Формирование военно-стратегических доктрин в СССР накануне Великой Отечественной войны
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Оглавление

 

Введение. 3

1. Формирование военно-стратегических доктрин в СССР накануне Великой Отечественной войны.. 6

1.1. Противостояние между двумя военно-стратегическими доктринами. 6

1.2. Политические и военно-стратегические просчеты Сталина. 14

2. Великая Отечественная Война – Момент истины.. 20

2.1. Нападение Германии на Советский Союз. 20

2.2. Поколение «старых» полководцев в Великой Отечественной войне. 22

2.3. Поколение «новых» полководцев в годы Великой Отечественной войны.. 26

Заключение. 36

Список использованной литературы.. 38

 


Введение

 

Изучение проблем Великой Отечественной войны и анализ деятельности всех тех на ком лежит ответственность за удачи и поражения в этой кровавой битве, не утрачивает своей актуальности. Как одно зернышко риса перевешивает чашу весов, так и решение одного человека, будь то руководитель государства или полководец, предрешает победу или поражение не только в одном сражении, но и во всей военной компании. И эти решения зависят не только от личных волевых качеств, но и от знаний в области тактики и стратегии ведения боевых действий в условиях современной войны. В последнее время события, происходившие в CCCР, накануне этой войны, вызывают интерес у наших современников, поскольку процессы, протекавшие в стране тогда, в определенном смысле перекликаются с нынешними. Кризис, наступивший в Красной Армии накануне войны, приведший к поражениям в первые годы войны, возник не только по объективным, но и по субъективным причинам наших военачальников. Наши вооруженные силы также попали в полосу кризиса, и в «горячих точках» на Северном Кавказе, порой терпят поражения из-за некомпетентности своего командования. В этих условиях опыт Великой Отечественной войны может оказаться как никогда поучительным.

Печальным последствием господства сталинского режима для народов СССР явилась та тяжелая плата, которую они заплатили за победу в войне. Культ личности «вождя народов», отсутствие механизма принятия коллегиального решения обернулись тем, что заложниками ошибок одного человека стали миллионы людей. Одной из ошибок является не верный выбор Сталиным военно-стратегической доктрины, господствовавшей в руководстве РККА накануне войны. Эта доктрина рассматривала бронетанковые соединения и авиацию, лишь как вспомогательные силы для действий пехоты. Именно выбор этой доктрины оказался причиной военной катастрофы для СССР летом 1941 и 1942 годов. Данная доктрина имела как своих сторонников, так и своих противников. Первых, условном назовем - полководцами «старой» военной школы, вторых, сторонников ведения современной войны, войны машин и моторов, - полководцами «новой» школы.

Если говорить о полководцах «старой» школы, то это, прежде всего командармы гражданской войны, получившие всенародную известность благодаря личной смелости, (С.М. Буденный), или благодаря демонстрации преданности Сталину (К.Е. Ворошилов). Их последователями в частности были, нарком обороны С.К. Тимошенко, командующий войсками Западного военного округа генерал-полковник Д.Г.Павлов, генерал И.Р. Апанасенко и др. Основателем же «новой» школы ведения войны, в СССР был М.Н.Тухачевский, считавший, что «Опыт гражданской войны хорош, но если мы будем воевать, применяя ту же стратегию в будущей войне со внешним врагом, то будем быстро разбиты наголову...»[1]. Его последователями были Г.К. Жуков, К. К. Рокоссовский, Н.К. Ватутин, И. X. Баграмян, И. Д. Черняховский и др. К сожалению, на кануне войны верх одержали представители «старой» школы.

Таким образом, исходя из всего выше изложенного, следует сделать очевидный выбор о необходимости не только нового прочтения страниц истории России предвоенной и военной (1937- 1945 гг) поры, в том числе и связанных с противоречиями школ военной стратегии, но и изучения деятельности военачальников, игравших главные роли в становлении военно-стратегической доктрины СССР.

