Сравнение средних значений исследования по методике срезов Т.А.Репиной
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Был проведен эксперимент по исследованию особенностей межличностных отношений младших школьников в классах с традиционным и развивающим обучением. В исследовании принимали участия 18 человек, которые учатся в классе традиционного обучения и 18 человек, которые учатся в классе развивающего обучения. В качестве измеряемого признака рассматривается количество срезов, где учащийся играет один.

Проверить гипотезу о том, что межличностные взаимоотношения младших школьников в классах развивающего обучения (в отличие от классов традиционного обучения) отличаются большой сплоченностью коллектива.

1 этап – выдвигаем 2 статистические гипотезы

Н 0 – о том, что среднее значение исследуемого показателя двух генеральных совокупностей статистически одинаковы.

Н 1 – о том, что эти средние значения статистически различны.

Н 0: μх = μу

Н 1: μх ≠ μу

μх - среднее значение 1ГС

 μу - среднее значение 2 ГС

В результате этого эксперимента мы получили две независимые выборки

 

Развивающее обучение Х Традиционное обучение У

Александр Р. 7
Антон У. 0
Артур А. 0
Вадим Ч. 0
Владимир К. 0
Константин Ж. 0
Михаил Ш. 0
Роман Э. 0
Анастасия В. 0
Валерия З. 0
Виктория М. 0
Галина К. 0
Данута С. 0
Диана Ю. 0
Зоя А. 0
Мария Т. 0
Светлана Х. 0
Элеонора П. 0

 

Афанасий С. 6
Богдан Ф. 7
Вадим К. 4
Виталий Я. 12
Даниил Т. 0
Дмитрий Н. 9
Евгений А. 17
Иван Л. 0
Юрий З. 11
Эдуард Ф. 9
Анастасия О. 15
Аня Б. 6
Александра Б. 7
Божена К. 10
Вероника К. 17
Виоллета М. 16
Екатерина Д. 15
Людмила Б. 15

_

Х = 7 +0 = 7 = 0,4

 18 18

_

У = 6+7+4+12+0+9+17+0+11+9+15+6+7+10+17+16+15+15 = 176 = 9,7

 18 18

 

  Хi  2 Хi
7 49
0 0
0 0
0 0
0 0
0 0
0 0
0 0
0 0
0 0
0 0
0 0
0 0
0 0
0 0
0 0
0 0
0 0
7 49
2 Уi  2 Уi
6 36
7 49
4 16
12 144
0 0
9 81
17 289
0 0
11 121
9 81
15 225
6 36
7 49
10 100
17 289
16 256
15 225
15 225
176 2222

n – 18 m - 18

2 2

Sх = 18* 49 – ( 7 ) = 833= 2,72

 18*(18-1) 306

2 2

Sу = 18* 2222 – ( 176 ) = 39996 -30976 = 9020 = 29,4

 18*(18-1) 306 306

2 этап - выбираем уровень значимости £ = 0,05

3 этап - вычисляем наблюдаемое значение статистики критерия

Класс с развивающим обучением Ранги Хi Класс с традиционным обучением Ранги Уi
7 24 6 21,5
0 10 7 24
0 10 4 20
0 10 12 30
0 10 0 10
0 10 9 26,5
0 10 17 35,5
0 10 0 10
0 10 11 29
0 10 9 26,5
0 10 15 33
0 10 6 21,5
0 10 7 24
0 10 10 28
0 10 17 35,5
0 10 16 31
0 10 15 33
0 10 15 33
  R 1 - 194   R2 - 472

 

R= (n +_m) * (n +m +1) R = R 1 + R2

 2

R = (18 + 18) * (18 + 18 + 1) = 666 R = 194 + 472= 666

 2

Вычисляем промежуточные величины

 

U1 = n*m + 1 *n (n + 1) – R1 U1= 18*18 +1 *18 (18 + 1) – 194 =301

 2 2

 

 U2 = n*m + 1 *m (m+ 1) – R2 U2= 18*18 +1 *18 (18 + 1) – 472 =23

 2 2

 

Находим максимальную величину U = 301

Тогда наблюдаемое значение статистики критерия вычисляется по следующей формуле

Zнабл. = U - ½ n * m _______ = 301 - ½ * 18*18____ = 139 = 4,4

 √n * m *( n + m +1) √18 *18 (18 + 18+1) 31,6

12 12

Находим критическое значение статистики критерия.

1 - £/2 = 1 - 0,05/2 = 0,975

 

Zкр. = 1, 9599

 

 _________ ____*___________ Н 1 ____ 4,4 ______________

 1, 96

 

Вывод: так как Zнабл > Zкр. , то принимаем альтернативную гипотезу, то есть делаем вывод о том, что среднее значение исследуемого показателя двух генеральных совокупностей статистически различны. Количество срезов, где учащийся играет один в классе с развивающим обучением отличается колічества срезов в классе с традиционным обучением на уровне значимости £ = 0,05.

