно-исследовательских институтов, аналитических центров и органов государственного управления. В таких структурах создавались базы данных (в основном фактографические) и фонды труднодоступных и непубликуемых первоисточников в удобной для оперативного копирования форме.

Начиная с середины 1970-х годов с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных. Развитие услуг диалогового доступа к удаленным базам данных вызвало рост числа мелких информационных служб, которые имели возможность эффективно работать за счет предоставления посреднических услуг потребителям, не располагающим опытом использования новых видов диалоговых услуг. Осознание полезности и ценности информационных услуг, рост потребностей в них способствовали появлению на рынке информационных посредников — брокеров, то есть организаций или лиц, профессионально занимающихся платным информационным обслуживанием внешних клиентов на коммерческой основе с использованием продуктов и услуг специализированных информационных служб. Основная специализация посредников — диалоговый поиск информации в удаленных базах данных, дополнительные услуги — копирование первоисточников и консультации.

Вторая половина 1980-х годов была связана с развитием коммерческих систем массовой информации, базирующихся на сетях, объединяющих владельцев персональных компьютеров, и глобализацией информационной деятельности. Эволюция информационной инфраструктуры в первой половине 1990-х годов определялась развитием Интернета, неформального объединения поставщиков и потребителей информации в масштабах всего мира, как своего рода альтернативы существующим структурам.

Таким образом, широкое использование компьютеров в информационном производстве и формирование системы информационных продуктов и услуг на основе баз данных способствовало завершению процесса формирования информационной деятельности, а также и рынка информационных продуктов и услуг, его интеграции в систему рыночного хозяйства. Революция в информационной технологии в значительной степени обусловила начало социально-экономической трансформации индустриального общества в развитых странах в постиндустриальное. Информация, информационные продукты и услуги стали важным фактором, добавляющим стоимость на каждом из этапов цикла «наука-техника-производство-сбыт-потребление».

Дата: 2019-05-29, просмотров: 174.