Актуальность темы исследования определяется тремя обстоятельствами. Во-первых, необходимостью восстановления исторической правды о реальных достижениях полководцев Великой отечественной войны. Ведь их достижения, в указанный период преподносились в крайне искаженном виде в угоду господствующей идеологии. Поэтому одна из главных задач историков, это объективная оценка заслуг полководцев без приукрашивания и политической конъюнктуры. Во-вторых, современное состояние российской армии, напоминает предвоенную ситуацию. С одной стороны, мучительный поиск выхода из глубочайшего кризиса, в котором находится российская армия, неуклюжие попытки перевода её на профессиональную основу, с другой –низкий профессиональный уровень от лейтенанта, до Министра обороны РФ. Достаточно вспомнить штурм Грозного в декабре 1994 г, под руководством министра обороны П.С. Грачева, обещавшего «навести там порядок за два часа с одним десантным полком».[2] В результате, во многом напоминавшая «кавалерийский наскок» операция, когда танки без должной поддержки были брошены в узкие улицы города, привела к тому, что за два дня боев в Грозном, сгорели вместе с экипажами более ста пятидесяти единиц бронетехники, погибли несколько сотен российских солдат. Да и вся первая «чеченская компания» не отличалась профессионализмом со стороны командного состава. История становления военной доктрины в России постоянно перекликается, и вызывает интерес и своей трагичностью, и уроками. Задача усвоения этих уроков стоит сегодня как никогда остро: общество, отказывающееся от своего прошлого, утрачивает нить прогресса. Именно поэтому исследование становления военной стратегии актуально как в историческом, так и научном аспекте. В-третьих противостояние двух школ военной стратегии накануне войны не нашло должного отражения в исторической литературе. Поэтому выяснение причин господства устаревших взглядов на ведение современной войны на кануне войны, не только расширит представление о нашем прошлом, но и будет способствовать утверждению нового восприятия данной проблемы в исторической науке.

Объектом данного исследования являются процесс становления военно-стратегической доктрины в СССР накануне войны. Предметом - жизненный и профессиональный путь конкретных исторических личностей, представителей двух школ военной стратегии.

Ввиду многоплановости темы, в работе поставлены следующие задачи: _ проследить процесс противостояния между двумя военно-стратегическими доктринами накануне войны; - оценить роль Сталина в этом противостоянии и дать характеристику его политическим и военно-стратегическим планам; - описать обстановку первого года войны, сложившуюся из-за ошибочно выбранной доктрины; - дать оценку тактики и деятельности представителей «нового» и «строго» состава полководцев, в условиях этой обстановки.

Основные цели данной работы заключается в следующем: - показать, что противоречия между двумя военно-стратегическими доктринами в СССР, а также роковые заблуждения И. Сталина были одними из основных причин неудач Красной Армии в начальный период Великой Отечественной Войны; - дать характеристику достижений «старого» и «нового» состава полководцев в этой войне.

В качестве основного материала в нашей работе была использована монография Д.А. Волкогонова. Триумф и трагедия. В 2-х томах. – Барнаул. 1990 г., а также ряд статей Военно-исторического журнала.




Заключение

Исследования, проведенные в данной работе, показали, что наша военная теория и планирование в предвоенное десятилетие имели передовой, современный характер и в чем-то опережали теоретические изыскания гитлеровского генерального штаба. У нас было много высокообразованных, талантливых теоретиков, которые разрабатывали прогрессивную для своего времени советскую военно-стратегическую доктрину. Но печальные события, происшедшие внутри страны, главным образом по вине Сталина, перечеркнули эти хорошо отработанные планы защиты государства и всю нашу стратегию. В результате этого составленные планы не соответствовали сложившейся к тому времени политической обстановке и тем формам и способам ведения войны, которая уже велась гитлеровцами в Европе.

Внутриполитическая обстановка в СССР складывалась таким образом, что у сторонников стратегии «войны моторов», основанной на том, что в современной войне все будет определяться действием крупных танковых соединений и авиации, механизированных корпусов, которой придерживался Тухачевский и его соратники, было мало шансов найти понимание в окружении Сталин. В условиях тоталитарного режима противостояние между двумя доктринами вылилось не просто в дискуссию, а в прямые репрессии, где одни (Буденный, Ворошилов) подписывали приговор другим (Тухачевский, Якир, Уборевич и др.).