 

В результат проведенного исследования было выявлено, что в традиционном классе (Приложение 1) количество детей 2 статусной группы – 10, 1 статусной группы – 2, 3 группы – 6. Детей с самой низкой статусной группой – 4 – не было выявлено. А вообще отрицательный статус имеют 6 учеников. Количество взаимных выборов – 14.

 УБВ = 10+2 * 100 % = 67 %

 18

КВ = Р1/Р * 100 % = 14/ 54 * 100 % = 26 %

 

 В классе развивающего наблюдения при проведении социометрического исследования (Приложение 2) наблюдалось следующее: количество детей 2 статусной группы – 11, 1 статусной группы – 2, 3 группы – 5, детей с самой низкой статусной группой – 4 – не было выявлено. А вообще отрицательный статус имеют 5 учеников. Количество взаимных выборов – 46.

 УБВ = 11+2 * 100 % = 72 %

 18

КВ = Р1/Р * 100 % = 46/ 54 * 100 % = 85 %

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в классе развивающего обучения уровень сплоченности находится на высоком уровне и качественно превосходи этот уровень в классе традиционного обучения.

При наблюдении да детьми класса с традиционным обучением (Приложение 3) было выявлено, что дети часто играют одни или небольшими группами – 2-3 человека.

При наблюдении за детьми из класса развивающего обучения (Приложение 4) было выявлено, что дети дружат коллективом.

На основе данных социометрического исследования и наблюдения можно сделать вывод о том, что в классе развивающего обучения уровень сплоченности находится на очень высоком уровне и качественно превосходит этот уровень в классе традиционного обучения.

Анализ сравнения средних значений результатов исследования показал, что гипотеза не подтвердилась, когда в качестве измеряемого признака рассматривается число полученных выборов и статус ученика в классе.


Заключение

 

В результате исследования на тему «Межличностные отношения сверстников в классах развивающего и традиционного обучения» гипотеза подтвердилась. Можно сделать следующие выводы:

1. Сущность развивающего обучения заключается в основа­нности на учебной деятельности, совершенствования мыслительной деятельности самих учащихся по добыванию и усвоению научных знаний, самостоятельной познавательной деятельно­сти, развитию творческих способностей.

2. Анализ развивающих систем Эльконина-Давыдова и Занкова и принципов традиционного обучения показал, что система развивающего обучения качественно отличается от традиционной включением всех детей в активную творческую деятельность, присутствием внимания к каждому ученику, преобладанием коллективной работы, возможностью каждому ученику к самореализовываться, что, естественно, качественно улучшает межличностные отношения между детьми, повышает их социометрический статус, практически исключает разделения учеников на слабых и сильных (в каждом ученике находят слабые и сильные качества), что не допускает разделения класса на мелких группы, дифференциацию детей и тем самым сплочает коллектив, что, в свою очередь, наилучшим образом сказывается на учебно-воспитательном процессе.

3. В результат проведенного исследования было выявлено, что в традиционном классе (Приложение 1) количество детей 2 статусной группы – 10, 1 статусной группы – 2, 3 группы – 6. Детей с самой низкой статусной группой – 4 – не было выявлено. А вообще отрицательный статус имеют 6 учеников. Количество взаимных выборов – 14.

 УБВ = 10+2 * 100 % = 67 %

 18

КВ = Р1/Р * 100 % = 14/ 54 * 100 % = 26 %

 

 В классе развивающего наблюдения при проведении социометрического исследования (Приложение 2) наблюдалось следующее: количество детей 2 статусной группы – 11, 1 статусной группы – 2, 3 группы – 5, детей с самой низкой статусной группой – 4 – не было выявлено. А вообще отрицательный статус имеют 5 учеников. Количество взаимных выборов – 46.

 УБВ = 11+2 * 100 % = 72 %

 18

КВ = Р1/Р * 100 % = 46/ 54 * 100 % = 85 %

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в классе развивающего обучения уровень сплоченности находится на высоком уровне, и качественно превосходи этот уровень в классе традиционного обучения.


Список использованных источников

 

 1.Бамбурава І.Я. Дыдактычная сістэма навучання Л.У. Занкова // Пачатковая школа. 2001. №6, сс.8-10.

2 .Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебное пособие для психологических факультетов университетов. Изд. 3-е, испр. М., 1999, сс.400-403.

3.Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник. М.: Логос. 2005, сс.116-123.

