Сравнительный подход - совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с аналогичными объектами, в отношении которых имеется информация о ценах сделок с ними;
В рамках данного подхода используются далее описанные методы оценки.
Метод рынка капитала, который базируется на ценах, реально выплаченных за акции сходных компаний на фондовых рынках. Данные о сопоставимых предприятиях при использовании соответствующих корректировок могут послужить ориентирами для определения стоимости оцениваемого предприятия. Преимущество данного метода заключается в использовании фактической информации, а не прогнозных данных, имеющих известную неопределенность.
Метод сделок (продаж) является частным случаем метода рынка капитала. Основан на ценах приобретения целых аналогичных предприятий либо контрольных пакетов. Метод определяет уровень стоимости контрольного пакета акций, позволяющего полностью управлять предприятием.
Метод отраслевых соотношений основан на рекомендуемых соотношениях между ценой и определенными финансовыми параметрами. Отраслевые коэффициенты рассчитываются на основе длительных статистических наблюдений специальными исследовательскими институтами. Метод отраслевых коэффициентов пока не получил достаточного распространения в отечественной практике в связи с отсутствием необходимой информации, требующей длительного периода наблюдения.
Практика применения подхода компании-аналога предполагает определенную последовательность этапов и выполнение стандартных процедур.
Начальный этап - получение финансовой отчетности оцениваемой компании за репрезентативный период. Длительность репрезентативного периода в каждом конкретном случае определяется индивидуально, но общее требование - он должен охватывать период деятельности предприятия, чтобы: выявить существующие в его развитии закономерности и тенденции. Как правило, продолжительность анализируемого периода от 2 до 5 лет. Следующий этап - трансформация, нормализация финансовой отчетности оцениваемой компании и ее анализ. Именно в трансформированной форме имеется финансовая информация по компаниям, которые могут выступать в качестве сопоставимых. Поиск и подбор сопоставимых компаний - ключевой момент при использовании данного подхода. Выбор действительно сопоставимых компаний является одним из наиболее сложных этапов в применении этого метода. При выборе компаний по указанным критериям важным является наличие финансовой отчётности отобранных компаний. Обычно в качестве компаний, используемых для составления с оцениваемой, предпочтительнее использовать данные по национальному рынку. Но в случае отсутствия данных или их недостаточного количества поиск необходимо проводить в глобальном масштабе.
В результате рассмотренных выше подходов оценки стоимости бизнеса можно выявить преимущества и недостатки методов оценки (табл. 1).
Таблица 1
Подход | Преимущества | Недостатки |
Затратный | *Учитывает влияние производственно - хозяйственных факторов на изменение стоимости активов. * Дает оценку уровня развития технологии с учетом степени износа активов. * Обоснованность результатов, т.к. расчеты опираются на финансовые и учетные документы | * Отсутствуют связи с настоящими и будущими результатами деятельности предприятия. *Не учитывает рыночную ситуацию на дату оценки. * Не учитывает перспективы развития предприятия. *Статичен. *Не учитывает риски. * Отражает прошлую стоимость. |
Доходный | * Учитывает будущие изменения доходов, расходов. * Учитывает уровень риска (через ставку дисконта). * Учитывает интересы Инвестора. | * Сложность прогнозирования будущих результатов и затрат. * Возможно несколько норм доходности, что затрудняет принятие решения. * Не учитывает конъюнктуру рынка. * Трудоемкость расчетов |
Рыночный | * Базируется на реальных рыночных данных. * Отражает существующую практику продаж и покупок. * Учитывает влияние отраслевых (региональных) факторов на цену акций предприятия. | *Не достаточно четко характеризует особенности организационной, технической, финансовой подготовки предприятия. *В расчет принимается только ретроспективная информация. * Требует внесения множества поправок в анализируемую информацию. * Не принимает во внимание будущие ожидания инвесторов |
Дата: 2019-05-29, просмотров: 210.