Это привело к тому, что накануне самой жестокой в истории человечества войны, диктатор, старавшийся обезопасить себя от предполагаемого им военного переворота, путем жестоких репрессий уничтожил прогрессивный командный состав армии, нанес смертельный удар по боеспособности Красной Армии, при этом способствовал выдвижению на высшие командные должности лояльных сторонников «красной конницы». После ареста видных ученых и военачальников все, чего они достигли в своих исследованиях, что внедряли в армейскую практику, стало считаться крамолой и предавалось анафеме.

Все это способствовало тому, что накануне войны советские военные руководители, исходя из утвердившейся доктрины, собирались не обороняться, а наступать. И доктрина на случай войны, была наступательная: будем бить врага на его территории, победу одержим малой кровью, и братья по классу, трудящиеся напавшей страны, поддержат нас своими революционными действиями в тылу противника.

Таким образом, успех, оперативная и стратегическая внезапность, последовавшего вскоре германского вторжения на нашу Родину была результатом огромных политических и военно-стратегических просчетов, допущенных высшим руководством страны и лично И.В. Сталины.

Великая Отечественная война подтвердила известную мысль о том, что общественная практика является критерием истины. Конкретные исторические события рассудили «старых» и «новых» полководцев, убедительно показав, кто был все-таки прав. Военная доктрина, в которой главная роль отводилась крупным кавалерийским соединениям, а роль бронетанковых войск и авиационных соединений недооценивалась, а также полководческие претензии людей ее олицетворявших – оказались несостоятельными. Современная война расставила все точки в противостоянии сторонников разных военно-стратегических доктрин, вычеркнув из семьи славных полководцев Великой Отечественной войны, проходимцев, вроде К.Е. Ворошилова, и вывела на сцену исторических событий совершенно других людей, тех которые и обеспечили достижение победы.

Великие полководцы, к которым мы смело, относим Г. К. Жукова, А М Василевского, К. К. Рокоссовского, Н.К. Ватутина, И. X. Баграмяна, И. Д. Черняховского, В. И. Чуйкова, М. Е. Катукова и многих других, обладавшие действительно полководческим талантом, а не получившие звания благодаря ситуации, проявляли свои незаурядные способности независимо от сложившейся обстановки. Великая Отечественная война в этом смысле стала моментом истины, когда все было расставлено по своим местам, не в плане чинов, а в плане воинского таланта и заслуг.

В то же время война показала, каким опасным для общества может быть тоталитарный режим, который сам по себе предполагает единообразие мышления и действий, что убивает способность в обществе к смелым самостоятельным решениям и поступкам. Лишь война, поставив на грань сам режим, привела к тому, что смелые и решительные люди брали на себя ответственность в самых опасных ситуациях и режим вынужден отдавать должное этой смелости.



Список использованной литературы

Литература

1. Бунич. И. Меч президента. – М.: Изд-во Яуза; Изд-во Эксмо, 2004

2. Волкогонов Д.А.. Триумф и трагедия. В 2-х томах. – Барнаул. 1990

3. Жуков Г.К.. Воспоминания и размышления. Т1.- М; 1978.

4. Климент Ефремович Ворошилов. Жизнь и деятельность в фотографиях и документах. – М: ''Плакат'' 1978

Научно-исследовательская литература

5. Верт. Н. История советского государства. 1900 - 1991 / Пер. с фр. -М.:1992

6. Всемирная история в 24 томах. Т.23. - М. «Просвещение». 1990

7. Негробов Н.Д. Великая отечественная война Советского Союза. 1941-1945. Краткая история. - М.: ''Просвещение'', 1965.

8. История второй Мировой войны 1939-1945 в 12 томах. – М. Воениздат 1980.