4.Котикова О.П., Клышевич П.Ю. Педагогическая психология. Мн.: Аверсэв. 2007, сс.105-115.

5.Куревина О.А. Современному образованию – современный учитель // Начальная школа до и после. 2006, №3, сс.3-5.

6.Марцинковская Т.Д. История психологии: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский Центр «Академия». 2004, сс.518-531.

7. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.1.: Общие основы психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. 5-е изд. М.: ИЦ «ВЛАДОС». 2007, сс.564-565.

8. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн.2.: Психология образования: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. 5-е изд. М.: ИЦ «ВЛАДОС». 2007, сс.214-218.

9.Ополовнина И.В.Концепция воспитательной системы школы. // Начальная школа: плюс до и после. 2003. №4, сс. 42-44.

10.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС. 2002, сс.262-263.

11.Концепция развития педагогического образования в РБ. Программа реализации Концепции развития педагогического образования в РБ. Мн.: БГПУ им. М. Танка. 2000, сс.1-11.

12.Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Изучение межличностных взаимоотношений в группе дошкольников. Методические рекомендации. Мн., 1990, сс.6-17.

13. Содержание, диагностика и коррекция работы в детских дошкольных учреждениях / Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников образования. – Мн.: ИПКПРРСО. 1996, сс.174-176.

14.Цірынава В.І. Сістэмы развіццёвага навучання // Пачатковая школа. 2001. №6, сс.4-8.

 



Приложение №1.

Таблица результатов эксперимента «Выбор товарища по парте» 4 «А» класс, с традиционным обучением

Имя, Фамилия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Афанасий С. 1   1+     3+               2+          
Богдан Ф. 2 2+     1+     3+                      
Вадим К. 3   1+       2+     3+                  
Виталий Я. 4 3+       1+     2+                    
Даниил Т. 5     2+     1+       3+                
Дмитрий Н. 6 1+       2+       3+                  
Евгений А. 7   1+       2+     3+                  
Иван Л. 8       3+ 1+ 2+                        
Юрий З. 9 3+           2+ 1+                    
Эдуард Ф. 10   1+       2+ 3+                      
Анастасия О. 11                   1+   3+ 2+          
Аня Б. 12                     2+     1+   3+    
Александра Б.  13               2+   3+       1+        
Божена К. 14                         3+       2+ 1+
Вероника К. 15                   1+       3+     2+  
Виоллета М. 16   1+                     2+         3+
Екатерина Д. 17     2+                     3+   1+    
Людмила Б. 18       2+                     1+   3+  
Число полученных выборов   4 5 2 3 4 5 3 3 3 4 1 1 4 4 1 2 3 2
Число взаимных выборов   1 2 0 1 1 1 2 1 1 0 1 1 1 1 0 0 0 0
Статус   2 1 3 2 2 1 2 2 2 2 3 3 2 2 3 3 2 3


Приложение №2.

Таблица результатов эксперимента «Выбор товарища по парте» 4 «Б» класс, с развивающим обучением

Имя, Фамилия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Александр Р. 1   3+       1+       2+                
Антон У. 2 1+               2+         3+        
Артур А. 3       2+     3+ 1+                    
Вадим Ч. 4     2+   3+               1+          
Владимир К. 5       2+   1+         3+              
Константин Ж. 6 1+       2+         3+                
Михаил Ш. 7     2+           1+           3+      
Роман Э. 8     1+       3+         2+            
Анастасия В. 9   3+       1+             2+          
Валерия З. 10 3+         1+         2+              
Виктория М. 11     1+   2+         3+                
Галина К. 12           1+   3+     2+              
Данута С. 13       1+         2+             3+    
Диана Ю. 14   3+                     1+       2+  
Зоя А. 15             3+             1+       2+
Мария Т. 16                         1+       3+ 2+
Светлана Х. 17                         1+     3+   2+
Элеонора П. 18                             2+ 1+ 3+  
Число полученных выборов   3 3 4 3 3 5 3 2 3 3 3 1 5 2 2 3 3 3
Число взаимных выборов   3 3 3 3 3 3 2 2 2 3 2 1 4 2 2 3 2 3
Статус   2 2 2 2 2 1 2 3 2 2 2 3 1 3 3 2 2 3

Приложение №3

Таблица результатов эксперимента «Метод срезов» Т.А.Репиной 4 «А» класс, с традиционным обучением

