Признаки экономической интеграции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение

 

В последние десятилетия во всемирном хозяйстве происходят сложные процессы сближения и взаимопроникновения национальных хозяйств нескольких стран, направленные на создание единого хозяйственного организма и получившие название интеграции. Она пронизывает самые различные стороны экономической и политической жизни интегрирующихся стран.

Можно сказать, что при этом международные экономические взаимосвязи становятся настолько прочными, что происходит глубокое взаимопереплетение национальных процессов воспроизводства. [1]

Следует сказать, что все страны мира в течение долгих лет развивали экономическое сотрудничество на основе формального международного обобществления производства. И только вторая половина XX в. стала временем появления новых тенденций в области интернационализации производства. В этот период многие страны мира стали переходить от формального к новому периоду международного обобществления производства, который получил название интеграционного этапа. Необходимость этого шага была подготовлена всем ходом экономического развития.

Дело в том, что формальная интернационализация производства не всегда носит достаточно эффективный характер, а между тем вопросы экономической выгоды при вступлении стран в процесс международного разделения труда являются решающими. Так, в поисках повышения эффективности национального производства несколько стран Западной Европы организовали Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).

Цель курсовой работы – изучить процесс и интеграционные группировки, которые выступают как высшая форма проявления интернационализации хозяйственной жизни, как результат очень высокого уровня международного разделения труда и кооперационных связей.

Курс на интеграцию был порожден рядом актуальных экономических проблем, которые не могли быть решены странами ни в одиночку, ни на основе старой системы международного разделения труда.[2]

Актуальность курсовой работы заключена в том, экономическая интеграция рассматривается в качестве средства преодоления противоречия между необходимостью эффективного развития экономики каждой страны, участвующей во взаимном международном разделении труда, и ограниченными возможностями, которыми располагали отдельные страны региона для реализации этой неотложной экономической задачи.


Глава 1. Экономическая интеграция

 


Становление МЕРКОСУР

 

В наблюдающейся активизации интеграционных процессов в Южной Америке все более заметную роль играет МЕРКОСУР - Общий рынок стран Южного конуса, созданный в 1991 г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем и в короткий срок превратившийся в один из основных участников реальной региональной Интеграции. В настоящее время МЕРКОСУР - это крупнейший интегрированный рынок Латинской Америки, где сосредоточено 45% населения (более 200 млн. чел.), 50% совокупного ВВП (свыше 1 трлн. долл.), 40% прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли континента. Договором о создании МЕРКОСУР предусматривалась отмена всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами, т.е. создание ЗСТ в субрегионе к 31 декабря 1994 г.: свободное движение капиталов и рабочей силы, введение единого внешнего тарифа и образование таможенного союза, координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи в валютно-финансовой сфере, унифицированные правила функционирования свободных промышленных зон, единый порядок определения происхождения товаров. В результате предпринимаемых усилий взаимный товарооборот вырос с 3,5 млрд. долл. в 1991 г. до 11,5 млрд. долл. в 1995 году.[15]

Для руководства процессом интеграции в переходный период в конце 1994 г. были созданы Совет общего рынка (в составе министров иностранных дел). Группа общего рынка - исполнительный орган, функционирующий постоянно и имеющий административный секретариат со штаб-квартирой в Монтевидео, а также 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка и занимающихся вопросами торговли, таможенного регулирования, технических норм, валютно-финансовой политики, макроэкономической политики, наземного и морского транспорта, промышленной технологии, сельского хозяйства и энергетики.

Становление МЕРКОСУР не обходится без трудностей. Несмотря на поставленные цели, страны-члены этой группировки не сумели договориться к намеченному сроку (1 января 1995 г.) о полной отмене тарифов во внутрирегиональной торговле. Участники МЕРКОСУР условились временно на переходный период сохранить значительное число изъятий из общего режима, которые варьируются для каждой из четырех стран. В Частности, Уругвай получил право на наиболее обширный список временных исключений из беспошлинной торговли между странами-членами МЕРКОСУР - 950 позиций единой таможенной номенклатуры блока на срок до 2000 г., Аргентина - 221 позицию до 1999 г., Бразилия - 28 позиций до 1999 г., Парагвай - 272 позиции до 2000 г. Не удалось согласовать в предполагавшиеся сроки и единые внешние тарифы на импорт товаров из стран, не входящих в МЕРКОСУР. Тем не менее, сторонами согласован график, в соответствии с которым предполагается ежегодно равными долями снижать эти тарифы вплоть до их полной отмены в согласованные заново сроки.

