Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
в промышленности - 100 человек;
в строительстве - 100 человек;
на транспорте - 100 человек;
в сельском хозяйстве - 60 человек;
в научно-технической сфере - 60 человек;
в оптовой торговле - 50 человек;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
В случае превышения малым предприятием численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.[7]
1.1.2 Характеристика состояния малого предпринимательства в России
Необходимость анализа экономической сущности малого предпринимательства обусловлена двумя обстоятельствами: во-первых, оно объективно существует и развивается как сектор экономики; во-вторых, оно является особым типом предпринимательской деятельности.
Структура экономики по определению предполагает сосуществование предприятий различных типов и размеров, в том числе мелких, образующих соответствующую размерную группу. Данную совокупность производственных единиц характеризует понятие «мелкое производство». Общественной формой мелкой производственной единицы в условиях рыночной экономики становится малое предприятие, основными экономическими чертами которого являются обособленность, специализация на каком-либо виде деятельности и реализация произведенных товаров (услуг) через куплю-продажу на рынке.[1]
Различают четыре группы устойчивых черт (критериев) малого предприятия, обусловленных:
- характером производственного процесса;
- спецификой системы управления и руководства;
- состоянием отдельных компонентов (кадры, финансы и т.д.);
- особенностями внешних воздействий.
К первой группе относятся:
1) ограниченность (незначительные размеры) применяемых средств производства и технологических процессов;
2) небольшая номенклатура выпускаемых изделий, то есть узкая специализация; упрощенность системы сбыта.
Вторая группа включает:
1) единство права собственности и непосредственного управления предприятием;
2) особое значение руководителя в жизни предприятия, его непосредственное воздействие практически на все функциональные области;
3) компактность управленческого аппарата и многофункциональность менеджеров;
4) отсутствие громоздких управленческих структур, простоту информационных связей, неформальный характер планирования и контроля;
5) быстроту принятия решений.
Третья группа объединяет такие черты, как:
1) особый характер отношений между хозяином и работником, обусловленный тем, что хозяин является непосредственным руководителем всех работников малого предприятия;
2) гибкость, восприимчивость к нововведениям;
3) небольшой объем используемых оборотных средств;
4) низкая капитализация;
5) высокая оборачиваемость капитала;
6)существенное влияние на кадровую политику, принятие решений, выбор правовых форм и на другие параметры хозяйственной деятельности семейных и родственных связей, что обусловлено правом наследования.
Четвертую группу образуют следующие характеристики:
1) локальность ресурсных и сбытовых рынков;
2) неформальность взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей;
3) положение «ведомого» в системе кооперационных связей с крупными и средними предприятиями;
4) чувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры рынка, политической обстановки, изменениям законодательства;
5) ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капитала;
6) большая степень зависимости от системы поддержки предпринимательства.
Таким образом, малые предприятия образуют особый сектор экономики, характеризуемый мелкотоварным производством. В силу ограниченных ресурсов (сырьевых, финансовых, рабочей силы) этот сектор наиболее подвержен влияниям внешней среды, однако поэтому же малое предприятие — наиболее мобильная хозяйствующая единица, не требующая громоздких управленческих систем. Между руководителем и работником нет посредников, то есть сам руководитель должен быть универсальным специалистом (администратором, маркетологом, управленцем производства и сбыта) и при этом выполнять функции собственника. Из этого следует, что малое предпринимательство — особый вид предпринимательской деятельности.[4]
Как уже было сказано, малые предприятия имеют важное социально-экономическое значение. Вместе с тем они в силу объективно менее благоприятных условий хозяйствования, чем у крупных предприятий, характеризуются меньшей устойчивостью, а значит, нуждаются в государственной поддержке. Поэтому перед государством стоит задача определения критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства. Основным показателем для государства стало число работающих.
В настоящее время сектор малого предпринимательства уже занял свое место в экономике страны и представляет собой достаточно влиятельную экономическую и политическую силу. Его динамика за несколько последних лет показывает, что этот сектор переходит от стартового этапа к этапу развития, когда основное значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, организация при их участии новых хозяйственных связей, активизация их производственной и инновационной деятельности, прогрессивные структурные сдвиги.
В настоящее время усиливается роль малого предпринимательства в формировании общих основ рыночной экономики и предпринимательской среды, в определении тенденций воспроизводства частного капитала (ранее эту роль в значительной мере играли процессы приватизации, темпы которых по объективным причинам замедлились).