Имя, Фамилия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Афанасий С. 1 2, 5 2 2 2 13 4 - - 2 2 2 2 2 - 2 13 2 - - -
Богдан Ф. 2 1 1 1 1 - - - - 1 1 1 1 1 - 1 4 1 - 4 -
Вадим К. 3 - - - - 5 5 5,8 5,8 5,8 8 8 5,8 5,8 5,8 5,8 5,8 5,8 5 5 5
Виталий Я. 4 2 2 - - - - - - - 2 2 5,2 2 2 - - - - - 5,2
Даниил Т. 5 8 8 8 8 3,8 3,8 3,8 3,8 3.8 3.8 3,8 3,8 3,8 3.8 3.8 3.8 3,8 3.8 3.8 3,8
Дмитрий Н. 6 5 5 5 9 - - - 5,9 5,9 - - - - 3,5,9 2 - - 3,5,2 2 2
Евгений А. 7 - - - - - - 4 - - - - - 4,5,3 - - - 3 - - -
Иван Л. 8 3,5 3,5 3,5 5 5 3,5 3.5 3.5 3,5 3.5 3,5 3.5 3,5 3,5 3,5 3,5 3 3 5,3 3
Юрий З. 9 13 10 - - - - - - 10 - 13 - 13 - 10 - 8 - 13 10
Эдуард Ф. 10 13 13 - - 13 - 13 - 9 - 10 - 8 - 13 - 13 - 10 10
Анастасия О. 11 - - - - - - - - 13 - - - - 14 15 14 - - 14 -
Аня Б. 12 11 11 11 - - - - - 10 9 11 11 11 11 11 11 11 11 11 -
Александра Б. 13 9 8 10 10 10 9 8 - - - 10 - 10 - 8 - 8 - 9 10
Божена К. 14 2 2 13 17 15 8 - - - 7 - 7 - 5 - - 3 - - -
Вероника К. 15 - - - - - - - - - - - - - - 14 - 13 - 14 -
Виоллета М. 16 - - - - - 18 - - - 18 - - - - 18 - 17 - - -
Екатерина Д. 17 12 - 13 - 12 - - - - - 14 - - - - - - - 13 -
Людмила Б. 18 - - - - - 5 - - 8 - - - 9 - 4 - - - - 4

 



Приложение №4

Таблица результатов эксперимента «Методика срезов» Т.А.Репиной 4 «Б» класс, с развивающим обучением

Имя, Фамилия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Александр Р. 1 5,4,3 8 9,10 - - 12,14 13 - - 5 4 4 - 4 - 4 - 12,14 13 15
Антон У. 2 10,9 5,4,3,7 7 7 7 7 7 4,7 3,7 13 15 3,7 7 7 7 7 7 7 3,7 7
Артур А. 3 8 8 8 8 6,8 6 6 6 6,8 14 13 14 6 6 6 6 6 8 8 8
Вадим Ч. 4 3,5,1 5 5 5 5 1,3 5 13 1,5 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 15
Владимир К. 5 4,3 4 3 4 3 4 4 4 4 13 4 4 4 14 4 4 4 1 4 4
Константин Ж. 6 7 7 7 7 8 7 7 7 13 7 7 10 10 10 7 7,10 10 7 2 3
Михаил Ш. 7 6 10 10 10 6,10 10 13 10 10 18 18 17 10 17 18 18 2 18 2 13
Роман Э. 8 9 10 10 10 9 9 9 9 10 10 10 18 10 17 10 10 10 10 10 9.10
Анастасия В. 9 1 8 8 8 8 1 1 1 3 1 1 1,4 1 1 1 1 1 13 1,4 13
Валерия З. 10 2,3 8 8 8 8 8 9,8 9,8 9,8 7,6,9,8 7,6,9,8 9,8 7 6 9,8 13 9,8 8,9 9 9
Виктория М. 11 4 3 4 3 4 1 12 12 12 12 13 14 12 12 13,12 13,12 13,12 13,12 13,12 12
Галина К. 12 5 11 11 11 11 13 11 11 11 13 18 13 14 18 11 11 13 18 11 11
Данута С. 13 12 12 12 7 8 9,8 10 14 14 14 14 18 18 14 16,18 18 18 18 18 14
Диана Ю. 14 13 13 13 13 8 13 13 18 17 16 17 17 17 16,17 17 17 18 17 17,18 18
Зоя А. 15 1,2 2 2 2 2 2 3 1 1 1 18 1 18 18 18,1,3 18 17 16 18 18
Мария Т. 16 9,8 7 7 8 9 8 18 17 18 18 15,14 13 13 18 17 18 17 18 18 18
Светлана Х. 17 10 18 18 10 18 14 18 16 18 18 18 18 18 16 17 17 17 14 13 14,13
Элеонора П. 18 17 17 17 14,15 15,16 15 16,17,13 17 17 17,15 17,11 11,18 11,10 11,17 15,17,16 15,16 16,17 16,17 16,15 14

Приложение №5

Дата: 2019-05-29, просмотров: 203.