Учебная литература

9. Гузаров В.Н., Гузарова Н.И. Курс лекций “История России: 1861-1995 гг. - Томск – 1999

10. Островский В.П., Уткин А.И. История России. ХХ век. Учеб. для общеобразовательных учеб заведений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1997

Периодические издания

11. Борзунов С. Генерал армии Ватутин. // Радуга.- 1984. -.№ 11 - с. 114-120.

12. Василевский А. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков. //Военно-исторический журнал.- 1976.-№ 11.- с. 60-66;

13. Габов. С. Буденный. //Коммунист вооруженных сил.- 1990- №7.- с. 70-79.

14. Карпов В. ''Маршал Жуков, его соратники и противники в годы войны и мира // "Роман-газета" 1991 год

15. Лелюшенко. Д.Д. Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский. // Военно-исторический журнал.- 1986. -№ 12 .-с 55-59

16. Ломов Н.. Избранные произведения М.Н. Тухачевского.// Военно-исторический журнал.-1965.- № 7.- с. 73-76;

17. Петров В.В. Генерал армии И.Д. Черняховский. // Военно-исторический журнал.-1982. -№ 11.- с. 61-65.

 

 


[1] См: В. Карпов ''Маршал Жуков, его соратники и противники в годы войны и мира // "Роман-газета" 1991 год

[2] СМ: Бунич.И. Меч президента. – М.: Изд-во Яуза; Изд-во Эксмо, 2004. с.414.

[3] Примечание Сталину надо было доказать свою руководящую роль в революции, которой, как известно, он в действительности не играл.

[4] Примечание: Если в написанных им ранних работах о революции Сталин даже не упоминался, то в более поздней - "Сталин и Красная Армия" Сталину уже полностью приписывается роль создателя Красной Армии и организатора почти всех побед в революции и гражданской войне

[5] В одном из номеров "Правды" было сказано: "В годы репрессий погибло более двадцати тысяч чекистов".

[6] Великая отечественная война Советского Союза. 1941-1945. Краткая история.-М.:1965.С.39.

[7] Примечание: Репрессии приобретали такие гигантские размеры, что ЦК уже не мог на это не реагировать В январе 1938 года был проведен Пленум по вопросу "Об ошибках парторганизаций при исключении коммунистов из партии, о формально-бюрократическом отношении к апелляциям исключенных из ВКП(б) и о мерах по устранению этих недостатков" Постановление требовало прекратить огульные репрессии и тщательно разбирать каждое отдельное обвинение, выдвинутое против члена партии Этим постановлением Сталин вводил в заблуждение партию и народ, делая вид, будто он не знал о массовых репрессиях, а теперь вот, узнав, восстанавливает справедливость. Многие верили этому, да и в наши дни кое-кто верит. Однако снежный ком уже был пущен с горы, решения этого Пленума не выполнялись. Кровавая вакханалия продолжалась вплоть до последних дней Сталина, то есть до 1953 года

[8]Цитируется по: Островский В.П., Уткин А.И. История России. ХХ век. Учеб. для общеобразовательных учеб заведений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1997. с. 248

[9] Родина. 1995.№ 12.

[10] Островский В.П., Уткин А.И. указ соч. с. 245.

[11] При этом как государство-агрессор СССР наряду с Германией, Италией, Японией был исключен из Лиги Наций. Англия, Франция, США готовили помощь Финляндии. В этих условиях Сталин не решился идти на Хельсинки.

[12] Примечание: Тимошенко высоко ценил Георгия Константиновича как командира полка и в дальнейшем, будучи старше по должности, всегда продвигал Жукова по службе.

[13] К этим изменениям Тимошенко относил массированное применение танков и пикирующих бомбардировщиков в сочетании с моторизованными, мотоциклетными и авиадесантными войсками. Это были, конечно, правильные мысли, но нарком не развил их, не реализовывал их на практике.