В России развитие малого предпринимательства можно условно разделить на ряд этапов, каждый из которых был отмечен определенной политикой государственной поддержки. Первый из них наблюдался еще в условиях бывшего СССР в конце 80-х годов. Максимальные льготы всех видов, в том числе и за счет государственного бюджета, определили этот период как «золотой век» малого предпринимательства. Действительно, происходило очень быстрое и легкое накопление капитала. Развивались производство дефицитных товаров широкого потребления, сферы всевозможных бытовых услуг и общественного питания, розничная торговля и пр.
Попытки правительства как-то ограничить возможности получения высоких доходов от реализации продукции по свободным ценам негосударственными предприятиями, регламентировать деятельность малых предприятий, использовать рычаги налогообложения сталкивались с явной недееспособностью государственного аппарата.[2]
С переходом на иной экономический курс, который воплотился в новых реформах и получил имя «шоковой терапии», начался второй этап в развитии российского малого предпринимательства. Рывок малого предпринимательства в сторону торговой и посреднической деятельности стал закономерной реакцией на введенный правительством налоговый прессинг. Предпринимателей тем самым подталкивали к тому, чтобы они начинали искать и находили способы сокрытия доходов от налогообложения. Торговля и посредничество, ориентированные на работу с трудно контролируемыми наличными средствами, открывали большие возможности для ухода от налогов. К 1995 г. возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности оказались практически исчерпаны. В экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а также хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс поглощения предприятий. Нередко участниками таких поглощений часто оказывались наиболее рентабельные малые предприятия.
На каждом этапе развития малого предпринимательства государство оказывало ему поддержку соответственно поставленным целям. Эффективность этой поддержки можно оценить соотношением между основными показателями функционирования предприятий в данной стране за отчетный и базовый периоды. Для характеристики развития можно выбрать два уровня: нормативный и низкий (за нормативный уровень приняты относительные показатели стран с развитой рыночной экономикой). [4]
Сравнительный анализ показателей, представленных в таблице 1, свидетельствует о низкой эффективности системы поддержки малых предприятий в России. В условиях общего экономического спада положение в секторе малого предпринимательства продолжает оставаться сложным и неустойчивым. Начиная с 1995 г. число малых предприятий практически стабилизировалось. Значительная часть зарегистрированных малых предприятий так и не приступила к хозяйственной деятельности. Во всех отраслях уменьшается их средний размер (численность работников в среднем на одно предприятие). По некоторым экспертным оценкам, развитие экономической конъюнктуры в секторе малого бизнеса достигло критической точки, когда число предприятий с падающей доходностью впервые превысило число развивающихся. Сократился и объем производства на них. Малое предпринимательство неравномерно развивается в отдельных регионах России.[1]
Таблица 1 – Масштабы развития малого предпринимательства в ведущих странах мира и России
Страна | Число малых и средних предприятий, тыс. | Число малых и средних предприятий на 1000 жителей | Число занятых, млн. человек | Доля малых и средних предприятий в общей численности занятых, % | Доля малых и средних предприятий в ВВП, % |
Великобритания | 2 630,0 | 46,0 | 13,6 | 49,0 | 50-53 |
Германия | 2 290,0 | 37,0 | 18,5 | 46,0 | 50-54 |
Италия | 3 920,0 | 68,0 | 16,8 | 73,0 | 57-60 |
Франция | 1 980,0 | 35,0 | 15,2 | 54,0 | 55-62 |
Страны ЕС в целом | 15 770,0 | 45,0 | 68,0 | 72,0 | 63-67 |
США | 19 300,0 | 74,2 | 70,2 | 54,0 | 50-52 |
Япония | 6 450,0 | 49,6 | 39,5 | 78,0 | 52-55 |
Россия | 836,2 | 5,62 | 8,1 | 9,6 | 10-11 |
Уменьшение доходности малого предпринимательства и неопределенность перспектив его развития определили и особенности выбора гражданами Российской Федерации самостоятельной предпринимательской деятельности как сферы применения своих сил и возможностей. Одним из негативных результатов развития этой сферы экономики является то, что она практически перестала быть амортизатором проблем занятости. Создаваемые в ней новые рабочие места уже не поглощают того числа работников, которое высвобождается в процессе структурных сдвигов в экономике страны. В своей основе неблагоприятные тенденции в развитии малого предпринимательства связаны как с общенациональными политическими, экономическими и социальными проблемами, так и с его особенностями как субъекта экономики.
