Государственные программы поддержки малого предпринимательства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.

В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на ее реализацию.

Государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства включают в себя следующие основные положения:

- меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях;

- перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;

- меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства;

- меры по вовлечению в предпринимательскую деятельность социально не защищенных слоев населения, в том числе инвалидов, женщин, молодежи, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, вернувшихся из мест заключения;

- предложения по установлению налоговых льгот и ежегодному выделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малого предпринимательства;

- меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ;

- меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства не завершенных строительством и пустующих объектов, а равно нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;

- меры по обеспечению субъектам малого предпринимательства возможности для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости, с учетом вложенных в указанные объекты средств.[1]

Государственные программы поддержки малого предпринимательства разрабатываются в порядке, установленном действующим законодательством, и должны быть соотнесены с государственными программами содействия занятости населения, реализации миграционной политики, решения экологических проблем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, а также за счет других источников.

Объем обязательных ежегодных выделяемых средств указывается в расходной части федерального бюджета отдельной строкой по представлению Правительства Российской Федерации.

Объем финансирования указанных программ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов указывается в расходной части соответствующих бюджетов отдельной строкой по представлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Предприятия, учреждения, организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественные объединения вправе самостоятельно разрабатывать и реализовывать программы поддержки малого предпринимательства, создавать фонды поддержки малого предпринимательства, а также вносить предложения в органы исполнительной власти и органы местного самоуправления о включении отдельных проектов и мероприятий в государственные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства.[2]

Правительство Российской Федерации ежегодно представляет в Государственную Думу доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его государственной поддержке, включая отчет об использовании средств федерального бюджета на цели государственной поддержки малого предпринимательства.[4]

 

1.2.1 Информационное обеспечение малого предпринимательства

На сегодняшний день проблема создания основ комплексной и эффективной системы информационного обеспечения малого предпринимательства, которая учитывала бы возможности уже существующих информационных систем и потребности малого предпринимательства в информации, остается нерешенной. В то же время информационным обеспечением предпринимательских структур в регионах занимаются информационные центры системы ТПП России, Гостелекома России, Минобразования России, учебно-деловые центры Морозовского проекта, Российская ассоциация развития малого предпринимательства и ряд других коммерческих, общественных и научных организаций. Из этого следует, что до сих пор в Российской Федерации не реализованы предпосылки для создания единого информационного пространства.

Одной из причин сложившейся ситуации является неотработанность концепции информационного обеспечения малого предпринимательства и нормативно-правовых документов, определяющих порядок взаимодействия региональных информационных центров. Что касается системы государственного учета и отчетности хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства, то своевременной и полной информации о числе субъектов малого предпринимательства, о распределении их по регионам, видам деятельности, результатам хозяйствования, о дифференциации малых предприятий по стадиям их хозяйственной деятельности, о вкладе малого предпринимательства в ВВП и других аспектах пока не имеется.

Развитие государственной поддержки малого предпринимательства в субъектах Российской Федерации. Малый бизнес — явление, прежде всего, региональное. Большинство малых предприятий действует на локальных рынках, ориентировано на местных потребителей, изыскивает производственные ресурсы в непосредственной близости от региона своей деятельности.[1]

Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» предусматривает, что именно субъекты Российской Федерации в соответствии с их полномочиями решают все вопросы поддержки малого предпринимательства, в том числе о дополнительных мерах за счет собственных средств и ресурсов. Во многих субъектах Российской Федерации уже складывается эффективная система, реализующая меры поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях.[4]

Анализ зарубежного и отечественного опыта позволил выделить следующие виды институтов поддержки:

- финансовые, в том числе фонды поддержки малого предпринимательства, специализированные банки, финансовые корпорации, страховые фонды и так далее;

- лизинговые компании;

- бизнес-инкубаторы;

- центры информационного обеспечения, учебные центры.

Важнейший элемент поддержки малого предпринимательства — специализированные финансовые институты, призванные обеспечить малым предприятиям доступность денежно-кредитных ресурсов. Их неразвитость, весьма малые возможности ограничивают динамичное развитие малого предпринимательства. Из них наиболее распространены, хотя и не вышли из стадии организационного становления, региональные фонды поддержки малого предпринимательства. Основными источниками их финансирования являются соответствующие бюджеты, средства от приватизации государственных предприятий, имущество учредителей, доходы от деятельности фонда, возврат кредитных сумм от заемщиков, добровольные взносы юридических и физических лиц. В большинстве регионов отработан и утвержден механизм отбора, экспертизы и финансирования инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, в том числе включенных в региональные программы.[2]