[14] Основной тезис доклада Жукова состоял в следующем: "...вполне законно ожидать, что первоначальные исходные операции скорее всего начнутся с фронтальных ударов. Проблема наступления будет состоять в том, чтобы сначала прорвать фронт противника, образовать фланги и затем уже, во второй фазе, перейти к широким маневренным действиям. Условия для оперативного обхода, охвата и ударов по флангам будут создаваться в ходе самой наступательной операции" Жуков проанализировал наступательные операции в предыдущих войнах и сделал обобщения и выводы, приводящие к современным понятиям о наступательной операции

[15] примечание: Не случайно, в беседах с людьми, которым Георгий Константинович Жуков доверял, он отзывался о Сталине как о человеке, слабо разбиравшемся в военных делах и приносившем больше вреда, чем пользы, в руководстве операциями, особенно до Сталинградской битвы.

[16] примечание: в мобилизационном плане предусматриваются порядок и сроки проведения всех мероприятий по мобилизационному развертыванию вооруженных сил, переводу экономики на режим деятельности в условиях военного времени. Такой план разрабатывается как в масштабе вооруженных сил в целом, так и в воинских соединениях, частях, а также учреждениях и на промышленных предприятиях

[17] примечание: с учетом, конечно, более высоких темпов развертывания в связи с появлением более широкой сети железных, шоссейных дорог, а также авиации

[18] примечание: Советские военные руководители, исходя из нашей доктрины, собирались не обороняться, а наступать, разумеется, после того как враг нападет. Сталин сформулировал нашу политику так: "Мы чужой земли не хотим, но и своей земли, ни одного вершка своей земли не отдадим никому". Но доктрина на случай войны, была наступательная: будем бить врага на его территории, победу одержим малой кровью, и братья по классу, трудящиеся напавшей страны, поддержат нас своими революционными действиями в тылу противника В наших мобилизационных планах черным по белому написано, что после отражения первого удара врага войска должны перейти в наступление.

[19] примечание: Стоит отметить, что Берия безжалостно расправлялся с теми разведчиками, которые присылали правдивую информацию, ничего не подозревая о том, что Сталин верит договорам, заключенным с Гитлером, и находится в сетях хорошо организованной немецкой дезинформации.

[20] В резолюции Сталина слово е... без точек.- В. К см:. Владимир Карпов ''Маршал Жуков, его соратники и противники в годы войны и мира (Литературная мозаика) // "Роман-газета" 1991 год

[21] Для решения этой задачи на северном участке фронта сосредоточились немецкая армия «Норвегия» и две финские армии, на западной границе СССР, от Балтики до Черного моря действовали группа армий «Север» (командующий – фельдмаршал В. фон Лееб), группа армий «Центр» (фельдмаршал Ф. фон Бок), группа армий «Юг» (фельдмаршал Г. фон Рунтедт), а также две румынские армии и венгерский армейский корпус.

[22] Советские войска накануне нападения не были полностью укомплектованы личным составом и боевой техникой, не обладали ремонтной базой и необходимыми материальными запасами. И хотя в танках и авиации они имели превосходство, в качественном отношении все-таки уступали противнику.

[23] Всемирная история в 24 томах. Т.23. С.175.

[24] цитируется по: Островский В.П., Уткин А.И. указ соч. с. 250

[25] Примечание У Дмитрия Павлова отобрали орден Ленина, Золотую звезду Героя, два ордена Красного Знамени, значок депутата Верховного Совета СССР. В Красноярский край на 5 лет выслали: отца, мать, жену, тещу, сына.

[26] См: В.Н. Гузаров и Н.И. Гузарова Курс лекций “История России: 1861-1995 гг. - Томск - 1999

[27] Согласно немецким данных, количество советских военнопленных было следующее: 700 тыс. за первые три недели войны; 2 млн. к концу 1941 г.; 5,75 с начала войны до мая 1944 г./ см: Верт Н. История советского государства. 1900 - 1991 / Пер. с фр. -М.:1992 г.С.92

[28] Габов. С. Буденный. Коммунист вооруженных сил. № 7. 1990 с. 70-79.

