Сравнение средних значений в социометрическом исследовании
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Был проведен эксперимент по исследованию особенностей межличностных отношений младших школьников в классах с традиционным и развивающим обучением. В исследовании принимали участия 18 человек, которые учатся в классе традиционного обучения и 18 человек, которые учатся в классе развивающего обучения. В качестве измеряемого признака рассматривается число полученных выборов.

Проверить гипотезу о том, что межличностные взаимоотношения младших школьников в классах развивающего обучения (в отличие от классов традиционного обучения) отличаются большой сплоченностью коллектива.

1 этап – выдвигаем 2 статистические гипотезы

Н 0 – о том, что среднее значение исследуемого показателя двух генеральных совокупностей статистически одинаковы.

Н 1 – о том, что эти средние значения статистически различны.

Н 0: μх = μу

Н 1: μх ≠ μу

μх - среднее значение 1ГС

 μу - среднее значение 2 ГС

В результате этого эксперимента мы получили две независимые выборки

 

Развивающее обучение Х Традиционное обучение У

Александр Р. 3
Антон У. 3
Артур А. 4
Вадим Ч. 3
Владимир К. 3
Константин Ж. 5
Михаил Ш. 3
Роман Э. 2
Анастасия В. 3
Валерия З. 3
Виктория М. 3
Галина К. 1
Данута С. 5
Диана Ю. 2
Зоя А. 2
Мария Т. 3
Светлана Х. 3
Элеонора П. 3

 

Афанасий С. 4
Богдан Ф. 5
Вадим К. 2
Виталий Я. 3
Даниил Т. 4
Дмитрий Н. 5
Евгений А. 3
Иван Л. 3
Юрий З. 3
Эдуард Ф. 4
Анастасия О. 1
Аня Б. 1
Александра Б. 4
Божена К. 4
Вероника К. 1
Виоллета М. 2
Екатерина Д. 3
Людмила Б. 2

_Х = 3+3+4+3+3+5+3+2+3+3+3+1+5+2+2+3+3+3 = 54 = 3

 18 18

_

У = 4+5+2+3+4+5+3+3+3+4+1+1+4+4+1+2+3+2 = 54 = 3

 18 18

  Хi  2 Хi
3 9
3 9
4 16
3 9
3 9
5 25
3 9
2 4
3 9
3 9
3 9
1 1
5 25
2 4
2 4
3 9
3 9
3 9
54 178
  Уi  2 Уi
4 16
5 25
2 4
3 9
4 4
5 25
3 9
3 9
3 9
4 16
1 1
1 1
4 16
4 16
1 1
2 4
3 9
2 4
54 178

n – 18 m - 18

2 2

Sх = 18*178 – (54) = 3204 - 2916 = 288 = 0,94

 18*(18-1) 306 306

2 2

Sу = 18*178 – (54) = 3204 - 2916 = 288 = 0,94

 18*(18-1) 306 306

2 этап - выбираем уровень значимости £ = 0,05

3 этап - вычисляем наблюдаемое значение статистики критерия


 

Класс с развивающим обучением Ранги Хi Класс с традиционным обучением Ранги Уi
3 18,5 4 29,5
3 18,5 5 34,5
4 29,5 2 7,5
3 18,5 3 18,5
3 18,5 4 29,5
5 34,5 5 34,5
3 18,5 3 18,5
2 7,5 3 18,5
3 18,5 3 18,5
3 18,5 4 29,5
3 18,5 1 2,5
1 2,5 1 2,5
5 34,5 4 29,5
2 7,5 4 29,5
2 7,5 1 2,5
3 18,5 2 7,5
3 18,5 3 18,5
3 18,5 2 7,5
  R 1 - 327   R2 - 339

 

R= (n +_m) * (n +m +1) R = R 1 + R2

 2

 

R = (18 + 18) * (18 + 18 + 1) = 666 R = 327 + 339 = 666

 2

Вычисляем промежуточные величины

 

U1 = n*m + 1 *n (n + 1) – R1 U1= 18*18 +1 *18 (18 + 1) – 327 =150

 2 2

 

 U2 = n*m + 1 *m (m+ 1) – R2 U2= 18*18 +1 *18 (18 + 1) – 339 =138

 2 2

 

Находим максимальную величину U = 150

Тогда наблюдаемое значение статистики критерия вычисляется по следующей формуле

Zнабл. = U - ½ n * m _______ = 150 - ½ * 18*18____ = - 0, 379

 √n * m *( n + m +1) √18 *18 (18 + 18+1)

12 12

Находим критическое значение статистики критерия.

1 - £/2 = 1 - 0,05/2 = 0,975

 

Zкр. = 1, 9599

 

 _________-0,38____Н 0 _____*_____________________________

 1, 96

 

Вывод: так как Zнабл < Zкр. , то принимаем основную 0 гипотезу, то есть делаем вывод о том, что среднее значение исследуемого показателя двух генеральных совокупностей статистически одинаковы. Межличностные отношения в классе с развивающим обучением не отличаются от межличностных отношений в классе с традиционным обучением на уровне значимости £ = 0,05.