Договор МЕРКОСУР предписывает отмену нетарифных ограничений, за исключением мер регулирования торговли вооружением, боевой техникой, боеприпасами, радиоактивными материалами, драгоценными металлами, а также рестриктивных мер, направленных на защиту здоровья и нравственности граждан, национального культурного достояния. Кроме того, сохраняется ряд нетарифных регулирующих мер, не имеющих ограничительного характера, которые подлежат упорядочению и гармонизации. Однако эта сложная и объемная работа, проводимая специальным комитетом МЕРКОСУР по нетарифным ограничениям, пока не завершена. В настоящее время Комиссия по торговле разрабатывает общий регламент по защите от демпинга.

Как и было условлено, с 1 января 1995 г. на внешних границах блока стали действовать общие таможенные тарифы (ОТТ) на импорт из третьих стран, охватывающие примерно 85% товарных позиций единой таможенной номенклатуры МЕРКОСУР. Их ставки варьируются от 2 до 20% стоимости товара. В отношении остальных 15% номенклатуры определен особый порядок формирования ОТТ: товары инвестиционного назначения - ставка ОТТ 14% с постепенным приведением в соответствие с ней национальных тарифов Аргентины и Бразилии до 2001 г., Парагвая и Уругвая - до 2006 г.; продукция информатики и телекоммуникаций - ставка ОТТ 16% до 2006 г. для всех четырех стран. Кроме того, за каждым из государств-членов МЕРКОСУР зарезервировано право на временные изъятия из режима ОТТ в целях наиболее адекватной адаптации так называемых уязвимых секторов экономики к новой конкурентной среде (действующие национальные тарифы на эти товары будут постепенно приведены в соответствие с согласованными ставками ОТТ). [16]

Процесс интеграции в МЕРКОСУР, несмотря на незавершенность становления таможенного союза в его классическом виде, является наиболее динамичным в регионе. Объем внутризонального экспорта в 1991-1995 годах вырос с 5,1 до 15,8 млрд. долл., т.е. более чем втрое, и составил почти половину экспорта стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Доля внутризональной торговли в товарообороте стран МЕРКОСУР со всем миром в 1994 г. повысилась до 19,3%, а в 1995 г. - до 22%. МЕРКОСУР оказал положительное воздействие на качественные показатели внешней торговли стран-членов, способствовал росту промышленного экспорта. В Бразилии 70% предпринимателей ведут деятельность в рамках этого рынка. В 1991-1995 годах внутризональный экспорт этой страны вырос более чем втрое, его доля в общем экспорте страны увеличилась с 7 до 15%. Аргентина реализует в рамках блока 30% своего экспорта (против 17% в 1991 г.), Уругвай и Парагвай - более 50%. Рост взаимной торговли способствовал экономическому росту в целом. Так ВВП Аргентины в 1992-1994 годах увеличивался на 8,7%, 6,1, 7,4% соответственно, а ВВП Бразилии - на 4,2%, 5,8, 4% соответственно. Несмотря на спад в экономике Аргентины и Уругвая, в 1995 г. зональная торговля расширялась.[17]

Необходимо отметить важность МЕРКОСУР как объединения, стабилизирующего экономики стран блока. Сдерживание инфляции осуществлялось увеличением импорта, регулирование тарифной политики способствовало торможению темпов экономического спада, например, в Аргентине и Бразилии.

Значительные успехи интеграции не означают отсутствия в объединении множества серьезных проблем. К ним следует отнести проблемы недостаточного развития транспортной инфраструктуры, вопросы валютного регулирования, унификации налогообложения, трудового законодательства. Большие трудности возникают в связи с так называемым распределением преимуществ интеграции, т.е. членством стран с разной мощностью национальных экономик. Появляются противоречия между развитием интеграционных процессов и собственно деликатными, уязвимыми отраслями, такими как строительная, мукомольная, сахарная, винодельческая. К числу болезненных отраслей при разделе рынков, относится также автомобильная отрасль. Сложные задачи стоят перед МЕРКОСУР в социальной сфере. Если предприниматели уже почувствовали позитивизм интеграции, то население стран-членов не вполне.