В современных российских условиях ход развития малого бизнеса в регионе определяют следующие основные факторы:

1) политические, связанные не только с расстановкой политических сил, но и с личностями региональных руководителей (например, успешное развитие малого сектора экономики в Москве, Новгороде и Нижнем Новгороде во многом связано с персональной деятельностью глав администраций);

2) экономические — состояние экономической конъюнктуры в регионе напрямую определяет финансовые возможности региональных систем государственной и местной поддержки малого бизнеса;

3) социальные — традиции, характерные для данного региона, влияют на отношение населения к институтам частной собственности, предпринимательства и так далее;

4) инфраструктурные — в первую очередь, состояние транспорта, средств связи и информации и так далее.

Особенно сложна ситуация в регионах с дотационным бюджетом, что не позволяет выделять необходимые средства на поддержку малого бизнеса. Для решения этой проблемы необходима помощь федеральных органов.

Все более важное значение приобретают программы поддержки предпринимательства. Используя алгоритм, основанный на принципе единства трех основных направлений поддержки малого предпринимательства, можно улучшить содержание и повысить эффективность программ. При этом структура типовой программы может выглядеть следующим образом.

В первом разделе «Регулирование внешней среды малого предпринимательства» сконцентрированы следующие проблемы:

- регулирование рынков ресурсов и сбыта;

- организация связи между крупными и мелкими фирмами;

- совершенствование отношений с государственными органами (регистрирующими, лицензирующими, контролирующими);

- повышение эффективности взаимодействия с кредитно-финансовыми учреждениями;

- развитие правовой базы в интересах малого предпринимательства;

- формирование благоприятного общественного мнения;

- обеспечение безопасности малых предприятий, защита от криминальных посягательств;

- внедрение достижений научно-технического прогресса;

- отслеживание экономической конъюнктуры.

Во втором разделе «Прямая (ресурсная) поддержка малого предпринимательства» в соответствии с классификацией важнейших видов ресурсов выделяются подразделы материально-технического, кадрового, информационного и финансового обеспечения. Критерии приоритетности основываются на отраслевой специализации, местонахождении, принадлежности к той или иной социальной и демографической группе, фазах жизненного цикла малого предпринимательства.

Тематика третьего раздела «Развитие организации и совершенствование обеспечения системы поддержки малого предпринимательства» соприкасается с важнейшими компонентами этой системы:

- развитие инфраструктуры поддержки;

- совершенствование финансового обеспечения системы поддержки (с указанием путей и методов мобилизации необходимого объема денежных средств);

- улучшение кадрового и информационного обеспечения системы.[1]

 

1.2.2 Реализация государственной поддержки малого предпринимательства на примере Москвы

Для содействия предпринимательству в Москве, начиная с 1993 г.,

- образован Департамент развития и поддержки малого предпринимательства, который уделяет особое внимание вопросам развития рыночной инфраструктуры малого бизнеса;

- создана Московская лизинговая компания, занимающаяся предоставлением малым предприятиям оборудования и технологий на льготных условиях;

- учрежден Московский фонд подготовки кадров для малого бизнеса, в задачу которого входит ориентация москвичей на новые виды деятельности в условиях рыночной экономики;

- организовано Московское агентство развития предпринимательства (МАРП), оказывающее практическую помощь малым и средним предприятиям;

- созданы комиссия Правительства Москвы по финансовой поддержке малого предпринимательства и Московский фонд поддержки малого предпринимательства, занимающиеся вопросами финансово-кредитной и имущественной поддержки;

- образованы бизнес-инкубаторы, центры поддержки предпринимательства и Информационный консультационный центр для предпринимателей, занятых в малом бизнесе.[1]

Государственная политика поддержки малого предпринимательства в Москве направлена на активизацию роли административных округов города, которые наделяются необходимыми полномочиями для создания окружных комплексных программ, требуемой инфраструктуры, механизмов и систем поддержки малого бизнеса. При префектурах административных округов разрабатываются многоступенчатые проекты развития и поддержки малого предпринимательства на ближайшие годы. При их создании административные власти руководствуются нормативно-правовыми документами правительства России и Москвы.

В частности, реализация программы поддержки малых предприятий пищевой отрасли, принятой Правительством Москвы в 1994 г., стала первоочередной задачей для многих структур столицы. Пищевым предприятиям малой мощности были предоставлены значительные налоговые льготы. Проведены закрытые конкурсы по продаже им в собственность объектов незавершенного строительства, а также по предоставлению в аренду земельных участков.