Был проведен эксперимент по исследованию особенностей межличностных отношений младших школьников в классах с традиционным и развивающим обучением. В исследовании принимали участия 18 человек, которые учатся в классе традиционного обучения и 18 человек, которые учатся в классе развивающего обучения. В качестве измеряемого признака рассматривается число взаимных выборов.

Проверить гипотезу о том, что межличностные взаимоотношения младших школьников в классах развивающего обучения (в отличие от классов традиционного обучения) отличаются большой сплоченностью коллектива.

1 этап – выдвигаем 2 статистические гипотезы

Н 0 – о том, что среднее значение исследуемого показателя двух генеральных совокупностей статистически одинаковы.

Н 1 – о том, что эти средние значения статистически различны.

Н 0: μх = μу

Н 1: μх ≠ μу

μх - среднее значение 1ГС

 μу - среднее значение 2 ГС

В результате этого эксперимента мы получили две независимые выборки

 

Развивающее обучение Х Традиционное обучение У

Александр Р. 3
Антон У. 3
Артур А. 3
Вадим Ч. 3
Владимир К. 3
Константин Ж. 3
Михаил Ш. 2
Роман Э. 2
Анастасия В. 2
Валерия З. 3
Виктория М. 2
Галина К. 1
Данута С. 4
Диана Ю. 2
Зоя А. 2
Мария Т. 3
Светлана Х. 2
Элеонора П. 3

 

Афанасий С. 1
Богдан Ф. 2
Вадим К. 0
Виталий Я. 1
Даниил Т. 1
Дмитрий Н. 1
Евгений А. 2
Иван Л. 1
Юрий З. 1
Эдуард Ф. 0
Анастасия О. 1
Аня Б. 1
Александра Б. 1
Божена К. 1
Вероника К. 0
Виоллета М. 0
Екатерина Д. 0
Людмила Б. 0

Х = 3+3+3+3+3+3+2+2+2+3+2+1+4+2+2+3+2+3 = 46 = 2,5

 18 18

_У = 1+2+0+1+1+1+2+1+1+0+1+1+1+1+0+0+0+0= 14 = 0,77

 18 18

  Хi  2 Хi
3 9
3 9
3 9
3 9
3 9
3 9
2 4
2 4
2 4
3 9
2 4
1 1
4 16
2 4
2 4
3 9
2 4
3 9
46 126
  Уi  2 Уi
1 1
2 4
0 0
1 1
1 1
1 1
2 4
1 1
1 1
0 0
1 1
1 1
1 1
1 1
0 0
0 0
0 0
0 0
14 18

n – 18 m - 18

2 2

Sх = 18*126 – (46) = 2268 - 2116 = 152 = 0,5

 18*(18-1) 306 306

2 2

Sу = 18*18 – (14) = 324 - 196= 128 = 0,4

 18*(18-1) 306 306

2 этап - выбираем уровень значимости £ = 0,05

3 этап - вычисляем наблюдаемое значение статистики критерия

 

Класс с развивающим обучением Ранги Хi Класс с традиционным обучением Ранги Уi
3 31 1 12
3 31 2 22
3 31 0 3,5
3 31 1 12
3 31 1 12
3 31 1 12
2 22 2 22
2 22 1 12
2 22 1 12
3 31 0 3,5
2 22 1 12
1 12 1 12
4 36 1 12
2 22 1 12
2 22 0 3,5
3 31 0 3,5
2 22 0 3,5
3 31 0 3,5
  R 1 - 481   R2 - 185

 

R= (n +_m) * (n +m +1) R = R 1 + R2

 2

R = (18 + 18) * (18 + 18 + 1) = 666 R = 481 + 185 = 666

 2

Вычисляем промежуточные величины

 

U1 = n*m + 1 *n (n + 1) – R1 U1= 18*18 +1 *18 (18 + 1) – 481=14

 2 2

 

 U2 = n*m + 1 *m (m+ 1) – R2 U2= 18*18 +1 *18 (18 + 1) – 185 =310

 2 2

 

Находим максимальную величину U = 310

Тогда наблюдаемое значение статистики критерия вычисляется по следующей формуле

Zнабл. = U - ½ n * m _______ = 310 - ½ * 18*18____ = 4,68

 √n * m *( n + m +1) √18 *18 (18 + 18+1)

13 12

Находим критическое значение статистики критерия.

1 - £/2 = 1 - 0,05/2 = 0,975

 

Zкр. = 1, 9599

________________*______Н 1 ______4,68_________________

 1, 96

Вывод: так как Zнабл > Zкр. , то принимаем альтернативную гипотезу, то есть делаем вывод о том, что среднее значение исследуемого показателя двух генеральных совокупностей статистически различны. Число взаимных выборов учеников в классе с развивающим обучением отличаются от числа взаимных выборов в классе с традиционным обучением на уровне значимости £ = 0,05.