Перспективы интеграции в МЕРКОСУР в целом оцениваются большинством наблюдателей внутри субрегиона и за его пределами как благоприятные. Главные условия углубления и развития интеграции - укрепление экономической и финансовой стабильности блока. По мнению экспертов, взаимная торговля между странами МЕРКОСУР находится на самом пике. ЗСТ и таможенный союз, видимо, уже не смогут дать новый мощный импульс развитию связей. Эти формы интеграции в экстенсивном плане уже сыграли свою роль. Необходимо внедрение новых более прогрессивных форм сотрудничества на микроуровне. Для этого в рамках МЕРКОСУР предпринимаются меры организационного порядка, например, создание специального трибунала для разрешения торговых конфликтов между странами блока. Пока идет кулуарное обсуждение идеи о создании некоего наднационального органа по отслеживанию проблем и принятию решений. Однако процесс создания наднационального органа является вообще весьма сложным делом. Странам предстоит найти действенные рецепты по сочетанию рыночных механизмов с регулирующей деятельностью государства, учитывая специфику южноамериканского региона, в котором еще недавно насчитывалось достаточное количество авторитарных режимов. Вероятно, будут предприняты также меры по структурной перестройке экономики самих стран МЕРКОСУР.


Глава 3. НАФТА - Североамериканская зона свободной торговли


Заключение

 

Понятия "интеграция" и "международная интеграция" стали настолько расхожими, что, к сожалению, зачастую утрачивают свою сущностную основу. И политики, и ученые, и журналисты говорят об "интеграции стран в мировую экономику", "реинтеграции России в мировое хозяйство", даже об "интеграции России в Европу". Возникла настолько широкая интерпретация проблем интеграции в экономике, международных отношениях, что сам этот термин фактически перестает восприниматься как термин науки.[23]

Понятие международной экономической интеграции вошло в научный оборот в середине ХХ века для характеристики совершенно определенного нового явления в мировой экономике - межгосударственных экономических сообществ (в связи с образованием ЕЭС - Европейского Экономического Сообщества).

По своей сути интеграция в сфере международных экономических отношений представляет собой одну из основных форм и стадий исторического процесса интернационализации хозяйственной жизни и с позиций теоретического его осмысления должна рассматриваться только в данном качестве (как это и происходило первоначально, пока популярный термин не стал использоваться в самых разных вариантах).

Международная экономическая интеграция по ее сущностным признакам не может быть ничем иным, как: во-первых, добровольным межгосударственным образованием, при котором экономические ресурсы суверенных стран объединяются для совместного решения отдельных экономических, гуманитарных, оборонных задач; во-вторых, организацией, обеспечивающей решение совместно определяемых задач на основе развития товарно-денежных отношений и практики межгосударственного программирования; в-третьих, таким объединением, в котором ряд функций управления постепенно переходит к общим органам, что предполагает определенное ограничение государственного суверенитета.

Углубление международной экономической интеграции (изменение в ее формах, системе управления и т.д.) обусловлено развитием мирового хозяйства в ходе интернационализации хозяйственной жизни.

В этой связи в экономической науке необходимы четкие позиции и при трактовке понятия "мировое хозяйство" ("мировая экономика"), и при определении стадий развития интернационализации хозяйственной жизни.



Список литературы

 

 

1. Дэниелс Джон Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции, гл. 10. М., 2001

2. Крылатых Э., Строкова О. Региональные торговые соглашения в рамках ВТО и аграрный рынок СНГ. – Мировая экономика и международные отношения. 2003, № 3

3. Международные экономические отношения. Интеграция:Учебн. Пособие для вузов/ Ю.А.Щербанин, К.Л.Рожков, В.Е.Рыбалкин, Г.Фишер.-М.:Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1997

4. Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. М.,1994

5. Семенов К.А. Международная экономическая интеграция. М., Юристъ-Гардарика, 2001

6. Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. Учебное пособие. М., Анкил, 2002

7. Шишков Ю. НАФТА: истоки, надежды, перспективы // МЭ и МО. 1994. № 11.( на примере АСЕАН).-М.: Наука, 2000.

8. Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М., 2001

 

 


[1] Дэниелс Джон Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции, гл. 10. М., 2001 С. 95

 

[2] Дэниелс Джон Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции, гл. 10. М., 2001 С. 114

 

[3] Международные экономические отношения. Интеграция:Учебн. Пособие для вузов/ Ю.А.Щербанин, К.Л.Рожков, В.Е.Рыбалкин, Г.Фишер.-М.:Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1997 С. 76

 

[4] Международные экономические отношения. Интеграция:Учебн. Пособие для вузов/ Ю.А.Щербанин, К.Л.Рожков, В.Е.Рыбалкин, Г.Фишер.-М.:Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1997 С. 117

 

[5] Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М., 2001 С. 265

 

[6] Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М., 2001 С. 276-281

 

[7] Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М., 2001 С. 241

 

[8] Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. Учебное пособие. М., Анкил, 2002 С. 92

 

[9] Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М., 2001 С. 267

 

[10] Семенов К.А. Международная экономическая интеграция. М., Юристъ-Гардарика, 2001 С. 132

 

[11] Семенов К.А. Международная экономическая интеграция. М., Юристъ-Гардарика, 2001С. 118

 

[12] Семенов К.А. Международная экономическая интеграция. М., Юристъ-Гардарика, 2001 С. 165

 

[13] Шишков Ю. НАФТА: истоки, надежды, перспективы // МЭ и МО. 1994. № 11.( на примере АСЕАН).-М.: Наука, 2000. С. 85

 

[14] Шишков Ю. НАФТА: истоки, надежды, перспективы // МЭ и МО. 1994. № 11.( на примере АСЕАН).-М.: Наука, 2000. С. 91

 

[15] Семенов К.А. Международная экономическая интеграция. М., Юристъ-Гардарика, 2001 С. 276

 

[16] Семенов К.А. Международная экономическая интеграция. М., Юристъ-Гардарика, 2001 С. 283

 

[17] Семенов К.А. Международная экономическая интеграция. М., Юристъ-Гардарика, 2001 С. 291

 

[18] Шишков Ю. НАФТА: истоки, надежды, перспективы // МЭ и МО. 1994. № 11.( на примере АСЕАН).-М.: Наука, 2000. С. 176

 

[19] Шишков Ю. НАФТА: истоки, надежды, перспективы // МЭ и МО. 1994. № 11.( на примере АСЕАН).-М.: Наука, 2000. С. 189

 

[20] Шишков Ю. НАФТА: истоки, надежды, перспективы // МЭ и МО. 1994. № 11.( на примере АСЕАН).-М.: Наука, 2000. С. 211

 

[21] Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. Учебное пособие. М., Анкил, 2002 С. 317

 

[22] Харламова В.Н. Международная экономическая интеграция. Учебное пособие. М., Анкил, 2002 С. 318

 

[23] Международные экономические отношения. Интеграция:Учебн. Пособие для вузов/ Ю.А.Щербанин, К.Л.Рожков, В.Е.Рыбалкин, Г.Фишер.-М.:Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1997 С. 216

 


Введение

 

В последние десятилетия во всемирном хозяйстве происходят сложные процессы сближения и взаимопроникновения национальных хозяйств нескольких стран, направленные на создание единого хозяйственного организма и получившие название интеграции. Она пронизывает самые различные стороны экономической и политической жизни интегрирующихся стран.

Можно сказать, что при этом международные экономические взаимосвязи становятся настолько прочными, что происходит глубокое взаимопереплетение национальных процессов воспроизводства. [1]

Следует сказать, что все страны мира в течение долгих лет развивали экономическое сотрудничество на основе формального международного обобществления производства. И только вторая половина XX в. стала временем появления новых тенденций в области интернационализации производства. В этот период многие страны мира стали переходить от формального к новому периоду международного обобществления производства, который получил название интеграционного этапа. Необходимость этого шага была подготовлена всем ходом экономического развития.

Дело в том, что формальная интернационализация производства не всегда носит достаточно эффективный характер, а между тем вопросы экономической выгоды при вступлении стран в процесс международного разделения труда являются решающими. Так, в поисках повышения эффективности национального производства несколько стран Западной Европы организовали Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).

Цель курсовой работы – изучить процесс и интеграционные группировки, которые выступают как высшая форма проявления интернационализации хозяйственной жизни, как результат очень высокого уровня международного разделения труда и кооперационных связей.

Курс на интеграцию был порожден рядом актуальных экономических проблем, которые не могли быть решены странами ни в одиночку, ни на основе старой системы международного разделения труда.[2]

Актуальность курсовой работы заключена в том, экономическая интеграция рассматривается в качестве средства преодоления противоречия между необходимостью эффективного развития экономики каждой страны, участвующей во взаимном международном разделении труда, и ограниченными возможностями, которыми располагали отдельные страны региона для реализации этой неотложной экономической задачи.