При общем сокращении числа занятых в Москве на малых предприятиях среднесписочная численность увеличилась на несколько процентов. Наибольший рост занятых наблюдался в таких видах деятельности, как кредитование, финансы, страхование, пенсионное обеспечение. За ними следовали непроизводственные виды обслуживания населения, предприятия транспорта. Следовательно, одним из важных результатов развития малого бизнеса является создание новых рабочих мест.

Тем не менее, на фоне ситуации в целом темпы развития малого предпринимательства в Москве выше, чем в остальных регионах страны. Около 20% российских предприятий малого бизнеса, то есть практически каждое пятое, находятся в Москве. Доля средств, поступающих в бюджет города от малых предприятии в виде уплаты налогов и других сборов, в настоящее время около 30%. По совместительству и договорам подряда в организациях науки и научного обслуживания работало около 80% занятых, в строительстве, культуре, искусстве, торговле и общественном питании — около 70%.[4]

Сумма средств, выделяемых московским Правительством, вполне сопоставима с той суммой, которую выделяет федеральный бюджет на развитие всего российского малого предпринимательства. Почти треть этих средств была направлена на развитие производства товаров народного потребления. Значительные вложения были сделаны в производство лекарственных препаратов и медицинской техники, в предприятия общественного питания, бытовых, коммунальных услуг.

Заявки на льготные кредиты рассматриваются Финансовой комиссией правительства Москвы, причем условия льготного кредитования существенно отличаются от банковских: льготный кредит предоставляется на длительный срок, а процентные ставки гораздо ниже.

В поддержку малого предпринимательства принят Закон от 28 июня 1995 г. № 14 «Об основах малого предпринимательства в Москве». Городские программы развития и поддержки малого предпринимательства должны ежегодно финансироваться за счет бюджетных ассигнований в объеме 0,5% проектируемых доходов городского бюджета и 5% средств от приватизации имущества Москвы. Московским законодательством предусмотрены изменения и в области лицензирования малых предприятий. По новому закону срок действия лицензии продлевается до трех лет, если иное не согласовано с предпринимателем. Сократился и срок выдачи лицензий с трех-четырех месяцев до 30 дней. Возможно предоставление отсрочки и снижение платы за рассмотрение и выдачу лицензии, а также предоставление преимущественного права на отдельные виды деятельности и резервирование лицензий, если их число ограничено.

В условиях низкой залогоспособности малых предприятий Московская лизинговая компания (МЛК) более гибко подходит к обеспечению возвратности лизинговых платежей, руководствуясь концепцией максимальной доступности лизинговых услуг для вновь созданных малых предприятий. Правительство Москвы организационно и финансово поддерживает деятельность МЛК. За счет кредитов правительства Москвы в течение этих двух лет были подготовлены и реализованы десятки проектов по передаче оборудования в лизинг малым предприятиям. Среди них основную долю составляют запросы на лизинг оборудования для хлебопекарен, пищевой промышленности, деревообработки, производства безалкогольных напитков и фотолабораторий.[1]

Средний объем стоимости проектов составил 70 тыс. долл. (минимальный объем — 1000 долл., максимальный — 140 тыс. долл.), средний срок лизинга оборудования — 1 год, что соответствовало реальному сроку окупаемости оборудования, предоставленного в лизинг.

Поскольку учредитель МЛК — некоммерческая организация, вся получаемая прибыль реинвестируется в лизинговые проекты по оснащению малых предприятий в Москве.

Для развития малого предпринимательства в Москве оказались весьма значимы постановление Правительства от 24 ноября 1998 г. № 900 «О неотложных мерах по поддержке субъектов малого предпринимательства в Москве в условиях финансово-экономического кризиса» и распоряжение мэра от 16 февраля 1999 г. №116-рм «О мерах по упорядочению проведения контролирующими органами проверок деятельности субъектов малого предпринимательства Москвы».

Перемещение центра тяжести организационной поддержки с городского уровня на уровень административных округов способствовал успешной реализации многих нормативных актов, принятых городом в целях поддержки и развития малого предпринимательства. Передача префектам округов необходимых полномочий для формирования окружной структуры поддержки и развития малого предпринимательства позволила устранить излишние административные барьеры, препятствующие обеспечению благоприятных условий развития малого предпринимательства в округе, создать эффективный механизм по комплексной, адресной поддержке отдельно каждого субъекта малого предпринимательства.