Был проведен эксперимент по исследованию особенностей межличностных отношений младших школьников в классах с традиционным и развивающим обучением. В исследовании принимали участия 18 человек, которые учатся в классе традиционного обучения и 18 человек, которые учатся в классе развивающего обучения. В качестве измеряемого признака рассматривается статус ученика в классе.

Проверить гипотезу о том, что межличностные взаимоотношения младших школьников в классах развивающего обучения (в отличие от классов традиционного обучения) отличаются большой сплоченностью коллектива.

1 этап – выдвигаем 2 статистические гипотезы

Н 0 – о том, что среднее значение исследуемого показателя двух генеральных совокупностей статистически одинаковы.

Н 1 – о том, что эти средние значения статистически различны.

Н 0: μх = μу

Н 1: μх ≠ μу

μх - среднее значение 1ГС

 μу - среднее значение 2 ГС

В результате этого эксперимента мы получили две независимые выборки

 

Развивающее обучение Х Традиционное обучение У

Александр Р. 2
Антон У. 2
Артур А. 2
Вадим Ч. 2
Владимир К. 2
Константин Ж. 1
Михаил Ш. 2
Роман Э. 3
Анастасия В. 2
Валерия З. 2
Виктория М. 2
Галина К. 3
Данута С. 1
Диана Ю. 3
Зоя А. 3
Мария Т. 2
Светлана Х. 2
Элеонора П. 3

 

Афанасий С. 2
Богдан Ф. 1
Вадим К. 3
Виталий Я. 2
Даниил Т. 2
Дмитрий Н. 1
Евгений А. 2
Иван Л. 2
Юрий З. 2
Эдуард Ф. 2
Анастасия О. 3
Аня Б. 3
Александра Б. 2
Божена К. 2
Вероника К. 3
Виоллета М. 3
Екатерина Д. 2
Людмила Б. 3

Х = 2+2+2+2+2+1+2+3+2+2+2+3+1+3+3+2+2+3 = 39 = 2,16

 18 18

_

У = 2+1+3+2+2+1+2+2+2+2+3+3+2+2+3+3+2+3= 40 = 2,22

 18 18

 

  Хi  2 Хi
2 4
2 4
2 4
2 4
2 4
1 1
2 4
3 9
2 4
2 4
2 4
3 9
1 1
3 9
3 9
2 4
2 4
3 9
39 91
  Уi  2 Уi
2 4
1 1
3 9
2 4
2 4
1 1
2 4
2 4
2 4
2 4
3 9
3 9
2 4
2 4
3 9
3 9
2 4
3 9
40 36

n – 18 m - 18

2 2

Sх = 18*91 – (39) = 1638 - 1521= 117 = 0,38

 18*(18-1) 306 306

2 2

Sу = 18*36 – (40) = 648 - 1600= -952 = -3,11

 18*(18-1) 306 306

2 этап - выбираем уровень значимости £ = 0,05

3 этап - вычисляем наблюдаемое значение статистики критерия

Класс с развивающим обучением Ранги Хi Класс с традиционным обучением Ранги Уi
2 15 2 15
2 15 1 2,5
2 15 3 31
2 15 2 15
2 15 2 15
1 2,5 1 2,5
2 15 2 15
3 31 2 15
2 15 2 15
2 15 2 15
2 15 3 31
3 31 3 31
1 2,5 2 15
3 31 2 15
3 31 3 31
2 15 3 31
2 15 2 15
3 31 3 31
  R 1 - 325   R2 -341

 

R= (n +_m) * (n +m +1) R = R 1 + R2

 2

 

R = (18 + 18) * (18 + 18 + 1) = 666 R = 325 + 341 = 666

 2

Вычисляем промежуточные величины

U1 = n*m + 1 *n (n + 1) – R1 U1= 18*18 +1 *18 (18 + 1) – 325=170

 2 2

 U2 = n*m + 1 *m (m+ 1) – R2 U2= 18*18 +1 *18 (18 + 1) – 341 =154

 2 2

 

Находим максимальную величину U = 170

Тогда наблюдаемое значение статистики критерия вычисляется по следующей формуле

Zнабл. = U - ½ n * m _______ = 170 - ½ * 18*18____ = 8 = 0,25

 √n * m *( n + m +1) √18 *18 (18 + 18+1) 31,6

14 12

Находим критическое значение статистики критерия.

1 - £/2 = 1 - 0,05/2 = 0,975

 

Zкр. = 1, 9599

 

________0,25___Н 0 _____*_______________________

 1, 96

 

Вывод: так как Zнабл < Zкр. , то принимаем основную 0 гипотезу, то есть делаем вывод о том, что среднее значение исследуемого показателя двух генеральных совокупностей статистически одинаковы. Статус ученика в классе с развивающим обучением не отличаются от статуса ученика в классе с традиционным обучением на уровне значимости £ = 0,05.





Дата: 2019-05-29, просмотров: 130.