Предприниматели продолжают сталкиваться с серьезными трудностями, среди которых особо отмечаются такие, как несовершенство законодательной базы, недостаточность собственных средств, трудности получения кредитов, сильное налоговое бремя, давление криминальных структур, нехватка квалифицированных кадров, сложности получения помещений, неразвитость рынка лизинговых услуг, недостаточная социальная защищенность и так далее.[2]
Вместе с тем нельзя абсолютно негативно оценивать происходящие в этой сфере процессы, поскольку многие ситуации, например, ликвидация малых предприятий, обусловлены не только воздействием неблагоприятной внешней среды (высокими налогами, отсутствием финансовых средств и тому подобное), но и нормальной здоровой экономической конкуренцией, когда субъекты, не способные адаптироваться к рыночным условиям, не могут перестроить внутренний менеджмент, наладить эффективные связи с поставщиками и потребителями и вынуждены уходить с данного рынка.
Особенность данного сектора экономики, которая должна быть положена в основу государственной политики,— высокая степень зависимости состояния малого предпринимательства от динамики макроэкономических показателей и факторов воздействия внешней среды. Те проблемы и трудности, которые крупные предприятия могут преодолеть, используя внутренние ресурсы и возможности экономического и политического влияния на внешнюю среду, представляют непосредственную угрозу существованию субъектов малого предпринимательства. При этом многие проблемы малых предприятий порождены именно недостатками государственной экономической политики в целом, определяющей основные параметры внешней среды, в которой происходит развитие малого предпринимательства.
Среди них необходимо отметить:
- ограниченность внутреннего рынка, в том числе спроса на продукцию субъектов малого предпринимательства, в связи с сокращением поставок для государственных нужд, недостатком свободных финансовых ресурсов предприятий-потребителей и низкой покупательной способностью населения в условиях растущего давления зарубежных поставщиков (кризис сбыта);
- ориентацию экономической политики на обеспечение интересов крупных хозяйственных и финансовых структур, монополизацию производства и каналов движения товаров, что создает менее благоприятные условия для деятельности малых предприятий и приводит к недостаточному учету их интересов при разработке и реализации государственной политики;
- чрезмерную жесткость фискальной и кредитно-денежной политики, приводящей к обострению проблем воспроизводства (недостаточность ресурсов для текущей деятельности и развития), и, как следствие, вынужденному бегству субъектов малого предпринимательства в «теневую экономику»;
- чрезмерный рост затрат субъектов малого предпринимательства на продукцию и услуги естественных монополий;
- сохранение низкой инвестиционной активности и неразвитость рынка капитала и, как следствие, отсутствие условий для реализации производственного потенциала субъектов малого предпринимательства и развития их деятельности за счет привлекаемых финансовых ресурсов;
- усиление региональной дифференциации экономики и «регионализацию» внутреннего рынка вследствие роста транспортных тарифов, недостаточного развития инфраструктуры и действия субъективных факторов («регионального сепаратизма»), что приводит к неравным условиям развития субъектов малого предпринимательства в различных регионах;
- омертвление научно-технического потенциала, кризис в реализации высокотехнологичных проектов с длительными сроками окупаемости и, как следствие, недостаточную поддержку инновационных проектов, предлагаемых субъектами малого предпринимательства для продвижения на рынок;
- углубление структурного кризиса и рост числа убыточных предприятий в отраслях с высокой степенью обработки и, как следствие, обострение проблем эффективной (функциональной, технологической) кооперации субъектов малого предпринимательства в производственном цикле с крупными (средними) товаропроизводителями;
- неразрешенность проблемы неплатежей и, как следствие, высокий предпринимательский риск субъектов малого предпринимательства, не обладающих запасом финансовой устойчивости;
- неурегулированность и «непрозрачность» трудовых отношений между владельцами и наемными работниками, затрудняющие выявление и решение социальных конфликтов на правовой основе, особенно в сфере малого предпринимательства;
- неполноту и противоречивость нормативно-правовой базы, неурегулированность отношений собственности и, как следствие, трудности участия субъектов малого предпринимательства в институциональных преобразованиях, невозможность стратегического планирования;
- сохранение на практике неравного отношения отдельных органов власти и их должностных лиц к предприятиям различных форм собственности и размеров и, как следствие, дополнительные трудности субъектов малого предпринимательства при взаимодействии с этими органами (регистрации, лицензирование, сертификация, контроль).[1]
1.1.3 Необходимость государственной поддержки малого предпринимательства
Малое предпринимательство как структурный и функциональный элемент национальной экономики обладает определенными стратегическими преимуществами, которые необходимо реализовать в среднесрочной перспективе для разрешения социально-экономических проблем, обеспечения внутренней устойчивости и саморазвития этого сектора:
1) социально-политическим потенциалом, определяемым возросшей значимостью малого предпринимательства в процессе социальной реструктуризации общества и формирования «среднего класса», его активной ролью в смягчении ситуации на рынке труда, предупреждении тенденций поляризации общества, проявлении деловых и профессиональных способностей человека и реализации его гражданских прав, росте реальных доходов самодеятельного населения;
2) адаптационным потенциалом, характеризуемым высокой степенью приспособляемости субъектов малого предпринимательства к жестким и часто меняющимся условиям внешней среды, способностью быстро перестраиваться исходя из запросов конкретных групп потребителей, быстро осваивать новые рыночные ниши, создавать конкурентоспособные производства при относительно низких капитальных и текущих затратах;
3) потенциалом регионального развития, определяемым вкладом малого предпринимательства в реструктуризацию региональной экономики и выравнивание уровней экономического развития регионов, обеспечение роста доходов занятого населения соответствующих территорий и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней при ориентации деятельности хозяйствующих субъектов на локальные рынки, особенно в сфере производства потребительских товаров и оказания услуг населению;
4) инновационным потенциалом — способностью к самостоятельному продуцированию и освоению научно-технических, технологических, организационно-экономических нововведений и их коммерческому использованию с незначительными стартовыми затратами;
5) интеграционным потенциалом — возможностью субъектов малого предпринимательства преодолевать политические, административные и экономические барьеры и на микроуровне воссоздавать утраченные и формировать новые кооперационные связи, встраиваясь в целостные производственно-технологические кооперационные системы с участием более крупных хозяйствующих субъектов, в том числе в рамках финансово-промышленных групп;
6) мультипликативным потенциалом — способностью малого предпринимательства обеспечивать формирование спроса на продукцию других секторов экономики, стимулируя тем самым процесс воспроизводства, рост загрузки производственных мощностей, прогрессивные структурные сдвиги в смежных отраслях;
7) финансово-инвестиционным потенциалом — способностью к ускоренному освоению инвестиций, резкому увеличению капитальной стоимости бизнеса и быстрой оборачиваемости капитала;
8) кадровым потенциалом, обусловленным активным притоком в сферу малого предпринимательства специалистов высокой квалификации.[1]
Обобщенный потенциал малого предпринимательства представляет собой дополнительный ресурс государственной социально-экономической политики, полное использование которого позволяет решать перспективные программные задачи развития. С его помощью государство может более эффективно (с большей вероятностью успеха, в меньшие сроки, с разумными затратами) реализовать свою социально-экономическую политику. Но для этого государство должно сформировать условия для саморазвития малого предпринимательства, ускоренного накопления его потенциала и проявления его позитивных черт, а также минимизировать негативные внешние воздействия, зависимость от которых малого предпринимательства крайне велика.
Развитие малого предпринимательства объективно является одним из главных направлений преобразований, происходящих в российской экономике, ее разгосударствления и формирования новых экономических структур в условиях рынка и конкуренции. Малое предпринимательство положительно воздействует на продвижение реформ, их целостность и результативность, на преодоление кризисных явлений, повышение эффективности и производительности, решение социальных проблем.[2]
Намерения государства в отношении малого предпринимательства реализуются по двум «встречным» направлениям. Государство хочет использовать потенциал малого предпринимательства для решения стратегических задач социально-экономических преобразований в соответствии с основными национальными интересами. Оно должно создать условия, обеспечивающие устойчивый рост и структурное совершенствование этого сектора экономики, повышение его эффективности, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. В свою очередь, малый бизнес также заинтересован в поддержке государства.
Во-первых, возможности доступа субъектов малого предпринимательства к ресурсам, необходимым для их функционирования и развития, объективно ограничены. Это в той или иной мере относится ко всем группам факторов производства: материально-вещественным (недвижимость, земля, оборудование, технологии, в отдельных случаях — сырье), финансовым (внешние инвестиции и кредитные ресурсы), трудовым (особенно с точки зрения квалификации и мобильности кадров), информационным. Не имея достаточных возможностей приобретать их на рынке на равных условиях с другими субъектами, малые предприятия заинтересованы в том, чтобы государство выполняло определенные функции «посредника» по доведению имеющихся ресурсов до этой сферы экономики через объекты инфраструктуры на приемлемых условиях (аренда помещений, передача технологий, лизинг оборудования, льготное кредитование и гарантии, привлечение частных инвестиций, подготовка кадров и так далее).
