Центростремительные интеграционные тенденции развиваются не только в Западной Европе. Аналогичные процессы наблюдаются в Северной Америке.
Так, начиная с 1988 года в Северной Америке усиливаются процессы международного экономического сотрудничества, в частности создаётся зона свободной торговли США - Канада.[10]
Создание такой зоны ставило перед собой следующие цели: отменить тарифы в торговли двух стран в десятилетний период; снять национальные преференции на все правительственные контракты стоимостью 25.000 долларов США (вместо 171.000 долл. США); запретить ограничения в торговле топливом и энергией, за исключением тех, которые связаны с национальной безопасностью и исчерпыванием энергетических ресурсов; отменить тарифные и либерализовать нетарифные барьеры в торговле двух стран сельхозпродукцией; создать национальные режимы для взаимного инвестирования, которые оценивались в 58 млрд. долл. США; снять ограничения при создании новых фирм и др.
Будучи логическим продолжением и развитием зоны свободной торговли между США и Канадой, с 1 января 1994 г. началась реализация соглашения США, Канады и Мексики о Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), заключенного 17 декабря 1992 г. НАФТА открывает путь к созданию целостного рыночного пространства континентального масштаба. Речь идет о демонтаже не только чисто торговых барьеров, но и о либерализации режима иностранных инвестиций, миграции рабочей силы и других аспектах обеспечения прозрачности границ между тремя государствами Северной Америки. Уже к концу нынешнего века в значительной мере сформируется зона свободной торговли с населением свыше 375 млн. человек и совокупным валовым продуктом порядка 8 трлн. долл. в год (в современных ценах).[11]
Таким образом, решающая роль в развитии североамериканской интеграции принадлежит, естественно, США: и в плане тихой интеграции с соседними странами, и с точки зрения инициирования и эволюции организационно-политических форм межгосударственного сотрудничества в этих целях. США на протяжении многих лет через свои компании активно внедрялись в экономику соседей. В период подавляющего преимущества американской экономики на континенте, беспрекословного лидерства на мировых рынках США не слишком нуждались в развитии интеграционных процессов на своем континенте. Смена обстановки в мире объективно поставила перед ними такую задачу.
Важное изменение вносит договор в режим миграции капиталов. В отношениях между США и Канадой последний уже достаточно либерализован. С 29 декабря 1993 г. в Мексике введен закон, расширяющий возможности иностранных инвесторов. В ряде отраслей промышленности и сельского хозяйства разрешается вкладывать капиталы в любых пропорциях, финансировать принципиально новые виды экономической деятельности, производство новых товаров и услуг. Правда, иностранцам запрещается пока инвестировать в разведку и добычу энергоносителей и радиоактивных руд, транспортную и коммуникационную инфраструктуру. В дальнейшем долевое участие в тех сферах, где оно ограничено, намечается расширить: с 1 января 2001 г. -до 51, а с 1 января 2004 г. - до 100%. В предприятиях по сборке автомобилей, изготовлению узлов и деталей к ним, а также в строительных фирмах 100 процентное участие разрешено уже с 1 января 1999 г.
Кроме того, Мексика обязалась отменить ограничения на иностранное участие в банках и страховых компаниях, что позволит американскому и канадскому финансовому капиталу взять в свои руки до 1/3 мексиканского страхового рынка.
Экономика Канады тесно связана с экономикой США.
Доля США во внешнеторговом обороте Канады составляет около 70% и, наоборот, доля Канады - 20%.[12] Это очень высокий показатель, если учесть, что в самой интегрированной группировке, в ЕС, доля Германии во внешнеторговом обороте Франции составляет менее 20%, а доля Франции - чуть выше 10%. Вместе с тем лишь в конце 80-х годов канадцы пришли к выводу о наступлении сравнительно благоприятных условий для углубления интеграционных процессов с США, имея в виду тот факт, что эффективность канадских фирм стала приближаться к аналогичному показателю для американских. Возможная экономическая выгода после ликвидации таможенных барьеров была предварительно, скрупулезно подсчитана, в частности, для обрабатывающей и добывающей промышленности.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 160.