Из общего числа функционирующих в Москве малых предприятий 34% составляют организации торговли и общественного питания, 15% — строительные организации, 10% — научные организации, 9% — промышленные предприятия. Число предприятий, на которых работают до 15 человек, составляет 112 тыс., причем 85 тыс. из них могут применить упрощенную систему учета, отчетности и налогообложения (такая система оказалась не столь привлекательной, как предполагалось, и из 85 тыс. малых предприятий заявки подали лишь 599, причем 174 из них забрали их обратно). Коммерчески наиболее привлекателен Центральный административный округ (ЦАО), на территории которого действуют более 52,2 тыс. малых предприятий, что примерно 37,7% общего числа их в Москве. Учитывая значимость округа в развитии малого предпринимательства, его администрация разработала «Комплексную программу развития и поддержки малого предпринимательства в Центральном административном округе г. Москвы на 1998—2000 гг.». Цель программы — обеспечить устойчивое развитие малого предпринимательства и отдельного малого предприятия как необходимого условия повышения эффективности экономики, создания новых рабочих мест, пополнения бюджета. Эта программа создавалась в докризисных условиях функционирования предприятий потребительского рынка и услуг. В соответствии с этим утверждались сроки реализации программы, а также объем и источники финансирования.[4]

«Комплексная программа развития и поддержки малого предпринимательства в Центральном административном округе г.Москвы на 1998—2000 гг.» представляет собой сложную, многоуровневую систему взаимосвязанных по содержанию, срокам и ресурсам компонентов. Для управления, контроля и координации действий структур, занятых в реализации программы, сформирован единый комплексный механизм — «Структура поддержки малого предпринимательства Центрального административного округа», которая в своей работе использует межотраслевой и территориальный принцип. В настоящее время комплексная финансово-имущественная поддержка программы осуществляется через системы бизнес-инкубаторов, научно-технические центры, промышленные зоны и так далее.

Комплексность программы должна обеспечить:

- комплексную финансово-имущественную поддержке значительному числу малых

предприятий;                                                                                                        /

- оперативную систему координации и контроля за ходом реализации как программы в целом, так и отдельных ее проектов;    ,

- устранение излишних административных барьеров, определение единых критериев предоставления поддержки на территории округа;

- исключение дублирования функций в процессе реализации программы.

Для создания структуры поддержки малого предпринимательства ЦАО был использован модульный трехуровневый тип поддержки: административный, адресный и системный, основанный на выделении базовых уровней и разделении функций между отдельными элементами структуры.

На каждом уровне определены функциональные блоки поддержки:

1) координационный — силами Префектуры и Совета предпринимателей осуществляет управление и контроль за ходом реализации программы;

2) финансовый — обеспечивает финансовую поддержку предпринимателей округа с помощью некоммерческой организации «Фонд поддержки малого предпринимательства ЦАО»;

3) бизнес-инкубирования — предназначен для начальной поддержки предпринимателей силами бизнес-инкубатора ЦАО и предоставляет на льготных условиях оборудование, коммуникации, аренду офисных и производственных помещений;

4) научно-технический — при непосредственном участии научно-технического центра ЦАО и Московской консалтинговой палаты служит для отбора и проработки проектов малых предприятий округа, имеющих инновационный характер и высокий коммерческий потенциал, и сопровождения их до стадии серийного производства, для обучения и переподготовки кадров, аналитического и методического обеспечения;

5) консультационно-услуговый — с помощью территориального агентства развития предпринимательства ЦАО и агентства «Центр-А» оказывает комплекс консультационных услуг в составлении баз данных, ведении реестра малых предприятий округа;

6) инвестиционно-технологический — при участии лизинговой компании ЦАО оказывает малым предприятиям инвестиционную поддержку, ведет базы данных необходимого оборудования для производителей и поставщиков, базы данных франшизных и связанных с франчайзингом предприятий в разных отраслях промышленности;

7) имущественный — с помощью Московской ассоциации предпринимателей формирует фонд нежилых помещений для нужд предприятий;

8) бухгалтерского сопровожденияна базе бухгалтерского комбината ЦАО осуществляет помощь в области бухгалтерской отчетности;

9) рекламно-маркетинговый — при участии государственного предприятия «Реклама-Центр» оказывает помощь в рекламе и маркетинговых исследованиях.

Для успешного выполнения этой комплексной программы предусмотрены различные подпрограммы. Префектура ЦАО, Совет предпринимателей при ней и Московская ассоциация предпринимателей стали исполнителями первой подпрограммы «Административно-организационная поддержка малого предпринимательства», цель которой — обеспечение благоприятных условий для становления и развития субъектов малого предпринимательства округа, координация деятельности округа с городским хозяйством, соблюдение приоритетов и интересов округа.[1]



ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Дата: 2019-05-29, просмотров: 147.