Во-вторых, государство представляет значительный интерес для субъектов малого предпринимательства как потенциальный покупатель их продукции и услуг в рамках реализации государственных программ, поставок для государственных нужд и других мер для стимулирования внутреннего спроса на продукцию малых предприятий.
Наконец, от государства ожидают создания благоприятных правовых и политических условий развития деловой активности, стабилизации финансовой системы, либерализации налогового законодательства, определения общих правил поведения на рынке в рамках гражданского, антимонопольного, лицензионного законодательства, защиты прав собственности и обеспечения безопасности этого вида деятельности.[4]
Для эффективной реализации задач необходимы не только изменения основных макроэкономических параметров, но и применение специальных мер государственной поддержки малого предпринимательства, создание специфических условий и инфраструктурных механизмов, ускоряющих его развитие, стимулирующих увеличение числа «здоровых» малых предприятий и рост деловой активности, облегчающих их доступ к ресурсам производства. Именно таким образом могут быть решены антикризисные задачи увеличения объемов производства, создания новых рабочих мест, освоения производства новых товаров и услуг, роста налоговых поступлений, а через них — задачи экономического роста, обеспечения национальной безопасности, регионального развития, социальной стабильности.
Достижение этой политической цели означает согласование интересов государства и малого предпринимательства и обеспечивается следующими направлениями государственной политики:
- содействием привлечению инвестиций в сектор малого предпринимательства для нормализации воспроизводственного процесса, повышения экономического потенциала и финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов, преодоления ограниченности внутренних инвестиционных ресурсов при разработке, производстве и реализации товаров (работ, услуг), пользующихся спросом на рынке;
- поддержкой инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства, обеспечивающей формирование новых сегментов рынка в высокотехнологичных отраслях и вокруг отдельных точек роста, повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей в приоритетных направлениях структурной перестройки экономики;
- формированием правовой среды и институциональных механизмов, обеспечивающих защиту собственности хозяйствующих субъектов, имущества и имущественных прав, помощь в их приобретении, накоплении и эффективном воспроизводстве в ходе институциональных преобразований.
Государственная поддержка охватывает все фазы производственного процесса субъектов малого предпринимательства, включая помощь в приобретении ресурсов, содействие эффективной организации производственной деятельности, стимулирование реализации произведенного продукта (услуги) непосредственно или через систему объектов инфраструктуры. Перечисленные направления государственной политики определяют основные элементы системы государственной поддержки малого предпринимательства и механизмы взаимодействия между ними, предусмотренные законодательством Российской Федерации и соответствующими федеральными программами.
Большая часть проблем, с которыми сталкиваются предприниматели, связана с нехваткой оборотных средств. Многие малые предприятия в силу неустойчивого финансового положения и недостаточности денежных средств не имеют внутренних стимулов для развития и освоения новых рынков, осуществления долгосрочного инвестирования, внедрения новых технологий, повышения качества продукции и услуг. Они в наибольшей степени страдают от платежного кризиса, недисциплинированности контрагентов, банкротств деловых партнеров.
Начинающие малые предприниматели, как правило, не располагают денежными средствами, достаточными для эффективного функционирования. Первоначальное накопление капитала происходит без образования юридического лица или в рамках незарегистрированного (то есть незаконного) предпринимательства. Низкий уровень заработной платы и других видов доходов, рост потребительских цен, а следовательно, расходов на личное потребление, угнетающая деловую активность фискальная система налогообложения, периодические кризисы на финансовых рынках — все это значительно ограничивает возможность начать собственное дело за счет личных сбережений.[1]
1.1.4 Государственная поддержка малого предпринимательства, согласно Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства».
Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
- установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий при проведении политики, направленной на государственную поддержку малого предпринимательства:
- разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области государственной поддержки малого предпринимательства;
- проводят анализ состояния малого предпринимательства и эффективности применения мер по его государственной поддержке, подготавливают прогнозы развития малого предпринимательства и предложения по приоритетным направлениям и формам его государственной поддержки, представляют указанные предложения в Правительство Российской Федерации;
- организуют разработку и реализацию Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, обеспечивают участие субъектов малого предпринимательства в реализации государственных программ и проектов, а также в поставках продукции и выполнении работ (услуг) для федеральных нужд;
- подготавливают предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства льгот по налогообложению и иных льгот, а также об использовании средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов Российской Федерации для поддержки малого предпринимательства;
- оказывают содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и реализации мер по поддержке малого предпринимательства;
- координируют деятельность федеральных специализированных организаций с государственным участием, осуществляющих поддержку малого предпринимательства.[7]
Дата: 2019-05-29, просмотров: 183.