[29] Цитируется по: Владимир Карпов ''Маршал Жуков, его соратники и противники в годы войны и мира (Литературная мозаика) // "Роман-газета" 1991 год

[30] На беседе присутствовали Калинин, Молотов и другие члены Политбюро

[31] примечание. Необходимо отметить, что Рокоссовский тоже носил зэковский бушлат; и блестящий талант полководца и внешняя, чисто человеческая его красота могли погибнуть в "лагерной пыли" или в лубянском подвале, как это случилось с Тухачевским, Уборевичем, Егоровым и десятками тысяч других, так не хватавших нам в годы войны офицеров и генералов.

[32] Лелюшенко. Д.Д. Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский.// Военно-исторический журнал. № 12. 1986. с 53.

[33] Лелюшенко. Д.Д. Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский. Военно-исторический журнал. № 12. 1986. с 55-59

[34] Борзунов С. Генерал армии Ватутин. // Радуга.- 1984. -.№ 11 с.114-120.

[35] Петров В.В. Генерал армии И.Д. Черняховский. //Военно-исторический журнал № 11. 1982. с.61-65.


Оглавление

 

Введение. 3

1. Формирование военно-стратегических доктрин в СССР накануне Великой Отечественной войны.. 6

1.1. Противостояние между двумя военно-стратегическими доктринами. 6

1.2. Политические и военно-стратегические просчеты Сталина. 14

2. Великая Отечественная Война – Момент истины.. 20

2.1. Нападение Германии на Советский Союз. 20

2.2. Поколение «старых» полководцев в Великой Отечественной войне. 22

2.3. Поколение «новых» полководцев в годы Великой Отечественной войны.. 26

Заключение. 36

Список использованной литературы.. 38

 


Введение

 

Изучение проблем Великой Отечественной войны и анализ деятельности всех тех на ком лежит ответственность за удачи и поражения в этой кровавой битве, не утрачивает своей актуальности. Как одно зернышко риса перевешивает чашу весов, так и решение одного человека, будь то руководитель государства или полководец, предрешает победу или поражение не только в одном сражении, но и во всей военной компании. И эти решения зависят не только от личных волевых качеств, но и от знаний в области тактики и стратегии ведения боевых действий в условиях современной войны. В последнее время события, происходившие в CCCР, накануне этой войны, вызывают интерес у наших современников, поскольку процессы, протекавшие в стране тогда, в определенном смысле перекликаются с нынешними. Кризис, наступивший в Красной Армии накануне войны, приведший к поражениям в первые годы войны, возник не только по объективным, но и по субъективным причинам наших военачальников. Наши вооруженные силы также попали в полосу кризиса, и в «горячих точках» на Северном Кавказе, порой терпят поражения из-за некомпетентности своего командования. В этих условиях опыт Великой Отечественной войны может оказаться как никогда поучительным.

Печальным последствием господства сталинского режима для народов СССР явилась та тяжелая плата, которую они заплатили за победу в войне. Культ личности «вождя народов», отсутствие механизма принятия коллегиального решения обернулись тем, что заложниками ошибок одного человека стали миллионы людей. Одной из ошибок является не верный выбор Сталиным военно-стратегической доктрины, господствовавшей в руководстве РККА накануне войны. Эта доктрина рассматривала бронетанковые соединения и авиацию, лишь как вспомогательные силы для действий пехоты. Именно выбор этой доктрины оказался причиной военной катастрофы для СССР летом 1941 и 1942 годов. Данная доктрина имела как своих сторонников, так и своих противников. Первых, условном назовем - полководцами «старой» военной школы, вторых, сторонников ведения современной войны, войны машин и моторов, - полководцами «новой» школы.

Если говорить о полководцах «старой» школы, то это, прежде всего командармы гражданской войны, получившие всенародную известность благодаря личной смелости, (С.М. Буденный), или благодаря демонстрации преданности Сталину (К.Е. Ворошилов). Их последователями в частности были, нарком обороны С.К. Тимошенко, командующий войсками Западного военного округа генерал-полковник Д.Г.Павлов, генерал И.Р. Апанасенко и др. Основателем же «новой» школы ведения войны, в СССР был М.Н.Тухачевский, считавший, что «Опыт гражданской войны хорош, но если мы будем воевать, применяя ту же стратегию в будущей войне со внешним врагом, то будем быстро разбиты наголову...»[1]. Его последователями были Г.К. Жуков, К. К. Рокоссовский, Н.К. Ватутин, И. X. Баграмян, И. Д. Черняховский и др. К сожалению, на кануне войны верх одержали представители «старой» школы.