Глава 1. Экономическая интеграция

 


Признаки экономической интеграции

Экономическая интеграция представляет собой обобществление производства на международном уровне посредством сознательного регулирования правительствами участвующих в ней стран взаимного разделения труда и международной производственной кооперации.[3] Такого рода обобществление находит свое выражение в повышении эффективности производства каждой страны до примерно усредненного уровня в масштабах регионального сообщества государств и формировании оптимальной структуры их национальной экономики.

Принципиальная разница между участниками экономической интеграции и не интегрирующимися, но сотрудничающими с ними государствами состоит в том, что первые ставят задачу повышения эффективности функционирующих предприятий до высокого уровня, как на своей территории, так и во всем интегрирующемся содружестве, в то время как вторые заботятся о своих индивидуальных интересах и не являются союзными или договорными партнерами по повышению эффективности во всей группе сотрудничающих государств. Аутсайдеры не берут на себя никаких обязательств по перестройке всей структуры своей экономики, по доведению затрат ресурсов до определенного установленного уровня и других экономических показателей, которые являются признаком интегрирующегося коллектива государств. Вот почему, хотя страны Западной Европы и не представляют изолированной организации, но, вступив на путь интеграции, они должны действовать обособленно в определенном смысле слова. Предполагается, что эти государства будут сотрудничать не просто на основе развития международного разделения труда и международной производственной кооперации, но на базе развития этих кардинальных путей обобществления международного производства в направлении скорейшего повышения производительности труда, роста эффективности производства во всех странах сообщества. Изоляции от мира не было, но определенное экономическое обособление налицо.

Следует отметить, что интеграция характеризуется некоторыми существенными признаками, которые в совокупности отличают её от других форм экономического взаимодействия стран: [4]

· взаимопроникновением и переплетением национальных производственных процессов;

· широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, науки технике на основе наиболее прогрессивных и глубоких их форм;

· глубокими структурными изменениями в экономике стран-участниц;

· необходимостью в целенаправленном регулировании интеграционного процесса, разработке скоординированной экономической стратегии и политики;

· региональностью пространственных масштабов интеграции. Интеграция носит по преимуществу региональный характер, что связано с неравномерностью интернационализации производства, а также с тем, что предпосылки для интеграции складываются в первую очередь в тех регионах, где наиболее тесны хозяйственные связи и в наибольшей степени вызревают её объективные и субъективные факторы.

С экономических позиций объективный фактор международной хозяйственной интеграции - обеспечение лучших условий применения ограниченных ресурсов (естественных и обретенных).

Можно констатировать, что в современных условиях международная экономическая интеграция - логический, закономерный результат транснационализации микроэкономических и макроэкономических процессов. При этом последняя встраивается в рыночные принципы мирохозяйственных отношений.

 

Таблица 1. КРУПНЕЙШИЕ СОВРЕМЕННЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН [5]

Название и дата основания Состав

Интеграционные организации Латинской Америки

Латиноамериканская зона свободной торговли (LAFTA) – с 1960 11 стран – Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор
Карибское сообщество (CARICOM) – с 1967 13 стран – Антигуа и Барбуда, Багамы, Барбадос, Белиз, Доминика, Гайана, Гренада и др.
Андская группа (Andian Group) – с 1969 5 стран – Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор
Общий рынок стран Южного Конуса (MERCOSUR) – c 1991 4 страны – Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай

Интеграционные объединения Азии

Организация экономического сотрудничества (ECO) – с 1964 10 стран – Афганистан, Азербайджан, Иран, Казахстан, Киргизстан, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (ASEAN) – с 1967 6 стран – Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины
Экономическое сообщество БИМСТ (BIMST-EC) – c 1998 5 стран – Бангладеш, Индия, Мьянма, Шри-Ланка, Таиланд

Интеграционные объединения Африки

Восточноафриканское сообщество (EAC) – с 1967, повторно с 1993 3 страны – Кения, Танзания, Уганда
Экономическое сообщество западноафриканских государств (ECOWAS) – с 1975 15 стран – Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея Бисау и др.
Общий рынок Восточной и Южной Африки (COMESA) – с 1982 19 стран – Ангола, Бурунди, Заир, Замбия, Зимбабве, Кения, Коморы, Лесото, Мадагаскар, Малави и др.
Союз арабского Магриба (UMA) – с 1989 5 стран – Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис

 

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 200.