В российской практике экономических реформ долгосрочными целями являются политическая свобода, экономическая эффективность и значительная степень равенства экономической власти. Для достижения подобных целей целесообразно опираться на косвенные методы регулирования экономики со стороны государства. Они заключаются в проведении следующих преобразований в денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политике:
– реформа денежной и банковской системы для исключения как частного «создания» или «уничтожения» денег, так и регулирования их количества со стороны Центрального банка;
– политика определения размеров государственных расходов на товары и услуги на основе готовности общества платить за общественные услуги;
– заранее устанавливаемая программа трансфертных расходов;
– прогрессивная система налогообложения, опирающаяся преимущественно на подоходный налог.
Развитию российской экономики даётся немало прогнозов. Эксперты МВФ полагают, что денежно-кредитная политика в нынешней России должна стать более жёсткой. Что касается налоговой политики, то пока сильно циклическое давление на экономику, она не может быть ослаблена. Снижение налоговой нагрузки и, в первую очередь снижение ставки НДС, столь важное для иностранных инвесторов, по мнению экспертов, повысит уровень инвестиций в России. Напрямую с недостатком инвестиций связаны ограниченные производственные мощности, которые по прогнозам МВФ будут негативно сказываться на развитии российской экономики. Тенденции мировой экономики, ведущие к её дестабилизации, оказывают влияние и на Россию. Они вызваны серьёзными изменениями динамики платёжных балансов: одни страны сберегают деньги, другие предпочитают их тратить. Более того, меняются цены на различные группы товаров: с одной стороны повышаются цены на нефть, с другой – дешевеет продукция обрабатывающих отраслей. Положительное сальдо платёжного и торгового балансов вместе с ростом внутреннего потребления, более быстрый рост зарплат на фоне замедления производительности труда, могут привести к ограничению по производительным мощностям.
В последнее десятилетие экономический рост России обеспечивали экспорт и потребительский спрос. На высоком уровне сохранялся рост частных инвестиций и ещё имеется резерв для налоговых послаблений. Рост экономики отразился на уровне жизни населения, что наглядно демонстрируется в Таблице 2.
Таблица 2 – Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения
1995 | 2000 | 2005 | 2006 | |
Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб. (1995 г. – тыс. руб.) | 515,9 | 2281,1 | 8111,9 | 10182,6 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году | 85,0 | 112,0 | 112,4 | 113,3 |
Ежемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике, руб. (1995 г. – тыс. руб.) | 472,4 | 2223,4 | 8554,9 | 10633,9 |
Реальная начисленная заработная плата, в процентах к предыдущему году | 72,0 | 120,9 | 112,6 | 113,3 |
Средний размер назначенных месячных пенсий), руб. (1995 г. – тыс. руб.) | 188,1 | 694,3 | 2364,0 | 2726,1 |
Реальный размер назначенных месячных пенсий), в процентах к предыдущему году | 80,5 | 128,0 | 109,6 | 105,1 |
Величина прожиточного минимума) (в среднем на душу населения) руб. в месяц (1995 г. – тыс. руб.) | 264,1 | 1210 | 3018 | 3422 |
в процентах к предыдущему году | в 3,1 р. | 120,0) | 118,6) | 113,4 |
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума: | ||||
млн. человек | 36,5 | 42,3 | 25,2 | 21,6 |
в процентах от общей численности населения | 24,8 | 29,0 | 17,7 | 15,3 |
в процентах к предыдущему году | 110,9 | 84,9) | 82,9) | 85,7 |
Соотношение с величиной прожиточного минимума), процентов: | ||||
среднедушевых денежных доходов | 195 | 189 | 269 | 298 |
среднемесячной номинальной начисленной заработной платы | 159 | 168 | 263 | 288 |
среднего размера назначенных месячных пенсий | 101 | 76 | 98 | 100 |
Коэффициент дифференциации доходов в разах | 13,5 | 13,9 | 14,9 | 15,3 |
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) | 0,387 | 0,395 | 0,406 | 0,410 |
Однако, в последние годы, начинает всё больше проявляться тенденция к снижению объёмов экспорта и замедлению темпов роста уровня потребления. По подсчётам Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН, рост ВВП России на протяжении 2007–2030 годов замедлится до 4,4–5,2%. Это означает, что существует необходимость увеличивать суммарный объём инвестиций в основной капитал (с нынешних 18% ВВП до 30–35% ВВП), что напрямую зависит от улучшения делового климата. В Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 г. планировалось увеличить в 2007 г. чистый приток иностранного капитала в РФ, который должен составить 70 млрд. долл. По данным «Росстата», объём инвестиций в основной капитал в 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличился на 23,1%.