Таким образом, исходя из всего выше изложенного, следует сделать очевидный выбор о необходимости не только нового прочтения страниц истории России предвоенной и военной (1937- 1945 гг) поры, в том числе и связанных с противоречиями школ военной стратегии, но и изучения деятельности военачальников, игравших главные роли в становлении военно-стратегической доктрины СССР.

Актуальность темы исследования определяется тремя обстоятельствами. Во-первых, необходимостью восстановления исторической правды о реальных достижениях полководцев Великой отечественной войны. Ведь их достижения, в указанный период преподносились в крайне искаженном виде в угоду господствующей идеологии. Поэтому одна из главных задач историков, это объективная оценка заслуг полководцев без приукрашивания и политической конъюнктуры. Во-вторых, современное состояние российской армии, напоминает предвоенную ситуацию. С одной стороны, мучительный поиск выхода из глубочайшего кризиса, в котором находится российская армия, неуклюжие попытки перевода её на профессиональную основу, с другой –низкий профессиональный уровень от лейтенанта, до Министра обороны РФ. Достаточно вспомнить штурм Грозного в декабре 1994 г, под руководством министра обороны П.С. Грачева, обещавшего «навести там порядок за два часа с одним десантным полком».[2] В результате, во многом напоминавшая «кавалерийский наскок» операция, когда танки без должной поддержки были брошены в узкие улицы города, привела к тому, что за два дня боев в Грозном, сгорели вместе с экипажами более ста пятидесяти единиц бронетехники, погибли несколько сотен российских солдат. Да и вся первая «чеченская компания» не отличалась профессионализмом со стороны командного состава. История становления военной доктрины в России постоянно перекликается, и вызывает интерес и своей трагичностью, и уроками. Задача усвоения этих уроков стоит сегодня как никогда остро: общество, отказывающееся от своего прошлого, утрачивает нить прогресса. Именно поэтому исследование становления военной стратегии актуально как в историческом, так и научном аспекте. В-третьих противостояние двух школ военной стратегии накануне войны не нашло должного отражения в исторической литературе. Поэтому выяснение причин господства устаревших взглядов на ведение современной войны на кануне войны, не только расширит представление о нашем прошлом, но и будет способствовать утверждению нового восприятия данной проблемы в исторической науке.

Объектом данного исследования являются процесс становления военно-стратегической доктрины в СССР накануне войны. Предметом - жизненный и профессиональный путь конкретных исторических личностей, представителей двух школ военной стратегии.

Ввиду многоплановости темы, в работе поставлены следующие задачи: _ проследить процесс противостояния между двумя военно-стратегическими доктринами накануне войны; - оценить роль Сталина в этом противостоянии и дать характеристику его политическим и военно-стратегическим планам; - описать обстановку первого года войны, сложившуюся из-за ошибочно выбранной доктрины; - дать оценку тактики и деятельности представителей «нового» и «строго» состава полководцев, в условиях этой обстановки.

Основные цели данной работы заключается в следующем: - показать, что противоречия между двумя военно-стратегическими доктринами в СССР, а также роковые заблуждения И. Сталина были одними из основных причин неудач Красной Армии в начальный период Великой Отечественной Войны; - дать характеристику достижений «старого» и «нового» состава полководцев в этой войне.

В качестве основного материала в нашей работе была использована монография Д.А. Волкогонова. Триумф и трагедия. В 2-х томах. – Барнаул. 1990 г., а также ряд статей Военно-исторического журнала.




Формирование военно-стратегических доктрин в СССР накануне Великой Отечественной войны

Дата: 2019-05-29, просмотров: 239.