Отчёт об анализе экономики России МВФ за 2007 г., сделанный на основе статистических отчётов и докладов российских экономических ведомств, показал противоречивые результаты. Нехватка мощностей и рабочей силы стимулирует внутренний спрос и создаёт устойчивую базу для развития промышленности. Темпы роста ВВП России продолжают оставаться высокими: за 5 месяцев 2007 г. рост составил 7,7%, в мае – 7,9%. Однако, на фоне роста ВВП на стабильном уровне около 7–8%, происходит увеличение бюджетных расходов и усиление государственного вмешательства в экономику, что может угрожать стабильности в будущем (особенно если упадут цены на нефть). Возрастут расходы федерального бюджета в связи с реализаций национальных проектов и инновационных программ в сфере начального и среднего профобразования в 2008–2009 гг. Затраты составят по 1,8 млрд. руб. в год. Положительную динамику роста ВВП замедляет также высокий показатель инфляции, которая в России в 2007 г. составила 11%.
Несмотря на то, что российская экономика в наши дни переживает период стремительного роста и прогнозы на ближайшую перспективу по оценкам отечественных и международных специалистов достаточно благоприятны, не стоит забывать о текущих проблемах. Они указывают на необходимость соблюдать баланс между рыночным и правительственным регулированием. В противном случае помощь государства может негативно сказаться на формировании рынков, а в свою очередь самостоятельное развитие рынков вызовет глубокие социальные проблемы. В настоящее время любой шаг в сторону тотального контроля различных рынков или обеспечения их полной автономии не может повлечь за собой каких-либо крупных социально-экономических последствий. Однако по мере своего развития российское общество может столкнуться с необратимыми для себя результатами.
Заключение
В современных условиях глобальной конкуренции национальных экономик Россия занимает не последнее место. Однако российская экономика из-за неразвитого производства не может предложить на мировом рынке практически ничего кроме ценных природных ресурсов, а распределение прибыли от их продажи происходит неравномерно. Вместе с тем, государство и общество ставит своей целью достижение максимально возможного уровня производства и занятости, роста благосостояния населения.
Как показывает опыт развитых стран, чтобы приблизиться к «общественному благосостоянию» необходимо наличие полноценного самостоятельного рыночного механизма, в котором государство ограничивается лишь созданием условий, в пределах которых хозяйственные субъекты должны сами уметь находить наиболее рациональные для себя решения. При этом государство должно сокращать прямое воздействие на экономику в пользу косвенных методов.
Важно осознавать, что правительство не может самостоятельно должным образом ограничивать своё воздействие на экономику. Оказывать влияние на экономическую политику могут непосредственно граждане, но только в условиях существования в стране сформировавшегося и устойчивого гражданского общества. Члены такого общества, как правило, делают всё для того, чтобы достичь роста своего благосостояния и понимают его не как результат действий правительства, а как итог собственных усилий. Наряду с овладением институциональными идеями исторически у россиян отсутствуют внутренние материальные стимулы к труду. В немалой степени это обусловлено устаревшим восприятием такого внешнего фактора как государство. В условиях создания рыночной экономики должен сложиться новый тип внешнего контроля экономического поведения со стороны института конкуренции, который в полной мере будет сочетаться с самоконтролем.
Недостаточная зрелость рыночных отношений, трудности переходного периода и нахождение России преимущественно на индустриальной стадии развития определяют структуру и очерёдность выбираемых целей, отличную от западных стран. В первой половине 90-х гг. XX в. наиболее важные задачи стояли в области финансовой стабилизации, преодоления инфляции. В конце 90-х гг. XX в. – начале XXI в. эпицентр целевых ориентиров сместился в сторону стимулирования инвестиционной активности субъектов экономики. Существуют расхождения между прогнозными показателями и результатами выполнения среднесрочных программ. Это можно объяснить несовершенством действующего законодательства, отсутствием механизмов эффективного контроля над осуществлением программ, недостаточной проработкой процедурных вопросов, нечёткостью понятий.
Таким образом, более чёткое решение институциональных задач может дать возможность не только определять целевые ориентиры, отслеживать процесс их выполнения, но и определять тот оптимум, который необходимо поддерживать между институтом рынка в условиях трансформируемой экономики.
Дата: 2019-05-29, просмотров: 167.